Износ ремня газораспределительного механизма (ГРМ) и его разрушение вызывают значительные повреждения двигателя. Поэтому важность качества этого компонента невозможно переоценить. Для повышения его прочности резиновая основа детали армируется нейлоновым кордом. В процессе работы двигателя ремень подвергается сильному давлению, что приводит к его износу. Обычно основной причиной замены ремня ГРМ является его физический износ.
- Износ и старение: Со временем резина ремня теряет эластичность, что может привести к его разрыву.
- Поломка зубцов: Поврежденные или изношенные зубцы ремня могут вызвать сбой в синхронизации двигателя.
- Перегрев: Высокие температуры могут ухудшить свойства материала и ускорить разрушение ремня.
- Повреждения: Механические повреждения, такие как порезы или трещины, также требуют замены ремня.
- Превышение пробега: Рекомендуемый срок службы ремня ГРМ обычно составляет 60-100 тыс. км, важна регулярная замена.
Реальные причины замены ремня ГРМ
Ниже представлены основные признаки изнашивания. Если автолюбитель заметит хотя бы один из них, это серьезный повод обратиться к профессионалу для диагностики и, при необходимости, замены ремня.
1. Нестабильная работа на холостом ходу
Для обеспечения надежного соединения ремня со шкивами он оборудован специальными зубьями. Они необходимы для вращения ключевых компонентов двигателя. При износе этих зубьев сцепление со шкивом снижается, что приводит к проскальзыванию. В результате мотор начинает вибрировать. Если износ достигнет критической отметки, может произойти остановка автомобиля из-за потери синхронизации распредвала.
2. Пропуски зажигания
Частота воспламенения топливной смеси в цилиндрах тесно связана с состоянием газораспределительного механизма. Если изношенный ГРМ ослабевает на распредвале, возникает вероятность несвоевременного открытия или закрытия одного из цилиндров, что приводит к пропускам зажигания.
Пропуски зажигания могут вызвать серьезные повреждения двигателя. Для предотвращения поломок рекомендуется своевременно менять ремень.
3. Увеличение объема дыма из выхлопной трубы
В зимний период оценить уровень выхлопных газов может быть затруднительно. Если вы заметили резкий рост их количества, стоит проверить состояние ГРМ, так как это может быть причиной проблемы. Воздух поступает и дымовые газы выводятся через два отверстия верхней части каждого цилиндра.
Работа распредвала и движение поршней обеспечивают синхронизацию открытия и закрытия данных отверстий. При сбое ГРМ эти процессы теряют согласованность. Нарушается подача воздуха и отвод продуктов сгорания, что приводит к увеличению выхлопного газа.
4. Снижение давления масла
Когда ГРМ сходит со своего шкива, он может повредиться. При этом повреждение распределительного вала может привести к попаданию его частей в масляную систему, что снизит давление масла и вскоре приведет к поломке двигателя. В таком случае единственная спасительная мера — капитальный ремонт силового агрегата.
5. Повреждения поршней и клапанов
Наиболее серьезные последствия наступают в случае разрыва ремня. В этом случае коленвал и распредвал теряют синхронность, так как распредвал перестает свое вращение. Это приводит к тому, что клапаны и цилиндры начинают соприкасаться, в результате чего происходит их деформация.
Очевидно, что использование некачественных или несвоевременная замена ремня ГРМ приводит к тяжелым последствиям. Поэтому рекомендуется обращаться в авторизованные сервисные центры и не экономить на качестве запчастей и работ.
Ошибки при установке, такие как неправильное натяжение ремня ГРМ, могут спровоцировать поломки, что приведет к необходимости повторной замены. Слабое натяжение вызывает проскальзывание на шкивах. Даже смещение ремня на один зуб нарушает работу двигателя, что иногда заканчивается его полной поломкой.
Если натяжение слишком сильно, компонент может растянуться и в конечном итоге порваться. Кроме того, происходит износ роликов и подшипников в системе. Часто возникают ошибки при установке из-за игнорирования соосности по маркерам.
На многих деталях ГРМ, включая шкивы, имеются маркировки. Они позволяют корректно установить фазы газораспределения. Неправильная установка меток может привести к снижению мощности двигателя, а в худшем случае — к деформациям клапанов при сохранности ремня.
- Посторонние шумы при работе двигателя после замены могут указывать на неправильную установку. Никаких ненормальных звуков быть не должно. Причиной могут быть вибрации роликов от чрезмерного натяжения. Для избежания износа важно ослабить крепеж, повернуть ролик на 15 градусов и снова подтянуть крепление.
- Использование старых роликов при замене ремня является ошибкой. Эти компоненты нужно заменять одновременно после определенного пробега. Исключение составляют случаи, когда недавно установленный ремень поврежден, а ролики остаются новыми.
- Изношенный ролик может заедать или проскальзывать, что может в итоге привести к неожиданному повреждению резинового материала ремня, несмотря на отсутствие нарушений в диагностики после установки. Это влечет за собой повторную замену. Возможные неисправности коленчатого и распределительного валов, а также помпы также могут стать причиной раннего ремонта.
- Ненормальные звуки в районе привода свидетельствуют о неисправности механизма привода. Если шумы значительные, необходимо заглушить двигатель и вызвать автомеханика.
- Если поврежден армирующий корд, это служит четким сигналом для замены ремня ГРМ. Если в процессе диагностики в резиновой основе обнаружены мелкие трещины, но металлическая часть остается целой, можно обойтись без замены. Однако если пошла внутренняя металлическая часть, это значит, что элемент вышел из строя. В подобной ситуации могут возникать посторонние звуки, а двигатель может запускаться с трудом.
Одной из основных причин замены ремня ГРМ является его естественное износ. По мере эксплуатации автомобиля металл и материал, из которого изготовлен ремень, подвержены старению и разрушению. Это может привести к тому, что ремень теряет свою эластичность, что, в свою очередь, ставит под угрозу корректную синхронизацию работы двигателя. Поэтому важно регулярно проверять состояние ремня, а при появлении первых признаков износа — незамедлительно производить его замену.
Второй важной причиной замены ремня ГРМ являются факторы окружающей среды. Например, воздействие высоких температур, а также наличие масла или других жидкостей в области установки ремня могут отрицательно сказаться на его состоянии. Если ремень подвергался воздействию этих факторов, он может начать расслаиваться или трескаться, что непосредственно влияет на его функционирование. Поэтому регулярные проверки на повреждения и загрязнения крайне важны для поддержания надежности работы двигателя.
Кроме того, необходимо учитывать регламентированные интервалы замены, установленные производителем автомобиля. Даже если ремень выглядит целым и не имеет видимых повреждений, через определенный пробег или время он все равно подлежит замене. Игнорирование этих рекомендаций может привести к серьезным поломкам двигателя из-за обрыва ремня, что влечет за собой значительные финансовые затраты на ремонт. Поэтому следование рекомендациям производителя является ключевым моментом для обеспечения надежной работы автомобиля.
В указанных выше ситуациях диагностику можно провести как на станциях технического обслуживания, так и самостоятельно. Для этого нужно снять защитный кожух. Способ его снятия зависит от конкретной модели автомобиля. Для детального осмотра ремня и определения его состояния необходимо поворачивать коленчатый вал.
Важно проверить техническое состояние зубьев, наличие поверхностных повреждений, трещин или разрывов. Кроме того, обязательно следует контролировать натяжение ремня. Если имеются подтеки масла или других жидкостей, их источники необходимо устранить.
При проверке стоит учитывать возможность расслаивания ремня. Также затвердевание является причиной необходимости его замены. Для проверки этого нужно аккуратно надавить на резиновую поверхность детали острым предметом; отсутствие вмятины свидетельствует о затвердении материала.
Что будет, если порвется ремень ГРМ
Когда ремень ГРМ износится или повредится, клапаны начинают работать не синхронно, что может привести к преждевременной поломке двигателя. Если настало время его замены, это говорит о том, что ресурс элемента исчерпан, и в любой момент он может окончательно сломаться, что делает его замену обязательной.
Даже если визуально повреждений не наблюдается, но по пробегу настало время замены, ее обязательно нужно произвести. Игнорирование этого шага может привести к серьезным деформациям частей мотора. Чаще всего это приводит к изгибу клапанов и порче натяжных роликов. Все элементы ГРМ, которые подлежат плановой замене, имеют одинаковый срок службы, поэтому их стоит менять одновременно.
Соскальзывание и разрыв ремня представляют наибольшую опасность. Объективно, при остановке ГРМ клапаны перестают закрываться в нужный момент. В результате поршни начинают сталкиваться с клапанами, что приводит к их деформации.
Это также может причинить вред и самим поршням. В таком случае потребуется дорогостоящий капитальный ремонт.
В дополнение к замене ремня потребуется также поменять:
- клапаны;
- прокладки блока цилиндров;
- распредвал.
В худших случаях, возможна полная замена головки блока цилиндров.
Разрыв ремня во время движения автомобиля может быть причиной ДТП. Даже если инцидент не произошел, потребуется вызов эвакуатора. Чаще всего капитальный ремонт обходится дороже стоимости нового двигателя.
Некоторые автомобили спроектированы так, чтобы при разрыве ремня ГРМ клапаны не повреждались. Однако в большинстве машин подобная защита отсутствует. Определить наличие защиты можно по маркировке двигателя.
От чего зависит срок эксплуатации ремня ГРМ
Чтобы понять условия эксплуатации ремня, необходимо ознакомиться с принципом работы двигателя. Впрыск топлива происходит в момент, когда поршень опущен и входной клапан открыт. Затем клапан закрывается, и искровая свеча воспламеняет топливную смесь.
После сгорания топлива открывается выходной клапан, поршень поднимается, а продукты сгорания выводятся наружу. Двигатель начинает вращение вала, и автомобиль движется. Именно ремень ГРМ обеспечивает синхронизацию работы клапанов и поршней, соединяя распределительный и коленчатый валы. По этой причине их вращение происходит синхронно, при этом скорость вращения распределительного вала в два раза меньше, чем у коленчатого.
Вместе с другими компонентами ГРМ вращается шестерня водяного насоса. В газораспределительном механизме также находятся два ролика, расположенные под шкивом распредвала. Натяжной ролик находится слева, его функция — создание нужного натяжения. Справа расположен опорный ролик.
Ремень изготовлен из армированной резины с зубчатой структурой, что обеспечивает надежное сцепление с другими элементами системы. Зубья ремня ГРМ идеально соответствуют зубьям на шкивах и коленвалах в системе газораспределения.
Конструкция детали состоит из трех слоев:
- армированный корд;
- средний слой из нейлона;
- наружный слой — резиновая оболочка, обеспечивающая эластичность и защиту внутренних слоев.
Наиболее распространенные типы ремней изготавливаются из металлизированной резины. С течением времени любые изделия подвержены растяжению, в результате чего могут возникать трещины и разрывы. Износ может увеличиваться как под воздействием внешних, так и внутренних факторов.
Влияние шкивов на материалы ремня способствует его износу. Это может стать причиной необходимости замены ремня ГРМ. В некоторых моделях автомобилей применяется цепной механизм для газораспределения, который также подвержен коррозии и создает лишний шум.
Чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий, рекомендуется выполнять проверку состояния ремня ежемесячно. Попадание грязи, продуктов сгорания, технических жидкостей и масла приводит к ускорению износа. Подобные проблемы могут возникнуть из-за нарушения герметичности защитного кожуха или повреждения различных узлов двигателя.
Работа роликов также оказывает влияние на функционирование системы. Изношенные ролики, требующие замены, способны привести к внезапному повреждению зубчатой резины ГРМ. Срок службы роликов зависит от производителя. Некачественные и дешевые изделия не обеспечивают надежности в эксплуатации.
Настоящие оригинальные детали можно приобрести исключительно у официальных дилеров. В остальных случаях существует риск приобрести фальсификат. Такие детали не смогут гарантировать надежную работу в условиях перегрузки, так как часто имеют низкое качество, что может привести к поломкам и необходимости преждевременной замены ремня ГРМ.
Как часто надо менять ремень ГРМ
Частота замены зависит от конструкции двигателя. Для восьмиклапанных моторов эта цифра составляет 50 000 км, тогда как для 16-клапанных — 40 000 км. В общем, средний интервал замены составляет примерно 50 000 км.
Рекомендуется производить диагностику натяжения ремня каждые 25 000 км и при необходимости корректировать его. Если ремень пришлось заменить вскоре после предыдущей смены, стоит учитывать, не менялись ли ролики. Следует вычесть из ресурса нового ремня пробег, который прошли ролики. Оптимально менять ролики одновременно с ремнем.
Множество производителей утверждают, что ресурс компонентов может снижаться на 25–30 % при эксплуатации в теплых климатических условиях. Также важно учитывать марку автомобиля и рекомендации производителя. Порой пробег до замены может достигать 90 000 км.
Какой ремень ГРМ выбрать
При покупке у официальных дилеров необходимо указывать марку автомобиля для ремня ГРМ. На самом деле многие детали изготавливаются сторонними компаниями по заказу. В результате такой политики ценовая планка у официальных дилеров превышает на 20–30 процентов. В официальных сервисах снижен риск ошибки при выборе, а установка будет выполнена на высоком уровне.
Проверенные бренды:
- Contitech — продукция высокого качества из Германии.
- Bosch — знаменитая марка автозапчастей.
- Dayco — производитель из США.
- Gates — предлагает усиленные ремни ГРМ с в три раза большим сроком службы, по утверждению производителя.
Зная, у какой компании автопроизводитель закупает комплектующие, можно выбирать ее продукцию. В таком случае детали ГРМ будут более доступными по цене, но сохранят необходимое качество.
Замена осуществляется комплектом: ремень и ролики. Средняя стоимость услуги для отечественных автомобилей составляет от 1200 до 1500 рублей. Для иномарок цена колеблется в пределах 2000–3000 рублей. В некоторых автомобилях также требует замены ведущая шестерня коленвала, цена которой начинается от 2000 руб.
Вопросы по теме
Почему замена ремня ГРМ важна для двигателя автомобиля?
Замена ремня ГРМ важна, потому что этот компонент обеспечивает синхронизацию работы клапанов и поршней в двигателе. Если ремень изношен или порван, это может привести к серьезным повреждениям двигателя, таким как гнутые клапана или даже разрушение блока цилиндров. Рекомендуется соблюдать интервалы замены, указанные производителем, чтобы предотвратить дорогостоящий ремонт и обеспечить надежную работу автомобиля.
Какие признаки могут указывать на необходимость замены ремня ГРМ?
Существуют несколько признаков, которые могут свидетельствовать о необходимости замены ремня ГРМ. Важно обращать внимание на: 1) посторонние шумы из области двигателя, которые могут указывать на износ ремня; 2) трещины или износ на самом ремне; 3) трудности при запуске двигателя или его нестабильную работу. Если вы заметили один из этих признаков, стоит обратиться к специалисту для диагностики и, при необходимости, замены.
Какие последствия могут быть, если игнорировать замену ремня ГРМ?
Игнорирование замены ремня ГРМ может привести к серьезным последствиям, включая: 1) поломку двигателя из-за обрыва ремня, что может вызвать дополнительные повреждения, требующие дорогостоящего ремонта; 2) уменьшение мощности и эффективности работы двигателя; 3) неудовлетворительную работу системы газораспределения, что может повлиять на расход топлива и выбросы. Поэтому регулярная проверка состояния ремня и следование рекомендациям по его замене крайне важны для долговечности и надежности вашего автомобиля.