В двигателе присутствует газораспределительный механизм (ГРМ), который координирует открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов в нужный момент. Эти клапаны открываются распределительным валом с помощью кулачков. Когда распредвал начинает вращаться, его выступы воздействуют на гидротолкатели. Однако иногда механизм демпфирования может работать неправильно. В таких случаях возникают стуки со стороны гидрокомпенсаторов. Давайте выясним, что может быть причиной этого и как можно исправить ситуацию.
- Причины стука: Износ или загрязнение гидрокомпенсаторов, недостаток масла, низкое давление масла.
- Симптомы: Появление посторонних звуков из верхней части двигателя, особенно при холодном пуске.
- Последствия: Увеличенный износ клапанов и распредвала, возможные поломки двигателя.
- Решение проблемы: Заменить масло и масляный фильтр, проверить уровень и давление масла.
- Профилактика: Регулярные технические осмотры, использование качественного моторного масла.
Зачем нужны гидрики
Клапан и распределительный вал постоянно взаимодействуют друг с другом. Проблема заключается в том, что под воздействием тепла двигатель изменяет размеры деталей. В зоне контакта образуется небольшой тепловой зазор, величина которого составляет 0,1–0,2 миллиметра.
Появление теплового зазора между клапанами и распределительным валом вызывает стуки при высоких оборотах и нагрузках. Это нарушает правильный момент открытия клапанов и может привести к снижению мощности двигателя.
При проектировании силовых агрегатов инженеры учитывают тепловой зазор, стараясь минимизировать его влияние. Однако полностью устранить его на всех режимах работы автомобиля не удается.
Для старых автомобилей каждые 10 тысяч километров было необходимо вручную регулировать тепловой зазор. Владелец машины использовал набор щупов, чтобы вставить тонкие пластины между кулачком распредвала и клапаном. Без такой процедуры поддерживать корректную работу двигателя было невозможно.
Задумывались над тем, как сократить необходимость ручной регулировки, и тогда появились гидравлические компенсаторы.
Устройство и принцип работы
Со временем инженеры создали автоматизированную систему, устраняющую тепловой зазор, названную гидрокомпенсатором. Как следует из названия, это устройство предназначено для компенсации. Приставка «гидро» указывает на использование жидкости внутри. Гидрокомпенсаторы устанавливаются между клапанами и распределительным валом и выглядят следующим образом:
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Устройство гидрокомпенсатора
Принцип работы устройства достаточно простой. Когда кулачок распредвала поднимается, в накопитель поступает масло. Затем кулачок давит на поршень, а жидкость позволяет удерживать давление благодаря обратному клапану. Лишнее масло уходит из цилиндра, цикл повторяется. Если система функционирует исправно, посторонние звуки отсутствуют. Но если возникает неисправность, слышен стук.
Как локализовать стук
Если вы слышите необычные звуки во время работы двигателя, это не всегда связано исключительно с гидрокомпенсаторами. Шум может исходить от клапана адсорбера, фазы регулятора или топливного насоса высокого давления (ТНВД). Однако есть характерный признак: стук слышен в два раза чаще, чем обороты двигателя, и он действительно быстро звучит. В качестве примера можно показать видео, где сначала слышен резкий шум в районе 86 дБ, но после добавления присадки от Liqui Moly «тикинг» звук снижается до 82 дБ. Вот видео:
На практике намного проще найти проблемный гидравлический толкатель без необходимости снятия ремня или разборки всей системы ГРМ. Процедура проводится по следующим шагам:
- Прогреть автомобиль в течение 5–10 минут.
- Снять крышку головки блока цилиндров (ГБЦ).
- Прокрутить распредвал так, чтобы кулачки находились в нижнем положении.
- Подождать 6 минут, чтобы масло вытекло из гидриков.
- Поднять кулачки вала вверх, освободив компенсаторы.
- Нажать на каждое устройство пальцем или лопаткой.
Неисправный гидрокомпенсатор будет легко продавливаться, и вы не почувствуете практически никакого сопротивления. На видео данный процесс наглядно демонстрируется:
Теперь давайте подробнее рассмотрим стук в различных режимах работы двигателя.
Виды неисправности
Можно ли продолжать ездить с шумящими гидрокомпенсаторами? Мы не рекомендуем это делать. Теоретически, ничего не препятствует эксплуатации автомобиля, но подобное может иметь негативные последствия. Гидрокомпенсаторы, издающие высокочастотные звуки, сигнализируют о нарушениях в настройке газораспределительной системы. Сбои в фазах газораспределения могут привести к пережиганию топлива, перегреву двигателя и снижению его мощности. В сложных ситуациях клапаны и поршни могут выйти из строя.
Гидрокомпенсаторы иногда начинают стучать сразу после запуска двигателя. В других случаях шум проявляется на прогретом моторе. Причины этих явлений различны.
Давайте подробнее разберем каждую из ситуаций.
На холодную
Стучащий звук при холодном запуске — распространенная проблема. Последствия таких неисправностей не наносят серьезного вреда двигателю. Рассмотрим причины возникновения и возможные способы решения этой проблемы.
Когда гидрокомпенсаторы начинают стучать, это может быть признаком ряда проблем, наиболее распространенной из которых является недостаток масла в системе. Гидрокомпенсаторы работают как амортизаторы, регулируя зазоры в клапанном механизме и обеспечивая бесшумную работу двигателя. Если масло не поступает в достаточном количестве или имеет низкое качество, они не будут правильно смазываться, что приведет к износу и, как следствие, стучанию.
Еще одной причиной стуков может быть повреждение или загрязнение самих гидрокомпенсаторов. Внутри них могут накапливаться осадки, что мешает нормальной работе. Если в системе имеются посторонние частицы, это также может вызвать шум. В этом случае необходимо провести диагностику и очистку системы смазки, а в некоторых случаях может потребоваться замена гидрокомпенсаторов.
Чтобы устранить проблему стук гидрокомпенсаторов, прежде всего нужно проверить уровень масла и его состояние. Если оно загрязнено или имеет низкий уровень, его следует заменить. Также важно следить за качеством масла, соблюдая рекомендованные производителем нормы. При необходимости стоит прибегнуть к помощи специалистов для полной диагностики двигателя и системы смазки, чтобы понять, требуются ли дополнительные меры по восстановлению работы гидрокомпенсаторов.
| Задача | Выход из ситуации |
| Заклинивший обратный клапан | Если у вас не удается улучшить гидрокостюм, подумайте о его замене. |
| Гидравлические толкатели пришли в упадок | Смените компоненты. Либо постарайтесь провести промывание и очистку. |
| Вы используете масло, которое не соответствует необходимой марке и вязкости. | Внедрить в систему смазочное вещество, которое рекомендовано производителем. |
| Загрязнение масляных каналов | Удалить головку блока цилиндров и произвести очистку каналов, а также самих компенсаторов. |
| Масляный фильтр забился | Скорейшим образом замените расходные материалы, одновременно обновив и масло. |
| Масло исчерпало свои эксплуатационные возможности | Замените закоксованное масло, если пробег автомобиля превышает 5–7 тысяч километров. |
Компенсаторы могут не функционировать должным образом не только на низких оборотах или в фазе прогрева силового агрегата. Давайте рассмотрим другие ситуации.
На горячую
Посторонние звуки могут указывать на наличие серьезных неисправностей. В некоторых случаях для их устранения необходимо разобрать и сделать диагностику ключевых компонентов двигателя внутреннего сгорания.
| Задача | Ответ |
| Повреждение гидравлической системы | Снимите крышку клапана и проведите инспекцию газораспределительного устройства. |
| Забились клапаны компенсаторов | Необходимо тщательно промывать и очищать толкатели от твердых отложений. |
| Низкое давление масла в системе | Необходимо провести проверку масляного насоса, редукционного клапана и фильтра на входе. |
| Недостаток масла | Проверьте указания на щупе, и при необходимости добавьте масло до требуемого уровня. |
| Смазочное масло потеряло свои свойства | Рекомендуется заменить масло и фильтр, если пробег смазки составил 5–7 тысяч километров. |
Кстати, в обоих вариантах есть одно общее — низкое качество масла. Чтобы избежать серьезных последствий для гидравлических компенсаторов, настоятельно рекомендуем производить замену масла и фильтра в соответствии с указаниями автопроизводителя.
Шум на высоких оборотах
Запускаем двигатель и внимательно слушаем его работу на холостых оборотах. Посторонние шумы отсутствуют. Однако стоит лишь нажать на педаль акселератора, как из области головки блока цилиндров начинают доноситься частые щелчки. Как только отпускаем газ, ситуация возвращается в норму. Вероятнее всего, причина заключается в избытке масла в системе, что приводит к его вспениванию. В таких условиях гидрокомпенсаторы могут заполняться воздухом, что снижает подачу смазки. Простое решение — поддерживать уровень масла в пределах нормы.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Проверка уровня масла с помощью щупа
Существуют и противоположные ситуации. Если масляный насос не выполняет свои функции, в цилиндры гидрокомпенсаторов может поступить воздух вместо масла. Из-за отсутствия жидкости невозможно создать необходимое гидравлическое давление. Иногда проблема заключается не в насосе. Если картер ударяется о препятствие, это может нарушить работу маслоприемника. Поэтому важно осмотреть картер на наличие вмятин и дефектов. Если все выглядит нормально, следует провести диагностику масляного насоса.
Стучат новые компенсаторы
Случается, что после установки новых гидравлических компенсаторов, которые, по идее, исправны, в первые дни эксплуатации двигателя слышны непонятные шумы. Это нормально. Руководствующие элементы нуждаются во времени для притирки. Однако, если шум не исчезает после пробега в 100–200 км, стоит насторожиться. Главной причиной может быть неправильная установка. Возможно, владелец не правилно разместил толкатель в нише головки блока.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Ошибка при установке гидрокомпенсатора
Что делать, если входное отверстие компенсатора не совпадает с масляным каналом? В этом случае смазка не сможет поступать в цилиндр, что приведет к недостаточным показателям жесткости.
Исправить ошибку просто. Достаточно аккуратно установить гидрокомпенсатор глубже в колодец. Если шум не утихает, нужно проверить, не забились ли масляные каналы в головке блока. Это может быть настоящей причиной.
Ремонт
Не все гидротолкатели поддаются восстановлению, однако срок их службы можно существенно продлить. В некоторых случаях замена оказывается необходимой. Не всегда нужные запчасти доступны в каталогах. Существует не менее трех способов продлить жизнь толкателям:
- Очистка механическим способом. Это займет время и требует навыков, так как придется разбирать головку блока и демонтировать гидриков. Зато эффект будет заметен сразу, без необходимости заливать химию в двигатель.
- Заменить масло и фильтр. В процессе замены нужно промыть систему традиционным способом: залить промывочное масло, прогреть, слить и заменить на обычное.
- Использование специальных промывочных составов. Наиболее популярны Liqui Moly Hydro-Stossel-Additiv и BG103. Следуйте инструкциям, чтобы добиться желаемого результата.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Промывка от Liqui Moly
Второй и третий методы могут помочь восстановить гидрокомпенсаторы в случае забитых масляных каналов. Однако для решения других проблем нужно будет проводить более детальную диагностику. Гидрики могут стучать из-за механических повреждений или нарушений в циркуляции смазки. Ситуацию возможно исправить, но для этого необходима корректная диагностика и ремонт.
Выводы
Ничто не мешает собственноручно устранить шум гидрокомпенсаторов. Если у вас есть необходимые навыки и опыт, все проблемы можно решить самостоятельно. Однако, если вы не обладаете умениями разбирать и чистить механизм газораспределения, могут возникнуть трудности.
Рассмотрим ситуацию. Вы заменили масло и установили новый фильтр, но шум не исчез. В результате вы решаете предпринять радикальные меры — ставите новые гидрики. Заводите мотор и снова слышите знакомый ярко выраженный звук. Тут остается лишь расстраиваться и ехать в сервис.
В итоге выясняется, что причина в задирках на кулачках коленчатого вала. Металлические детали не достигали компенсаторов, возник большой зазор, что потребовало замены коленчатого вала. Таким образом, деньги на масло и новые гидрокомпенсаторы были потрачены зря, и время также ушло впустую.
Опытные работники автосервиса быстро выявят истинную причину шумов и оперативно проведут ремонт, что позволит существенно сократить расходы и сэкономить ваше время.
Вопросы по теме
Что может вызвать шум гидрокомпенсаторов, кроме неисправности?
Помимо явных проблем с самими гидрокомпенсаторами, шум может возникать из-за недостатка масла в системе смазки, плохого состояния масляного фильтра или некачественного масла. Например, если масло слишком густое или загрязненное, это может затруднить нормальную работу компенсаторов, что, в свою очередь, приведет к стукам. Также стоит обратить внимание на состояние других элементов двигателя, таких как толкатели или распредвал, так как их износ также может создавать шум.
Как можно предотвратить проблемы с гидрокомпенсаторами?
Для предотвращения стука гидрокомпенсаторов важно соблюдать регулярные интервалы технического обслуживания, включая замену масла и масляного фильтра. Используйте только качественные масла, соответствующие требованиям вашего двигателя. Также стоит следить за уровнем масла и не допускать его снижения ниже допустимого уровня. Кроме того, если начинаете замечать посторонние звуки, стоит немедленно обратиться к специалисту для диагностики и предотвращения более серьезных проблем.
Можно ли ездить на автомобиле с шумящими гидрокомпенсаторами и как это отразится на двигателе?
Хотя в краткосрочной перспективе может показаться, что можно продолжать эксплуатацию автомобиля с шумящими гидрокомпенсаторами, это не рекомендуется. Продолжая движение с этой проблемой, вы рискуете вызвать серьезные повреждения двигателя, включая разрушение клапанов или распредвала. Важно диагностировать и устранить источник шума как можно скорее, чтобы избежать более дорогостоящего ремонта в будущем.




