Почему заклинивают передние тормоза: основные признаки, причины и последствия

Что происходит? Если передние тормоза зажаты, водителю необходимо использовать все свои навыки и опыт. Это обстоятельство становится особенно угрожающим на высокой скорости или в условиях сильного движения. В таких ситуациях особенно важно соблюдать правила дорожного движения, включая ограничения скорости и дистанцию, что может помочь избежать аварий.

Коротко о главном
  • Признаки заклинивания: необычные звуки, затрудненное движение автомобиля, перегрев передних тормозов.
  • Причины: износ тормозных колодок, повреждение тормозного суппорта, наличие воздуха в тормозной системе.
  • Последствия: ухудшение замедления, неравномерный износ шин, возможные аварийные ситуации.
  • Рекомендации: регулярная проверка тормозной системы, своевременная замена изношенных компонентов, диагностика в профессиональных сервисах.

На что следует обратить внимание? Если вы столкнулись с проблемой заклинивших тормозов в пути, лучше не рисковать и дождаться эвакуатора для транспортировки автомобиля в сервис. Но иногда неисправность происходит на трассе, и решить проблему могут помочь собственные усилия. В следующем разделе будет подробно описано, как выявить причину и осуществить ремонт.

Признаки и последствия заклинивания передних тормозов

Сигналом о том, что тормоза вашей машины заклинило, станут следующие улики:

Заметное сокращение длительности наката

Чувство, будто автомобиль начинает тормозить сам по себе, знакомо каждому водителю. Если вы движетесь с нейтральной скоростью и не нажимаете на тормоза, но машина начинает замедляться, вероятно, диск на одном из колес зажат (возможно, сразу на нескольких).

Со временем у водителей появляется навык определять заклинивание по работе двигателя. При движении по ровной дороге двигатель может проявлять признаки нагрузки, как будто кто-то пытается удержать машину назад. Также вы заметите, что расход топлива увеличивается, а склонность катиться под уклон на нейтралке пропадает (можно остановиться для проверки) – машина стоит под наклоном и не движется, как будто прилипла к дороге.

Тепло от колес

Колеса, как правило, нагреваются после интенсивного торможения (это связано с тем, что кинетическая энергия преобразуется в тепло через трение). Однако при длительном движении без торможения колеса должны остывать. Только колесо, которое заклинило, будет оставаться теплым или даже горячим, особенно если тормоза активно использовались на высокой скорости.

Увод машины в сторону

Заклинившее колесо меняет кинематику движения. Если одно колесо испытывает увеличенное сопротивление, оно проходит меньший путь. Это приводит к тому, что противоположное колесо начинает разворачивать автомобиль (что крайне опасно). Водителю придется постоянно подруливать, чтобы не потерять контроль над машиной.

Это особенно заметно на заднеприводных автомобилях, если зажато переднее колесо (хотя подобное может происходить не только из-за проблем с тормозами).

Биение руля (вибрации)

Заклинивание переднего колеса проявляется в виде выраженных вибраций на руле. Если зажато заднее колесо, ощущение будет более общее — отдача почувствуется по всему кузову автомобиля.

Запах горелого металла

При заклинивании элементов тормозной системы они разогреваются до значительных температур (в первую очередь нагреваются фрикционные компоненты колодок и дисков). Сначала можно уловить неприятный запах от колодок, и если не обратить внимание, то вскоре разгерметизируется тормозная система, добавляя к запаху испаряющуюся тормозную жидкость и горелую смазку подшипников.

Посторонние звуки

Заклинивание тормозов означает, что после отпускания педали она вернулась в первоначальное положение, а колодки на одном или нескольких колесах остались прижатыми. Конечно, колесо с зажатыми колодками будет продолжать вращаться с характерным шумом, который может варьироваться от скрежета до свиста и даже хруста. Все эти звуки свидетельствуют о том, что проблему следует решать немедленно!

Дергание при движении

Если колесо зажато надежно, тронуться с места будет невозможно. Однако чаще всего оно не застревает полностью, а лишь частично прижимается. В этом случае тормозное усилие распределяется неравномерно по диску или барабану, и когда вы добавите газу, момент будет накапливаться, что приведет к рывкам и ощущениям, словно вы едете по неровной поверхности.

Заклинивание тормозов, даже на одном колесе, может создать множество проблем для владельца автомобиля:

  • неравномерный и чрезмерный износ тормозных дисков и/или барабанов;
  • ускоренный износ шин;
  • проблемы с дисками, требующие замены;
  • перегрев тормозной системы, что негативно сказывается на эффективности останавливания других колес;
  • закипание тормозной жидкости;
  • значительное увеличение расходов топлива;
  • износ двигателя, сцепления и трансмиссии.

6 причин, почему клинят передние тормоза

Что может стать причиной заклинивания передних тормозов? Вот несколько основных факторов:

  • «Закисание» поршней в тормозных цилиндрах

    Причиной может быть поврежденный пыльник. Даже незначительная трещина позволяет воде и грязи проникать внутрь, что вызывает ускоренную коррозию. Также эта проблема может возникнуть из-за тормозной жидкости, которую давно не меняли. Влага, накапливающаяся в жидкости, разъедает металлические поверхности цилиндров, а также может вызывать разбухание уплотнительных колец.

  • Отсутствие свободного хода у педали тормоза

    Наличие свободного хода обязательно, поскольку он предотвращает самопроизвольное торможение при отпускании педали.

  • Неисправность главного тормозного цилиндра

    Возможно, резиновые кольца испортились из-за некачественной тормозной жидкости с примесью воды, либо может оказаться, что регулировочный болт на вакуумном усилителе открутился.

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Когда я сталкиваюсь с проблемой клинета передних тормозов, первое, на что я обращаю внимание, — это характерные признаки. Обычно я замечаю, что автомобиль начинает дергаться при торможении, а также ощущается повышенное сопротивление при движении. Если тормоза клинят, может возникнуть специфический запах гари, а сами тормозные диски начинают перегреваться. Это не только создает дискомфорт во время вождения, но и может угрожать безопасности.

Основная причина, по которой клинят передние тормоза, кроется в износе тормозных колодок и дисков, а также в загрязнении или повреждении тормозных механизмов. Я часто наблюдаю, что неисправности в тормозной системе могут быть вызваны заеданием поршней в тормозных цилиндрах, плохой смазкой или коррозией. Без своевременной диагностики и устранения этих проблем, клин может перерасти в более серьезные неисправности, включая поломку тормозной системы.

Последствия заедания передних тормозов могут оказаться весьма серьезными. Если я не обращаю внимания на проблему, это может привести к ускоренному износу тормозных дисков и колодок, увеличению расхода топлива и, в конечном итоге, ухудшению управляемости автомобиля. Кроме того, такие неисправности могут представлять опасность для жизни водителя и пассажиров, так как снижается эффективность торможения. Поэтому очень важно обращать внимание на любые изменения в поведении тормозной системы и обращаться к специалистам для диагностики и ремонта.

  • Неисправность ручного тормоза

    Ручной тормоз работает отличительно от обычных тормозов. Если в последних используется гидравлическая система, то в ручнике — механическая (усилие от рычага передаётся на задние колеса через трос). Если автомобиль долго стоит на ручном тормозе, то при попытке его отключить колодки могут остаться прижатыми к барабану. Водители иногда шутят, что «ручник удерживает машину за задницу».

    Причины, по которым ручник может не сработать, включают:

    • Заклинивание троса. Это может произойти, когда в его канале скапливается влажная грязь. В результате образуется ржавчина, и трос застревает. Иногда нитки троса могут порваться, создавая «бороду», мешающую его движению.
    • Поломка возвратной пружины. Основной причиной этого является износ, из-за чего колодки не отодвигаются при отпускании ручника.
    • «Прикипание» колодок. Это происходит, когда водитель не снимает ручник перед началом движения, и механизм постепенно теряет работоспособность из-за тепловой деформации.
    • Примерзание колодок. Особенно распространено в холодное время года, когда в тормозной системе нередко оказывается вода. Примерзшие колодки можно нагреть с помощью фена (не рекомендуется использовать паяльную лампу, так как это может повредить резиновые детали).

    Если виноват в проблеме ручной тормоз, ее можно исправить, просто очистив, смазав или заменив нужные компоненты и отремонтировав узлы (лучше выполнить эту работу в сервисе).

  • Агрессивный стиль вождения

    Интенсивное вождение может привести к заклиниванию передних тормозов. Частые резкие торможения вызывают перегрев системы, что может приводить к термической деформации компонентов и непредсказуемой работе тормозов.

    Однако не всегда агрессивное вождение является причиной перегрева: длительное движение в плотном городском потоке также может привести к перегреву тормозов. При необходимости резкого торможения в пробке колеса не получают достаточного охлаждения, что может стать причиной перегрева.

  • Заклинивание в направляющих колодок

    Часто заклинивание тормозов происходит из-за низкого качества запчастей, таких как неверные размеры или плохой металл. Иногда проблема возникает из-за неисправной направляющей, которую можно выявить, осмотрев суппорт с торца (при снятии диска).

Устранение клина передних тормозов

Если причина не в неисправности ручного тормоза, заклинивание тормозов может проявляться непосредственно во время движения. Указанные выше признаки могут иметь разную силу, поэтому иногда с заклинившими тормозами водители могут передвигаться довольно долго.

Однако иногда машина может потерять управляемость на высокой скорости: внезапно возникают вибрации, чувствуется запах раскаленного металла, а автомобиль начинает неустойчиво вести себя.

В таких случаях водителю срочно нужно остановиться, а затем проверить каждое колесо, чтобы определить, где возникла проблема. Следует оценить, какое из колес нагрето сильнее — там и будет заклинивание. Не забывайте делать это осторожно, чтобы не обжечь руки.

Иногда признаки перегрева можно заметить по легкому дыму или паре, поднимающимся над колесом. Понаблюдайте, чтобы все компоненты охладились (это займет около 20 минут зимой и до 30 минут летом). Затем воспользуйтесь домкратом, чтобы поднять колесо и снять его. После этого внимательно осмотрите тормозную систему, уделив особое внимание суппорту, тормозным колодкам и диску. Чтобы выяснить, зажаты ли колодки, нужно проверять их с боков.

Если заедание произошло давным-давно и только теперь о себе дало знать, можно оценить степень изношенности колодок.

Находясь в пути, вы можете временно устранить заклинивание (пока не доедете до автосервиса). Для этого можно воспользоваться следующими методами:

  • Принудительное разведение тормозных колодок

Для этого вам понадобится отвертка или молоток. Будьте осторожны, не наносите сильные удары по суппорту (также не стоит использовать отвертку для ковыряния колодок) — это хрупкие элементы, и их легко повредить. Работайте аккуратно; можно использовать немного смазки, подобной ВД, но имейте в виду, что после ее применения тормоза данного колеса могут стать неэффективными на некоторое время.

Когда вы разведете колодки, попробуйте прокрутить диск. Он должен вращаться с легким сопротивлением. Затем нажмите на тормоза, отпустите и проверьте, не заклинило ли колодки снова. Смажьте тормозную систему повторно и повторите эти действия. Хотя вы не сможете полностью исправить систему, доехать до сервиса будет возможно.

Если не удалось разжать колодки, переходите к «плану Б».

  • Снятие суппорта

Обратите внимание, этот метод следует использовать только в том случае, если эвакуатор не доступен и колодки прочно зажали диск. Полностью снимите суппорт и аккуратно подвяжите его к стойке амортизатора вместе с гибким шлангом — колесо останется без тормозов. Убедитесь, что он не мешает колесу.

При этом необходимо зафиксировать тормозной поршень. Неправильные действия приведут к тому, что при нажатии на педаль он вылетит под давлением, и тормозная жидкость вытечет, что сделает тормозную систему совершенно неработоспособной. Поместите в суппорт заранее снятые колодки и обвяжите их прочной проволокой. Таким образом, поршень останется на месте и будет интенсивно давить на ваши самодельные прокладки.

Попытки починить заклинивший тормозной механизм в условиях дороги — занятие безнадежное, лучше просто отправляйтесь в сервис.

Опытные автолюбители об особенностях ремонта заклинивших передних тормозов

  1. Иногда выявление проблемы бывает затруднительным
  2. «У меня возникла такая ситуация на «москвиче-412». В главном цилиндре было перепускное отверстие, которое забилось. Давление не сбрасывалось, и в итоге все 4 колеса заклинило!»

    Автомобиль может подсказать, в чем дело

    «Однажды у меня возникла подобная неисправность. Одно колесо заедало. Проблему удалось устранить — оказалось, что гибкая трубка, через которую тормозная жидкость поступала к суппорту, сгнила. После замены трубки тормоза заработали нормально, ведь жидкость больше не могла вернуться».

    Дело оказалось в предохранителе

    «Проблемы с заклиниванием могут происходить и на иномарках, например, на «Тойоте-Авенсис». У меня сгорел предохранитель. Замена на отечественный не помогла — начались проблемы с суппортами. Машина признала только оригинальную деталь».

    Следите за заменой тормозной жидкости

    «Тормозную жидкость необходимо менять так же, как и масло — своевременно и полностью (долив не считается). Эта жидкость очень гигроскопична, и если тормоза уже нагрелись, то насыщенная влагой жидкость может закипеть. В результате заклинит тормоза сразу на всех колесах».

    Лично проверяйте всю тормозную систему

    «Проблема может быть не такой очевидной. Например, у меня забился обратный клапан вентиляции картерных газов, который, к слову, подключался к вакуумному усилителю тормозов. Вот откуда проблема с передними тормозами! Как только я обнаружил и очистил препятствия, а также смазал направляющие, все проблемы исчезли».

Тормозная система — это то, что обеспечивает вашу безопасность (и безопасность других водителей) на дороге. Безусловно, ей требуется внимательный уход: хотя бы раз в год снимайте суппорты, проверяйте состояние поршней и направляющих, контролируйте смазку и полностью заменяйте тормозную жидкость.

Вопросы по теме

Какие простые проверки можно выполнить самостоятельно, чтобы определить, заклинили ли передние тормоза?

Для самостоятельной диагностики заклинивания передних тормозов можно выполнить несколько простых действий. Во-первых, при движении на низкой скорости обратите внимание на наличие необычных звуков, таких как скрип или стук. Во-вторых, проверьте температуру колес: если одно из колес заметно горячее остальных, это может указывать на проблемы с тормозами. Также рекомендуется аккуратно надавить на тормоза и ощутить, не заедают ли они при отпускании педали. Если ощущается сопротивление, это может сигнализировать о заклинивании.

Как поведение водителя может усугубить проблему заклинивания тормозов?

Поведение водителя может значительно повлиять на состояние тормозной системы. Если водитель продолжает использовать тормоза с заклиниванием, это может привести к перегреву тормозных колодок и дисков, что вызывает их ускоренный износ. Кроме того, частые резкие торможения могут дополнительно нагружать систему и привести к нарушению её работы. Игнорирование признаков заклинивания и несвоевременная диагностика могут также привести к более серьезным повреждениям, требующим значительных денежных вложений на ремонт.

Каковы долгосрочные последствия игнорирования проблемы с заклинивающими тормозами?

Игнорирование проблем с заклинивающими тормозами может привести к серьезным долгосрочным последствиям. Во-первых, это может существенно уменьшить эффективность тормозной системы, что ставит под угрозу безопасность водителя и пассажиров. Во-вторых, постоянное заклинивание приводит к увеличению износа тормозных дисков и колодок, что в конечном итоге требует их замены. Более того, такие проблемы могут вызвать повреждения других компонентов тормозной системы, таких как тормозные цилиндры или шланги, что приводит к дальнейшим финансовым затратам на ремонт. Кроме того, неустойчивое поведение автомобиля на дороге может увеличить риск ДТП.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий