Почему вентилятор охлаждения двигателя включается при запуске зажигания

Основная функция вентилятора в системе охлаждения заключается в понижении температуры двигателя и радиатора, которая повышается, когда мотор работает. По сути, он выгоняет горячий воздух из двигателя наружу и заменяет его на прохладный воздух снаружи, тем самым снижая температуру как двигателя, так и охлаждающей жидкости (ОЖ).

Коротко о главном
  • Объясняется работа системы охлаждения двигателя автомобиля.
  • Описывается причина включения вентилятора при повороте ключа зажигания.
  • Технические аспекты: датчики температуры и работа реле.
  • Анализ возможных неполадок: постоянная работа вентилятора и её последствия.
  • Рекомендации по диагностике и обслуживанию системы охлаждения.

Стоит отметить, что вентилятор является одним из ключевых компонентов системы охлаждения (в автомобилях ВАЗ эта система считается гибридной). Вторым важнейшим элементом является система жидкостного охлаждения.

Существует два основных типа вентиляторов: механические (привязанные к коленчатому валу через ремень) и электрические. Электровентилятор состоит из двух главных частей — электродвигателя и системы управления, которая включает в себя датчик температуры охлаждающей жидкости и реле, отвечающее за его включение. Водители автомобилей ВАЗ, как правило, сталкиваются именно с электровентиляторами.

Неисправности с вентилятором охлаждения радиатора могут проявляться на автомобилях с большим пробегом, что ведет к появлению «возрастных» проблем. Эти неисправности могут быть выражены в некорректной работе вентилятора, его запоздалом включении или же его полном отказе. Наиболее распространенной проблемой является полное отсутствие работы вентилятора.

Принцип работы вентилятора в системе охлаждения

Одной из причин, по которой вентилятор может работать постоянно или часто срабатывать, является принцип функционирования данной системы. Вентилятор активируется по сигналу специального датчика, который расположен в нижней части радиатора. Этот датчик отслеживает температуру охлаждающей жидкости, и если она оказывается выше нормы, вентилятор начинает работать.

Когда лопасти вентилятора вращаются, создается сильный поток воздуха, который способствует понижению температуры охлаждающей жидкости, которая затем движется через каналы двигателя. Вентилятор будет постоянно функционировать только в тех случаях, когда двигатели перегреваются. Чтобы избежать серьезных поломок, важно немедленно обратить внимание на данную проблему.

Как проверить термостат системы охлаждения

Проверить работоспособность вентилятора достаточно просто. Сначала нужно запустить двигатель и дать ему прогреться до момента, когда сработают клапаны системы. Температурные пороги обычно указаны на корпусе устройства и составляют 72 или 80 градусов. Затем следует измерить температуру на верхнем и нижнем патрубках.

Если температура на обоих патрубках схожа, это может указывать на то, почему вентилятор охлаждения работает постоянно. Рекомендуется тщательно проверить клапаны термостата после его снятия. Ремонт этого узла нецелесообразен — проще и дешевле установить новый.

Тем не менее, если термостат снят, его можно протестировать без установки в автомобиле. Для этого помещают термостат в емкость с водой, которую затем нагревают. При нагреве клапан должен открыться. Если этого не происходит, значит, устройство неисправно.

Возможные причины, их поиск и решение

Есть несколько причин, по которым вентилятор может включаться на холодном двигателе ваз 2114. Наиболее вероятные из них:

  • Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе;
  • Неисправность датчика;
  • Замыкание в цепи вентилятора;
  • Неисправность термостата.

Начинать проверку стоит с первой причины, так как она является самой распространенной и просто решаемой. При низком уровне ОЖ датчик может активироваться уже после запуска двигателя, тем самым включая вентилятор. Это происходит потому, что небольшое количество жидкости быстро нагревается, в то время как сам двигатель ещё остается «холодным». Чтобы решить эту проблему, достаточно просто добавить охлаждающую жидкость до нормального уровня.

Уровень ОЖ ваз 2114

Важно помнить, что низкий уровень ОЖ может привести к перегреву и даже поломке двигателя, поэтому необходимо регулярно отслеживать объем жидкости и при необходимости его пополнять.

Если охлаждающей жидкости в системе достаточно и проблема не в ней, необходимо проверить сам датчик. Иногда он может застревать в замкнутом состоянии, что приводит к постоянному включению вентиляторов. Для проверки работоспособности устройства используются мультиметры. Если при отключенном двигателе сопротивление на контактах датчика находится в пределах допустимых значений и колеблется от 0 до максимума в зависимости от модели прибора (то есть сопротивление стремится к бесконечности), то датчик исправен.

Если же результаты измерения показывают определенные значения, это означает, что датчик постоянно замыкает цепь и нуждается в замене на аналогичный новый.

Температурный датчик ваз 2114

Проверку системы охлаждения удобно проводить при помощи специального диагностического оборудования. Оно выявит любые неисправности, включая поломку датчика вентилятора (для каждого элемента предусмотрен свой код ошибки).

Если датчик оказался рабочим, следует проверить сам вентилятор. В некоторых случаях, особенно при плохо закрепленном корпусе или незащищенных проводах, может произойти замыкание на массу, в результате чего вентилятор активируется непосредственно от аккумулятора, без участия электронной цепи с датчиком. Для устранения этой неисправности нужно проверить и подтянуть все крепежные детали, а также заизолировать открытые участки проводов.

Проверка контактов

Необходимо отметить, что такая неисправность может привести к серьёзным последствиям, включая:

  1. Увеличенный износ вентилятора;
  2. Разряд аккумулятора (если оставить зажигание включенным, но двигатель не запущен);
  3. Пожар в автомобиле (в результате перегрева проводов).

В связи с этим поиску потенциальных неисправностей (оголенных участков проводов) следует уделить особое внимание.

Последней причиной, по которой вентилятор может срабатывать без причины, является неисправность термостата (точнее, контролирующего его датчика). Дело в том, что при неисправности датчика термостата электронный блок включает вентилятор для охлаждения системы, поскольку не может точно отслеживать температуру жидкости. Это делается в качестве меры предосторожности, чтобы избежать перегрева.

Термостат ваз 2114

Чтобы определить неисправность датчика, опять же потребуется мультиметр. При проверке следует измерить сопротивление между выводами датчика (при выключенном двигателе). В норме оно должно составлять от 100 до 500 Ом. Если полученные результаты измерения выходят за эти рамки, датчик необходимо заменить новым. Ниже приведены рекомендации по предотвращению самопроизвольного включения вентилятора.

Необходимо:

  • Регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости;
  • Периодически инспектировать состояние проводов системы охлаждения;
  • Очищать контакты датчиков от окислов (рекомендуется делать это дважды в год: осенью и весной).

Если вы заметите, что вентилятор неожиданно включается, не откладывайте поиск неисправности, поскольку последствия могут оказаться весьма серьёзными.

Распространённые неисправности

Так как вентилятор продолжает вращаться, его задача заключается в том, чтобы отключаться и включаться только при реальной необходимости. Существует несколько основных причин, по которым вентиляторы системы охлаждения работают на холодном двигателе. Это может быть связано с:

  • Датчиком включения;
  • Охлаждающей жидкостью;
  • Массой;
  • Термостатом;
  • Температурным датчиком;
  • Контактами;
  • Кондиционером.

Каждый из этих факторов может быть причиной того, почему вентилятор активируется на холодном двигателе.

Датчик включения

Одной из наиболее часто встречающихся причин, по которой вентилятор работает на холодном двигателе, является замыкание в контроллере, т.е. в датчике.

Порой происходит так, что вентилятор запускается одновременно с включением зажигания. Если это происходит, вероятно, что kontakты контроллера замкнули, и вентилятор работает без остановки.

Хотя это наиболее распространенная причина, она также наименее опасная. Наихудшим последствием такого состояния может стать полный разряд аккумулятора, если зажигание остается включенным на долгое время.

Для проверки замыкания потребуется мультиметр, чтобы измерить сопротивление между выводами. При исправном датчике мультиметр покажет бесконечное сопротивление и отобразит на экране соответствующее значение.

Если же вы наблюдаете, что сопротивление меньше, значит, контакты замкнуты. В этом случае необходимо заменить контроллер, и такая неисправность будет обозначена отдельным кодом в ходе компьютерной диагностики.

Жидкость охлаждения

В некоторых случаях нет необходимости искать все возможные причины, по которым вентилятор охлаждения включается на холодном двигателе. Опытные автолюбители советуют начать с самой очевидной проверки уровня охлаждающей жидкости.

Дело в том, что датчик часто реагирует на нехватку охлаждающей жидкости, активируя вентилятор. Небольшое количество антифриза быстро нагревается, что и приводит к запуску вентилятора, когда двигатель ещё холодный.

Таким образом, одной из распространенных причин таких неисправностей является простая невнимательность владельца автомобиля. Некоторые водители забывают контролировать уровень охлаждающей жидкости, и не подливают антифриз в расширительный бачок. Забирая его часть, жидкости становятся все меньше, что необходимо учитывать и пополнять вовремя. Если радиатор наполовину пуст, датчик действительно может активироваться. Для предотвращения перегрева мотор будет включать воздушное охлаждение с помощью вентилятора.

Недостаток охлаждающей жидкости приводит к более быстрому нагреву, чем при полностью заполненной системе. Температура охлаждающей жидкости (ОЖ) не совпадает с температурой самого двигателя. В результате, двигатель, только что запущенный и еще не прогревшийся, может уже включить вентилятор из-за высокого нагрева жидкости.

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

При включении зажигания включение вентилятора охлаждения двигателя является нормальной практикой для многих современных автомобилей. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, включение вентилятора помогает поддерживать оптимальную температуру под капотом, что особенно важно в условиях высокой температуры окружающей среды или при начале движения после долгой стоянки.

Во-вторых, вентилятор может запускаться для проверки работоспособности системы охлаждения. Это является частью самодиагностики автомобиля, при которой система контролирует функционирование всех ее компонентов, включая вентиляцию. Если вентилятор не включается при включении зажигания, это может свидетельствовать о возможных неисправностях, что требует дополнительного внимания и диагностики.

Кроме того, стоит отметить, что в некоторых моделях автомобилей вентилятор может продолжать работать и после выключения двигателя. Это обусловлено необходимостью устранения остаточного тепла, которое может накопиться во время работы двигателя, тем самым предотвращая перегрев. Такие меры позволяют увеличить срок службы компонентов двигателя и системы охлаждения в целом.

Решение данной проблемы вполне простое. Необходимо долить антифриз в расширительный бачок до нужного уровня. Также может потребоваться прокачка системы, если в ней образовались воздушные пузырьки.

Масса

Еще одной возможной причиной работы вентилятора системы охлаждения может быть замыкание на массу.

Причины этого могут быть разнообразны. Чаще всего такое происходит из-за плохого контакта провода массы с кузовом автомобиля. Это приводит к тому, что вентилятор подключается непосредственно к аккумулятору, что вызывает его постоянное вращение. Ситуация может показаться незначительной, но последствия могут быть серьезными, вплоть до возгорания автомобиля при сильном перегреве монтажа проводов.

Для устранения неисправности следует проверить все соединения, связанные с датчиком на нижней части радиатора. Убедитесь, что провода целы и хорошо изолированы. При необходимости стоит укрепить соединения и, если провода сильно изношены, заменить их на новые.

Проблемы с термостатом

Современные автомобили часто оснащены термостатами с датчиками, что позволяет более эффективно управлять системой охлаждения двигателя. Но такие системы имеют свои недостатки.

Иногда датчик термостата может выйти из строя, в результате чего вентилятор начинает постоянно работать. Это происходит потому, что ЭБУ не получает сигналы от термостата, за которые отвечает специализированный датчик.

Вследствие этого электроника может переключаться в аварийный режим и запускать вентилятор, чтобы избежать перегрева двигателя. Если датчик не восстановит свою функцию, вентилятор будет продолжать работать.

Проверка датчика не представляет особых трудностей. Он функционирует как обычный температурный контроллер. В должном состоянии он покажет высокое сопротивление, когда двигатель холодный, а в других случаях показатель составит 100-500 Ом. Если мультиметр показывает иные значения, датчик следует заменить. Этот элемент является недорогим расходником, поэтому не придется тратиться на дорогой ремонт.

Дополнительный датчик

Речь идет о датчике температуры наружного воздуха, который установлен на некоторых автомобилях в качестве дополнительного контроллера для регулирования температурных показателей встречных потоков воздуха. Такой датчик обеспечивает мониторинг температуры наружного воздуха, подающегося в автомобиль через воздуховоды.

Если температура воздуха слишком высока, как это бывает в жаркие летние дни, охлаждение радиатора и двигателя становится невозможным, поскольку воздух сам по себе перегрет. Когда датчик фиксирует высокие температуры, поступает сигнал о необходимости запуска вентилятора, что помогает повысить эффективность охлаждения двигателя.

Данная схема с использованием датчика для измерения температуры наружного воздуха чаще всего применяется на иномарках с сэндвич-радиаторами, которые имеют трёхслойную конструкцию.

Если такой датчик установлен, то, скорее всего, в самые знойные летние дни вентилятор будет работать постоянно, помогая охладить двигатель. Это считается нормальным, и отключать этот датчик не рекомендуется, так как это может привести к перегреву мотора и его серьезным поломкам.

Метод диагностики вентилятора

Эксперты утверждают, что инжекторные автомобили отличаются высокой практичностью. Их диагностика проходит быстрее, чем у иных типов автомобилей. Рекомендуется использовать компьютерную диагностику для глубокой проверки всех неисправностей. Некоторые модели сразу показывают постоянно вращающийся вентилятор при возникновении ошибок, что защищает от перегрева.

Чтобы сбросить ошибки, нужно на несколько секунд отключить аккумулятор. После очистки системы, все должно прийти в норму.

Замыкание контактов

Одной из наиболее часто встречающихся причин этой неисправности является элементарное замыкание контактов датчика температуры охлаждающей жидкости. В этом случае после включения зажигания вентилятор системы охлаждения активируется, так как на него подается постоянный электрический ток. Это может привести только к быстрой разрядке аккумулятора автомобиля.

Для диагностики отсоедините датчик и измерьте сопротивление на его контактах с помощью омметра. Если датчик исправен, его сопротивление будет высоким (показание будет близким к бесконечности). В случае низкого сопротивления контакты замкнуты, и датчик нужно заменить.

С похожими симптомами также может наблюдаться замыкание клемм вентилятора на массу, в таком случае он тоже будет работать постоянно с включенным зажиганием, поскольку напряжение поступает напрямую от аккумулятора.

Замыкает датчик

Во многих случаях вентилятор начинает функционировать сразу после подачи зажигания. Это происходит из-за замыкания контакта датчика, обеспечивая тем самым его постоянную работоспособность. Данное явление считается не самым серьезным при диагностике поломок. Однако, если зажигание остается включенным, это может привести к разряду аккумулятора.

Для тщательной проверки установите холодный датчик и измерьте сопротивление на его выводах. Если датчик исправен, показание сопротивления будет высоким, близким к бесконечности. Если же сопротивление ниже, значит, произошло замыкание контактов, и датчик необходимо заменить. Тщательная проверка поможет обнаружить неисправности с помощью специального кода. Это позволит точно определить наличие проблем при включении датчика.

Малое количество антифриза

Кроме того, распространенной проблемой является недостаточное количество охлаждающей жидкости. Именно на изменение ее температуры реагирует ДТОЖ. При минимальном уровне антифриза нагревание жидкости происходит гораздо быстрее, чем нагрев самого двигателя, и, как следствие, вентилятор включится слишком рано. Не забудьте долить жидкость до необходимого уровня и проверить наличие утечек в системе охлаждения.

Окисление контактов

Необходимо учитывать, что ЭБУ может также «включаться в защиту», если управление вентилятором осуществляется через бортовой компьютер. Причины могут заключаться в проблемах с контактами. Со временем контакты могут окисляться, что затрудняет передачу сигналов от датчиков к ЭБУ. Если сигнал не проходит вовсе, блок управления может принудительно включить вентилятор, вне зависимости от температуры двигателя.

Для устранения проблемы достаточно очистить контакты и обработать их изолирующей смазкой, чтобы избежать коррозии. Рекомендуется проводить такую обработку дважды в год, чтобы избежать неприятных ситуаций в неподходящий момент. Смотрите видео о причинах периодического включения вентилятора на холодном двигателе (автомобиль Мазда 6):

Замкнутость массы

Работа вентилятора зависит от различных факторов, о которых вы уже узнали, ознакомившись с этой статьей. Однако есть еще одна проблема, способная нарушить его функционирование. Например, если провода недостаточно надежно крепятся к кузову, вентилятор может подключаться напрямую к аккумулятору. Важно вовремя предпринять меры, чтобы избежать серьезных последствий.

В такой ситуации существует риск возгорания автомобиля. В случае сильного короткого замыкания все провода начнут нагреваться. Чтобы избежать опасных последствий, необходимо проверять соединения и провода, обеспечивающие соединение с датчиком. Надёжное крепление проводов и целостная изоляция помогут снизить риск возникновения серьёзных проблем.

Нехватка жидкости в агрегате

Работа датчика может нарушаться даже при минимальном уровне жидкости. Даже если в системе есть антифриз, датчик может мгновенно перегреться. Этот процесс способен нарушить все функции системы и вызвать множество проблем. Причиной такой неисправности зачастую становится невнимательность.

Проводя регулярные проверки, можно избежать множества поломок. Важно следить за уровнем жидкости, поскольку при её испарении в радиаторе может оказаться пусто.

Когда уровень жидкости снижен, температура может достигнуть критических значений. Например, если запустить двигатель, он не будет полностью нагретым, однако вентилятор может быстро остыть. Это происходит из-за того, что жидкость в агрегате нагревается очень быстро. Решить проблему можно просто: добавив немного антифриза, вы избежите образования воздушных пробок в системе.

Когда целесообразен ремонт своими руками и в сервисе

Если на вашем автомобиле возникают проблемы с работой электровентилятора системы охлаждения, устранить их можно по описанному ранее алгоритму. Почти любой ремонт можно осуществить самостоятельно. Поскольку основные неисправности связаны с датчиками, их замена не представляет больших трудностей. Просто снимите неисправную деталь и установите новую.

Если дело в плохих контактах, их можно почистить или, в крайнем случае, заменить разъемы. Если вы сомневаетесь в своих навыках, лучше обратиться в сервис для предотвращения дальнейших неполадок.

Вопросы выбора и замены датчика включения вентилятора

Эффективность работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) зависит от состояния датчика, который является ключевым элементом системы охлаждения, а именно — вентилятора. Если датчик выйдет из строя, это может привести к перегреву мотора, поэтому его следует заменить как можно быстрее.

Выбор нового датчика довольно прост: желательно подобрать ту модель и тип, которые были установлены на радиаторе ранее (это особенно актуально для новых автомобилей на гарантии). Однако в некоторых случаях допустимо использовать замену, главное чтобы новый датчик соответствовал температурным диапазонам включения/выключения вентилятора, имел подходящее электрическое напряжение (12 или 24 В) и подходящий тип разъема. Касаемо размеров, чаще всего корпуса датчиков имеют стандартные размеры, что исключает сложности при установке новой детали.

Замена датчика осуществляется легко: нужно отключить и выкрутить старый компонент, а затем вставить новый. Не забывайте про прокладку (уплотнительное кольцо), а после завершения ремонта добавьте охлаждающую жидкость. В большинстве случаев сливать жидкость не требуется, но рекомендуется подготовить емкость для сбора жидкости в процессе демонтажа датчика.

При правильной замене датчика система сразу активируется, обеспечивая надежное включение и выключение вентилятора в соответствии с изменением температуры силового агрегата. Долгие поездки на автомобиле могут привести к утомлению шейных мышц и негативно сказаться на здоровье позвоночника. Устранить эти проблемы помогут специальные подушки на подголовники.

Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальный инструмент — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их различных типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и использовании этих устройств можно узнать из статьи. Резьбовые соединения являются надежными, но повреждение болта или шпильки может затруднить их демонтаж и замену. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов.

Чем чревато, если не работает вентилятор радиатора

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) представляет собой сложное устройство, оптимальные параметры работы которого зависят от поддержания определенной температуры. Как упоминалось ранее, это зависит от корректной работы системы охлаждения. Когда не удается поддержать нужный температурный режим, последствия могут быть весьма серьезными — при перегреве двигатель может заклинить, что обеспечит ему по меньшей мере капитальный ремонт.

Надежная работа всей системы должна обеспечиваться вентилятором, который позволяет поддерживать оптимальную температуру жидкости в любых условиях. Однако если вентилятор не функционирует, особенно в жару, необходимо выяснить, почему он не включается или не вращается. В современных автомобилях такие устройства, как правило, электрические, и маловероятно, что сам вентилятор выйдет из строя; наиболее частой причиной таких проблем является неисправность его обвязки (датчика, предохранителя, соединительных проводов и т.д.).

Таким образом, чтобы понять, почему вентилятор охлаждения радиатора постоянно работает или, наоборот, не включается и не вращается, прежде всего стоит проверить обвязку устройства.

Что в итоге

Изучив особенности работы вентилятора радиатора, становится ясным, что система охлаждения ДВС и сам вентилятор обеспечивают необходимый температурный режим для ДВС.

Также следует понимать, что бесперебойная работа системы охлаждения зависит от согласованной работы всех её компонентов. Например, в нормальных условиях вентилятор активируется при повышении температуры двигателя выше 90°C для его охлаждения, после чего должен отключаться.

Если вентилятор ломается или функционирует неправильно, перегрев двигателя может неизбежно привести к дорогостоящему или капитальному ремонту. Причин, вызывающих сбои в работе вентилятора, достаточно много, так как в процессе эксплуатации как электронные, так и механические части устройства могут давать сбои.

Тем не менее, на практике часто можно самостоятельно провести диагностику проблемного устройства, выявить причину поломки и по возможности устранить недостатки. В заключение отметим, что большинство проблем, связанных с перегревом двигателя, можно предотвратить путём регулярных профилактических проверок, а также периодической очистки клемм и контактов вентилятора охлаждения.

Вопросы по теме

Почему вентилятор охлаждения двигателя может включаться при включении зажигания даже при невысокой температуре?

Вентилятор охлаждения может включаться сразу при включении зажигания из-за активации системы диагностики автомобиля. В некоторых моделях автомобилей вентилятор запускается для проверки работоспособности системы охлаждения, даже если двигатель еще не нагрелся. Это также может быть связано с особенностями электроники, которая отвечает за управление температурой, так как она может сделать «предварительный заезд», чтобы удостовериться в нормальной работе компонентов.

Что делать, если вентилятор охлаждения постоянно работает при включенном зажигании?

Если вентилятор охлаждения работает постоянно, это может указывать на проблемы с термостатом, датчиком температуры или даже с электрической системой автомобиля. Рекомендуется сначала проверить уровень охлаждающей жидкости. Если все в порядке, стоит обратиться к специалисту для диагностики, поскольку причина может заключаться в неисправности электроники или других механических элементов системы охлаждения.

Какие могут быть последствия постоянной работы вентилятора охлаждения?

Постоянная работа вентилятора охлаждения может привести к нескольким проблемам. Во-первых, это увеличивает расход энергии, что может повлиять на общий расход топлива. Во-вторых, это может ускорить износ самого вентилятора и других компонентов системы охлаждения. Наконец, если вентилятор работает постоянно без необходимости, это может быть признаком более серьезной проблемы с системой охлаждения, что требует внимания квалифицированного механика.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий