Почему важна балансировка колес и как часто её проводить

Для снижения расходов на техническое обслуживание многие автомобилисты решают пропустить некоторые важные процедуры. Например, балансировка колес после установки новых шин может показаться лишней, но на самом деле эта услуга помогает предотвратить дорогостоящий ремонт. Поэтому ее важно проводить после замены шин — далее в статье мы обсудим, какова роль балансировки колес и когда следует ее выполнять.

Коротко о главном
  • Балансировка колес помогает обеспечить равномерное распределение веса, что улучшает управляемость автомобиля.
  • Снижает износ шин и увеличивает их срок службы благодаря уменьшению вибраций.
  • Необходима при установке новых шин, после ремонта колес или при обнаружении вибраций во время езды.
  • Производится на специализированном оборудовании для достижения точных результатов.
  • Рекомендуется проверять балансировку каждые 10-15 тысяч километров или при смене сезонов.

Зачем нужна балансировка колес

Процесс создания автомобильных покрышек может приводить к неравномерному распределению их массы по ободу. Причиной этого могут быть различные дефекты: неровности резины, многослойная структура. Из-за подобных нюансов вес различных частей шины может отличаться на несколько граммов. Когда автомобиль движется, такая шина вызывает вибрации колеса. Чем выше скорость, тем более ощутимы эти колебания. Они не только снижают комфорт при вождении, но и ухудшают устойчивость автомобиля на дороге. Со временем это может привести к потере управляемости.  

Вибрации возникают с первых оборотов колес, но на низкой скорости водитель их может не заметить. Увеличение амплитуды приводит к тому, что сайлентблок уже не может справиться с колебаниями. В результате происходит резонанс, и колебания передаются на другие части автомобиля. При достижении скорости 40 км/ч водитель начинает ощущать вибрации на руле, а затем и на педалях. Когда скорость достигает 60-80 км/ч, дискомфорт становится заметным в салоне — кресла и отделка начинают трястись. Частота колебаний повышается: пассажиры начинают замечать, как звенят предметы в бардачке или в багажнике. На высоких скоростях тряска может казаться менее заметной, но это лишь значит, что колебания колеса не совпадают с частотой кузова автомобиля. При снижении скорости вибрация снова проявляется.

Недооценивать влияние этой проблемы не следует. Тряска негативно сказывается на всех системах автомобиля. Протекторы шин изнашиваются неравномерно, что только усугубляет биение колеса. В результате амортизаторы могут выйти из строя, а подвеска — ослабнуть. Шарниры, включая резинометаллические, также подвержены износу. Со временем действие колебаний негативно сказывается на рулевом управлении, а также деталях двигателя и трансмиссии. Вибрации могут привести к более быстрому износу всех трущихся компонентов. В конечном итоге это может привести даже к повреждению охлаждающих систем двигателя.

Если не провести балансировку сразу после установки новых шин, со временем могут возникнуть проблемы с сайлентблоками, подвеской и другими элементами конструкции.

Нужна ли балансировка колес на грузовике

Является ли эта процедура необходимой для грузовых автомобилей? Многие россияне ответят отрицательно: «Зачем тратить деньги на это, если дороги такие плохие?»

В умах многих по-прежнему возвышается образ разбитых дорог и немудреных автосервисов. После поездки по ухабам старенький ЗИЛ чинит механик, а затем машина с заклеенными шинами вновь выходит на маршрут. Но это уже позади.

Современные магистрали предлагают отличное покрытие, которое обеспечивает высокую скорость движения легковых автомобилей, автобусов и тяжелых грузовиков. Автосервисы оборудованы всем необходимым для качественного ремонта. Такова реальность сегодняшнего дня.

Однако и на это найдутся скептики: «Грузовики слишком тяжелые, чтобы беспокоиться о дисбалансе колес. Даже небольшие неровности дороги окажут большее влияние на подвеску!»

Давайте рассмотрим факты, чтобы действительность стала более понятной.

Вес грузового автомобиля распределяется на 6 или 8 колес. Таким образом, каждое колесо несет статическую нагрузку в 1-2 тонны.

При дисбалансе колес дополнительная нагрузка постоянно оказывается на одной и той же точке. Допустимый дисбаланс составляет 500 грамм. Даже при таком раскладе, если грузовик движется со скоростью 100 км/ч, на колесо и подвеску влияет сила в 50 кг. Иными словами, восемь раз в секунду одна сторона колеса ударяется о дорогу на 2-5 % сильнее. В это время на подвеску действует сила в 50 кг с частотой 8 Гц. Со временем частота этих колебаний приближается к частоте вибраций всей подвески, что приводит к разрушительному резонансу.

Дисбаланс каждого колеса может быть индивидуальным, но частота вращения всех четырех колес одинакова. Это приводит к еще большему ослаблению подвески — на нее оказывается возрастающее давление с четырех сторон с аналогичной частотой.

Небольшие дефекты дорожного покрытия не так сильно сказываются на состоянии шин, ведь они равномерно истирают протектор. Отсутствие же балансировки приводит к «точечному» износу, который только усугубляет дисбаланс.

Регулярная балансировка, безусловно, не решит всех проблем с износом, но значительно увеличит срок службы как шин, так и других частей автомобиля. Стоимость этой услуги невысока, а сама процедура не занимает много времени, поэтому ее можно однозначно считать разумным вложением средств.

Во многих странах балансировка колес уже является обязательной процедурой при техническом осмотре автомобиля. Практика подтверждает полезность этой манипуляции, и сомнений в ее целесообразности быть не должно.

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Балансировка колес – это важная процедура, которую не стоит игнорировать владельцам автомобилей. Она необходима для обеспечения равномерного распределения веса по кругу колеса, что, в свою очередь, способствует лучшему сцеплению с дорожным покрытием, увеличивает срок службы шин и улучшает управляемость транспортного средства. Несбалансированные колеса могут вызвать неприятные вибрации, которые не только доставляют дискомфорт, но и могут привести к более серьезным повреждениям подвески.

Я рекомендую проводить балансировку колес при каждой смене шин, особенно если они были установлены на новый диск или если вы заметили появление вибрации во время движения. Также стоит не забывать о балансировке передних колес после их ремонта или при значительном износе. При эксплуатации автомобиля в условиях, где шины подвергаются частым ударам (например, на плохих дорогах), рекомендуется проверять балансировку чаще, чтобы избежать проблем в будущем.

Кроме того, важность балансировки нельзя недооценивать перед дальними поездками. Правильная балансировка колес снижает риск преждевременного износа, что особенно актуально для длительных поездок, когда нагрузки на автомобиль значительно возрастают. Заботясь о балансировке, мы не только продлеваем срок службы шин, но и обеспечиваем безопасность на дороге, что является приоритетом для любого водителя.

Виды балансировки колес

Существует несколько видов балансировки:

  • выполняемая на станке, при этом колеса снимают;
  • проводимая на автомобиле или финишная;
  • автоматическая (может быть порошковой или бисерной).

Балансировку также классифицируют на статическую и динамическую.

1. Статическая

Статическим дисбалансом называют ситуацию, когда вес неравномерно распределен по оси вращения. Чем выше скорость, тем больше более тяжелая сторона колеса создает точечный удар, и тем выше статический дисбаланс.

Для устранения этого явления и предназначена статическая балансировка. Эту процедуру могут выполнить в любом автосервисе. Она проводится следующим образом: колесо помещают на станок, который автоматически определяет степень дисбаланса во время вращения. Таким образом, устанавливается место, куда нужно добавить груз для выравнивания веса.

Существует два типа грузов:

  • набивные, устанавливаемые на край диска с помощью кронштейна, применяются для литых и штампованных дисков;
  • самоклеящиеся (универсальные), которые прикрепляются к внутренней поверхности диска.

Балансировку проводят с использованием обоих типов грузов, однако для зимних условий желательно использовать именно набивные грузы. Самоклеящиеся могут плохо удерживаться на ободе в холодное время из-за изменений температур, из-за чего клей теряет свою силу.

Груз может отклеиться как во время движения, так и при мойке автомобиля, когда струя попадает на диск. Несмотря на все эти недостатки, возникает вопрос: зачем проводить балансировку с использованием самоклеящихся грузов? Ответ прост: не все диски подходят для установки набивных грузов.

2. Динамическая

Данный вид балансировки доступен не во всех автосервисах. Он требует современного оборудования, которым могут воспользоваться не все мастерские. Многие заведения оснащены устаревшими аппаратами, которые не предназначены для этой процедуры.

Динамический дисбаланс возникает во время движения, когда происходит смещение относительно плоскости вращения. Это явление более заметно на колесах широкой конструкции. Динамическая балансировка как раз и направлена на устранение этого эффекта.

3. Финишная

Финишную балансировку целесообразно проводить после статической и динамической. Для этой процедуры требуется специальный балансировочный стенд, который имеется только в крупных станциях шиномонтажа. В процессе этой процедуры колеса автомобиля, подвешенные на стенде, разгоняют до 90 км/ч. Компьютер фиксирует параметры, а программа выдает результат: места и вес грузов, которые необходимо установить.

4. Автоматическая

Этот вид балансировки используется только для грузовиков и автобусов. Метод заключается в том, что в колесо помещаются специальные гранулы. Для этого используют мелкий бисер или песок, последний из которых реже используется из-за своих абразивных свойств. Под действием центробежной силы частицы равномерно распределяются по внутренней поверхности шины, обеспечивая баланс.

Этот метод не подходит для легковых автомобилей, так как затруднительно рассчитать количество гранул для балансировки. Вес колес также возрастает после такой процедуры, что критично для легкового транспорта.

Когда нужна балансировка колес

Балансировка обязательна после каждой смены шин, если на один и тот же диск устанавливается зимняя или летняя резина. Избежать сезонной балансировки можно, но для этого потребуется иметь два комплекта колес — отдельно для теплого и холодного сезона.

Стоит ли заказывать балансировку каждый сезон?

Производители советуют проводить эту процедуру каждые 15 000 км пробега автомобиля. Если за год вы проезжаете меньше, то, исходя из этого, можете не тратить время на балансировку.

Тем не менее, данная рекомендация носит общий характер и может не учитывать индивидуальные характеристики вашего автомобиля. Обращайте внимание на управление автомобилем: если вы не ощущаете тряску руля, то необходимость в балансировке отсутствует. Если вы меняете шины самостоятельно два раза в год, то предлагаем следующий подход. После установки нового комплекта колес проездите на автомобиле несколько дней. Это поможет устранить незначительные искривления покрышек, возникшие во время их хранения. Затем проверьте, нет ли вибраций при движении на разных скоростях. Если их нет, балансировка не требуется.

Следует помнить, что балансировка — это процесс, который регулирует центр масс колеса в его геометрическом центре на оси вращения. Это занятие выполняет специалист автосервиса: на диск в определенные точки прикрепляются специальные грузы по установленному алгоритму.

На балансировку оказывают влияние множество факторов, включая даже заплатку на месте прокола шины или жгут в ее протекторе. Диск может деформироваться при наезде на выбоину, что также может привести к смещению груза, установленного в сервисе. Старайтесь избегать ударов об обод, чтобы избежать таких неприятностей. Также стоит помнить, что самоклеящиеся грузы могут отклеиться во время мойки автомобиля.

Если вы ведете машину в энергичном стиле, предпочитаете резкие повороты, частые торможения и ускорения, ваши шины будут изнашиваться неравномерно, что может вызвать проблемы с балансировкой. Жесткие поездки по «лежачим полицейским» и наезды на бордюры также негативно сказываются на общем состоянии колес, нарушая их геометрию и распределение сил, действующих на них.

Все вышеупомянутые факторы могут привести к необъявленным визитам на шиномонтаж для повторной балансировки. При спокойной городской езде не обязательно добиваться идеального баланса, тем более, что добиться полного отсутствия дисбаланса возможно только на современном и дорогом оборудовании, которое не всегда доступно. Однако при увеличении средней скорости, точность балансировки становится критически важной, так как именно в этом случае начинаются действовать деструктивные силы.

Основываясь на изложенном, вряд ли остается вопрос о том, «почему важна балансировка колес автомобиля?», поэтому мы выделим моменты, когда эта процедура необходима:

  • при смене шин на сезон (летний и зимний период);
  • после мелких инцидентов на дороге: наезда на бордюр, жесткого проезда через «лежачего полицейского», попадания в яму или открытый люк и тому подобное;
  • при пробеге в 15 000 км, согласно требованиям производителя;
  • перед выездом в удаленные места, где нет доступа к сервису;
  • каждые 7 000 – 8 000 км пробега для агрессивного стиля вождения.

Также рекомендуем обратить внимание на несколько правил, касающихся процесса балансировки:

  1. Перед началом процедуры необходимо снять ранее установленные грузы.
  2. Диск должон быть тщательно очищен от грязи с обеих сторон. Остатки загрязнений могут свести на нет всю работу, так как отвалившийся кусок грязи в движении снова нарушит приложение сил.
  3. Важно качественно установить шину на диск. В противном случае проведенная работа окажется бесполезной.
  4. Также лучше установить пластиковые колпаки перед началом измерений, так как их отсутствие может ухудшить результаты работы.

Состояние колес вашего автомобиля – это важный аспект безопасности как для вас, так и для других участников дорожного движения.

Вопросы по теме

Как недостаточная балансировка колес может повлиять на безопасность вождения?

Недостаточная балансировка колес может значительно ухудшить безопасность вождения. Неправильно сбалансированные колеса могут вызывать вибрацию, что снижает стабильность автомобиля и может привести к потере управления в экстренных ситуациях. Кроме того, это может привести к неравномерному износу шин, увеличению тормозного пути и даже негативно сказаться на работе систем управления, таких как ABS. Все это делает важным регулярную проверку и балансировку колес.

Как часто нужно делать балансировку колес при различных условиях эксплуатации?

Частота балансировки колес зависит от условий эксплуатации. Например, если вы часто ездите по неровным или ухабистым дорогам, рекомендовано проверять балансировку каждые 5,000 — 10,000 км. Для водителей, использующих автомобиль преимущественно на хороших асфальтированных дорогах, достаточно проверять балансировку от 10,000 до 15,000 км. Однако в любом случае, если вы заметили вибрацию при движении, стоит сразу обратиться к специалистам для диагностики.

Может ли балансировка колес влиять на экономию топлива?

Да, балансировка колес напрямую влияет на экономию топлива. Неправильно сбалансированные колеса создают дополнительное сопротивление на дороге, что заставляет двигатель работать интенсивнее для поддержания скорости. Это, в свою очередь, приводит к увеличению расхода топлива. Правильная балансировка помогает уменьшить сопротивление, что не только сказывается на расходе, но и продлевает срок службы шин, что является дополнительной выгодой для автолюбителя.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий