Признаки замены сцепления: как определить, что пора действовать

В этом материале мы подробно объясним, как распознать необходимость замены сцепления. В механизмах автомобиля, влияющих на его движение, трансмиссия играет ключевую роль, она трансформирует работу двигателя в вращение колес. В транспортных средствах с механической коробкой передач сцепление, расположенное между двигателем и КПП, выполняет важнейшую функцию — периодически отключает двигатель от коробки передач. Со временем сцепление может выйти из строя из-за износа, поэтому важно регулярно проверять его состояние.

Коротко о главном
  • Проверьте, появились ли проблемы с переключением передач.
  • Обратите внимание на проскальзывание сцепления при ускорении.
  • Слушайте посторонние звуки (скрип, вой) при работе сцепления.
  • Оцените возраст и пробег сцепления – через 100-150 тыс. км его замена может быть необходима.
  • Следите за изменением положения педали сцепления – она может залипать или не иметь четкого хода.

Основные неисправности сцепления

Поломка Устранение
Неполное выключение «ведет» Регулировка привода выключения
Коробление ведомого диска (биение более 0,5 мм) Замена
Неровности на накладках ведомого диска Замена
Ослабление заклепок или отслоение накладок Замена
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала МКПП Очистка шлицов, использование смазки ЛСЦ-15. При повреждении шлицов — замена
Воздух в гидравлической системе Прокачка
Утечка жидкости из главного или рабочего цилиндра сцепления Замена цилиндра
Ослабление заклепок крепления нажимной пружины Замена кожуха с нажимным диском
Перекос или повреждение поверхности нажимного диска Замена кожуха с нажимным
Неполное включение «буксует»
Высокий износ или подгорание фрикционных накладок диска Замена ведомого
Попадание масла на ведомый диск, маховик или нажимной диск Промывка элементов уайт-спиритом, устранение течи
Повреждение или заедание привода выключения Устранение неисправностей, вызывающих заедание
Рывки при работе
Заедание ступицы диска на шлицах первичного вала Очистка шлицов, использование смазки ЛСЦ-15. При повреждении шлицов — замена
Поломка или снижение упругости пружин демпфера нажимного диска Замена ведомого диска с корзиной
Попадание масла на ведомый диск, маховик или нажимной диск Промывка элементов уайт-спиритом, устранение течи
Заедание в приводе выключения Замена деформированных деталей, устранение причин заедания
Высокий износ или подгорание фрикционных накладок диска Замена ведомого
Ослабление заклепок или отслоение накладок Замена ведомого
Перекос или повреждение поверхности нажимного диска Замена кожуха с нажимным
Повышенный шум при выжимании
Износ, повреждение или утечка смазки выжимного подшипника Замена выжимного
Повышенный шум при включении
Поломка пластин, соединяющих нажимной диск с корзиной Замена корзины в сборе

Сцепление имеет достаточно продолжительный срок службы. Проблемы могут возникать как с самим сцеплением, так и с его приводом:

  • износ и разрушение накладок ведомого диска
  • деформация ведомого диска
  • загрязнение смазочными материалами накладок
  • износ шлицев ведомого диска
  • повреждение демпферных пружин
  • растяжение пружины диафрагмы
  • выход из строя выжимного подшипника
  • износ маховика
  • износ нажимного диска
  • дефекты вилки сцепления.

В зависимости от типа привода (механического или гидравлического) возникают следующие неисправности:

  • поломки приводных рычагов
  • заедание, растяжение и обрыв троса привода.

Неисправности гидравлического привода могут быть следующими:

  • засоры в гидроприводе, патрубках и магистралях
  • протечки в системе (выработка рабочей жидкости или наличие воздуха в системе)
  • неисправности рабочего цилиндра.

Симптомы неисправности сцепления

Симптомами неисправного сцепления могут служить пробуксовки, рывки при передвижении, шумы, вибрации и неполное включение. Как определить, что необходимо заменить сцепление? По характеристикам.

Необходимо выяснить, где именно кроется проблема — в сцеплении, приводе сцепления или коробке передач. Неисправный элемент сцепления нужно заменить, как только станет ясно, что его срок службы закончился.

