Причины и признаки заедания передних тормозов: что нужно знать и последствия

О чем идет речь? Когда передние тормоза заедают, от водителя требуется максимальная концентрация и навык. Это крайне опасная ситуация, особенно в условиях высокой скорости или на загруженной дороге. В таких случаях очень важны правила дорожного движения, запрещающие превышение скорости и требующие соблюдения дистанции, так как они помогут избежать ДТП.

Коротко о главном
  • Признаки: замедление автомобиля, высокий уровень шума при торможении, скрежет и вибрации.
  • Причины: износ тормозных колодок, повреждение тормозного цилиндра, загрязнение тормозной системы, перегрев.
  • Последствия: ухудшение тормозных характеристик, увеличение тормозного пути, риск аварийной ситуации.
  • Решение: регулярная диагностика и обслуживание тормозной системы, своевременная замена изношенных деталей.
  • Безопасность: важно не игнорировать признаки неисправности для предотвращения аварий.

На какие моменты стоит обратить внимание? Если тормоза заклинили в пути, разумнее всего подождать эвакуатор и отправиться на сервисную станцию. Однако иногда поломка происходит на трассе, и водителю придется решить ее самостоятельно. Далее рассмотрим, как диагностировать проблему и произвести ремонт.

Признаки и последствия заклинивания передних тормозов

Определить, что тормоза вашей машины заклинило, можно по следующим признакам:

Заметное сокращение длительности наката

Многие знакомы с ощущением, когда автомобиль начинает замедляться. Если вы едете на нейтральной скорости, не нажимая на тормоза, а машина самопроизвольно тормозит, это может свидетельствовать о том, что одно из колес заклинило (или несколько).

С опытом приходит умение распознавать заклинивание также по поведению двигателя, который начинает работать с большим напряжением, словно кто-то тянет машину назад. При этом значительно возрастает расход топлива, а автомобиль не катится под уклон на нейтралке — это можно проверить, остановившись на склоне: если машина не двигается, значит, она словно прилипла к дороге.

Тепло от колес

После интенсивного торможения колеса, как правило, горячие (это нормальная реакция, когда кинетическая энергия преобразуется в тепло через трение). Но если вы не нажимали на тормоза в течение длительного времени, колеса остывают. Однако колесо, которое заклинило, останется теплым или даже горячим, особенно если торможение происходило на высокой скорости.

Увод машины в сторону

Безусловно, заклинившее колесо влияет на общую динамику движения. Если одно из колес создает большее сопротивление, оно проходит меньший путь. В результате это может привести к тому, что противоположное колесо стремится развернуть автомобиль (что крайне опасно). В таких случаях водителю приходится постоянно корректировать управление, чтобы не вывести машину за пределы своей траектории.

Это особенно заметно на заднеприводных автомобилях, когда заклинивает переднее колесо. (Однако такие случаи могут возникать не только по причине тормозов).

Биение руля (вибрации)

При заклинивании переднего колеса вы обязательно почувствуете сильные вибрации в руле. Если тормоза заклинивают на заднем колесе, колебания будут ощущаться по всему кузову автомобиля.

Запах горелого металла

Элементы тормозной системы нагреваются до значительных температур, особенно фрикционные материалы колодок и дисков. Вначале ощущается неприятный запах от перегретых колодок, и если это не заметить, может произойти разгерметизация тормозной системы, добавляя к аромату запах испаряющейся тормозной жидкости и жженой смазки подшипников.

Посторонние звуки

Заклинивание тормозов — это когда педаль тормоза отпускается, но колодки на одном или нескольких колесах остаются прижатыми. В результате вращение колеса с зажатой колодкой вызывает различные звуки: скрежет, свист, писк и даже хруст. Все эти признаки указывают на необходимость немедленного решения проблемы!

Дергание при движении

Если колесо заклинило намертво, то с места вам не сдвинуться. Однако в большинстве случаев оно лишь прижимает тормоза. При этом тормозное усилие распределяется по диску или барабану неравномерно, и, увеличивая газ, момент нарастает, вызывая проскальзывание, но с рывками. Это создает ощущение, будто вы перемещаетесь по совершенно неровной поверхности.

Заклинивание тормозов, даже если оно произошло только на одном колесе, может привести к множеству проблем для водителя:

  • неравномерный и ускоренный износ тормозных дисков и/или барабанов;
  • более быстрый износ шин;
  • деформация тормозных дисков;
  • перегрев тормозной системы и снижение эффективности торможения на остальных колесах;
  • закипание тормозной жидкости;
  • значительно повышенный расход топлива;
  • износ двигателя, сцепления и трансмиссии.

6 причин, почему клинят передние тормоза

Но почему могут заклинивать передние тормоза? Рассмотрим наиболее распространенные причины:

  • «Застывание» поршней в тормозных цилиндрах

    Причиной этого может стать поврежденный пыльник. Если в нем появится даже незначительная трещина, через нее начнет проникать вода и грязь, что приводит к ускоренной коррозии и износу детали. Неисправность также может быть связана с давностью замены тормозной жидкости; скапливающаяся там влага будет разъедать металлические поверхности тормозных цилиндров и может привести к разбуханию внутренних уплотнительных колец.

  • Недостаток свободного хода на педали тормоза

    Необходимый свободный ход предотвращает подтормаживание при отпущенной педали.

  • Неисправность главного тормозного цилиндра

    Причиной может быть износ резинок уплотнения (из-за плохого качества тормозной жидкости, в которую попала вода) или ослабление регулировочного болта на вакуумном усилителе.

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Клининг передних тормозов — это проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый водитель. Основные признаки, указывающие на данную неисправность, включают в себя неравномерный износ тормозных колодок, появление скрипов или стуков при торможении, а также ощущение «прилипания» тормозов во время движения. Если заметили, что автомобиль плохо реагирует на торможение или требует больше усилий для остановки, это может быть первым звоночком о наличии проблемы с передними тормозами.

Причинами заклинивания тормозов могут быть различные факторы. Чаще всего это связано с износом тормозных компонентов, таких как колодки и диски, а также с загрязнением или коррозией суппортов. Неисправности в системе гидравлики, такие как повреждение тормозного шланга или плохая работа главного тормозного цилиндра, также могут стать причиной этой неприятности. Важно также учитывать, что низкое качество тормозной жидкости и ее несвоевременная замена могут значительно усугубить ситуацию.

Последствия невнимания к проблеме заклинивания тормозов могут быть весьма серьезными. Во-первых, это существенно повышает риск аварийных ситуаций, так как тормоза могут отказать в самый ответственный момент. Во-вторых, неравномерный износ тормозных систем ведет к дополнительным финансовым затратам на их ремонт и замену. Поэтому если вы заметили какие-либо признаки неисправности, важно сразу обратиться к специалистам для диагностики и устранения проблемы, чтобы сохранить свою безопасность на дороге.

  • Неисправность ручного тормоза

    Следует понимать, что ручной тормоз работает иначе, чем обычные тормоза. В то время как в обычной системе применяется гидравлика, в ручном тормозе используется механический принцип (усилие от рычага передается на задние колеса через трос). Если автомобиль долго стоял с включенным ручным тормозом, колодки могут не отойти от барабана. Опытные водители говорят, что «ручник схватил машину».

    Причины, по которым ручник может не срабатывать, следующие:

    • Заклинивание троса. Это может произойти, если грязь проникнет в канал с тросом, образуя ржавчину и заедание. В некоторых случаях нити троса могут ломаться, создавая препятствия к его свободному движению.
    • Поломка возвратной пружины. Чаще всего это происходит из-за ее износа. В итоге колодки не отходят при отпускании ручника.
    • «Прикипание» колодок. Такой эффект может появиться, если водитель забудет снять машину с ручного тормоза перед началом движения, что, в свою очередь, может привести к термической деформации механизма возврата.
    • Ледяное примерзание колодок. Это особенно часто происходит зимой, когда в тормозной системе может находиться вода. Замороженные колодки можно отогреть с помощью фена (хотя некоторые используют паяльные лампы, что не рекомендуется, так как это может повредить резину и шины).

    Если причиной заклинивания тормозов стал ручник, устранить эту проблему можно относительно легко – достаточно очистить, смазать или заменить детали и провести ремонтные работы (лучше это делать на сервисной станции).

  • Агрессивный стиль вождения

    Интенсивный, агрессивный стиль вождения является еще одной причиной заклинивания передних тормозов. Такой стиль подразумевает резкие торможения, что нагревает систему, не давая ей остыть. В результате происходят перегревы и термическая деформация отдельных компонентов, что может вызвать неконтролируемое срабатывание тормозов.

    Однако иногда нагрев тормозов может стать следствием не только агрессивной езды – длительные поездки в условиях плотного городского трафика также способны вывести тормоза за пределы нормы. В пробках требуется делать резкие торможения, в то время как скорость движения остается низкой. Как итог, диски и барабаны не охлаждаются и перегреваются.

  • Клин в направляющих колодок

    Заклинивание тормозов обычно вызвано низким качеством отдельных компонентов системы: они могут быть плохо подогнаны по размерам, быть изготовлены из некачественного металла и пр. Иногда проблема возникает из-за некачественной направляющей. Обнаружить таковую можно, если посмотреть на суппорт с торца, предварительно сняв диск.

Устранение клина передних тормозов

Если проблема не связана с ручником, то заклинивание тормозов может проявляться непосредственно в процессе движения. Перечисленные выше симптомы могут проявляться с различной степенью выраженности, и иногда водителю удается длительное время ездить с заклинившими тормозами.

Тем не менее, иногда водителю может быть сложно удержать контроль над автомобилем на большой скорости: возникают резкие вибрации, в салоне появляется запах горелого металла, и машина начинает вилять.

В таком случае немедленно нужно остановиться. Далее следует проверить каждое колесо, чтобы выяснить, на каком из них возникла поломка. Для этого необходимо оценить степень нагрева дисков — тот, который обладает большой температурой, и будет неисправным. Не забудьте, что проверять их нужно аккуратно, чтобы не обжечься!

Иногда обнаружить повышенную температуру можно по низкому дыму или паре, которые поднимаются над колесом. Позвольте всем частям остыть, для чего потребуется от двадцати минут зимой до получаса летом. После этого используйте домкрат, чтобы приподнять колесо и снять его. Затем внимательно осмотрите тормозную систему, уделяя особое внимание суппорту, тормозным колодкам и диску. Все колодки следует проверять с торца на предмет зажима.

Если заклинивание произошло относительно недавно и только сейчас дало о себе знать, то можно определить это по степени износа колодок.

Если же вы находитесь в пути, временно устранить заклинивание вполне возможно (до того, как доберетесь до автосервиса). Для этого вы можете воспользоваться следующими способами:

  • Принудительное раздвижение тормозных колодок.

В данном случае подойдут отвертка или молоток. Однако не стоит слишком сильно ударять по суппорту (так же следует избегать чрезмерного применения отвертки на колодках) — эти детали очень хрупкие, и вы рискуете их повредить. Работайте аккуратно; можно использовать смазку вроде ВД, но имейте в виду, что после её применения тормозной эффект на этом колесе может полностью исчезнуть на время.

После того как вы раздвинете колодки, попытайтесь прокрутить диск. Он должен вращаться с небольшим усилием. Далее нажмите на тормоза, отпустите и проверьте, не заклинило ли колодки вновь. Если это так, смажьте тормозной механизм и повторите процесс. Вы сможете обеспечить временное решение проблемы и дотянуть до сервиса, хотя полностью исправить систему не получится.

Если же разведить колодки не удается, есть вариант «плана Б».

  • Снятие суппорта.

Отметим, что к даннойрадикальной мере следует прибегать только в случаях, если рядом нет эвакуатора и колодки зажали диск намертво. Снимите суппорт полностью и аккуратно подвесьте к стойке амортизатора с гибким шлангом – так колесо останется без тормозов, проверьте, чтобы он не мешал движению колеса.

Обязательно зафиксируйте тормозной поршень. Если этого не сделать, при нажатии на тормоза он под давлением вылетит, а вся тормозная жидкость вытечет, делая тормозную систему совершенно нерабочей. Поместите обратно в суппорт ранее снятые колодки и плотно перевяжите их проволокой, чтобы поршень никуда не ушёл — он просто будет давить на временные прокладки.

Попытки отремонтировать заклинивший тормозной механизм самостоятельно в дороге можно считать нецелесообразными, лучше сразу направляться в сервис.

Опытные автолюбители об особенностях ремонта заклинивших передних тормозов

  1. Иногда выявить причину проблемы бывает нелегко.

«Проблема возникла у меня на «москвиче-412». В главном цилиндре имеет место перепускное отверстие, и оно забилось. Давление не сбрасывалось, вследствие чего все четыре колеса заклинило!»

Машина сама сигнализирует о причине.

«Однажды у меня заклинило одно колесо. Неисправность была найдена – произошло раскисание гибкой трубки, по которой тормозная жидкость поступала к суппорту. После замены трубки, все заработало как следует, а раньше жидкость просто не могла возвращаться.»

Управа найдена по предохранителю.

«Заклинивание тормозов бывает даже на японских автомобилях (например, на «Тойоте-Авенсис»). У меня сгорел предохранитель. Отечественный не подошёл – тормоза заклинило. Машина распознала только оригинальную деталь.»

Регулярная и правильная замена тормозной жидкости — залог безопасности.

«Тормозную жидкость следует менять, так же как и масло – своевременно и полностью (просто доливка не считается). Эта жидкость сильно впитывает влагу, и когда тормоза разогреваются, насыщенная водой тормозная жидкость может закипеть, что приводит к заклиниванию на всех колесах.»

Важно производить полную проверку всех компонентов тормозной системы.

«Причина проблемы может оказаться далеко не очевидной. Например, у меня забился обратный клапан системы вентиляции картерных газов, который как раз соединялся с вакуумным усилителем тормозов. Вот почему передние тормоза начали заклинивать! Лишь после очищения направляющих и смазки пальцев суппортов, все проблемы исчезли.»

Тормозная система – это то, что защищает вашу жизнь и жизни других участников дорожного движения. Поэтому за ней необходим тщательный уход: хотя бы раз в год стоит снимать суппорты, проверять состояние поршней и направляющих, следить за наличием смазки и полностью менять тормозную жидкость.

Вопросы по теме

Как можно предотвратить заклинивание тормозов в будущем?

Чтобы избежать заклинивания передних тормозов в будущем, следует регулярно проводить технический осмотр и обслуживание тормозной системы. Это включает в себя проверку состояния тормозных колодок, дисков, суппортов и тормозной жидкости. Не менее важно следить за чистотой системы, так как загрязнения могут привести к ухудшению работы тормозов. Также стоит выбирать качественные запчасти и избегать резких температурных колебаний, которые могут негативно сказаться на материалах.

Какие необычные звуки могут указывать на проблемы с тормозами?

Некоторые необычные звуки, которые могут свидетельствовать о проблемах с тормозами, включают скрежет металла, который возникает, когда колодки сильно изношены, и свист, который может указывать на загрязнение тормозной системы или необходимость замены тормозной жидкости. Также стоит обратить внимание на звуки стука или треска, которые могут говорить о возможном повреждении суппортов или креплений. В любом из этих случаев советуется немедленно обратиться к специалисту для диагностики.

Может ли неправильная установка тормозных компонентов привести к заклиниванию?

Да, неправильная установка тормозных компонентов может привести к заклиниванию тормозов. Например, если тормозные колодки установлены неправильно, это может вызвать неровное распределение давления и, как следствие, заклинивание. Также неверная регулировка тормозных суппортов или использование неподходящих деталей может негативно сказаться на работе системы. Всегда следует доверять установку тормозов квалифицированным специалистам и следовать инструкциям производителя.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий