С одной стороны, поменять тормозные колодки не составит труда. С другой стороны, из-за большого количества производителей и моделей этих комплектующих легко можно запутаться. В результате можно не только выбрать что-то неправильное, но и ошибиться в характеристиках детали, что крайне важно.
- Подготовка: Соберите необходимые инструменты и материалы, включая новые тормозные колодки, домкрат и гаечные ключи.
- Безопасность: Убедитесь, что автомобиль стоит на ровной поверхности и отключите аккумулятор.
- Подъем автомобиля: Используйте домкрат для подъема автомобиля и установите подпорки для безопасности.
- Снятие старых колодок: Снимите колесо и отсоедините тормозной суппорт, затем извлеките старые колодки.
- Установка новых колодок: Установите новые тормозные колодки и соберите тормозной суппорт обратно.
- Заключительные действия: Проверьте работу тормозов и опустите автомобиль, установив колесо на место.
Выбор колодок должен зависеть от стиля вождения и условий работы. Неправильный выбор может привести к быстрому износу, что потребует повторных затрат времени и усилий на демонтаж, установку и очищение. В нашем материале вы сможете узнать, как правильно менять тормозные колодки, а также какие из них выбрать.
Факторы, сокращающие срок службы тормозных колодок
Срок службы тормозных колодок зависит от условий эксплуатации автомобиля и стиля вождения владельца. Обычно замена задних тормозных колодок требуется реже, чем передних.
Это в первую очередь связано с тем, что задние тормоза зачастую имеют барабанную конструкцию, известную своей долговечностью. Кроме того, хотя конструкции тормозов на всех четырех колесах схожи, передняя ось испытывает большую нагрузку, в результате чего ее период между заменами короче.
Скорость износа тормозных колодок определяется рядом ключевых факторов:
- Конструкция колодок. Их форма, площадь контакта с тормозным диском или барабаном, а также толщина фрикционного слоя значительно влияют на скорость износа. Колодки с большой контактной поверхностью, как правило, служат дольше.
- Материал, из которого изготовлена фрикционная накладка. Керамические колодки обычно служат дольше, в то время как органические изнашиваются быстрее. Металлические колодки занимают промежуточное положение.
- Стиль вождения. Агрессивная манера вождения с частыми резкими торможениями и ускорениями ускоряет износ фрикционных накладок.
- Условия эксплуатации. Если автомобиль постоянно используется в городских условиях, в горной местности или на участках с частыми остановками, колодки быстрее изнашиваются. Экстремальные температуры также могут негативно повлиять на их состояние.
- Тип трансмиссии. Владельцам автомобилей с механической коробкой передач чаще удается продлить срок службы колодок благодаря использованию торможения двигателем, тогда как у автомобилистов с автоматической трансмиссией такой возможности нет.
Внешние факторы также существенно влияют на выбор колодок с высоким ресурсом и приемлемой ценой. Поэтому невозможно дать четкие рекомендации по этому вопросу.
Когда требуется замена тормозных колодок
В первую очередь, необходимо помнить, что замена тормозных колодок является регулярной процедурой для любого автомобиля. Однако частота их замены зависит от конкретной модели транспортного средства и характеристик колодок и тормозного диска. Обычно замена требуется при пробеге от 20 до 60 тыс. км. Не следует продолжать ездить на автомобиле со стертыми колодками, так как это увеличивает тормозной путь и повышает риск аварии.
Регулярное использование тормозов на протяжении определенного пробега постепенно снижает их эффективность, что затрудняет остановку автомобиля.
При использовании современных тормозных колодок водитель в большинстве случаев может быстро определить, когда необходимо их заменить. Современные производители часто встраивают в колодки небольшой кусок металла, который при износе вызывает скрип при нажатии на тормоза, сигнализируя о необходимости замены.
Некоторые современные автомобили оборудованы специальным индикатором, который показывает степень износа колодок. Он работает по аналогичному принципу, но вместо звука создает электрический контакт, и индикатор на приборной панели загорается, когда элемент соприкасается с тормозным диском.
Также следует учитывать износ тормозных дисков. Их ресурс может хватить на две замены тормозных колодок или даже дольше, если диски выполнены из качественных материалов. Условия эксплуатации также влияют на срок службы. Эффективность тормозной системы снижается при износе дисков.
При замене тормозных колодок самостоятельно важно тщательно проверить шланги тормозной системы на предмет утечек. Даже небольшая протечка тормозной жидкости может вызвать аварийную ситуацию.
Подготовка к замене тормозных колодок
Перед тем как приступать к замене тормозных колодок самостоятельно, стоит соблюдать правила безопасности. Многие не задумываются о важности страхования, но это может привести к травмам. Поэтому нужно установить упоры под колёса, чтобы предотвратить движение автомобиля. Поверхность, на которой будет подниматься машина, должна быть ровной и прочной, чтобы избежать падения.
Для начала необходимо разместить блоки под автомобилем, чтобы зафиксировать его в неподвижном состоянии на время замены колодок.
Перед подъемом автомобиля с помощью домкрата следует ослабить крепежные болты колес, не откручивая их полностью. Затем поднимите кузов с той стороны, где производится работа с колодками, после чего открутите болты и снимите колесо.
Данная подготовка подходит как для замены передних колодок на одном колесе, так и задних. Подобным образом стоит готовиться к замене колодок и на всех колесах.
После завершения подготовительных действий старые колодки заменяются на новые.
Пошаговый процесс замены тормозных колодок
Первым делом я всегда начинаю с подготовки рабочей зоны и необходимых инструментов. Для замены тормозных колодок вам понадобятся гаечный ключ, отвертка, домкрат, подставки и, конечно, новые колодки. Убедитесь, что автомобиль стоит на ровной поверхности, и всегда используйте подставки для безопасности. Сначала снимаю колесо, открутив гайки с помощью гаечного ключа.
После того как колесо снято, я проверяю тормозной механизм. Обычно тормозные колодки фиксируются на суппорте с помощью болтов. Я аккуратно откручиваю эти болты, после чего снимаю суппорт. Важно бережно обращаться с тормозными шлангами, чтобы не повредить их. Как только суппорт снят, я удаляю старые колодки, обратив внимание на их состояние. Если колодки сильно изношены, замену стоит произвести незамедлительно.
После установки новых колодок я обязательно проверяю, что они правильно зафиксированы и суппорт установлен на место. Затем я возвращаю колесо на место и затягиваю гайки. На этом этапе важно убедиться, что все детали собраны правильно, прежде чем опустить автомобиль с домкрата. После завершения работы, я всегда советую провести небольшую проверку тормозов: аккуратно покатиться вперёд и назад, чтобы убедиться в их работоспособности.
Руководство по эксплуатации любого автомобиля обычно содержит развернутую инструкцию по замене колодок.
В общем процессе замены тормозных колодок на автомобилях с плавающими суппортами действия можно описать следующим образом:
- Подъем автомобиля при помощи домкрата и снятие колеса.
- Очистка суппорта от грязи с применением жесткой щётки, избегая повреждения пыльников направляющих пальцев.
- Откручивание болтов суппорта. На некоторых моделях автомобилей допускается замена тормозных колодок с помощью откручивания лишь одного болта. Снятый суппорт не следует оставлять висящим на тормозном шланге или тормозном щите – его лучше подвесить на пружине подвески с помощью проволочного крюка.
- Снятие старых тормозных колодок.
- Очистка места для установки колодок с использованием металлической щетки. Полное утапливание поршня тормозного цилиндра. Руководство может советовать нанесение на направляющие пазы тонкого слоя специальной смазки для тормозных дисков и колодок (например, Textar Ceratec).
- Установка новых колодок и установочных пластин противоскрипа (если они имеются). Необходимо удостовериться, что колодки стоят правильно без перекосов, и у них нет препятствий для движения при износе. Если колодки не устанавливаются, нужно выявить причину и устранить проблему. Запрещается подтачивать или подпиливать колодки.
- Монтаж снятых деталей на место.
Важно оценить состояние и работать над исправными компонентами тормозной системы, включая пыльники направляющих, непосредственно направляющие, рабочие цилиндры, тормозные шланги и диски.
На тормозных шлангах не должно быть повреждений, трещин или вздутий. В случае обнаружения дефектов следует произвести замену. Обычно, согласно графику обслуживания, тормозные шланги необходимо менять каждые 60 тыс. км или раз в 5 лет.
После замены тормозных колодок поршень цилиндра не должен заедать при утапливании. Также важно проверить целостность пыльников. Не должно быть утечек тормозной жидкости. При повреждении пыльника внутрь цилиндра может попасть вода, что приводит к коррозии внутренних поверхностей. Наличие тормозной жидкости под пыльником говорит об износе уплотнения.
Может потребоваться замена направляющих пальцев суппорта, если их защитные резиновые чехлы повреждены. При этом не следует использовать универсальные пластичные смазки (такие как «графитка» или «Литол»). Минеральные смазки для тормозных систем также противопоказаны, так как они могут навредить резине. Лучше использовать специализированные смазочные материалы на синтетической основе, такие как Textar Hydratec и подобные.
Топ-5 производителей тормозных колодок
Из-за высокого спроса на регулярную замену тормозных колодок на рынке представлено множество товаров от различных производителей. Крупные магазины предлагают широкий ассортимент моделей колодок для любого бюджета. Чтобы упростить выбор качественных деталей, мы составили список лучших компаний-производителей, которым доверяют эксперты и автолюбители.
- Ferodo
- Akebono
- широкий ассортимент колодок для более чем 50 различных марок автомобилей;
- все модели колодок не создают пыли и защищены от перегрева.
- Brembo
- Nisshinbo
- Remsa
В России тормозные колодки от британского производителя Ferodo пользуются высоким спросом. Их продукция выделяется отличной износостойкостью. В ходе исследований компания смогла создать фрикционный материал для тормозных накладок с уникальной структурой, что увеличивает срок службы деталей в полтора раза. При этом, цена на данные расходные материалы остается доступной для большинства автовладельцев. Компания завоевала доверие своих клиентов благодаря обязательному контролю качества и тестированию каждой партии товаров.
Японская марка Akebono популярна среди автолюбителей из-за выдающихся характеристик своей продукции. Для производства фрикционных накладок используются органические и композитные материалы. Несмотря на высокую стоимость, продукция Akebono известна своим качеством, и колодки данного бренда требуют реже замены, что является важным плюсом по сравнению с конкурентами.
Ключевые преимущества производителя:
Итальянская компания Brembo специализируется на производстве тормозных колодок и дисков для спортивных и промышленных автомобилей. В их ассортименте представлено свыше 1,5 тысячи моделей расходных материалов.
Бренд ориентируется на определенный рыночный сегмент, предлагая качественные тормозные колодки для спортивных автомобилей, которые предпочитают более агрессивный стиль вождения.
Японская компания, использующая материалы от Ferodo. Тормозные колодки данного бренда обладают высокими характеристиками торможения. Их особенность заключается в наличии линейек специальных колодок для городских и спортивных автомобилей.
Испанская марка, производящая дисковые и барабанные тормозные колодки уже на протяжении 50 лет. Недавно компания начала выпускать накладки с тонким слоем силикона, что улучшает взаимодействие диска или барабана с колодкой. В процессе производства не используются тяжелые металлы.
Мнения автовладельцев о замене тормозных колодок
- Как я выбирал тормозные колодки.
- толщина передних и задних колодок – 4 мм;
- толщина передних дисков – 29,4 мм;
- толщина задних дисков – 26,5 мм.
- Очень дорого.
- Я покупаю за 600 рублей, и все отлично.
«Время менять тормозные колодки и диски. Состояние следующее:
Кромка на старых дисках не была убрана, хотя колодки изношены, и кромка еще не повредила датчики износа. С учетом нынешних цен на запчасти не хочется тратить такую сумму. В начале года стоимость оригинальных комплектов для передней и задней оси была около 35-36 тысяч, а сейчас цена просто шокирует. Неоригинальные детали также не радяют доступностью…
Остановил выбор на колодках «Феродо» для передней и задней оси. С дисками ситуация сложнее – возможно, я их проточу или хотя бы почищу кромку, чтобы они послужили дольше. Ступичные части покрашу в графитный цвет, и будет отлично.
Передние диски еще остаются под вопросом… Стачивать уже некуда, не хочу покупать низкокачественные материалы. Хочу попробовать заказать оригинальные – 11,1 тысячи за один диск и 14,5 за второй. Если закажу, следующие предложения будут от 15-16 тысяч за диск. Жалко тратить такую сумму, но, может, это только мое мнение…»
«В течение года я проезжаю 17-20 тыс. км. На предыдущих авто я никогда не задумывался о замене тормозных дисков и колодок – ставил колодки «Нибикей» или «Адвикс» («Сумимото»), диски выбирал по средней цене около 1300-1600 рублей за один. Когда менял диски, заказывал новые. Ранее автомобили не весили более 1,5 тонны. «Туарег» тяжелее, и нынешние расценки на диски не позволяют менять их каждые пару месяцев… 15 000 рублей стоит 10 кг чугуна, а 1500 рублей – 1 кг..»
«Привет всем! Установил зимнюю резину и поставил «Джапанпартс» по 600 рублей – пока не слышно ни скрипа, ни свиста, но было сыро. Посмотрим, как себя покажут летом.
Спереди тоже ставлю «Джапанпартс» – на прошлой неделе купил за 700 рублей. Езжу с этими колодками с первой замены оригинальных. Иногда скрипят, но стираются не значительно быстрее оригиналов. На заднюю ось поставил «Кошеябу» – пробую, мнения пока нет».
Тормозные колодки являются важными элементами тормозной системы. Через взаимодействие с колесами и тормозными дисками они обеспечивают торможение автомобиля. Замена тормозных колодок доступна каждому автолюбителю, так как данная процедура проста и не требует особых навыков.
Вопросы по теме
Как понять, что тормозные колодки нуждаются в замене?
Существует несколько признаков, указывающих на необходимость замены тормозных колодок. Во-первых, обратите внимание на странные звуки: скрип, стук или вой могут сигнализировать о том, что колодки изношены. Во-вторых, обратите внимание на снижение эффективности торможения – если автомобиль тормозит медленнее, чем обычно, это также может указывать на проблему. В-третьих, вы можете заметить индикатор износа колодок на приборной панели. Наконец, визуальный осмотр колодок может показать, когда их толщина меньше 3-4 мм, что также является сигналом к замене.
Каковы последствия замены тормозных колодок без учета особенностей автомобиля?
Если заменить тормозные колодки, не учитывая особенности вашего автомобиля, это может привести к нескольким серьезным последствиям. Во-первых, использование неподходящих колодок может ухудшить тормозную эффективность, увеличив тормозной путь и создавая риск ДТП. Во-вторых, неверная установка может вызвать дисбаланс в тормозной системе, что приведет к неравномерному износу тормозных дисков и колодок. В-третьих, это может вызвать дополнительные проблемы с системами ABS и ESC, что повлияет на общую безопасность автомобиля. Поэтому всегда рекомендуется следовать рекомендациям производителя при замене тормозных колодок.
Сколько времени обычно занимает замена тормозных колодок при самостоятельной работе?
Время, необходимое для замены тормозных колодок, может варьироваться в зависимости от уровня подготовки и опыта механика, а также от типа автомобиля. В среднем, на замену колодок может уйти от 1 до 3 часов. Для человека с некоторым опытом работы с автомобилями и необходимыми инструментами процесс может занять около 1-2 часов. В случае, если вы новичок и делаете это впервые, стоит закладывать больше времени на изучение инструкций и возможные трудности. Во избежание спешки лучше отвести на эту работу целый день, чтобы иметь возможность сделать все аккуратно и безопасно.