Какова причина? Изношенные тормозные колодки – это естественное явление, так как они являются частью расходников. Поэтому их следует регулярно заменять, чтобы избежать потенциально опасных ситуаций на дороге.
- Причины износа: частая езда по горным дорогам, агрессивное вождение, неправильная настройка тормозов.
- Симптомы: скрип, стук, уменьшение эффективности торможения, вибрации при нажатии на тормоза.
- Диагностика: регулярные проверки состояния колодок, визуальный осмотр и замеры толщины.
- Замена: необходимость замены колодок при достижении минимальной толщины, следование рекомендациям производителя.
- Советы: использование качественных запчастей, регулярное обслуживание тормозной системы для предотвращения износа.
На что стоит обратить внимание? Важно следить за толщиной тормозных колодок, но не нужно полагаться исключительно на показания датчика. Слишком быстрый или неравномерный износ требует не просто замены компонентов, но и тщательной диагностики для выявления причин и исправления проблемы.
Причины износа тормозных колодок
Износ тормозных колодок возникает в процессе их контакта с тормозным диском или барабаном. Они должны справляться с этими воздействиями на протяжении всего срока службы. Если фактический срок службы соответствует нормам, установленным производителем, система функционирует должным образом. Но если колодки изнашиваются слишком быстро, это может свидетельствовать о какой-либо проблеме.
Срок эксплуатации тормозных колодок зависит от множества факторов:
- Материал фрикционных накладок. Он определяется производителем и ценовым сегментом. Более дешевые колодки обычно менее эффективны и изнашиваются быстрее.
- Частота использования тормозов. Если водитель часто тормозит и разгоняется, колодки подвергаются более высокой нагрузке, что приводит к более быстрому износу, хотя качество торможения при этом не должно ухудшаться.
- Условия эксплуатации автомобиля. Износ будет отличаться при движении по асфальту и по rough roads. Загрязнение колодок увеличивает трение и ускоряет износ.
- Правильная настройка и работа тормозной системы. Это включает в себя состояние тормозной жидкости, суппортов и дисков. Неверная установка дисков может привести к неравномерному прижатию колодок, что ощутимо увеличивает их износ.
- Виды трансмиссий. Профессиональные водители могут использовать торможение двигателем, но это возможно только на автомобилях с механической коробкой передач. На машинах с автоматической или роботизированной трансмиссией торможение возможно исключительно через стандартную тормозную систему.
- Наличие ABS. Эта система позволяет оптимизировать давление колодок на тормозной диск, что приводит к меньшему износу.
- Тип материала колодок. Он может иметь различную твердость: более твердые колодки обеспечивают лучшее торможение, но быстрее изнашивают диск, и наоборот. Обычно производители предлагают несколько разновидностей колодок, чтобы каждый водитель мог выбрать наиболее подходящий вариант для своего стиля вождения (спортивный, классический, комфортный).
Если автомобиль эксплуатируется для транспортировки тяжелых грузов, это также приводит к ускоренному износу. Загруженный автомобиль имеет большую инерцию, чем пустой, что увеличивает нагрузку на колодки. Аналогично, езда по крутым участкам, например, в горах, влияет на износ.
Признаки износа колодок
Износ колодок может проявляться различными признаками, которые разделяются на две категории. Начнем с тех, которые можно заметить во время вождения.
- Проблемы с работой тормозной педали. Если при нажатии педаль начинает проваливаться, это может указывать на то, что колодки изношены, и стоит проверить и другие компоненты тормозной системы – уровень жидкости, состояние суппортов и т.д.
- Вибрация при резком торможении. Если педаль тормоза или кузов автомобиля вибрируют во время резкого торможения, это означает необходимость проверки не только состояния тормозных колодок, но и износа дисков.
- Скрип при торможении. Он возникает при контакте колодки с диском и может указывать на проблемы с прижатием фрикционного слоя к диску, неправильную настройку тормозной системы или неисправность некоторых ее компонентов. Обычно такой звук сигнализирует о необходимости замены колодок.
- Современные автомобили оборудованы датчиками, которые сообщают водителю о необходимости проверки тормозной системы и уровне износа колодок. Датчик, касаясь диска, передает соответствующий сигнал.
Однако стоит помнить, что датчики могут давать не всегда точные данные. Возможны сбои в их электронной памяти или короткие замыкания, приводящие к ложным срабатываниям. Также может произойти уведомление об износе, когда технически колодки еще в норме. Поэтому следует использовать датчик лишь как вспомогательный инструмент, а точные данные можно получить, снимая колесо и измеряя толщину фрикционного слоя.
- Падение эффективность работы колодок. С износом накладок их производительность снижается, и тормозной путь автомобиля увеличивается, что всегда заметно.
Также важен уровень тормозной жидкости. При ее утечке давление в системе падает, и в этом случае нужно проверить распределительный бачок. Если протечек нет, то сокращение объема жидкости может быть связано с износом колодок.
В таком случае для срабатывания тормозного механизма требуется больше жидкости, задействующей поршень и суппорт. Некоторые водители, заметив это, вместо замены колодок стараются просто долить жидкость, что может привести к ухудшению работы системы из-за избытка жидкости, препятствующего полному нажатию на тормозную педаль.
Механический датчик износа колодок
Этот датчик применяется исключительно в дисковых тормозах. Он имеет форму металлической пластины, устанавливаемой на основании колодки.
Принцип его работы довольно прост. Механический датчик имеет такую высоту, которая соответствует минимально допустимой толщине фрикционного материала. При достижении этой толщины датчик соприкасается с диском, издавая определённый звук при торможении.
Механические датчики имеют несколько преимуществ:
- Отсутствие сложных технических элементов и электроники.
- Точное срабатывание при достижении предельной степени износа колодок.
Тем не менее, у них есть и недостатки:
- Могут смещаться из-за механического воздействия во время обслуживания или эксплуатации.
- В случае загрязнения дисков и колодок возможен преждевременный звук, указывающий на износ.
Электронный датчик износа колодок
Эти датчики могут быть как встроенными, так и внешними. Внешние устанавливают так:
Износ тормозных колодок — это нормальный процесс, который зависит от множества факторов. Я часто сталкиваюсь с тем, что водители не понимают, что колодки изнашиваются не только от пробега, но и от стиля вождения, качества дороги и типа используемых материалов. Например, агрессивное торможение, частые остановки на светофорах и движение по плохим покрытиям ускоряют износ колодок. Кроме того, мягкие тормозные колодки, которые обеспечивают более тихую работу, могут изнашиваться быстрее, чем более жесткие, предназначенные для спортивного вождения.
Диагностика износа тормозных колодок включает в себя несколько ключевых моментов. В первую очередь, я рекомендую обращать внимание на звуки, возникающие при торможении. Скулящие или визжащие звуки могут свидетельствовать о том, что колодки изношены и нуждаются в замене. Также стоит проверить визуально колодки при осмотре автомобиля — если толщина фрикционного материала меньшая 3 мм, это явный знак необходимости замены. Кроме того, важно следить за состоянием тормозного диска, поскольку неравномерный износ может привести к даже большему повреждению системы торможения.
Когда приходит время менять тормозные колодки, я всегда настаиваю на том, чтобы использовать качественные запчасти. Замена колодок должна производиться парно на одной оси, чтобы избежать неравномерного торможения. Процесс замены можно выполнить самостоятельно при наличии базовых навыков и инструментов, но лучше доверить это дело квалифицированному специалисту. Важно помнить, что неправильно установленные колодки могут привести к ухудшению тормозной способности и даже авариям. Поэтому, если вы сомневаетесь в своих силах, лучше обратиться к профессионалам.
- В специальное техническое отверстие на основании колодки, где его высота соответствует минимальной толщине фрикционного материала.
- В основание колодки внутри выемки фрикционного слоя, высота определяется тем же способом.
У встроенных датчиков механизм срабатывания более сложный. Внутри фрикционного материала располагается металлический контакт под пластиковым покрытием. Высота его также соответствует минимальной толщине феродо. При износе материала диск касается контакта, замыкая цепь. В салоне загорается индикатор, сигнализирующий о необходимости замены колодок, который будет гореть до отключения датчика или замены деталей.
У электронных датчиков есть свои плюсы и минусы. К достоинствам относятся:
- высокая технологичность конструкции;
- возможность определения износа колодок без снятия колеса и других элементов тормозной системы;
- даже в случае проблем с электрической цепью металл датчика будет тереться о диск, создавая характерный скрип, тем самым действуя как механический датчик.
Недостатки:
- уязвимость к механическим повреждениям;
- высокий риск нарушений в электросети: необходимо следить, чтобы на проводке не было влаги, способной вывести ее из строя или спровоцировать ложные сигналы.
Если сработал датчик, стоит проверить состояние колодок. Лучше подстраховаться и заменить их заранее, чем подвергать опасности свою безопасность на дороге.
Клиновидный износ колодок
Такой износ тормозных колодок может возникать по множеству причин. Самой распространенной является их неправильная установка. В таком случае диск не полностью прилегает к колодкам во время торможения, и одна часть изнашивается быстрее, в то время как другая остается практически новой. Причина может также заключаться в заводском дефекте или низком качестве материалов, использованных в фрикционном покрытии.
Ситуация становится более сложной, если не настроена сама тормозная система. Многие автомобили имеют несколько суппортов, которые могут выходить на заданную позицию не одновременно. Это приводит к неравномерному прижатию колодки к диску, вызывая ускоренный износ той половины, которая соприкасается с ранее выдвинутым суппортом.
Еще одной причиной может быть недостаточное натяжение болтов на направляющих или скобах суппорта. Однако есть и другие факторы, способствующие клиновидному износу:
- Искривление рычага суппорта из-за механического повреждения, например, после аварии или некачественного ремонта.
- Люфт в подшипнике колеса приводит к неравномерному прижатию тормозного диска к различным участкам тормозной колодки.
- Наличие искривлений в оси крепления подшипника на стойке.
- На рычагах суппортов может образовываться окисел, препятствующий их нормальному движению, что в итоге ведет к более быстрому износу внешней колодки.
Неравномерный износ внутренней и внешней колодки на одном колесе
Внутренняя тормозная колодка сильно изнашивается, если поршень, отвечающий за торможение, не возвращается в свою исходную позицию. Это указывает на наличие повреждений полимерного уплотнителя, который защищает поршень от загрязнений снаружи.
Чтобы исправить эту проблему, нужно разобрать цилиндр, продуть поршень и установить новый уплотнитель.
Неравномерный износ обеих частей колодки происходит, когда на кронштейне суппорта наблюдается коррозия. Это особенно часто встречается у подержанных автомобилей. Внешние элементы тормозной системы подвержены воздействию влаги, пыли и грязи. В результате они могут не занимать правильное положение как во время торможения, так и при отпускании тормоза.
Для решения данной проблемы потребуется очистка коррозийных отложений с помощью жесткой щетки. Следует внимательно изучить техническую документацию и тщательно подбирать чистящие средства, так как неправильный выбор может привести к повреждениям колодок и дисков, требующим замены.
Несоответствующий или поврежденный уплотнитель, а также проблемы с рычагами суппортов, отвечающими за возврат в начальное положение, могут способствовать быстрому износу внешней колодки. Поэтому важно регулярно смазывать рычаги, особенно если старая смазка высохла или загрязнена. Для устранения проблемы нужно вытащить направляющие, очистить их и смазать, а также заменить старые уплотнители новыми.
Неравномерный износ пары колодок на одной стороне оси колес
Давление от тормозной педали передается на колодки через тормозную жидкость. Для обеспечения равномерного торможения на обоих колесах оси необходимо, чтобы давление распределялось одинаково. Однако иногда может наблюдаться несоответствие давления, что может быть связано с образованием воздушной пробки в гидравлической системе или другими неисправностями, вызывающими неравномерное прижатие колодок. В результате на одной стороне оси колодки оказываются более сжатыми, что может вызвать занос автомобиля при торможении в эту сторону.
Лучше всего доверить устранение такой проблемы профессионалам, которые не только отремонтируют гидравлическую систему, но и проверят износ тормозных колодок.
Также необходимо убедиться, что тормозной шланг не поврежден. Его положение между колесной аркой и суппортом повышает вероятность попадания посторонних объектов, таких как камни или гравий. Это, несомненно, может привести к утечке тормозной жидкости из резервуара и падению давления на суппорты. Решение этой проблемы – замена тормозного шланга.
Воздушная пробка может образоваться в системе, если она не герметична. Также причиной может быть использование некачественной тормозной жидкости. Устранение этой неисправности возможно путем прокачки тормозов.
Нужно также проверить работоспособность антиблокировочной системы, так как неисправность в ней может привести к тому, что давление не будет нормализована при отпускании тормоза. В таком случае действие АБС может отсутствовать или быть недостаточным на определенной стороне оси, что ускоряет износ колодок.
Поскольку уладить неполадку с таким сложным электронным устройством, как АБС, самостоятельно будет непросто, стоит обратиться в автосервис.
Еще одной причиной неравномерного износа колодок может быть искривление тормозного диска. Оно может возникнуть как от механического воздействия, так и от резкого изменения температуры. Например, при длительном спуске с крутого склона с использованием тормозов внешние компоненты тормозной системы нагреваются.
Затем, если вы проедете через лужу, холодная вода может резко охладить диск, обычно с одной стороны оси, что приводит к его деформации. Это вызывает не только неполное прижатие колодок, но и их удар о поврежденный диск, что усиливает износ.
Эту неисправность можно выявить по появлению вибрации на руле при торможении (если искривлена передняя ось) или на кузове (при деформации задней оси).
Рекомендуется не выравнивать диски, а сразу же заменять их, а также тормозные колодки.
Замена тормозных колодок
Ключевое правило заключается в следующем: даже если одна из колодок сильно изношена, а другая находится почти в новом состоянии, рекомендуется менять все четыре колодки сразу – по две на переднюю и заднюю ось.
Работоспособность тормозной системы напрямую сказывается на безопасности автомобиля, поэтому следует регулярно контролировать состояние тормозных колодок. Не всегда стоит полагаться на показания датчиков износа, так как они могут не срабатывать вовремя или, наоборот, сообщать о необходимости замены слишком рано.
Не рекомендуется позволять колодкам изнашиваться до предела, когда фрикционный материал оказывается практически полностью истертым. Это приводит к увеличению тормозного пути, что снижает безопасность.
Слой феродо на колодках не должен быть менее 2-3 мм, так как именно столько тормозной диск выступает над бортиком.
Мнения автовладельцев об износе тормозных колодок
Меняю передние чаще: три к одному
«Независимо от типа привода, передние колодки всегда изнашиваются быстрее. Поэтому я меняю их в три раза чаще, чем задние. Если нагрузить заднюю часть автомобиля, тормоза на задней оси будут работать интенсивнее, и тогда износ колодок сравняется».
Тише едешь – реже на СТО заезжаешь
«Похоже, для внедорожников нормально, когда задние колодки изнашиваются быстрее. Это случалось и с Volvo XC60, и с Mercedes GLC. Возможно, винит система стабилизации на задней оси. Можно просто двигаться медленно, чтобы снизить нагрузку на колодки и уменьшить интенсивность износа».
Менять или не менять, вот в чем вопрос
«Датчик износа брешет. Я проверял колодки – фрикционного материала осталось 2-3 мм. Можно проехать еще 1000 км без проблем. Но нельзя ездить, если слышен металлический скрежет – это приведет к износу дисков. Старайтесь тормозить плавно и избегать перегрева дисков».
Подводя итог, нормальная работа тормозной системы является необходимым условием безопасности на дороге, поэтому важно постоянно следить за состоянием колодок и осуществлять их своевременную замену.
Вопросы по теме
Как влияет стиль вождения на износ тормозных колодок?
Стиль вождения значительно влияет на износ тормозных колодок. Если водитель часто ускоряется и резко тормозит, колодки будут изнашиваться быстрее. Агрессивное вождение также вызывает перегрев тормозов, что может снизить эффективность колодок и привести к их преждевременному выходу из строя. Наоборот, плавное вождение и заранее запланированные торможения помогают продлить срок службы тормозных систем.
Что делать, если при нажатии на тормоза слышен странный звук?
Если при нажатии на тормоза слышен странный звук, это может свидетельствовать о различных проблемах. Возможно, колодки изношены и требуют замены, или причиной может быть наличие посторонних предметов между диском и колодками. Также стоит проверить состояние тормозного диска на наличие трещин или деформаций. В любом случае, если звук сопровождается вибрацией или снижением эффективности торможения, следует немедленно обратиться к специалисту для диагностики.
Как часто необходимо проверять тормозные колодки?
Частота проверки тормозных колодок зависит от различных факторов, таких как пробег, стиль вождения и условия эксплуатации автомобиля. Однако рекомендуется проводить такую проверку не реже одного раза в год или каждые 15,000 — 20,000 километров. Для автомобилей, которые часто используются в условиях города с постоянными остановками и стартами, проверки следует проводить чаще. Важно быть внимательным к любым изменениям в работе тормозов и своевременно реагировать на них.