Типы и назначение обводного ролика ремня ГРМ

В современных автомобилях газораспределительный механизм (ГРМ) работает благодаря ременному приводу. Для корректной работы ГРМ важно, чтобы ремень находился в правильном положении и сохранял его на протяжении всего времени работы. Эта задача доверена обводному ролику, который мы подробно обсудим в нашей статье, рассматривая его предназначение, конструкцию и нюансы обслуживания.

Коротко о главном
  • Обводной ролик ремня ГРМ обеспечивает правильное натяжение и направление ремня.
  • Существует несколько видов обводных роликов: статические и подвижные, с подшипниками и без.
  • Ролики могут быть выполнены из различных материалов, включая металл и пластик, в зависимости от приложения.
  • Функции обводного ролика включают уменьшение износа ремня и предотвращение его проскальзывания.
  • Регулярная проверка состояния обводного ролика важна для предотвращения поломок в системе ГРМ.

Функции обводного ролика ремня ГРМ

Обводной ролик, также известный как промежуточный, опорный или паразитный, представляет собой элемент ременного привода ГРМ, который помогает переправлять ремень в определенных точках, являясь свободно вращающимся шкивом небольшого диаметра.

Функции данной детали заключаются в следующем:

  • изменение направления движения ремня, что позволяет поворачивать его в зависимости от расположения смежных шкивов и валов;
  • гашение вибраций ремня, особенно при его длительной длине;
  • поддержание устойчивости ремня во время эксплуатации, предотвращая его соскальзывание и резонанс;
  • снижение общего уровня шума, возникающего в механизме ГРМ.

Как правило, в приводе газораспределительного механизма имеется один обводной ролик, но встречаются конструкции с двумя роликами. Также существуют современные маломощные двигатели, у которых обводные ролики отсутствуют вовсе. Важно помнить, что обводной ролик не следует путать с натяжным, который предназначен для обеспечения необходимого натяжения ремня, предотвращая его проскальзывание и минимизируя риск поломки двигателя. Натяжной ролик также может выполнять функции обводного.

Виды и устройство обводных роликов ремня ГРМ

Конструкция всех типов обводных роликов в основном одинакова. Они включают радиальный подшипник, который воспринимает только радиальные нагрузки, а также шкив, который устанавливается на внешнем кольце подшипника. Используются как шариковые, так и роликовые подшипники, которые могут быть одно- или двухрядными. Поверхность подшипника защищена от загрязнений металлическим колпаком или втулкой. Шкив неразборной, он может быть изготовлен из металла путем штамповки или из пластика методом литья. Размеры шкива (ширина и диаметр) зависят от типа мотора.

Материалы, используемые для шкива, могут быть следующими:

  • стальная конструкция или алюминиевый сплав;
  • пластик.

В настоящее время пластиковые изделия являются более распространенными. Они более доступные по цене, легче и вызывают меньше шума в процессе работы, что также снижает общий вес ГРМ. Пластиковые ролики имеют длительный срок службы и могут без проблем прослужить целый сезон между заменами ремня. Металлические обводные ролики чаще используются в более мощных и нагруженных двигателях, где надежность работы ГРМ является критически важной независимо от условий работы.

Различия между обводными роликами касаются типа рабочей поверхности шкива:

  • с гладкой поверхностью;

в этом варианте дорожка не имеет неровностей;

с рифленой поверхностью;

на такой дорожке присутствуют неглубокие продольные канавки, что снижает площадь контакта шкива с ремнем;

с зубчатой поверхностью;

здесь дорожка имеет поперечные зубцы.

Зубчатые ролики делают только из металла (сталь или алюминиевые сплавы), в то время как гладкие и рифленые шкивы могут быть и пластиковыми. Рифленые и гладкие шкивы взаимодействуют с гладкой (изнаночной) стороной ремня, тогда как зубчатые элементы устанавливаются с рабочей стороны ремня, что требует их взаимодействия с зубчатой поверхностью. Замена одного типа роликов на другой нежелательна, поскольку это может отрицательно повлиять на работу всего ГРМ и повредить двигатель.

Шкивы различаются не только по поверхности, но и могут быть:

  • с упорными буртиками;
  • без упорных буртиков.

На шкиве с буртиками (который может находиться с одной или двух сторон) есть элементы, препятствующие соскальзыванию ремня. Буртики на зубчатых роликах обычно представляют собой съемные детали, которые устанавливаются во время монтажа. В остальных случаях буртики неразрывно соединены со шкивом на этапе его производства.

Монтаж обводных роликов на двигатель может происходить:

  • через специальный кронштейн;
  • непосредственно на блок двигателя.

Если используется прямой монтаж, ролик фиксируется с помощью подшипника, упирающегося в площадку блока, и затем прикрепляется болтом с шайбой большого диаметра. При использовании кронштейна он крепится к блоку с помощью нескольких болтов, а затем к нему монтируется ролик.

Типы и причины неисправностей обводных роликов ремня ГРМ

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Обводные ролики ремня ГРМ являются важными компонентами в системе газораспределения автомобиля. Их основная функция заключается в поддержании правильного натяжения ремня и обеспечении его корректного движения по направляющим. В зависимости от конструкции двигателя и системы ГРМ обводные ролики могут быть как статическими, так и подвижными, что позволяет оптимизировать работу ременного привода и снижать нагрузку на другие элементы, такие как водяной насос или генератор.

Существует несколько видов обводных роликов, наиболее распространенными из которых являются ролики с шарикоподшипниками и ролики со встроенными натяжителями. Ролики с шарикоподшипниками обеспечивают высокую степень надежности и долговечности, так как они способны выдерживать значительные нагрузки и минимизировать трение. Ролики со встроенными натяжителями, как правило, более компактны и позволяют настроить натяжение ремня автоматически, что упрощает процесс установки и обслуживания.

Помимо основных функций, обводные ролики также играют важную роль в снижении уровня шума и вибрации в двигателе. Качественные ролики помогают поддерживать стабильную работу ремня ГРМ и, следовательно, всего газораспределительного механизма. Это особенно актуально для современных автомобилей, где шумоизоляция и комфорт водителя имеют первостепенное значение. Поэтому, при выборе обводного ролика важно обращать внимание на его качество и совместимость с конкретной моторной системой, что в конечном итоге влияет на общую надежность и работоспособность автомобиля.

Проверка работы обводных роликов обычно не требует специального оборудования и достаточно проста.

Поломка обводных роликов ГРМ может проявляться следующими симптомами:

  • увеличенный шум;
  • протечка смазки, износ уплотнителей;
  • наличие люфта;
  • перегрев роликов во время работы;
  • механические повреждения ремня и роликов;
  • в дизельных двигателях — выраженная вибрация;
  • если имеется автоматическая система натяжения — изношенные пружины.

Причины неисправностей обводных и натяжных роликов газораспределительных механизмов разнообразны, но основные из них следующие:

  • загрязнение элементов;
  • повреждение шкива, вызванное попаданием постороннего предмета;
  • повреждение направляющей шкива при неправильном монтаже;
  • неправильное натяжение ремня;
  • сдвиг ремня из-за ошибок при установке.

Чтобы обеспечить долговечность ГРМ, придерживайтесь рекомендаций специалистов во время его установки:

  • устанавливайте элементы механизма в соответствии с инструкцией;
  • вынимайте обводной ролик из упаковки только перед непосредственной установкой;
  • избегайте ударов по ролику во время монтажа;
  • натягивайте ремень, придерживаясь характеристик двигателя;
  • измеряйте натяжение ремня специализированным инструментом;
  • поддерживайте детали в чистоте;
  • используйте защитные оболочки, совместимые с вашим автомобилем;
  • отбраковывайте поврежденные или неисправные обводные ролики;
  • не используйте восстановленные или б/у детали.

Неисправность ГРМ или одного из его компонентов может не только сильно ударить по кошельку владельца автомобиля, но и испортить репутацию автосервиса, повлекшая за собой финансовые потери. К примеру, восстановление двигателя, поврежденного из-за разрыва ремня ГРМ, может стоить клиенту от 500 до 7000 евро, эту сумму в случае гарантийного ремонта несет автосервис.

Компания SKF, один из ведущих производителей газораспределительных механизмов, настоятельно рекомендует при ремонте заменять все элементы ГРМ. Для этого фирма предлагает специальные комплекты с необходимыми запчастями для ГРМ и приводных механизмов, включая обводные ролики, ремни и натяжные роликовые элементы, а также водяной насос.

Лучшие производители роликов для ремня ГРМ

  1. DAYCO

    Эта компания представляет широкую линейку запчастей, включая обводные ролики для ГРМ и натяжные элементы, которые могут использоваться на всех современных автомобилях ВАЗ (Гранта, Приора, Веста и другие). Продукция этой фирмы пользуется стабильным спросом благодаря сочетанию высокого качества и доступных цен. Конкурентоспособные цены часто становятся решающими для российских автомобилистов.

    Компания предоставляет гарантию на качество своих обводных и натяжных роликов для ГРМ. Чтобы воспользоваться гарантией, при покупке следует оформить соответствующую документацию и установить детали в сертифицированном автосервисе. Это также помогает избежать покупки подделок, которые часто встречаются на российском рынке.

  2. INA

    Число подделок продукции конкретной марки свидетельствует о ее популярности в регионе. Таковой является немецкий производитель, который предлагает множество запчастей для ремонта и обслуживания автомобилей. Компания развивается и на данный момент имеет 39 современных заводов по всему миру.

Продукция известных автомобильных брендов, таких как Volkswagen, Audi и Mercedes-Benz, характеризуется высокой ликвидностью. На протяжении всего времени продаж на российском рынке не было случаев обнаружения производственного брака. Натяжные и обводные ролики для ремня ГРМ, которые также можно приобрести и установить на последние модели отечественных автомобилей ВАЗ, обеспечивают двигателям надежную и долгосрочную эксплуатацию. Они имеют большой запас прочности и могут использоваться в течение 100 тысяч километров без необходимости замены.

  • SKF

    Компания превратилась в международную корпорацию, которая имеет свыше 10 000 филиалов по всему миру. Она успешно удовлетворяет 85% потребностей европейского автомобилестроения в запчастях благодаря высококачественной продукции и продуманной логистике. Популярность товаров SKF возрастает и среди российских автомобилистов. На данный момент в наличии 32 завода по всему миру, в том числе и в России. Контроль качества строго соблюдается на каждом этапе — начиная от проверки сырья для производства. Оригинальные изделия уникальны благодаря фирменной маркировке, включая информацию о стране производства, что помогает отличать их от подделок.

    В особом внимании нуждаются и автомобили, производимые на Волжском автозаводе, для которых компания разрабатывает натяжные и обводные ролики ремня ГРМ. Эти элементы гарантируют надежную работу двигателя на протяжении всего его срока службы. Особое внимание уделяется качеству подшипников обводных роликов, что позволяет менять только натяжной ролик во время очередного технического обслуживания, оставляя обводной нетронутым до следующей проверки.

  • TRIALLI

    Итальянская компания выпускает комплектующие для ГРМ, ориентированные на российский автопром, включая модели Лада Приора, Лада Веста и другие автомобили ВАЗ. Эти товары позволяют безопасно эксплуатировать двигатель в течение заявленного времени службы. Несмотря на популярность, бренд страдает от распространения недорогих подделок, которые могут причинить значительные убытки автовладельцам. Например, разрыв ремня ГРМ в двигателе Приоры зачастую приводит к повреждению клапанов.

    Оригинальные товары отличаются высоким качеством и постоянно обновляются благодаря работе конструкторского бюро Trialli, что способствует увеличению срока службы этих изделий. Прежде чем попасть на рынок, вся продукция проходит геометрический контроль и проверку заводских характеристик. Гарантия на высокое качество продукции подтверждается подписанием гарантийного талона в момент покупки.

  • GATES

    Компания занимает одну из ведущих позиций среди производителей автомобильных запчастей. Заводы Gates расположены по всей территории Европы, а главный офис находится в Бельгии. Производственный процесс полностью автоматизирован и оснащен современным высокоточным оборудованием, что обеспечивает превосходное качество продукции. Это особенно актуально для натяжных и обводных роликов ремня ГРМ, где экономия на качестве недопустима, поскольку это напрямую влияет на функциональность мотора. Компания тщательно выбирает своих поставщиков сырья, сотрудничая только с надежными партнерами.

    Репутация компании базируется не только на высоком качестве изделий, но и на постоянном информировании сотрудников сервисных станций. Сертифицированные специалисты обладают всеми необходимыми знаниями для правильного применения новых технологий компании, что помогает свести жалобы автовладельцев к минимуму. К сожалению, как и у других лидеров рынка, существует множество подделок, качество которых оставляет желать лучшего по сравнению с оригинальными изделиями Gates.

  • Вопросы по теме

    Какие признаки указывают на необходимость замены обводного ролика ремня ГРМ?

    Основными признаками, указывающими на необходимость замены обводного ролика, являются нестабильная работа двигателя, звуки скольжения или трения в области ремня ГРМ, а также заметная потеря натяжения ремня. Также следует обратить внимание на наличие утечек масла или посторонних загрязнений вокруг ролика. Если вы заметили любое из этих проявлений, рекомендуется немедленно провести диагностику.

    Почему использование качественных обводных роликов имеет значение?

    Качественные обводные ролики изготавливаются из более прочных материалов и проходят строгий контроль на этапе производства. Это гарантирует их долговечность, уменьшает риск поломки и повышает стабильность работы всего механизма ГРМ. Использование некачественных или дешевых аналогов может привести к преждевременному выходу из строя ролика, что, в свою очередь, может привести к серьезным повреждениям двигателя и необходимости дорогостоящего ремонта. Как правило, такие ролики имеют гарантии от производителей, что также является дополнительным подтверждением их надежности.

    Как влияет обводной ролик на общую работу системы газораспределения?

    Обводной ролик играет ключевую роль в оптимизации работы системы газораспределения. Он обеспечивает правильное натяжение ремня ГРМ, что позволяет поддерживать синхронизацию работы двигателя. Если обводной ролик изношен или не функционирует должным образом, это может привести к ослаблению ремня, его проскальзыванию или даже обрыву. Все это негативно скажется на производительности двигателя и его надежности, что может вызвать серьезные проблемы, включая повреждение поршней или клапанов.

    Оцените статью
    ae86-club.ru
    Добавить комментарий