Стояночный тормоз автомобиля – это элемент, который должен работать безукоризненно, и ответственность за его исправность целиком ложится на водителя. Это важный аспект обеспечения безопасности на дороге для всех участников движения. Иногда индикатор стояночного тормоза может продолжать светиться. В этой статье мы разберем причины, по которым горит стояночный тормоз, и подскажем, что делать в такой ситуации, чтобы избежать возможных проблем с системой.
- Механическая неисправность: Износ или повреждение элементов тормозной системы может привести к перегреву и возгоранию.
- Неправильное использование: Оставление стояночного тормоза в натянутом состоянии на продолжительное время может вызвать перегрев.
- Короткое замыкание: Электрические проблемы, такие как короткое замыкание, могут привести к возгоранию тормозной системы.
- Гидравлические утечки: Потери тормозной жидкости могут негативно сказаться на работе тормозов и вызвать перегрев.
- Парковка на наклонной поверхности: Неправильная парковка может увеличить нагрузку на тормоз, что приведет к его перегреву.
Почему горит стояночный тормоз
Основная функция индикатора стояночного тормоза на приборной панели заключается в том, чтобы напоминать водителю о том, что машина находится на ручном тормозе. Начинать движение, если лампочка горит, не рекомендуется.
Перед тем как тронуться, обязательно проверьте, чтобы индикатор стояночного тормоза не светился. Поскольку этот индикатор является диагностическим, он загорается сразу после активации зажигания, даже если автомобиль уже снят с тормоза. В течение следующих 10 секунд обычно индикатор гаснет, если бортовой компьютер не обнаружил неполадок и тормоза, включая стояночный, работают нормально.
Вы можете провести небольшой эксперимент, подняв рычаг стояночного тормоза. Если машина исправна, лампочка на приборной панели загорится сразу же при минимально возможном подъеме рычага, еще до щелчка. Индикатор погаснет только тогда, когда ручник будет полностью опущен – если он не будет опущен даже на несколько миллиметров, лампочка продолжит гореть, хотя ехать автомобиль сможет.
Если вы завели двигатель, а индикатор не горит, стоит проверить его работоспособность. Обычно проблема бывает простой: перегорела лампочка или повреждены провода.
Причины, по которым индикатор стояночного тормоза продолжает гореть, могут быть разнообразными. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации, когда лампочка остается включенной некоторое время после запуска зажигания:
- Обозначение того, что автомобиль находится на ручном тормозе.
- Нехватка тормозной жидкости – об этом сигнализируют специальные датчики.
- Сильный износ тормозных колодок, что может угрожать безопасности при движении (имейте в виду, что на некоторых автомобилях эта проблема не отражается именно индикатором тормозов).
- Неисправность датчика, отвечающего за фиксацию положения ручного тормоза.
- Износ троса стояночного тормоза.
Поездка с горящим индикатором стояночного тормоза очень опасна. Это сигнал о наличии проблемы, которую необходимо решить либо самостоятельно, либо в автосервисе.
Что делать, если горит индикатор стояночного тормоза
Чтобы понять, в чем заключается проблема, можно произвести диагностику самостоятельно, если у вас есть соответствующие навыки и инструменты. Для этого необходимо осмотреть нижнюю часть автомобиля с использованием ямы или подъемника.
Итак, попав под автомобиль, выполните следующие действия:
- Проверить работу ручника: поднимайте и опускайте рычаг, наблюдая за индикацией;
- Оцените уровень тормозной жидкости. Не забывайте, что автомобиль должен стоять на ровной поверхности для точности проверки;
- Если не удается выявить проблему, следует извлечь специальный датчик-поплавок, который возможно требует очистки для корректной работы;
- Проверьте трос стояночного тормоза на предмет растяжения;
- Оцените состояние тормозных колодок – если их износ составляет более 80%, это максимально важно, так как в данной ситуации индикатор может гореть даже при полностью опущенном ручнике.
Далее мы более подробно рассмотрим диагностические процедуры этих неполадок. Если ваши проверки не дали результатов и индикатор продолжает гореть, обязательно обращайтесь в автосервис. Возможно, проблема гораздо серьезнее, чем кажется.
Проверка тормозной жидкости
Иногда индикатор стояночного тормоза продолжает гореть из-за недостаточного уровня тормозной жидкости. Далее мы расскажем, как проверить и исправить эту проблему.
Если ваша машина была выпущена после середины 1980-х годов, то процесс проверки уровня тормозной жидкости очень прост. Вам не нужно лезть в бачок, чтобы убедиться в норме – достаточно взглянуть на прозрачный резервуар, который находится рядом с главным тормозным цилиндром. Убедитесь, что уровень жидкости находится между отметками MIN и MAX. Если жидкости будет недостаточно, индикатор стояночного тормоза зажжется.
Если ваш автомобиль имеет металлический резервуар, который не позволяет проверить уровень жидкость визуально, то придется снять крышку для контроля наполненности.
