Что это значит? Свободный ход тормозной педали — это параметр, который был установлен инженерами во время разработки автомобиля. Он необходим для предотвращения непреднамеренного торможения, если нога слегка касается педали, а также для обеспечения более плавного и предсказуемого торможения.
- Определение: Свободный ход педали тормоза — это расстояние, на которое педаль может быть нажата до начала торможения.
- Зачем нужен: Обеспечивает безопасность, предотвращает случайное торможение и улучшает контроль над автомобилем.
- Регламент: Нормы свободного хода могут варьироваться в зависимости от типа автомобиля и производителя.
- Регулировка: Процесс включает проверку и настройку тросов или гидравлических системы торможения.
- Проверка: Регулярная проверка свободного хода помогает избежать неисправностей и увеличить срок службы тормозной системы.
Как сделать регулировку? В зависимости от модели автомобиля, свободный ход в норме должен колебаться от 3 до 14 мм. Со временем это расстояние может либо увеличиваться, либо уменьшаться. Регулировку можно выполнить самостоятельно — это достаточно просто.
Регулировка свободного хода педали тормоза
Не все автомобилисты знают, что такое свободный ход тормозной педали. Владелец автомобиля начинает обращать на это внимание только тогда, когда колеса его машины начинают неожиданно тормозить. Чтобы глубже разобраться в данной проблеме и понять её причины, рассмотрим случай автомобиля ВАЗ 2114. Проанализируем, что собой представляет свободный ход тормозной педали, какое он имеет влияние и какие способы диагностики существуют.
Свободным ходом в автомобиле ВАЗ 2114 называется расстояние от верхней точки педали до места, где тормоза начинают действовать. В верхнем положении педали ограничивается работа переключателя стоп-сигналов. Для автомобиля в нашем примере длина свободного хода педали тормоза составляет от трех до пяти миллиметров.
Чтобы проверить свободный ход тормозной педали, первым делом необходимо остановить двигатель. Затем с помощью рулетки измеряем расстояние от верхней точки педали до коврика.
Далее измеряем расстояние от нажатой педали до пола. Для этого оставляем рулетку в прежнем положении и нажимаем на педаль тормоза до появления ощутимого сопротивления. Сравнив первое измерение, когда педаль была в верхнем положении, со вторым, когда она была нажата, мы можем определить, на сколько миллиметров опустилась педаль. Полученное значение и будет являться свободным ходом.
Если полученное значение выходит за пределы нормы, т.е. составляет менее двух или более пяти миллиметров, то регулировка является обязательной.
Для настройки свободного хода тормозной педали необходимо начать с перемещения переключателя стоп-сигналов, который выполняет роль упора. Далее возьмите рожковый ключ на 19 мм, чтобы ослабить контргайку. Продолжайте действия в следующей последовательности:
- Перемещаем переключатель стоп-сигналов, крутите крепежную гайку. Для этого также потребуется 19 мм ключ. Если требуется уменьшить ход, поворачивайте гайку по часовой стрелке. В противном случае — против, если хотите увеличить его.
- Закрепите переключатель в нужном положении, после чего затяните контргайку.
- Теперь необходимо проверить работу ламп и свободного хода тормозной педали. Замеры нужно производить тем же образом, как и в первый раз. Если размер вновь выходит за пределы нормы, то необходимо повторить регулировку. Также не забывайте проверять работу ламп в задних фонарях. При правильной настройке они будут срабатывать, когда вы нажимаете на педаль. Если лампы не реагируют на нажатие или постоянно горят, нужно разобрать систему и провести новую регулировку.
Таким образом, это все шаги, описывающие процесс регулировки свободного хода тормозной педали.
Причины провала педали тормоза
При долгом использовании автомобиля происходит постепенное провисание тормозной педали. Сначала, в первые месяцы эксплуатации, для срабатывания тормозов достаточно лёгкого нажатия на педаль, но через несколько лет появляется свободный ход. Также возможно изменение работы ручного тормоза — для фиксирования автомобиля может потребоваться поднятие его в более высокое положение.
Как поступают в такой ситуации неопытные мастера?
Они предполагают, что проблема заключается в проникновении воздуха в систему, что вызывает её сжатие и приводит к провисанию педали. Для устранения этой предполагаемой причины, которая могла вызвать значительный свободный ход тормоза, такие мастера настоятельно рекомендуют прокачку тормозов.
Воздух в системе может попасть только при нарушении её герметичности. Для проверки этой гипотезы нужно посмотреть, нет ли утечек в суппортах, а также проверить уровень тормозной жидкости в бачке. Если суппорты не протекают, а уровень жидкости в нормы, то причина с утечкой воздуха исключена.
Утверждать с полной уверенностью о наличии воздуха в системе можно только в случае, если углублялись в замену тормозных трубок, суппортов или главного тормозного цилиндра. В этом случае прокачка тормозов действительно необходима.
Но, скорее всего, результат будет таким, что колеса заблокируются, что сделает возвращение к исходному состоянию затруднительным.
Какие же существуют причины провисания тормозной педали?
Причины такого явления могут быть разнообразными. Наиболее часто провал педали вызван несколькими факторами одновременно, а не одним конкретным. В 90% случаев это связано с работой задних тормозов, особенно если речь идет о барабанных тормозах.
Старение тормозной жидкости, которое происходит со всеми видами гидравлических тормозов
Тормозная жидкость и автомобильные детали со временем стареют. Однако ключевую роль здесь играет не столько время использования, сколько качество жидкости и условия её эксплуатации.
Тормозная жидкость — это несжимаемая и гигроскопическая субстанция. Хранение тормозной жидкости в открытых ёмкостях строго запрещено. Она быстро поглощает влагу из атмосферы, поэтому жидкость нужно хранить в плотно закрытых контейнерах. В противном случае, она быстро выйдет из строя.
Свободный ход педали тормоза — это важный параметр, который напрямую влияет на безопасность и комфорт управления автомобилем. Он нужен для того, чтобы обеспечить правильную работу тормозной системы. В идеале свободный ход педали должен быть небольшим, чтобы водитель мог точно контролировать торможение. Если свободный ход слишком велик, это может привести к задержке реакции и увеличению тормозного пути, что особенно критично при экстренном торможении.
Регулировка свободного хода педали тормоза обычно осуществляется с помощью специального механизма, расположенного в области главного тормозного цилиндра или на самом педальном узле. Для этого нужно обеспечить достаточный доступ к рабочим элементам, а затем проверить и при необходимости отрегулировать длинну штока или натяжение троса. Оптимально, чтобы свободный ход педали не превышал 1-2 см, но точные значения могут варьироваться в зависимости от модели автомобиля и особенностей его конструкции.
Важно помнить, что перед регулировкой необходимо удостовериться в исправности всей тормозной системы. Если педаль тормоза проваливается, это может сигнализировать о наличии воздуха в системе или износе тормозных колодок. Поэтому перед настройкой свободного хода я всегда рекомендую провести полную диагностику тормозов, чтобы избежать ошибок и обеспечить надежность автомобиля на дороге.
Примерно через три-пять лет в системе накапливается влага, что увеличивает сжимаемость жидкости. Когда вы нажимаете на тормоза, сначала сжимается вода, и только затем усилие доходит до суппортов.
Помимо провисания педали, влага в системе вызывает коррозию, что может привести к разрушению тормозных трубок и выходу суппортов из строя. Убедиться в наличии влаги в системе можно либо самостоятельно, либо на станции технического обслуживания. Более простой вариант — полностью заменить тормозную жидкость раз в три-четыре года, не обращая внимания на свободный ход тормозной педали.
Износ задних тормозных барабанов
Износ тормозных элементов начинается примерно через 5-7 лет нормальной эксплуатации автомобиля. Если владелец постоянно использует тормоза с частой заменой колодок раз в полгода, то износ барабанов также не заставит себя ждать. Эту проблему можно заметить даже без снятия колес. Если во время нажатия на педаль до половины и возвращения слышны скрипы задних колес, это свидетельствует о износе барабана.
Частичная и полная неработоспособность ручного тормоза при том, что он подтянут
В данной ситуации, помимо замены барабана, также потребуется установить новые колодки. Обычно износ происходит под углом, и на внутренней стороне образуются борозды. Так же подвержены износу и колодки. Поэтому простая замена барабанов не существенно улучшит эффективность торможения и не решит проблему свободного хода тормозной педали.
Алгоритм регулировки зазора между колодками и тормозным барабаном
Алгоритм выполнения работы выглядит следующим образом:
- Для начала нужно зажать тормозную педаль с усилием 98–117 (10–12 кгс), чтобы хорошо прижать барабаны к колодкам.
- Затем фиксируем педаль в зажатом положении. Далее поворачиваем эксцентрики, пока они не коснутся колодок.
- Освобождаем педаль и поворачиваем эксцентрики обратно приблизительно на десять градусов.
- При вращении подвешенных колес несколько раз резко выжимаем тормозную педаль. Колодки не должны касаться барабана, если педаль отпущена.
- Теперь нужно проверить эффективность работы тормозов. Чтобы это сделать, наберите небольшую скорость и затормозите. Эта процедура должна повториться несколько раз для определения длины полного и свободного хода педали.
- После этого начните движение, проезжайте несколько километров без торможения. Затем остановитесь и проверьте температуру барабанов. Если они перегрелись, необходимо снова произвести регулировку.
- Если у вас не получается отрегулировать зазор между барабаном и колодками, попробуйте заменить колодки и повторить процедуру еще раз.
Проверка вакуумного усилителя тормозов
Если между усилителем тормоза и педалью остается значительный зазор, необходимое усилие не передается на главный цилиндр. Эту проблему гораздо проще диагностировать, чем другие. Во-первых, такая неисправность не возникает, если не было вмешательства в тормозную систему. Ещё один нюанс заключается в том, что уровень жидкости остаётся стабильным при провисании педали. Третий момент — небольшая задержка в реакции тормозов, они срабатывают чуть позже, чем ожидается.
Как устранить свободный ход тормозной педали в такой ситуации? Метод действий зависит от особенностей конструкции вашего автомобиля. Иногда причина тонущей педали заключается в износе комплектующих, а не в наличии зазоров. В таком случае устранить проблему можно простой заменой деталей.
Когда вы увеличиваете силу, прикладываемую к тормозной педали, важно удостовериться в работоспособности вакуумного усилителя.
- Сначала выключите двигатель и несколько раз нажмите на тормозную педаль до упора. Держите педаль продолжительно и затем запустите двигатель. В следствии разницы давления в помещениях усилителя, педаль должна немного подвинуться вперед.
- Если педаль не изменяет своего положения, проверьте, надежны ли соединения вакуумного шланга и нет ли у них повреждений. Также стоит просмотреть обратный клапан и впускную трубу. Если обнаружен подсос воздуха, устраните эту неисправность. Если же проблема этим не решается, это указывает на поломку усилителя, и в такой ситуации следует его заменить.
- Для проверки герметичности вакуумного усилителя сначала запустите двигатель с открытым капотом. Остановите двигатель через минуту, а затем спустя еще полминуты несколько раз нажмите на тормозную педаль. Если вы услышите шипящие звуки, это значит, что воздух проникает в усилитель.
- Проверьте обратный клапан усилителя, заранее отсоединив вакуумный шланг.
- Извлеките клапан из уплотнителя фланца усилителя. Затем аккуратно наденьте резиновую грушу на штуцер клапана и сожмите ее. Если клапан в порядке, груша не изменит свою форму. Если она сжимается, это указывает на неисправность, требующую замены клапана.
- Установите все детали обратно на место.
Если будут выявлены проблемы с усилителем, его необходимо заменить на новый. Это самый эффективный способ восстановить допустимый свободный ход тормозной педали. Ремонт в данном случае потребует много времени, специального оборудования и соответствующей квалификации.
Советы по проверке и обслуживанию тормозной системы
Чтобы минимизировать вероятность возникновения проблем с тормозной системой, особенно в процессе движения, регулярно проверяйте все трубки на наличие повреждений и износа. Обратите особое внимание на следующие элементы:
- металлические трубопроводы;
- тормозные шланги;
- трубки после сильных нажатий на тормоза. Если появляются вздутия, шланги необходимо заменить;
- соединения и крепежные элементы; при необходимости подтяните их;
- наличие утечек тормозной жидкости из штуцера. В таком случае закрутите гайки до упора.
При обнаружении износа или неисправностей деталей автомобиля немедленно заменяйте их новыми. Если машина эксплуатируется более пяти лет или пробег превышает 100 000 километров, стоит заменить шланги, даже если внешне они выглядят нормально.
Каждые пять лет обновляйте тормозную жидкость в расширительном бачке.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете надолго забыть о регулировке свободного хода тормозной педали.
Часто задаваемые вопросы о свободном ходе педали тормоза
Как нельзя регулировать педаль тормоза?
Между главным тормозным цилиндром и вакуумным усилителем расположен элемент с регулируемым болтом. Этот болт выставляется в идеальное положение с точностью до микрометров при производстве. Люди, не обладающие достаточными знаниями, иногда советуют самостоятельно регулировать его на форумах.
Запомните: этого делать ни в коем случае нельзя! Вернуть деталь в исходное состояние после самовольного вмешательства будет очень трудно.
Какое усилие должно быть на педали тормоза?
Чтобы заблокировать колеса, требуется усилие от 24 до 26 кгс/см. Полный ход педали при исправной системе должен быть в диапазоне от 90 до 110 миллиметров.
При каких неисправностях возникает увеличенный ход тормозной педали?
Увеличение хода педали свидетельствует о чрезмерных зазорах в механизме или утечке в гидроприводе. Если при нескольких нажатиях на педаль рабочий ход уменьшается, это может указывать на наличие воздуха в системе.
Если при нажатии на тормоза возникает вибрация педали, это может быть признаком проблем с тормозными дисками.
Правильная настройка тормозной системы предотвращает самопроизвольное торможение колес.
Свободный ход тормозной педали — важный параметр для большинства автомобилей. Теперь вы обладаете знаниями, как проверить и, при необходимости, отрегулировать свободный ход педали самостоятельно.
Вопросы по теме
Как свободный ход педали тормоза влияет на безопасность автомобиля?
Свободный ход педали тормоза — это важный элемент в системе управления автомобилем. Он необходим для обеспечения правильной работы тормозов и предотвращения блокировки колёс при резком торможении. Если свободный ход слишком мал или отсутствует, это может привести к преждевременному износу тормозных компонентов и даже вызвать отказ тормозной системы, что значительно увеличивает риск дорожных происшествий. Правильный свободный ход помогает поддерживать баланс между чувствительностью тормозов и контролем над автомобилем, обеспечивая более безопасное вождение.
Как определить, что свободный ход педали тормоза требует регулировки?
Существует несколько признаков, указывающих на необходимость проверки и, возможно, регулировки свободного хода педали тормоза. Один из наиболее очевидных сигналов — это ощущение вялости или бездействия педали, когда при нажатии требуется больше усилий, чтобы добиться реакции тормозов. Также стоит обратить внимание на необычные звуки, такие как скрипы или щелчки, которые могут возникать при нажатии на тормоза. Если педаль тормоза опускается ниже привычного уровня или при этом ощущается нехарактерная тряска, это может указывать на слишком большой свободный ход. Регулярная диагностика и внимание к этим признакам помогут избежать серьезных проблем с тормозной системой.
Какие инструменты необходимы для регулировки свободного хода педали тормоза?
Для регулировки свободного хода педали тормоза вам потребуются некоторые инструменты, которые можно найти в любом обычном автомобиле или гараже. Основные инструменты включают: гаечные ключи для регулировки креплений и фланцев, отвертки для работы с креплениями и электрооборудованием, а также возможно, манометр для проверки давления в тормозной системе. Перед началом работы важно также подготовить безопасное рабочее пространство и, если необходимо, автомобильный подъемник или домкрат, чтобы обеспечить доступ к тормозной системе. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы иметь под рукой техническую документацию на ваш автомобиль, так как в ней указаны специфические настройки для свободного хода педали тормоза.