Почему двигатель автомобиля троит и как устранить эту проблему

О чем это? Троение мотора может испортить не только планы, но и настроение. К сожалению, многие автовладельцы сталкиваются с этой проблемой. Учитывая сложность конструкции двигателя внутреннего сгорания, частое использование и отсутствие должного ухода часто приводит к неисправностям.

Коротко о главном
  • Причины троения: Неисправности системы зажигания, топливной системы, компрессии в цилиндрах, а также ошибки в электронике.
  • Система зажигания: Износ свечей зажигания, проводов и катушек может привести к отсутствию искры и, как следствие, к троению.
  • Топливная система: Загрязненные форсунки, недостаточное давление топлива или проблемы с подачей могут нарушить работу двигателя.
  • Компрессия: Низкая компрессия в цилиндрах может указывать на износ поршней, колец или клапанов.
  • Диагностика: Рекомендовано провести компьютерную диагностику и проверить основные узлы и агрегаты.
  • Устранение проблемы: Замена неисправных компонентов, чистка системы, корректировка настроек ЭБУ.

Что делать? Если двигатель начал троить, очень важно провести диагностику автомобиля. Эта процедура поможет выявить проблемный цилиндр и установить причину неисправности. Рекомендуем доверить это дело специалистам, обратившись в сервисный центр.

Признаки троения двигателя

Троение двигателя может проявляться следующими симптомами:

  1. На холостых оборотах работа мотора становится нерегулярной. Сначала изменения небольшие, но затем они усиливаются, и так далее, что затрудняет определение тактов. Это явный сигнал того, что один из цилиндров не функционирует должным образом. Опасность заключается в том, что владельцы автомобилей часто не могут быстро выявить такой сбой, так как изменения происходят постепенно.
  2. Цвет одной из свечей зажигания значительно темнее по сравнению с другими. Это может указывать на различные проблемы, но при троении на одной из свечей будет заметен густой нагар.
  3. Изменения в звуке выхлопа. Он становится прерывистым и с течением времени теряет соответствие ритму работы мотора.
  4. Автомобиль теряет в ускорении, и это замечается независимо от текущей скорости. Хотя это может также указывать на другие проблемы.
  5. Снижение КПД и, как следствие, увеличение расхода топлива. Необходимо провести полную диагностику, так как троение может сопровождаться и другими явлениями.
  6. Дергание стрелки тахометра (так называемый «плавающий обороты»).
  7. Появление рывков при разгоне на любых скоростях.

Причины, по которым троит двигатель

Троение двигателя приводит к снижению мощности автомобиля, на которую он рассчитан. Кроме того, этот процесс ускоряет износ ключевых узлов и деталей, увеличивает расход топлива и может спровоцировать другие проблемы.

Но что может вызвать троение двигателя? Рассмотрим основные причины:

  • Нарушение момента подачи искры для зажигания.
  • Неисправность вакуумного усилителя тормозов из-за нештатного подсоса воздуха.
  • Проблемы с одной или несколькими свечами зажигания. Это самая распространенная причина, связанная с пренебрежением своевременной заменой свечей (рекомендуется каждые 20 тыс. км пробега).
  • Поломка проводки, особенно пробой одного из высоковольтных проводов к свечам зажигания.
  • Неисправность конденсатора.
  • Разгерметизация впускного коллектора.
  • Прогар поршня или клапана.
  • Износ или деформация компрессионного поршневого кольца.
  • Ошибки в регулировке клапанов газораспределения.
  • Сильный износ рокера.
  • Пробой прокладки головки блока цилиндров.
  • Износ маслосъемных колпачков и их разрушение.
  • Ошибки в настройках карбюратора, приводящие к нарушению работы цилиндров.
  • Износ вала трамблера или подшипника поворотной пластины.
  • Сильно загрязнённый воздушный фильтр.
  • Мембрана вакуумного регулятора зажигания теряет герметичность.
  • Установка нештатных свечей зажигания.

Эти причины являются наиболее распространёнными для автомобилей марки ВАЗ, однако похожие симптомы могут наблюдаться и у других производителей.

Что делать, если троит двигатель

Важно начать с тщательной диагностики. Необходимо определить, где именно возникла проблема, и выяснить её причину. Заметьте, что большинство причин троения двигателя можно определить самостоятельно даже в гаражных условиях.

Тем не менее, если вы не являетесь экспертом в данной области или у вас нет времени на изучение технических аспектов, самым разумным решением будет обратиться в автосервис. Там диагностику проведут с помощью современного оборудования, и проблема будет решена качественно и быстро. Примерный алгоритм действий при устранении троения:

Выявление неработающего цилиндра

Заводим двигатель и открываем капот. Прислушиваемся к работе мотора и убеждаемся в наличии троения. После этого надеваем резиновые перчатки и постепенно отключаем каждый из высоковольтных проводов в работающем двигателе. Если отключить исправный цилиндр, то троение усилится, а в случае с неисправным цилиндром – изменений не произойдёт.

Можно также отключать разъемы, отвечающие за подачу горючего к форсункам (если у вас инжекторный двигатель). Признаки неисправности сохраняются. Дело в том, что общий звук при троении указывает на то, что один из цилиндров не функционирует, что и объясняет суть термина «троение» — вместо стандартных четырех цилиндров работает лишь три.

Проверяем работоспособность высоковольтных проводов

Сначала нужно осмотреть провода на предмет целостности их изоляции. Если будет обнаружено повреждение, то это может быть причиной троения. Осмотр проводов выполняется следующим образом:

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Одной из наиболее распространенных причин, по которой двигатель автомобиля может «троить», является неисправность зажигания. Это может быть связано с износом свечей зажигания, их неправильной установкой или загрязнением. Также не стоит забывать о катушках зажигания, проводах и других компонентах, которые обеспечивают искру. Я рекомендую сначала проверить состояние свечей и при необходимости заменить их, что может значительно улучшить стабильность работы двигателя.

Еще одной причиной троения может стать неправильная работа системы подачи топлива. Это может происходить из-за засорения топливного фильтра, неисправности насосов или повреждения инжекторов. При недостаточном количестве топлива в цилиндрах происходит неравномерное сгорание, что и приводит к троению. Я бы посоветовал проверить давление топлива и убедиться в чистоте всех фильтров, чтобы исключить данный фактор.

Наконец, стоит обратить внимание на систему впуска и состояния двигателя в целом. Утечки вакуума могут привести к откуда-то неполной смеси воздух/топливо, что, безусловно, скажется на работе мотора. Я рекомендую внимательно осмотреть все шланги, впускной коллектор и устанавливать на место имеющиеся повреждения или трещины, так как это может существенно повлиять на устранение проблемы с троением.

  • Снимаем наконечник, прикреплённый к свече.
  • Жила должна быть надежно соединена с наконечником. У старых проводов могут быть видны окислительные продукты, что может мешать передаче тока. Воспользуйтесь мультиметром для проверки. Если окисление мешает току, показания мультиметра будут нулевыми.
  • Также жила может быть полностью испорчена. Используйте игольчатый наконечник мультиметра и поочередно прокалывайте провод на расстоянии 0,5-1 см, пока не найдёте повреждённый участок. Нормальное сопротивление будет свидетельствовать о работоспособности провода, а при повреждении уровень сопротивления будет слишком высоким. Вы можете отрезать повреждённую часть или полностью заменить провод.

Далее езда с «протестированными» проводами — не лучший вариант. Лучше всего провести полную замену повреждённого провода.

Замена свечей

Если проверка проводов не выявила проблем, следует перейти к свечам зажигания:

  • Подождите, пока двигатель остынет. Нельзя выкручивать свечи при горячем или работающем моторе – это опасно.
  • Откройте капот, снимите защитный кожух и очистите головки свечей от грязи.
  • Отсоедините высоковольтные провода и поочерёдно выкрутите свечи зажигания. Чтобы избежать удара током, отключите клемму аккумулятора. Будьте внимательны, чтобы не повредить резьбу при выкручивании свечей.
  • Каждый раз, вытаскивая свечу, закрывайте отверстие заглушками или тряпками, чтобы грязь не попала внутрь цилиндра. Лучше использовать специальные заглушки для этой цели.
  • Оцените внешний вид свечей по их цвету. Свеча в проблемном цилиндре будет иметь черный оттенок из-за нагаров, что указывает на ненормальные условия сгорания топлива.

Троение связано не с тем, что цилиндр полностью не работает, а с тем, что он включается нерегулярно. Это может приводить к накоплению топлива, что затем сгорает с выделением избыточного тепла и увеличением нагаров на свечах.

  • Если обнаружена неисправность в свече зажигания, замените её и аккуратно закрутите обратно. Следите, чтобы в отверстия не попало ничего постороннего. Верните провода на свои места.
  • После этого проведите промывку двигателя и убедитесь в устранении троения.

    Модуль зажигания

    Чтобы выявить неполадку в этом узле, при работающем двигателе последовательно отключайте провода, подающие ток на свечи, и внимательно слушайте, изменяются ли звуковые эффекты. Если вы услышите звук пробоя между свечой и наконечником, это указывает на необходимость замены всего модуля.

    Внимание! Эта проверка может быть опасна, и неопытным водителям не следует выполнять её самостоятельно. Несоблюдение правил безопасности может привести к удару током.

    Проверка поступления окислителя в цилиндр

    Под окислителем подразумевается воздух, необходимый для сгорания топлива. Есть вероятность, что в системе произошла утечка, и часть воздуха уходит. В таком случае, для проверки, необходимо при холодном двигателе закрыть впускную трубу и с помощью компрессора подать сжатый воздух в каждый цилиндр через вакуумный шланг. Прислушивайтесь: если слышите шипение, это место и есть утечка.

    Обязательно проверьте состояние воздушного фильтра. Возможно, он загрязнён настолько, что не позволяет воздуху проходить в необходимом количестве. Более углублённая диагностика включает проверку датчика дроссельной заслонки и системы подачи воздуха. Однако такие манипуляции лучше доверить опытным специалистам на автосервисе, поскольку потребуется подключение оборудования к электронному блоку управления (ЭБУ).

    Проверка поступления топлива в цилиндр

    Если у работы инжекторного двигателя наблюдается троение, первым делом с помощью манометра, подключенного к рампе форсунок, следует измерить давление в топливной системе (оно должно быть до 7 атм.). Диагностику рекомендуется проводить:

    • первыми шагами во время запуска двигателя;
    • затем – на холостом ходу;
    • и, наконец, на рабочих высоких оборотах (при этом отсоединяется трубка регулятора давления топлива; трубка обратного клапана должна быть пережата).

    Если давление окажется ниже нормы, значит, причина кроется в неисправном топливном насосе. Также возможно, что проблема в клапане давления в системе подачи топлива. Если же давление в норме, но двигатель продолжает трястись после выполненных действий, необходимо проверить форсунки – они могут быть загрязнены. В этом случае их следует заменить. Не исключено также, что в электронном блоке управления двигателя возникли ошибки, что приводит к неправильным командам для различных узлов ДВС.

    Измерение компрессии в цилиндрах

    Присоедините компрессометр к свече неисправного цилиндра и запустите двигатель. Увеличьте обороты мотора. Показания нужно снимать 2-3 раза. Если компрессия отличается от нормальных значений на 10-15% в меньшую сторону, это может свидетельствовать о том, что либо поршень износился, либо поршневые компрессионные кольца, либо клапаны ГРМ нуждаются в замене. Для более точного выявления неисправности может потребоваться разборка двигателя.

    Троение может быть вызвано низкой компрессией. В этом случае свечи могут работать исправно, но топливно-воздушная смесь не зажигается из-за несоответствующего давления, так как имеет место утечка. В результате цилиндр не срабатывает в нужный момент, что и вызывает троение. Обычно такие проблемы возникают по следующим причинам:

    • залегание уплотнительного кольца;
    • пригар клапана (возможно, во время регулировки были выставлены неверные зазоры).

    Если на панели приборов появляется предупреждение CHECK, это сигнализирует о том, что двигатель троит. Данная проблема начала серьёзно прогрессировать, что даже бортовой компьютер (ЭБУ) смог её идентифицировать. Необходимо как можно быстрее обратиться в автосервис – запускать троение опасно.

    Мнение автовладельцев о причинах троения двигателя

    1. Если свеча неисправна, это уже тревожный сигнал.

    «Если двигатель начинает троить на высоких оборотах, это может привести к разным последствиям, в том числе к пригоранию поршня. В таком случае мотор будет не только терять ритм, но и начнёт дымить. Тем не менее, проверку обязательно стоит начинать с тестирования свечей, проводки и катушек. По крайней мере, это наиболее простой способ выявления неисправного цилиндра».

    Проблема не всегда отображается на приборной панели:

    «Однажды заметил, что двигатель начал троить на холостом ходу. На следующий день проехал 30 км до сервиса на трёх цилиндрах. Для диагностики сняли бачок омывателя, проверили катушки. В итоге выяснили, что отцепилась фишка четвёртого цилиндра. Просто защёлкнули её, и всё исправилось. Однако ошибка на приборной панели не появилась. Разве компьютер так плохо работает?»

  • Иногда сервис не решает проблему, а усугубляет её.
  • «После того как мне отрегулировали клапаны, двигатель стал троить на холодную. Я не сразу сообразил, что это может быть связано с предыдущей работой. Позже выяснилось, что тепловой зазор на первом клапане превышает допустимые значения (попались такие мастера). В результате клапан открывался не на полную величину, и в цилиндр поступало слишком мало топливно-воздушной смеси. В итоге этот цилиндр перестал работать вообще».

    Двигатель внутреннего сгорания – это довольно сложный и высокоинтеллектуальный механизм, состоящий из множества систем, взаимодействующих друг с другом. С развитием технологий усложняется структура двигателя, а требования к его работе становятся всё более высокими. Поэтому регулярное техобслуживание и ремонты имеют первостепенное значение. В противном случае неисправности, такие как троение, могут обостряться, подобно снежному кому.

    Вопросы по теме

    Как можно самостоятельно проверить, не связано ли троение двигателя с проблемами в системе зажигания?

    Для проверки состояния системы зажигания, нужно выполнить несколько простых шагов. Сначала осмотрите свечи зажигания на наличие нагара или повреждений. Если у вас есть мультиметр, проверьте сопротивление свечей и проводов. Далее можно сделать диагностику распределителя зажигания (если он есть) на предмет коррозии или механических повреждений. Если у вас есть возможность, замените одну свечу на новую и проверьте, исчезло ли троение. Однако, если у вас нет опыта, лучше обратиться к специалисту.

    Влияет ли качество топлива на работу двигателя и может ли это быть причиной его троения?

    Да, качество топлива значительно влияет на работу двигателя. Некачественное топливо, которое может содержать примеси или не соответствовать необходимым параметрам (например, октановому числу), может вызывать неравномерную работу двигателя, в том числе его троение. Если вы подозреваете, что проблема в качестве топлива, попробуйте заправиться на другой заправке или использовать присадки для очистки системы. Важно также следить за регулярностью замены фильтра грубой очистки.

    Может ли причина троения двигателя быть в неисправностях системы впрыска топлива, и как это проверить?

    Да, неисправности системы впрыска также могут приводить к троению двигателя. Например, забитые инжекторы, неправильная работа датчиков или утечки в впускном коллекторе могут стать причиной неравномерной подачі топлива. Проверить это можно с помощью диагностики на специальном оборудовании, которое позволит определить ошибки и состояние инжекторов. Если вы хотите проверить это самостоятельно, обратите внимание на звучание двигателя: если оно «рывками», это может быть признаком проблем с впрыском. В более простом варианте можно попробовать очистить инжекторы специальной жидкостью или провести их диагностику в автосервисе.

    Оцените статью
    ae86-club.ru
    Добавить комментарий