Перед тем как открыть крышку, убедитесь, что вы стерли с неё пыль и грязь, иначе посторонние частицы могут попасть в бачок, что приведет к загрязнению тормозной системы.
Вам может потребоваться отвертка, чтобы открыть бачок (это актуально для многих старых моделей и некоторых современных). Крышка может быть зафиксирована пружинным зажимом или болтом. В случае зажима, приподнимите его отверткой, а если с болтом – открутите его.
Горение стояночного тормоза может быть следствием различных факторов, каждый из которых требует внимательного анализа. Одна из наиболее распространенных причин – это неправильная установка или неисправность механизма самого тормоза. Например, если ручка стояночного тормоза не полностью освобождена, это может привести к перегреву тормозных колодок, что и вызывает воспламенение. Поэтому первое, что стоит проверить, – это правильность работы механизма.
Кроме того, стоит учесть влияние внешних условий, таких как высокая температура окружающей среды или длительное нахождение автомобиля в условиях сильного тепла. В таких случаях даже нормально работающий стояночный тормоз может подвергнуться перегреву. Также необходимо помнить о состоянии тормозной системы в целом – износ тормозных колодок или наличие жидкости в тормозной системе могут стать причиной неполадок и нарушения работы стояночного тормоза.
Не стоит забывать и о человеческом факторе. Неправильная эксплуатация, например, частое использование стояночного тормоза на скользкой поверхности или его применение в условиях, не предусмотренных производителем, могут привести к неблагоприятным последствиям. Важно соблюдать правила эксплуатации и проводить регулярное техническое обслуживание автомобиля, чтобы избежать потенциальных рисков и обеспечить максимальную безопасность на дороге.
После открытия внимательно оцените уровень тормозной жидкости. Если вы не видите чёткой линии, отступите примерно 6 мм от верхней части — это будет оптимальный уровень.
Если уровень жидкости недостаточен, просто долейте до оптимального. Используйте тормозную жидкость, рекомендованную производителем автомобиля, обычно это DOT 3 или DOT 4.
Некоторые автомобили имеют указание требуемого типа жидкости на внутренней стороне крышки бачка.
Производители автомобилей советуют, какая именно жидкость лучше всего подходит, в руководстве по эксплуатации. Если у вас нет этого документа, вы можете загрузить его из интернета или приобрести.
Также можно узнать необходимый тип и марку тормозной жидкости, предоставив VIN-номер автомобиля в любом автосалоне.
Как проверить трос стояночного тормоза
Индикатор стояночного тормоза может свидетельствовать о растяжении троса. Важно выяснить причины этой проблемы, чтобы избежать опасных ситуаций на дороге.
Диагностика стояночного тормоза, как правило, проводится в автосервисах на специализированных стендах, однако есть и способы выполнить это самостоятельно. Чтобы индикатор стояночного тормоза перестал светиться, нет необходимости ехать в сервис.
В зависимости от марки автомобиля, расположение креплений тросов стояночного тормоза может немного отличаться, но состав тормозной системы остается неизменным.
Подобная система также используется в автомобилях, где стояночный тормоз располагается на передних колесах. Тросы имеют свойство растягиваться в процессе эксплуатации, их необходимо периодически регулировать и смазывать.
Рекомендуется проверять состояние тросов каждые 6 месяцев или каждые 10 000 км пробега. Если у вас есть подозрения, что ручник работает хуже, то лучше обратиться в автосервис вне зависимости от того, горит лампочка на панели или нет.
Износ тросов – это очень серьезная проблема. Трос может порваться. К тому же могут возникнуть ржавчина и заклинивание и других элементов системы, что приводит к неэффективной работе стояночного тормоза.
Для проверки функционирования ручного тормоза автомобиль устанавливают так, чтобы одно из задних колес находилось в воздухе. Затем активируют стояночный тормоз и пытаются покрутить подвешенное колесо. Если это удается, значит, система неисправна. Требуется подтяжка троса или полная его замена, при этом индикатор стоитночного тормоза будет по-прежнему светиться.
Существует еще один, более рискованный метод проверки ручного тормоза. Этот подход может повредить тормозные колодки и другие компоненты системы. Вот как он проводится: автомобиль ставится на стоянку, включается первая передача, затем резко нажимается на газ. Если с ручником все в порядке, автомобиль немного дернется и сразу же заглохнет.
Настройка работы стояночного тормоза схожа между разными моделями автомобилей. В зависимости от марки, ручник может регулироваться двумя способами: изнутри салона или под автомобилем. Обычно активнее используется второй способ, на котором мы остановимся подробнее.
Как подтянуть трос ручного тормоза, находясь под автомобилем:
- Поднимите ручной тормоз вверх и зафиксируйте после 2-3 щелчков (точное количество зависит от модели);
- Подняв машину с помощью домкрата или поместив её на смотровую яму;
- Сначала слегка ослабьте гайку, фиксирующую регулировочный узел. Если вы начнете крутить другую гайку, трос будет натягиваться. Оцените натяжение по подвешенному колесу. Если оно не прокручивается, значит, стояночный тормоз работает нормально;
- Уберите нагрузку с ручника и проверьте, прокручивается ли колесо. Если да, значит, все правильно;
- Проверьте ручник еще раз (активируйте его, прокрутите колесо и снова освободите). Лучше провести этот тест несколько раз.
Завершающий этап: обеспечьте плотную затяжку контргайки. Теперь стояночный тормоз будет функционировать исправно. После устранения вышеописанной неисправности индикатор больше не будет светиться.
Как проверить состояние тормозных колодок
Продолжаем исследовать причины, по которым горит лампочка стояночного тормоза. Износ тормозных колодок представляет собой опасную проблему, угрожающую безопасности всех участников дорожного движения, включая водителя, пассажиров и окружающих. Нельзя начинать движение, если вы осознаете, что колодки требуют замены. Порой неопытные автолюбители могут не заметить эту проблему, однако определить ее можно как во время движения, так и по внешним признакам.
Вот несколько признаков, которые подскажут вам, что дело может быть именно в колодках, и их следует заменить:
- Необычные громкие звуки при торможении автомобиля. Это следует воспринимать всерьез — подобные шумы могут указывать на сильный износ колодок и необходимость их срочной замены.
- Автомобиль стал тормозить менее эффективно. При износе колодок тормозной путь увеличивается, и для начала торможения необходимо сильнее нажимать на педаль.
- При резком нажатии на тормоза машина начинает словно «прыгать»; даже стопа ощущает вибрацию на педали. Это является следствием неравномерного износа колодок, на которых могут появляться трещины, заусенцы или сколы, что и приводит к подобным эффектам.
Даже если вы распознали один или несколько из этих косвенных признаков, полезно провести визуальный осмотр колодок.
Иногда выявить износ тормозных накладок непросто. Однако существует надежный метод: взгляните на внутреннюю часть колеса. Если вы видите только черный угольный налет, значит, накладка еще не износилась. Если же вы заметите металлические частички, то колодку стоит немедленно заменить, так как она уже начинает повреждать тормозной диск.
Этот способ проверки наиболее актуален для легкосплавных колесных дисков и в том случае, если стоят вентилируемые тормоза.
Тем не менее, приведенные способы являются лишь временными, так как самый надежный способ – обратиться в автосервис для детального осмотра колодок и диагностики. На станции техобслуживания их внимательно проверят, сняв колеса с машины. Специалисты оценят толщину фрикционного слоя с помощью профессиональных инструментов через суппорт. Если этот показатель составляет более 5–10 мм, то это считается приемлемым. Проверить накладки задних колес без разборки невозможно. Во время этой операции также проверяют тормозные диски и барабаны, чтобы получить общее представление о состоянии тормозной системы.
Визуальная проверка остается самым эффективным методом для оценки состояния тормозных колодок. Этот подход позволяет ответить на вопрос о необходимости замены колодок и определить их степень износа. На СТО колодки снимают и тщательно осматривают. На них не должно быть никаких механических повреждений: трещин, неравномерного износа или борозд. Толщина оставшегося тормозного слоя должна составлять не менее 2–3 мм.
Если вы подозреваете наличие проблем со стояночным тормозом, лучше незамедлительно обратиться в автосервис для их устранения. Если колодки действительно изношены, специалисты на СТО исправят эту проблему, и индикатор стояночного тормоза перестанет гореть.
Вопросы по теме
Как часто нужно проверять состояние стояночного тормоза, чтобы избежать его перегрева?
Рекомендуется проводить проверку стояночного тормоза хотя бы раз в полгода. Важно обращать внимание на его работу после зимнего сезона, так как низкие температуры могут повлиять на эффективность тормоза. Также стоит следить за состоянием тормозных колодок и механизмов, а при обнаружении любых проблем (например, залипания, странных звуков) лучше обратиться к специалисту ранее, чтобы избежать перегрева и потенциальных поломок.
Могут ли внешние факторы способствовать перегреву стояночного тормоза?
Да, внешние факторы могут значительно влиять на состояние стояночного тормоза. Например, если автомобиль постоянно стоял на склоне, это может привести к повышенной нагрузке на тормоза, что, в свою очередь, может вызвать их перегрев. Также сезонные условия, такие как высокая температура воздуха или влажность, могут оказать влияние на эффективность тормозных механизмов. Рекомендуется следить за состоянием тормоза и избегать длительного удержания авто на наклонных surfaces без необходимости.
Какие проблемы с электроникой автомобиля могут влиять на работу стояночного тормоза?
Современные автомобили часто оснащены электрическими стояночными тормозами, и любые сбои в электронике могут привести к неправильной работе этого механизма. Например, неисправная проводка, проблемы с датчиками или блоком управления могут задействовать стояночный тормоз, даже если водитель не активировал его. В случае появления предупреждающих сигналов или ошибок на приборной панели стоит провести диагностику, так как это может быть причиной перегрева и последующих проблем. Если электроника не работает должным образом, тормоза могут оставаться активированными дольше, чем предполагалось, что может приводить к их перегреву.