Причины, симптомы и способы замены неисправной подушки двигателя

Подушка двигателя — это опорный элемент, который эффективно нейтрализует колебания и вибрации моторного отсека автомобиля. Правильно функционирующая подушка должна полностью предотвращать распространение вибрации на кузов, обеспечивая тем самым комфортную езду.

Коротко о главном
  • Причины неисправности: износ со временем, механические повреждения, некачественные детали.
  • Симптомы: вибрации двигателя, шумы при работе, смещение двигателя.
  • Последствия: увеличение нагрузки на трансмиссию, ускоренный износ других узлов.
  • Замена: рекомендуется проводить при первых признаках неисправности, лучше всего у специалистов.
  • Профилактика: регулярные проверки и использование оригинальных запчастей.

Что такое подушки двигателя

Автомобильный двигатель обладает значительным весом, поэтому важно обеспечивать его надежное крепление для уменьшения вибраций, возникающих во время его работы. При жестком креплении к кузову детали крепления подвергаются большим переменным нагрузкам при движении по неровным дорожным покрытиям, в скором времени они могут выйти из строя.

Кроме того, вибрации передаются на весь кузов автомобиля. Это, с одной стороны, создает дискомфорт для водителя и пассажиров, а с другой — оказывает разрушительное воздействие на долговечность автомобиля в целом.

Решить данную проблему помогают специальные опоры, именуемые подушками. Их задача — снижать вибрации, создаваемые двигателем, и одновременно надежно фиксировать его положение.

Количество опор, которые могут поддерживать двигатель, варьируется от трех до пяти в зависимости от модели автомобиля. Опоры, размещенные спереди и сзади, помогают контролировать вибрации при работе двигателя на холостых оборотах и под нагрузкой.

На автомобилях советского производства эти подушки были простыми резиновыми вставками с крепежными местами, обладающими достаточной прочностью. Современные же модели могут иметь разнообразные конструкции, включая резинометаллические и гидравлические опоры. На переднеприводных автомобилях двигатели и коробки передач располагаются на 4-5 опорах, из которых две находятся под коробкой передач.

Резинометаллические изделия могут выглядеть по-разному. Обычно это стальной или алюминиевый корпус с резиновым сайлент-блоком внутри. Иногда используются алюминиевые «лампы» с резиновыми вставками.

В стандартной версии опоры устанавливаются следующим образом:

  • Правая подушка размещена сверху и прикреплена к кузовному лонжерону.
  • Передняя опора, как правило, монтируется на моторной балке и видна снизу.
  • Задняя опора прикреплена к днищу или переднему подрамнику кузова, в некоторых версиях двигателя эта опора может отсутствовать.
  • Общая подушка расположена под коробкой передач, ближе к задней части двигателя.

Схема современных электрогидравлических подушек выглядит следующим образом:

Опоры этого типа способны адаптироваться к различным режимам работы двигателя, максимально ослабляя вызываемые колебания и обеспечивая комфортное управление автомобилем.

Наибольшие нагрузки на опоры наблюдаются в моменты запуска двигателя, начала движения и его остановки. Если одна из опор повреждена, это может привести к увеличению нагрузки на двигатель и трансмиссионные узлы, что повышает риск их выхода из строя.

Причины неисправности подушки двигателя

Неисправности подушек могут возникать по самым разным причинам. Однако некоторые косвенные факторы, на которые обращают внимание профессионалы, могут способствовать быстрому разрушению этих элементов.

  • Проблемы с подвеской

    Для повышения управляемости и эстетики владельцы автомобилей часто устанавливают низкопрофильные шины и более жесткие амортизаторы. Это может давать позитивный эффект до первого попадания в яму. В результате колебания не полностью гаснут и передаются на другие элементы подвески, такие как шаровые опоры, рычаги, а также на подушки двигателя. Это также увеличивает нагрузку на кузов машины. Поэтому изменение параметров подвески требует особой осторожности на неровных участках.

  • V-образный двигатель

    Двигатели с такой конфигурацией цилиндров обычно начинают вибрировать на холостом ходу раньше, чем рядные моторы. Четырехцилиндровые рядные двигатели имеют меньший риск неисправностей, так как они обладают лучшим балансом и распределением веса. Работа их кривошипно-шатунного механизма создает значительно меньше вибраций и влияния на опоры.

  • Стиль вождения

    Стиль водителя существенно влияет на состояние многих узлов автомобиля, включая подушки двигателя. Резкие разгоны и торможения создают высокие нагрузки на опоры. Эти нагрузки объясняются обычными физическими законами, так как происходит смещение центра тяжести, что негативно сказывается на сроке службы подушек.

  • Состояние дорожного покрытия

    Даже самый бережный стиль вождения не может исключить вероятность неисправностей подушек, если дорожное покрытие имеет плохое качество. В этом случае страдает вся подвеска. Поэтому рекомендуется избегать участков с плохими дорогами, чтобы максимально защитить опоры двигателя и подвеску.

  • Естественный износ

    Резинометаллические опоры довольно устойчивы к износу, и первые признаки их отказа могут появиться лишь при пробеге 200 тысяч километров с учетом нормальной эксплуатации. У некоторых бережливых владельцев подушки служат десятилетиями без замены. Однако помимо механического износа резиновые элементы подвержены термическому воздействию. Многократные перепады температуры уменьшают эластичность резины. Это одна из самых распространенных причин выхода подушек из строя, проявляющаяся в виде растрескивания и расслаивания, из-за чего опора теряет способность гасить вибрации и шум.

Существует также другой, редко обсуждаемый, но влияющий на долговечность подушки фактор. Проведение мойки мотора продлевает срок службы опоры, так как масляный слой, образующийся на элементах двигателя, включая опоры, накапливается во время эксплуатации.

Влияние масла на резину очевидно. Оно снижает эластичность подушек и уменьшает их срок службы.

При этом тосол, бензин и тормозная жидкость также негативно сказываются на резине. Рекомендуется избегать контакта этих жидкостей с поверхностями опор. Регулярная мойка двигателя не только продлевает срок службы подушек, но и позволяет своевременно обнаруживать их неисправности и проблемы с другими компонентами.

Износ опор проявляется в виде заметной вибрации двигателя, которую можно ощутить внутри салона. При нажатии на педаль акселератора также может возникнуть резкий удар, который ощущается при отпускании педали.

Неисправности подушки двигателя можно заметить, открыв капот. Если двигатель поднимается при нажатии на газ, это может указывать на износ опоры под коробкой передач. Критический износ одной из других подушек приводит к смещению двигателя в соответствующую сторону.

На начальном этапе такая проблема не представляет серьезной угрозы, однако с течением времени вибрации могут разрушать все механизмы, на которые они воздействуют. Запущенное состояние износа может привести к тому, что двигатель оторвется от креплений, что является крайне опасным исходом.

Если игнорировать состояние опор двигателя, в какой-то момент соединения могут полностью разрушиться, и мотор оторвется. Чтобы это случилось, необходимо длительное время терпеть громкие звуки со стороны двигателя и не обращать на них внимания.

Более того, даже если одна опора оторвется, это не гарантирует, что автомобиль сможет продолжать движение без проблем. Есть случаи, когда опора отходила, и мотор наклонялся так, что нижний шкив задевал балку, что в свою очередь приводило к повреждению ремня ГРМ.

Какие бывают неисправности подушки двигателя

Существуют различные причины, по которым могут выходить из строя подушки двигателя. Одной из наиболее распространенных неисправностей является отрыв резиновой части. Хотя срок службы подушек может быть долгим, повышенная нагрузка может привести к их разрушению. У водителей, предпочитающих агрессивный стиль поездки, подушки могут быстро выйти из строя.

При определенных обстоятельствах резина может начать рассыхаться и терять свою эластичность. Иногда столкновение с препятствием может привести к отрыву алюминиевого кронштейна. Капли масла, попадая на резину из мотора или коробки передач, разъедают ее, что сокращает срок службы опоры. Таким образом, симптомы неисправностей подушек двигателя, перечисленные ниже, могут вызывать значительные неудобства во время движения и даже приводить к опасным ситуациям.

Основные признаки неисправности опор включают следующие состояния:

  1. Двигатель работает плавно, но в кузове ощущается сильная вибрация.
  2. Трогание с места и торможение сопровождаются глухими ударами и щелчками под капотом.
  3. При движении по неровностям возникают удары в передней части автомобиля, которые передаются на рычаг коробки передач. Переключение передач на механической КПП во время ударов становится затруднительным.
Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Неисправность подушки двигателя может быть вызвана несколькими факторами. Наиболее распространенные причины — это износ материала, которому подвержена эта деталь, а также негативное воздействие внешней среды, включая высокие температуры и вибрации. Со временем резина, из которой изготовлена подушка, может трескаться или разрушаться, что приводит к потере её амортизирующих свойств.

Симптомы неисправной подушки двигателя проявляются в виде резких вибраций и ударов, которые ощущаются внутри кузова автомобиля, особенно при ускорении, торможении или переключении передач. Также можно заметить, что двигатель не фиксируется должным образом, что приводит к видимым смещениям агрегата или посторонним звукам. Эти признаки могут быть диагностированы как на слух, так и через визуальный осмотр подкапотного пространства.

Замена подушки двигателя является достаточно прямолинейной процедурой, но она требует аккуратности и специального инструмента. Важно сначала поднять автомобиль и обеспечить доступ к подушке. После этого необходимо удалить старую деталь и установить новую, следя за тем, чтобы все крепления были надежно зафиксированы. Рекомендую проводить замену подушки двигателя на специализированном сервисе или под контролем опытного механика, чтобы избежать возможных проблем в будущем.

Как определить неисправность подушки двигателя

Проверку состояния опор можно провести самостоятельно, без необходимости обращаться в автосервис. Даже неопытный водитель обычно может без труда выявить простые неисправности.

Самый простой способ диагностики заключается в том, чтобы вручную раскачать мотор, обратив внимание на звуки, которые при этом появляются. Это поможет определить, какая из подушек повреждена.

Другой метод требует помощи со стороны. Водитель садится за руль автомобиля с открытым капотом, запускает двигатель, переключает трансмиссию на первую передачу и начинает медленно двигаться вперед небольшими толчками. Затем он делает то же самое, задним ходом. Помощник в это время визуально контролирует движения двигателя.

Чтобы точнее диагностировать проблему, важно сначала точно определить местоположение подушек двигателя. Их стоит предварительно осмотреть на наличие видимых повреждений. Для этого лучше использовать смотровую яму, эстакаду или подъёмник.

Если визуальный осмотр не выявил неисправностей, следует перейти к следующему этапу, требующему помощи напарника. Один человек, используя монтировку, начинает двигать одну из подушек, в то время как другой внимательно следит за появлением трещин или разрывов на резиновом элементе. Иногда повреждения становятся видимыми только при движении подушки, поэтому их необходимо тщательно проверять.

Подушку, в которой обнаружено повреждение, нужно заменить полностью. Экономия на деталях, например, замена только резиновой части, чаще всего не приведет к положительному результату.

Замена подушки двигателя в случае обнаружения неисправности

Если требуется замена подушек двигателя, обычно можно самостоятельно доехать до ближайшего сервиса или гаража, учитывая вышеперечисленные признаки. Но необходимо соблюдать осторожность и не превышать скорость 60 км/ч. Чаще всего изнашивается левая или задняя опора. Если одна из подушек требует замены, вероятно, потребуется также заменить и вторую. Перед началом работ стоит заранее приобрести нужные запчасти, так как после замены подушек на автомобиле проехать уже не получится.

  1. Подготовка к замене подушки двигателя

    Работы по замене подушек желательно проводить в теплых условиях, так как резина теряет эластичность на холоде, что может усложнить процедуру.

    Рекомендуется поставить автомобиль на смотровую яму и работать оттуда, предварительно отключив аккумулятор. Обычно осмотр начинают с левой передней стороны, где чаще всего возникают неисправности подушек и доступ к ним более удобен.

    Если крепление оторвано, его можно отремонтировать, так как цена новой подушки для иномарки около 2000 рублей (для внедорожников – в два раза больше). В случае повреждения резинового элемента замена подушки неизбежна.

  2. Процедура замены опоры двигателя

    Сначала снимаются защитные элементы двигателя для облегчения доступа. Затем под двигателем устанавливается домкрат для его поддержки во время откручивания подушек. Если работа происходит в смотровой яме, можно положить прочную доску поперек и установить домкрат на нее.

    Далее поднимаем двигатель до тех пор, пока можно будет легко открутить опору. После снятия старой подушки устанавливается новая, и все выполняется в обратном порядке.

    Замена задней подушки часто сопряжена с трудностями, так как именно эта опора испытывает наибольшие нагрузки во время работы двигателя. В результате крепеж может быть деформирован.

    В этой области домкрата может быть недостаточно, поэтому лучше подвесить двигатель к верхней балке. Если такой возможности нет, можно соорудить перекладину на двух стаканах, предварительно приподняв двигатель. Иногда внешние элементы мешают замене, и их нужно будет демонтировать. Если болт крепления сильно поврежден, его лучше обрезать отрезным кругом. Некоторые пытаются выпрямить и открутить болт, но в итоге могут столкнуться с необходимостью замены.

    Старая опора может прикипеть к раме из-за ржавчины и накопившейся грязи. Чтобы облегчить демонтаж, используют масло или подобное средство, например, WD-40. При установке новой задней подушки следует обращать внимание — стрелка на ней должна быть направлена вперед, по ходу движения автомобиля. Остальные этапы сборки выполняются в обратном порядке.

    После завершения замены задней подушки переходим к правой. Здесь также можно столкнуться с деформированными болтами, но еще одна потенциальная проблема заключается в генераторе или компрессоре кондиционера. Демонтаж компрессора может привести к утечке хладагента.

    Если ремонт осуществляется в СТО, целесообразно проверить кондиционер на наличие неисправностей. Некоторые работники оценив время, могут снять компрессор, не предварительно уведомив владельца автомобиля.

    В большинстве иномарок правая опора двигателя расположена ближе к передней части. Поэтому для доступа к ней необходимо часто снимать правую фару и радиаторную решетку.

    Некоторые поврежденные болты невозможно срезать болгаркой из-за ограниченного доступа. В таком случае лучше использовать ручную ножовку по металлу, аккуратно срезая болт.

    Этот процесс займет больше времени, но таким образом вы избежите повреждений соседних деталей. Новая опора устанавливается в том же порядке, что и старая. Будьте осторожны при установке радиаторной решетки — соты могут быть острыми и травмоопасными.

  3. Безопасность при работе

    Следует помнить о надежной фиксации двигателя, для этого лучше всего пригласить помощника.

Другие неисправности: о чем еще говорят шумы из-под капота

Непонятные посторонние звуки, возникающие во время движения автомобиля, могут сигнализировать о какой-то неисправности. Обычно в исправном состоянии автомобиль работает бесшумно, без лишних шипений, хлопков или стуков.

Если вы заметили посторонний шум, не следует паниковать. Определить источник и принять меры для устранения проблемы под силу даже водителю со средними навыками. Большинство мелких неполадок можно устранить самостоятельно.

1. Стук в двигателе

Стук, исходящий от мотора, указывает на то, что одна деталь ударяет о другую. Места ударов испытывают большие нагрузки. Чем сильнее удары, тем быстрее изнашиваются поврежденные поверхности. Существует прямая зависимость между силой удара и величиной зазора — чем больше зазор, тем быстрее происходит износ. Иными словами, стуки в области двигателя сигнализируют о нарастающем износе некоторых деталей.

Причины стука в поршнях:

  • увеличение зазора между канавками и поршневыми кольцами;
  • увеличение зазора между поршнями и цилиндрами.

Причины стука в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала:

  • увеличение зазора между шейками и вкладышами;
  • слишком раннее зажигание;
  • недостаточное давление масла.

Причины стука в клапанах:

  • увеличенные зазоры в клапанах;
  • износ кулачков распредвала;
  • неисправность клапанной пружины.

Причины посторонних звуков в приводе распредвала:

  • увеличенные зазоры в клапанах;
  • увеличение зазоров между кулачками и рычагами;
  • увеличение зазора между стержнем клапана и направляющей втулкой;
  • износ кулачков распредвала.

Причины детонации и легких стуков при высоких нагрузках:

  • неправильные свечи;
  • низкокачественное топливо;
  • неверно установленный момент зажигания;
  • неисправности в системе выпуска;
  • наличие следов нагара в камере сгорания и на дне поршней.

2. «Затихающие» постукивания

Если постукивания со временем становятся менее выраженными, это не всегда повод для беспокойства. Некоторые стуки, возникающие время от времени, считаются нормальным явлением на протяжении нескольких десятков тысяч километров. Однако если постукивания ощутимо усиливаются, это должно насторожить. В таком случае следует немедленно остановить двигатель и выяснить источник шума.

Если шум доходит из области двигателя, это чаще всего указывает на неисправности или на естественный износ двигательных деталей (например, проблемы с газораспределительным механизмом или в системе шатунов и поршней). В таких ситуациях стуки могут быть довольно резкими и их интенсивность повышается вместе с работой коленвала — при нажатии на педаль газа частота стуков возрастает.

3. Сильные и звонкие постукивания

Когда резкое нажатие на педаль акселератора или интенсивная работа мотора сопровождаются громкими стуками и металлическим звоном, это может указывать на детонацию топлива в цилиндрах.

Чаще всего детонация возникает из-за низкокачественного или низкооктанового топлива. Чтобы устранить эту проблему, можно добавить в топливо специальную добавку для повышения устойчивости к детонации или заменить его на более качественное.

Звонкий стук двигателя может быть вызван перегревом мотора или неправильной настройкой угла опережения зажигания. Чтобы избавиться от этого звука, нужно охладить двигатель и отрегулировать систему зажигания.

4. Звуки в верхней части двигателя

Шумы, исходящие из верхней части мотора, часто возникают из-за износа втулок клапанов, гидрокомпенсаторов или некорректной регулировки зазоров между клапанами и толкателями.

5. Ровкий звук

Если в двигателе используется цепной механизм газораспределения, то ровный шум в передней части мотора может являться следствием неправильной настройки механизма натяжения или его неисправности.

6. Сильно слышимые ритмичные постукивания в области шатунно-поршневой группы

Такие звуки сигнализируют о том, что требуется срочная диагностика и последующий ремонт. Наиболее тревожными являются постукивания из нижней и центральной частей двигателя. В такой ситуации необходимо сразу выключить мотор и вызвать эвакуатор для транспортировки автомобиля в сервис, иначе возможны серьезные повреждения двигателя.

7. Резкие рычащие звуки у коленчатого вала

Эти звуки указывают на наличие серьезной неисправности в двигателе, требующей капитального ремонта. Они обычно проявляются при нажатии на педаль акселератора. Также резкие удары могут возникать при нажатии на сцепление в автомобилях с механической коробкой передач. Это может быть вызвано износом сцепления, коленвала или неисправностью подушек двигателя.

8. Громкий стрекочущий шум

Такой звук часто возникает из-за попадания посторонних предметов в движущиеся части мотора или навесные элементы. К ним могут относиться куски пластика, утеплителя, листья, ветки и насекомые. Чтобы устранить шум, часто достаточно удалить застрявший предмет из подкапотного пространства.

Если посторонних объектов не обнаружено, это может свидетельствовать о более серьезных проблемах, таких как повреждение шкива помпы, неисправности гидроусилителя руля или генератора. 

9. Однородный свист и шум на холостом ходу

Такой звук может указывать на неисправность подшипников генератора или помпы. Чтобы определить источник, можно воспользоваться тонким шлангом: один конец поднесите к генератору, другой — к уху. Усиление шума укажет на проблемный узел.

10. Стук при отсутствии явных повреждений

Это может произойти при повышенных нагрузках на двигатель, использовании масла с низкой вязкостью или заедании каких-то механизмов. Если явных повреждений нет, звук, как правило, пропадает после устранения вышеперечисленных факторов. Важно сначала проверить уровень масла, так как его нехватка часто приводит к деформации деталей, вызывая неприятный стук.

11. Шум в холодном двигателе

Иногда звук возникает сразу после запуска мотора и исчезает, когда он прогревается. Причины этого могут быть разнообразными, и большинство из них не требуют беспокойства. Автомобиль можно продолжать использовать, но перед поездками рекомендуется хорошо прогревать двигатель.

В общем, такой шум может свидетельствовать о естественном износе деталей мотора — они являются источником звука. Нагрев приводит к расширению деталей и уменьшению зазоров, что устраняет неприятные шумы.

12. Пронзительный визг

Визг, который слышен в двигателе после запуска или при резком нажатии на газ, говорит о недостаточном натяжении ремней или о их износе. Устранить эту неисправность можно, подтянув ремни или обработав их специальным аэрозолем. Однако это временная мера, и изношенные ремни все равно придется заменить.

13. Шипение

Если мотор издает шипящие звуки во время работы, это может указывать на разгерметизацию вакуумных систем автомобиля или утечку жидкости из системы охлаждения. Утечка антифриза может привести к перегреву двигателя, поэтому при ее обнаружении необходимо немедленно заглушить мотор и эвакуировать машину в ближайший автосервис.

При обнаружении любых посторонних звуков под капотом не стоит паниковать. Остановитесь в безопасном месте и постарайтесь выяснить источник шумов. Возможно, вы сразу сможете найти причину и успешно решить проблему самостоятельно, руководствуясь этой информацией.

Вопросы по теме

Как повредить подушку двигателя и что делать, если это произошло?

Подушка двигателя может повредиться по нескольким причинам: несоблюдение рекомендаций по техническому обслуживанию, агрессивная эксплуатация автомобиля, попадание влаги или химикатов. Если вы заметили симптомы неисправности, такие как запах гари или странные звуки при движении, следует немедленно остановить автомобиль. Рекомендовано обратиться к специалисту для диагностики и замены поврежденной подушки, чтобы избежать дальнейших повреждений двигателя и трансмиссии.

Каковы последствия продолжительной эксплуатации автомобиля с неисправной подушкой двигателя?

Продолжительная эксплуатация автомобиля с неисправной подушкой двигателя может привести к серьезным последствиям: увеличению вибрации, повреждению креплений двигателя и трансмиссии, перегреву двигателя из-за неправильного положения и даже к его поломке. Вибрации могут также настигнуть и другие элементы кузова, нарушая целостность автомобиля в целом. Поэтому важно не игнорировать симптомы неисправности и как можно скорее решать проблему.

Существуют ли альтернативные методы диагностики состояния подушек двигателя?

Да, для диагностики состояния подушек двигателя можно использовать несколько альтернативных методов. Например, один из простых способов — это визуальная проверка на наличие трещин и износа. Также можно провести тест на вибрацию: при работающем двигателе послушайте, нет ли необычных звуков. Более детальный подход требует использования специализированного оборудования для проверки амортизационных свойств подушек. В любом случае, если возникают сомнения, лучше обратиться к специалистам.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий