О чем идет речь? Несмотря на то, что при передвижении автомобиля мы обычно не пользуемся этим элементом, он имеет существенное значение в конструкции машины. В некоторых случаях ручной тормоз может стать необходимым, например, в экстренных ситуациях или при неисправности основных тормозов.
- Неисправность троса: Проверьте натяжение и состояние троса ручного тормоза, при необходимости отрегулируйте или замените.
- Износ тормозных колодок: Убедитесь в наличии достаточного объема тормозных колодок; при износе замените их.
- Проблемы с механизмом: Осмотрите механизм ручного тормоза на наличие повреждений или заеданий, при необходимости смазать или заменить.
- Вода и грязь: Проверьте наличие влаги и грязи в системе; очистка может решить проблему с заеданием.
- Состояние тормозной жидкости: Проверьте уровень и состояние тормозной жидкости; долив или замена может помочь в устранении проблемы.
Как провести ремонт? Попытки самостоятельного ремонта не всегда оправданы. Для этого потребуется гараж и набор нужных инструментов. Также нет уверенности, что ремонт будет успешным. Наилучший вариант — обратиться к профессионалам, которые качественно устранят проблему.
Что такое ручник и как он работает
Основная тормозная система, используемая водителем при движении автомобиля, предназначена для преобразования кинетической энергии в тепловую за счет трения, что позволяет эффективно замедлять движение транспортного средства.
Однако автомобиль не всегда находится в движении и периодически стоит на стоянке. В таких случаях стандартные тормоза не подойдут (невозможно же класть кирпич на педаль) — здесь используется стояночный тормоз.
Рассмотрим основные функции стояночных тормозов:
- Сохранение автомобиля в неподвижном состоянии в течение длительного времени, когда никто не находится за рулем.
- Обеспечение устойчивости автомобиля на уклонах даже за короткие остановки.
- Поддержка движения на участке с подъемом (так называемое трогание на горке с ручника).
- Выполнение резких маневров (полицейских разворотов) на машинах с задним приводом.
- Торможение (или замедление) при неисправностях основных тормозов, что является единственным способом добраться до СТО.
Сегодня стояночные тормоза устанавливаются на все автомобили без исключения, независимо от их назначения или скорости. При этом неисправность стояночного тормоза должна быть устранена, иначе транспортное средство не пройдет технический осмотр.
Стояночные тормоза классифицируются по типу привода на следующие виды:
- механический;
- гидравлический;
- электромеханический (ЕРВ).
Механический ручник является самым распространенным типом стояночного тормоза. Эти конструкции просты и надежны; ручка тормоза, расположенная в салоне, просто тянется вверх, что передает силу через тросы на колодки, блокирующие тормозные барабаны с различной силой в зависимости от поднятия рычага.
Гидравлические ручные тормоза встречаются реже; обычно их устанавливают на грузовых автомобилях и специализированной технике. Эти системы сложнее и стоят дороже, поэтому, например, если у КамАЗа не работает ручник, владельцу предстоит дорогостоящий ремонт для прохождения техосмотра.
В зависимости от способа активации стояночного тормоза выделяют:
- педальный;
- ручной.
Педальный механизм чаще всего устанавливается на автомобилях с автоматическими коробками передач и располагается на месте сцепления.
Как устроен ручник
Существуют разные типы привода стояночных тормозов в транспортных средствах:
- барабанный;
- кулачковый;
- винтовой;
- трансмиссионный.
В барабанной системе рычаг ручника при поднятии натягивает трос, который передает усилие на колодки, распирая внутреннюю поверхность тормозного барабана.
Трансмиссионный стояночный тормоз блокирует не колеса, а карданный вал. Здесь электромеханизм прижимает колодки к тормозному диску при помощи электродвигателя.
Независимо от принципа действия, все стояночные тормоза имеют следующее устройство:
- Элемент управления (рычаг или педаль).
- Кабели привода.
- Тормозные механизмы.
Рычаги оснащены храповыми механизмами, которые фиксируют их в поднятом положении до тех пор, пока водитель не нажмет соответствующую кнопку. В случае с педалью её отпускание может осуществляться как с помощью самой педали, так и отдельной рукояткой.
Момент от рычага передается на тормозные механизмы через стальные тросы. Обычно используется три троса: один передний и два задних. Тормозные механизмы располагаются на задних колесах. Передний трос передает усилие от рычага через распределитель на два задних, которые активируют колодки.
В ходе эксплуатации тросы могут растягиваться, так как храповый механизм фиксирует их в натянутом состоянии. Это влияет на силу сжатия колодок (которая становится слабее). Чтобы компенсировать это, тросы оборудованы регулируемыми наконечниками.
Принцип работы ручника в зависимости от вида
- Конструкция и принцип работы стояночных тормозов на автомобилях с барабанными тормозами.
Когда не работает ручник, это может быть знаком различных проблем, которые требуют немедленного внимания. Одной из самых распространенных причин является недостаток тормозной жидкости или ее утечка. Тормозная система, в том числе механизм ручного тормоза, зависит от уровня жидкости, и если его недостаточно, это может привести к плохой работе или полной блокировке ручника. Важно регулярно проверять уровень тормозной жидкости и при необходимости доливать ее или устранять место утечки.
Еще одной частой проблемой может быть износ тросов или самого механизма ручного тормоза. Со временем тросы могут растягиваться или повреждаться, что приводит к тому, что ручник не затягивается должным образом. Чтобы решить эту проблему, необходимо провести визуальный осмотр тросов на наличие повреждений и, если они есть, заменить их. Также стоит проверить, правильно ли установлен механизм ручного тормоза — износ его компонентов может также вызвать сбой в работе.
Наконец, иногда проблема может заключаться в самом тормозном механизме задних колес. Если колодки изношены или заклинили, это может негативно сказаться на эффективности ручного тормоза. В таких случаях потребуется либо замена тормозных колодок, либо их регулировка. Регулярное обслуживание тормозной системы поможет предотвратить подобные проблемы и обеспечит безопасность в пути.
Стояночный тормоз на барабанной системе устроен просто: сила от троса приводит в действие рычаг, который активирует одну колодку, а она передает движение второй. В результате тормозные колодки распирают барабан изнутри, создавая трение и надежно блокируя колесо.
- Конструкция и принцип работы стояночных тормозов на автомобилях с дисковыми тормозами.
Здесь могут быть три разных приводных механизма:
1. Кулачковый привод. Он расположен в суппорте. Качение колодки осуществляется с помощью толкателя, опирающегося на кулачок с рычагом. При натяжении троса рычаг поворачивается, что приводит в движение кулачок, который прижимает толкатель, заставляя колодку сжимать диск и тем самым блокировать колесо.
2. Винтовой привод. Он также находится в суппорте. Внутри поршня нарезается резьба, и при натяжении троса винт, связанный с рычагом, начинает вращаться. Поршень, в свою очередь, не может вращаться, а просто смещается вперед, прижимая колодку к диску и фиксируя колесо.
3. Барабанный механизм, где рядом с дисковой системой устанавливается еще одна — барабанная для стояночного тормоза. Барабан меньшего диаметра размещается в центре диска и часто называется мини-барабанными тормозами.
В любом варианте отпускание тормозов и возврат колодок в исходное положение осуществляется с помощью пружин.
Почему не работает ручник
Согласно нормативным актам, стояночный тормоз считается исправным, если он способен надежно удерживать автомобиль на склоне до 25 градусов. Проверять работоспособность системы необходимо каждые 30 тысяч километров, если установлены дисковые тормоза, и каждые 15 тысяч километров для барабанных механизмов.
Частые неисправности, приводящие к отключению ручного тормоза, могут быть следующими:
- Проблемы с барабанным механизмом. Наиболее часто здесь наблюдается ускоренный износ тормозных колодок, чрезмерная растяжка кабелей или коррозия тормозных механизмов, особенно если автомобиль долгое время стоит на стоянке.
- Неисправности дисковых тормозов также часто связаны с износом колодок.
- Проблемы с электрическим приводом. Часто причина допускаемых неисправностей кроется в проблемах с проводкой или электродвигателем, особенно на некоторых моделях «Фордов».
Тормоза играют важнейшую роль в безопасности – как вашей, так и других участников дорожного движения (включая стояночный тормоз), так как при выходе из строя основных тормозов стояночный может оказаться основным средством торможения.
Поэтому настоятельно рекомендуется проверять и ремонтировать все тормоза только на специализированных сервисах с помощью квалифицированных механиков. Это касается как автомобилей отечественного производства, так и популярных моделях «Рено», где могут возникать проблемы с ручным тормозом. Тем не менее существуют несколько простых способов, позволяющих оценить проблему на месте:
- Если возникли подозрения, что машина плохо удерживается на склоне, то обычно её фиксируют с помощью ручного тормоза. Если транспортное средство начнет двигаться, это однозначно указывает на неисправность ручника, и стоит выяснить причины этого.
- Если вы сомневаетесь, что какое-либо колесо правильно блокируется ручным тормозом, поднимите это колесо при помощи домкрата. Затем, с включенным ручником, попытайтесь прокрутить колесо. Если у вас это не получится, значит, проблема отсутствует.
- Если у вас есть сомнения касательно эффективности ручного тормоза, можно провести тест с троганием. Для этого активируйте ручник, заведите двигатель и включите первую передачу. Затем резко нажмите на педаль газа и быстро отпустите сцепление. Если тормоза действуют правильно, то автомобиль дернется, а двигатель глохнет. Этот метод не подходит для автомобилей с автоматической коробкой передач из-за включенных в коробку фрикционных дисков.
Типичные ошибки водителей, выводящие из строя ручник
Рассмотрим несколько распространенных ошибок, связанных со стояночными тормозами. Современные электронные системы способны их обходить, но не все автомобили имеют такие технологии. Вот основные из них:
- Передвижение с зажатым ручником. Это приводит к быстрому износу фрикционных материалов, что касается как колодок, так и дисков или барабанов.
- Зимой тормозные колодки могут примерзать, и не всегда удается освободить их после снятия ручника. Хотя современные машины часто имеют систему подогрева, в классических моделях это может стать серьезной проблемой.
- Агрессивное вождение с использованием ручного тормоза для эффектных маневров. Это может привести к растяжению или даже разрыву тросов. На машинах с электрическими системами выполнение трюков невозможно, так как компьютер не разрешает воспользоваться ручником при движении.
- Неполное поднятие тормозного рычага может привести к непредсказуемым последствиям, включая ухудшение свойств тормозной жидкости.
Стояночный тормоз — одна из ключевых систем в автомобиле. Поддержание его в исправном состоянии является не только требованием ПДД, но и здравым смыслом. Рабочий ручник может однажды спасти вашу жизнь, поэтому не забывайте регулярно проверять этот механизм.
Что делают автовладельцы, если не работает ручник
- Если его эффективность равна нулю, последствия не заставят себя ждать
«Если ручной тормоз не работает (независимо от марки автомобиля — будь то ВАЗ или иномарка) и основная тормозная система по каким-то причинам вышла из строя, то это серьезная проблема. Во-первых, вы не сможете остановиться на подъеме, полагаясь только на сопротивление первой передачи с выключенным двигателем. Во-вторых, на скользкой дороге даже малейший уклон может привести к развороту автомобиля вокруг оси. И в-третьих, в данной ситуации только эвакуатор сможет вам помочь».
«Автоподвод всегда создает торможение колодок при частичном отпускании, и с течением времени, по мере истирания фрикционного материала, прижим становится хуже, так как ход троса остается прежним. Однако если вы будете постоянно подтягивать ручник, то стабильность системы будет нарушена. Это происходит потому, что тросы ручника имеют свойство растягиваться, что может привести к непредсказуемым последствиям».
Если стояночный тормоз неисправен, ваша машина может стать угрозой для других участников дорожного движения.
«Когда основные тормоза работают нормально, проблема с неисправным ручником не будет заметна ни вам, ни окружающим. Но это только на первый взгляд. Если возникнет необходимость зафиксировать автомобиль на уклоне или если основная тормозная система выйдет из строя, вы столкнетесь с серьезными трудностями. Добавлю, что подложить кирпич под колесо не сможет надежно удержать машину на склоне — такие препятствия легко преодолеваются».
Убедитесь в надежности стояночного тормоза вашего автомобиля — и это поможет вам в будущем при его эксплуатации.
Вопросы по теме
Какие звоночки могут сигнализировать о том, что ручник требует внимания, помимо его полной неработоспособности?
Не стоит ждать, пока ручник полностью откажет. Обратите внимание на несколько признаков, которые могут указывать на необходимость его проверки. Например, если при затягивании ручного тормоза вы чувствуете, что он не фиксируется так, как раньше, или если проводка ручника начинает издавать странные звуки, это может свидетельствовать о износе механизма или повреждении троса. Еще один сигнал — если автомобиль начинает скатываться, когда передача выключена и ручник затянут, что, безусловно, требует немедленного вмешательства.
Можно ли самостоятельно устранить неполадки с ручным тормозом, или лучше обратиться к специалистам?
Некоторые проблемы с ручником можно решить самостоятельно, особенно если вы обладаете базовыми навыками в ремонте автомобилей. Например, проверка натяжения троса или смазка механизма могут быть выполнены в домашних условиях. Однако в случае серьезных неисправностей, таких как разрыв троса или проблемы с тормозными колодками, лучше обратиться к квалифицированному специалисту. Это не только обеспечит безопасный ремонт, но и позволит избежать дальнейших повреждений автомобиля.
Как часто следует проводить проверку и обслуживание ручного тормоза, чтобы избежать его поломки?
Рекомендуется проверять ручной тормоз хотя бы раз в год в рамках общего технического обслуживания автомобиля. Тем не менее, если вы часто эксплуатируете автомобиль в сложных условиях, таких как гористая местность или частые путешествия с грузом, стоит уделять этому больше внимания — каждые 6-12 месяцев. Также обращайте внимание на любые изменения в его работе и не забывайте о смазке всех подвижных частей.