Шум при выжимании

Шумы, возникающие при выжатии педали сцепления, — это основной симптом неисправности выжимного подшипника, который сталкивается с повышенной нагрузкой. Это сигнализирует о необходимости замены изношенного подшипника. Если, помимо шума, появляется громкий стук, это может указывать на износ выжимного подшипника вместе с тарельчатой пружиной.

Стоимость нового выжимного подшипника невысока, но его замена требует снятия коробки передач. В подобных случаях может быть целесообразнее сразу заменить весь комплект сцепления, чем ремонтировать один подшипник.

Сцепление буксует

Снижение нажатия из-за износа накладок диска приводит к его пробуксовке, что сказывается на передаче крутящего момента. Если проблему не решить, это может привести к дальнейшему ухудшению состояния механизма. В некоторых случаях указывать на проблему можно довольно поздно. Со временем автомобиль может просто остановиться в движении.

1 — маховик, 2 — ведомый диск, 3 — нажимной, 4 — болт крепления

Признаки износа фрикционной накладки можно заметить, если на четвертой передаче при оборотах 1500—2000 резко нажать на газ. В случае пробуксовки сцепления обороты увеличатся, но спидометр не отобразит прирост скорости, а разгон будет отсутствовать. Так себя не ведет исправное сцепление, значит, проблема уже сформировалась.

Необходимо срочное вмешательство, поскольку неисправное сцепление может сильно перегреваться и вызвать другие серьезные поломки, например, выжимного подшипника, сальников коленвала или первичного вала коробки передач.

Теперь вы знаете, как понять, что требуется замена сцепления, если оно буксует.

Рывки при старте

Резкие рывки свидетельствуют о сбоях в приводе сцепления, что приводит к его неравномерному отпусканию. Это также может быть признаком более серьезных повреждений, связанным с критическим износом.

Проблему может вызвать и поломка тарельчатой пружины, либо перегрев маховика.

Педаль сцепления не возвращается

Если педаль остается выжатой, не удается включить передачу. В этой ситуации сцепление оказывается отключенным. Причиной неполного включения сцепления может быть неисправность одного из цилиндров, как главного, так и рабочего. Тот же эффект наблюдается при неполном выключении сцепления.

Причины:

  • В систему сцепления попал воздух. Необходимо прокачать систему и определить источник проникновения воздуха. Возможно, причина кроется в неплотностях трубок, соединяющих цилиндры, или в утечке в одном из цилиндров.
  • Могут возникнуть проблемы с самими цилиндрами. Износ уплотнителя на поршне не позволяет ему создать необходимое давление.

Если же педаль не возвращается, передачи переключаются, а автомобиль не движется, это говорит о проблеме в механизме сцепления:

  • Выжимной подшипник может быть заедающим, что не позволяет корзине сдвинуться, и, соответственно, включить сцепление.
  • Поломка тарельчатой пружины. Из-за этого она не давит на диск сцепления и не замыкает его.

Хруст при переключениях

Хруст свидетельствует о том, что сцепление не выключилось полностью. Это указывает на поломку привода сцепления.

  • В гидравлическом приводе — вероятно, воздух внутри системы мешает выжать сцепление. Необходимо прокачать контур сцепления.
  • В механическом приводе — проблема с регулировкой, нужно настроить тросик с помощью шпильки и гайки.
  • Также возможно неправильная установка диска сцепления. Диск должен располагаться стороной Gearbox Side к КПП. В большинстве случаев неправильная установка невозможна — корзина не встанет на место, если диск установлен неправильно.
Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

В процессе эксплуатации автомобиля я заметил несколько признаков, которые могут указывать на необходимость замены сцепления. Один из самых первых сигналов — это пробуксовка сцепления. Если при ускорении двигатель работает с преждевременными оборотами, а машина не набирает скорость, это может быть тревожным звоночком. Такое поведение может происходить даже при плавном нажатии на акселератор, поэтому я рекомендую внимательно следить за этой особенностью.

Также стоит обратить внимание на изменение усилия, необходимого для нажатия педали сцепления. Если раньше сцепление было достаточно мягким и отзывчивым, а теперь требуется больше усилий, чтобы полностью disengage его, это может указывать на проблемы с самим сцеплением или его механизмами. Я заметил, что в таких случаях, как правило, требуется вскоре провести диагностику и замену.

Не менее важным признаком служит звук при включении или выключении сцепления. Если я слышу посторонние шумы, такие как скрежет или щелчки, это также требует внимания. Подобные звуки могут указывать на изношенные детали, которые следует заменить, пока не возникли более серьезные проблемы. Важно вовремя реагировать на эти знаки, чтобы избежать серьезных поломок и серьезных расходов на ремонт автомобиля.

Теперь вам ясно, как понять, что требуется замена сцепления в случае неисправности выжимного подшипника.

Запах горелого масла в салоне

Появление запаха говорит о возможной утечке сальников коленчатого вала или вала коробки передач. Масло из системы смазки более легко разбрызгивается на накладки диска, что приводит к их смазыванию. Они перестают выполнять свою функцию, что повышает температуру из-за трения, и возникает запах жженого масла.

Очистить диск невозможно, требуется замена накладок.

Проверка сцепления

Если в процессе эксплуатации автомобиля были обнаружены описанные неисправности сцепления, следует провести тщательную проверку всех его составляющих. Исследование состояния сцепления можно инициировать без снятия коробки передач для выявления трех распространенных проблем.

Диагностика износа

Чтобы определить, требуется ли замена сцепления, нужно провести оценку износа ведомого диска. Для этого следует выполнить следующую проверку:

  1. Запустите двигатель и включите передачу.
  2. Не увеличивая давление на педаль акселератора, попытайтесь тронуться с места. Это поможет оценить работу сцепления:
  • Если соединение активируется мгновенно, значит, все в порядке.
  • Если сцепление срабатывает с небольшой задержкой, то возможно, что износ составляет 40-50%, но также может потребоваться настройка.
  • Если сцепление срабатывает только в конце, это свидетельствует о критическом износе диска и необходимости в его немедленной замене. Хотя, возможно, будет достаточно отрегулировать сцепление путем подтягивания регулировочных гаек.

Ведет, не ведет

Чтобы определить, сцепление не «ведет», сделайте следующие действия. Запустите двигатель, с выжатым сцеплением установите первую или заднюю передачу. Если переключение происходит легко или слышны посторонние звуки, означающие, что ведомый диск не отсоединяется полностью от маховика.

Есть простой метод проверки этой неисправности. Если вы двигаетесь с тяжелой нагрузкой или поднимаетесь в гору, и чувствуете запах горелой резины, это означает, что накладки перегреваются и могут гореть. Следует снять сцепление для дальнейшей проверки.

Проверка пробуксовки

Для проверки наличия пробуксовки сцепления используйте стояночный тормоз. Зафиксируйте автомобиль на ровной поверхности с включенным тормозом и попытайтесь тронуться. Если двигатель глохнет, значит, сцепление функционирует нормально. Если автомобиль не движется, а двигатель не глохнет, это указывает на наличие пробуксовки сцепления. В ходе проверки не должно быть никаких звуков, шумов или вибраций.

Очевидно, как понять, что совпадает неоправданная пробуксовка сцепления.

Причины износа сцепления

Наиболее распространенные поломки сцепления можно предотвратить. Для этого нужно следовать рекомендациям по эксплуатации коробки переключения передач. Поломки возникают в основном из-за износа, однако неправильное использование значительно ускоряет их появление.

Типичные

Частейшая проблема — пробуксовка сцепления и его недостаточное выжимание. Причины пробуксовки могут быть следующие:

  • Износ диска. Эта беда может случиться даже при идеальных условиях эксплуатации. Тем не менее, износ накладок всегда зависит от срока их службы, а также других компонентов, таких как корзина и маховик.
  • «Сожженное» сцепление. В легкости этого можно убедиться, если использовать агрессивный стиль вождения с резкими стартами или постоянными перегрузками. Например, постоянные подъемы по крутому склону или частые поездки с тяжелыми грузами негативно сказываются на состоянии сцепления. Такой стиль вождения абсолютно недопустим.
  • Проблема с выжимным подшипником. В этом случае может произойти истощение нажимных лепестков корзины.
  • Вибрации при старте движений и иногда при переключении передач в КПП. Такие проблемы связаны с неисправностями пружин диска сцепления и могут возникать при резких стартах, буксировке тяжелых прицепов или частом движении по горным трассам.

Нечастые

Тем не менее, существуют и менее распространенные неисправности, которые случаются реже, но требуют высоких затрат на их устранение.

  • Основная проблема заключается в ведомом диске, который быстро изнашивается и нуждается в замене. Однако стоит также проверить корзину и маховик, так как у них также имеется ограниченный срок службы.
  • Частые воздействия высоких температур на корзину сцепления могут ухудшить ее фрикционные свойства. Металлические компоненты корзины могут менять цвет на синий от перегрева, что указывает на недостаточную эффективность сцепления и его возможный выход из строя.
  • Проблемы со сцеплением могут возникнуть из-за протечек масла на накладки диска. Если двигатель имеет утечки сальников, это негативно сказывается на сцеплении и приводит к проскальзыванию диска и его перегреву.
  • Неисправности диска сцепления могут проявляться даже при снятии сцепления на нейтральной передаче, что вызывает посторонние звуки в коробке, а также затрудняет переключение передач. Это связано с разрывом центральной части диска в области шлицевого соединения, и проблемы становятся очевидными при высокой нагрузке или частых пробуксовках.
  • К тому же неопытные водители иногда могут неправильно обращаться с педалью сцепления на перекрестках, что приводит к её ненужной нагрузке.

Ремонт поломок сцепления

После того как мы разобрались, как понять, когда нужно менять сцепление, стоит рассмотреть методы устранения проблем. Все неисправности и способы их решения зависят от причин, характера поломок и узла, где они обнаружены.

Датчика

Датчик, который находится на электронной педали сцепления, передает информацию об её состоянии в электронный блок управления (ЭБУ). Это позволяет автоматически изменять обороты двигателя и регулировать опережение зажигания, создавая оптимальные условия для переключения передач, а также улучшая топливную экономию.

Если датчик неисправен, переключение передач может происходить с рывками, расход топлива увеличивается, а обороты двигателя становятся ненадежными. При выходе из строя датчика на приборной панели загорается индикатор проверки двигателя. Код ошибки можно расшифровать с помощью диагностического автосканера.

Возможные причины неисправности:

  • датчик вышел из строя;
  • обрыв провода датчика или питания;
  • необходимость в регулировке педали.

В основном проблема заключается именно в датчике, поэтому его просто заменяют. Обрыв проводов и поломка блока управления происходят гораздо реже.

Педали

Некорректная работа сцепления может зависеть от его типа — механического, гидравлического или электронного.

Если педаль гидравлического сцепления стала нежатой, вероятнее всего, в системе образовались воздушные пробки. Необходимо осуществить прокачку системы и сменить рабочую жидкость.

Также «проваливание» механической сцепления может быть вызвано поломкой вилки. В таком случае требуется заменить вилку или сделать простую регулировку.

Выжимного

Диагностика поломки или критического износа выжимного подшипника осуществляется легко. При работающем двигателе на нейтральной передаче выжмите педаль до конца и послушайте звук. Если слышен громкий стук из коробки, значит выжимной подшипник неисправен.

Неисправный выжимной подшипник требует немедленной замены, так как это может вызвать дальнейшие проблемы с остальными компонентами системы. Это особенно дорого, если потребуется замена маховика.

Диска

Неисправность ведомого диска может привести к двум основным проблемам — сцепление «ведет» или начинает «буксовать». В случае «ведения» стоит сделать следующее:

Справа внизу находится втулка для центрирования

  • Проверьте диск на предмет деформации. Если перекос превышает 0,5 мм, фрикционная накладка будет задевать корзину, что будет приводить к постоянному «ведению». В таком случае лучше заменить диск.
  • Также нужно удостовериться, что не возник перекос и заклинивание ступицы на шлицах вала КПП. При необходимости произведите механическую чистку поверхности и нанесите смазку ЛСЦ15. Если это не поможет, следует заменить диск, а в более сложных случаях — и первичный вал коробки.
  • Пробуксовывание сцепления может происходить из-за масла, просачивающегося на диск через сальники. Это устраняется заменой неисправных сальников.
  • Раньше накладки меняли при износе, сейчас их заменяют целиком вместе с диском.
  • При нажатой педали могут появляться шумы и скрежеты, что связано с критическим состоянием демпферных пружин. В этом случае лучше заменить диск, не пытаясь установить новые пружины.

Корзины

Неисправности корзины сцепления:

  • Шум, возникающий при нажимании на сцепление. В контексте корзины сцепления причиной может быть поломка гибких пластин. Как правило, в таком случае выполняется замена всей корзины.
  • Неправильно функционирует диафрагменная пружина нажимного диска. Если подтверждается, что именно она является источником неисправности, то выполняется ее замена.
  • Значительная деформация нажимного диска. В некоторых случаях может помочь очистка, но если это не принесет результатов, придется заменить корзину целиком.

Главного цилиндра

Неполадки с главным цилиндром могут проявляться в пробуксовке сцепления. Возможна ситуация, когда компенсационное отверстие забито. Для устранения неполадок требуется снять цилиндр, провести диагностику, промыть и очистить отверстие. Важно удостовериться в его исправности и проверить взаимодействие штока с вилкой сцепления.

Если шток работает неправильно, педаль может медленно возвращаться или не возвращаться обратно вообще. Причин может быть множество: чрезмерный слой смазки, повреждение стенок цилиндра, или, возможно, поломка выжимного подшипника. Следовательно, потребуется очистка, смазка и замена масла.

Также существует распространенная проблема, связанная с главным цилиндром — при резком нажатии на педаль сцепление может отключаться.

Причины и способы устранения:

  • Недостаток жидкости в системе сцепления. Нужно пополнить уровень жидкости; при сильном загрязнении — произвести замену.
  • Нарушение герметичности системы. Вследствие этого давление в ней снижается, и работа становится критичной.
  • Часто происходит повреждение рабочей манжеты либо зеркала главного цилиндра. Необходимо провести диагностику и выполнить ремонт или замену.

Тросика

Педаль с тросовым приводом устанавливается в классических системах сцепления. Эти системы подлежат механической регулировке, что позволяет настроить длину хода педали. Если трос оказывается слишком натянутым, ведомый диск начинает неплотно соприкасаться с ведущим, что вызывает пробуксовку.

Основные неисправности включают растяжение троса и его обрыв. В случае разрыва троса его заменяют новым, а растянутый трос можно отрегулировать до необходимого натяжения.

Электронного привода

Проблемы в системе электронного привода:

  • неисправность датчика педали сцепления либо других датчиков этой системы;
  • неисправность электродвигателя привода;
  • обрывы или замыкание проводов и линий датчиков, электромотора и других компонентов системы;
  • неисправности или разрегулировка педали сцепления.

Для ремонта необходимо внимательным образом проверить все цепи и системы. Чаще всего возникают поломки датчиков положения педали и разрегулировки самой педали. В этих механизмах часто появляются проблемы с электрическими соединениями.

Если вы считаете материал полезным, напишите, пожалуйста, комментарий. Если обнаружили, что информация неточна или бесполезна, тоже сообщите об этом.

Вопросы по теме

Как часто следует проверять сцепление автомобиля на предмет его износа?

Рекомендуется проверять сцепление автомобиля не реже одного раза в год, особенно если вы активно используете машину или часто водите в условиях городского трафика. Однако признаки износа могут проявляться в любое время, и если вы замечаете изменения в работе сцепления, стоит обратить на это внимание независимо от запланированных проверок.

Можно ли самостоятельно диагностировать состояние сцепления, и как это сделать?

Да, в большинстве случаев можно самостоятельно провести первичную диагностику состояния сцепления. Обратите внимание на поведение автомобиля при переключении передач. Если сцепление пробуксовывает, а обороты двигателя начинают расти без увеличения скорости, это может быть признаком износа. Также проверьте наличие посторонних звуков при включении сцепления и убедитесь, что педаль не проседает или не заедает.

Какие факторы могут влиять на срок службы сцепления?

Срок службы сцепления зависит от множества факторов. Основные из них — это стиль вождения (резкие старты и торможения ускоряют износ), качество сцепления, используемого в автомобиле, а также условия эксплуатации (частые поездки по городу, в том числе в пробках, могут значительно сократить срок службы). Дополнительно, неправильная регулировка сцепления или его установка также могут привести к быстрому износу.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий