Ходовая часть автомобиля состоит из множества компонентов, механизмов и узлов. В современном автомобильном ассортименте присутствует широкий выбор подвесок различных типов, однако их основное назначение остается неизменным: поддерживать стойкую связь кузова со скатывающимися колесами. В данной статье мы тщательно рассмотрим, следует ли делать настройку схода-развала после замены сайлентблоков.
- Сайлентблоки играют важную роль в подвеске, обеспечивая амортизацию и устойчивость.
- После их замены возможно изменение углов установки колес.
- Сход-развал помогает избежать неравномерного износа шин и улучшает управляемость.
- Рекомендуется проводить сход-развал после каждой замены сайлентблоков.
- Регулярная проверка обеспечивает безопасность и долговечность автомобиля.
Принцип работы сайлентблоков
Сайлентблоки представляют собой резино-металлические соединения, которые играют роль связующего элемента в системе ходовой части. Они смягчает вибрации, предотвращая их распространение, и обеспечивают необходимую степень свободы соединяемым деталям. Эти элементы являются одними из самых ключевых в подвеске автомобиля и подлежат замене при выходе из строя. Сайлентблок состоит из трех составляющих: двух металлических втулок и резиновой или полиуретановой прокладки, размещенной между ними.
Места установки сайлентблоков и их количество зависят от конструктивных особенностей конкретного автомобиля. Они монтируются как на передней, так и на задней осях. На передней оси сайлентблоки располагаются в местах соединения рычагов со ступицей и кузовом, а также в точках крепления стабилизатора. На задней оси их места установки включают рычаги, точки крепления амортизаторов и торсионной балки. Кроме того, сайлентблоки выполняют функцию соединения рулевой рейки с тягами, кузова с коробкой передач и мотором.
Обычно срок службы сайлентблоков составляет около 100 тысяч километров, однако при движении по некачественным дорогам этот ресурс может быть существенно сокращён. По истечении этого времени они требуют замены. Если появляются посторонние звуки в ходовой части во время езды, при ухудшении управляемости, а также при неравномерном износе шин и обнаружении люфта колес, возникает необходимость в ремонте. Из этого следует вопрос: нужно ли делать регулировку схода-развала после ремонта? Давайте разберемся.
Что такое сход-развал и зачем он нужен
Колеса автомобиля прикреплены к мостам под определенными углами к базовым элементам подвески для гарантии стабильности и управляемости. Эти углы именуются настройкой схода-развала.
Основным проявлением неправильной настройки развала является неравномерный износ шин, что приводит к более частой их замене. Признаком нарушения схождения служит отклонение автомобиля в сторону при прямолинейном движении (например, если на мгновение отпустить руль).
На углы схода-развала влияют любые изменения в ходовой системе автомобиля (включая замену сайлентблоков), а также уровень износа шин, давление воздуха в шинах, зазоры между элементами подвески и другое. Со временем углы могут изменяться даже в автомобилях, которые не подвергались ремонту или ДТП. Основные причины таких отклонений:
- Зависимость углов схода-развала от клиренса, который изменяется в процессе эксплуатации. Дорожный просвет может меняться из-за просадки сайлентблоков, пружин и других упругих компонентов подвески.
- Появление маленьких зазоров и их увеличение в сайлентблоках и других шарнирных соединениях подвески. В совокупности эти зазоры заметно влияют на углы схода-развала.
- Естественное старение кузова.
На кузов постоянно действуют изгибающие и крутящие усилия, что со временем размазывает геометрию кузова и, следовательно, способствует нарушению углов схода-развала. Вероятно, некоторые детали также могут потребовать замены.
Необходимость в регулировке схода-развала очевидна для тех, кто хоть раз ездил на автомобиле с правильно настроенными углами и исправными сайлентблоками. Автомобиль становится намного более отзывчивым, и его поведение можно ощутить даже при малейших отклонениях от норм. Углы схода-развала внедрены именно для обеспечения безопасности и комфортности движения.
Таким образом, качественно настроенный сход-развал обеспечивает:
- отличную управляемость автомобиля;
- незначительные отклонения от прямолинейного движения (курсовая устойчивость);
- высокую маневренность;
- низкий риск опрокидывания и заноса в опасных ситуациях;
- комфорт во время езды;
- экономию топлива;
- улучшенный накат;
- уменьшение износа шин, что приводит к более длительному сроку службы.
Нарушение углов схода-развала может вести к непредвиденным последствиям (включая необходимость замены сайлентблоков). Например, если на сухом асфальте автомобиль движется прямо, он может «повести» в сторону на скользком участке дороги.
Стиль вождения автомобиля необходимо постоянно корректировать, что ставит под угрозу безопасность окружающих участников движения и пешеходов. По этой причине в европейских странах периодически проводимые техосмотры обязательно включают проверку схода-развала.
Перед тем как выяснить, необходимо ли регулировать сход-развал после замены сайлентблоков передних рычагов, опор двигателя и задней балки, давайте рассмотрим основные параметры настройки более детально.
1. Схождение
Схождение представляет собой угол, формируемый продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колес. Этот параметр регулирует положение колес при поворотах руля и при движении на разных скоростях. Настройка этого угла обычно осуществляется изменением длины боковых рулевых тяг.
Признаки неправильного схождения:
- шины начинают «визжать» при поворотах;
- усиленный износ резины (даже при незначительных отклонениях), что требует быстрого обновления шин;
- увеличение сопротивления передних колес при катании, и как результат — повышенный расход топлива.
2. Развал
После замены сайлентблоков действительно необходимо делать сход-развал колёс. Сайлентблоки играют важную роль в обеспечении правильной геометрии подвески автомобиля. При их замене могут измениться углы установки колёс, что в свою очередь влиять на поведение автомобиля на дороге, устойчивость, а также на износ шин.
Кроме того, большинство современных автомобилей имеют сложную подвеску, где даже незначительные изменения в положении элементов могут приводить к нарушению схождения и развала. Это особенно актуально, если сайлентблоки были заменены на элементы с отличиями в характеристиках. Поэтому, чтобы избежать непредсказуемого поведения автомобиля, важно проводить замеры и регулировку углов.
Также стоит отметить, что регулярная проверка и регулировка схода-развала помогает продлить срок службы подвесных компонентов и улучшить комфорт при вождении. Если пренебречь этой процедурой после замены сайлентблоков, можно столкнуться с неприятными последствиями, такими как неравномерный износ шин и ухудшение управляемости. Поэтому рекомендую не игнорировать данный этап технического обслуживания.
Развал — это угол, образованный вертикальной линией и плоскостью вращения колес во время прямолинейного движения. Этот параметр влияет на правильное функционирование подвески во время поездки.
После настройки схода-развала угол может быть положительным (то есть верх части колеса отклонен от центра), отрицательным (если верх колеса направлен к центру) и нулевым. В случае нулевого значения износ покрышек минимален — шины требуют замены реже. Негативный развал, в свою очередь, увеличивает устойчивость автомобиля при поворотах.
Значительное отклонение этого угла от нормы может вызвать односторонний износ протектора шин. В итоге на прямом участке автомобиль может уводиться в сторону. Допустимая разница между развалом правого и левого колес составляет 30 минут.
3. Кастер
Кастер (или кастор) — это угол, определяемый в продольной плоскости автомобиля между вертикальной линией и проекцией соединительной линии, проходящей через центры шаровых опор.
Этот параметр является важным аспектом при настройке схода-развала после замены сайлентблоков, поскольку отвечает за выравнивание колес во время прямолинейного движения. Многие автолюбители, стремящиеся к высокой скорости, устанавливают этот угол с превышением паспортного значения на несколько градусов для улучшения устойчивости и стремления автомобиля к прямолинейному движению.
Отклонения кастера от нормы могут привести к:
- уводу автомобиля в сторону при движении по прямому участку;
- необходимости прикладывать разные усилия для поворота руля влево и вправо;
- появлению «визга» покрышек при маневрах;
- одностороннему износу протектора шин, что впоследствии потребует замены.
Если разница между задними и передними кастерами превышает 30 минут, это может вызвать уведение автомобиля в сторону при меньшем значении угла.
4. Поперечный наклон оси поворота
Этот параметр, который не входит в состав сход-развала, создается конструкцией поворотного кулака и не подлежит регулировке. Поперечный наклон отвечает за уравновешивание передних колес по весу.
5. Включённый угол
Это значение определяется как сумма углов развала и поперечного наклона оси поворота.
6. Плечо обкатки
Плечом обкатки называется расстояние между точками пересечения с проезжей частью двух осей: осевой плоскости вращения колес и оси поворота колеса.
Это расстояние зависит от параметров колес (в том числе после замены сайлентблоков) и конструкции подвески. Если ось поворота колеса пересекает проезжую часть снаружи от плоскости вращения, такое плечо называется отрицательным. В противном случае, если пересечение находится с внутренней стороны, плечо будет положительным.
Если это значение отличается от нуля, колесо воздействует на подвеску и рулевое управление как рычаг, что требует компенсации с помощью руля.
Положительное плечо обкатки, при случайном увеличении сопротивления одного из колес, может привести к нарушению курсовой устойчивости — руль может самопроизвольно поворачиваться в сторону этого колеса.
Когда вы заменяете диски колес на те, которые имеют минимальный или отсутствующий вынос, это приводит к смещению плоскости вращения колеса наружу. Это, в свою очередь, увеличивает плечо обкатки и ухудшает управляемость автомобиля. Рулевое колесо будет тяжелее держать на неровностях дороги, а для управления потребуется прилагать больше усилий. Также происходят ускоренные износ ступичных подшипников и сайлентблоков, что вызывает необходимость в их оперативной замене.
7. Плечо стабилизации
Плечо стабилизации определяется как расстояние от контакта колеса с дорогой до точки, где ось вращения пересекает дорожное покрытие, если посмотреть на это сбоку. Этот параметр оказывает влияние на усилия в рулевом управлении, а также на стабильность автомобиля во время поворотов.
8. Смещение передней оси
Смещение передней оси — это линия, соединяющая центры вращения передних колес. Она определяет симметричное размещение этих колес относительно продольной оси транспортного средства.
Угол смещения, связанный со сходом-развалом, является критически важным, и его значение должно стремиться к нулю, что обеспечивает полную симметрию. Положительное смещение подразумевает, что правые колеса расположены дальше друг от друга, чем левые, тогда как отрицательное смещение означает, что наоборот.
9. Угол движения
Угол движения (или угол тяги) демонстрирует, насколько задний мост отклонен относительно продольной симметрической оси автомобиля. В идеале этот параметр должен равняться нулю. При отрицательном значении угол указывает на поворот задней оси влево при движении вперед, а если ось отклонена вправо — это положительное значение угла. Нулевое значение показывает, что задняя ось перпендикулярна продольной оси автомобиля.
Максимально допустимое значение этого угла для эксплуатации составляет 20 минут. При этом даже малейшие изменения могут привести к тому, что машина начнет немного скользить, хотя это и не заметно снаружи. Управляемость снижена, особенно на скользких покрытиях. Если угол превышает допустимое значение, требуется немедленный ремонт с возможной заменой сайлентблоков.
Задняя ось в исправном состоянии должна демонстрировать угол движения, равный нулю. Если же это значение превышает 20 минут, это может свидетельствовать о нарушении геометрии кузова.
При любом ненулевом значении данного параметра передняя ось будет стремиться следовать за движением задней оси, выпрямляя таким образом траекторию передвижения. В результате автомобиль будет двигаться под углом к своей симметричной оси.
Нужен ли сход-развал после замены сайлентблоков
В процессе эксплуатации резинометаллические сайлентблоки подвержены воздействию различных химических веществ и перепадам температур. С течением времени резина в сайлентблоках теряет свою эластичность, что требует замены полностью. Под постоянной нагрузкой резина изнашивается, трескается и деформируется.
Замена подушек для двигателя и трансмиссии, а также стоек стабилизатора не требует обязательной регулировки схода-развала. Однако возникает вопрос: необходим ли сход-развал после замены сайлентблоков, к примеру, задней балки?
Если заменяются сайлентблоки передней или задней оси, а также рулевые рейки, то регулировка становится необходимой, так как параметры схода-развала явно меняются. Кроме того, предшествующая настройка выполнялась с учетом имеющихся деформаций.
Для выполнения замены сайлентблоков понадобится особый инструмент. Эта операция достаточно сложна и требует профессионального подхода, поэтому в условиях двора выполнить ее трудно. Вначале необходимо выявить источник неисправности. Специализированные сервисные центры располагают необходимым оборудованием для такой замены, а опыт их сотрудников обычно позволяет владельцам избежать ненужных трат как времени, так и денег при попытке самостоятельного ремонта.
Итоговые советы о том, когда ещё нужно делать сход-развал
- Когда изменился клиренс автомобиля. В процессе регулировки схода-развала могут потребоваться:
- Если наблюдаются проблемы с курсовой устойчивостью (например, автомобиль уводит в сторону, и меняется положение рулевого колеса при прямом движении).
- Если машина плохо держит дорогу, необходимо провести регулировку схода-развала.
- При ухудшении отзывчивости руля: он может бути слишком тугим или, наоборот, слишком легким.
- Если при исправной тормозной системе наблюдается увод автомобиля в сторону при торможении. На скользком покрытии машина может начать разворачиваться, что требует схода-развала.
- При получении повреждений при наезде на препятствия (например, если повреждена подвеска или деформированы диски), что приводит к необходимости замены или ремонта испорченных элементов.
- При подозрительно быстром износе шин.
- Если существует различие в радиусах поворота влево и вправо.
- При затрудненном возврате руля в исходное положение после поворота.
- После обкатки недавно купленного подержанного автомобиля.
- Если после последней регулировки схода-развала проехали более 15 тысяч километров.
- И, наконец, после сезонной замены шин также требуется провести сход-развал.
— Установка проставок либо толстых резинок под пружины подвески;
— Замена имеющихся пружин на другие по размеру или жесткости;
— Замена амортизаторов.
По завершении ремонта деталей подвески автомобиля, включая замену определенных элементов.
Вопросы по теме
Как влияет качество установленных сайлентблоков на необходимость сход-развала?
Качество новых сайлентблоков может существенно повлиять на необходимость проведения сход-развала. Если сайлентблоки являются оригинальными или высококачественными аналогами, они могут обеспечить правильное выравнивание подвески. В таких случаях, необходимость в сход-развале может быть не столь актуальной сразу после установки. Однако, если сайлентблоки низкого качества, они могут привести к дополнительному износу других компонентов и смещению углов колес. Это, в свою очередь, делает сход-развал более предпочтительным и даже обязательным для предотвращения преждевременного износа деталей и обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля.
Какие признаки автомобилей указывают на то, что сход-развал необходим после замены сайлентблоков?
Существуют несколько признаков, которые могут указать на необходимость выполнения сход-развала после замены сайлентблоков. Во-первых, если вы замечаете ненормальное износ шин (например, асимметричный или неравномерный), это может быть сигналом о необходимости регулировки углов. Во-вторых, если автомобиль ведет себя нестабильно на дороге, возникает ощущение «бокового скольжения» или автомобиль уводит в одну из сторон, это также может говорить о том, что сход-развал был нарушен. Также стоит обратить внимание на увеличение вибраций или шумов в подвеске. Рекомендуется не игнорировать эти симптомы и обратиться к специалистам для проверки геометрии колес.
Как правильно выбрать момент для проведения сход-развала после замены сайлентблоков?
Лучше всего проводить сход-развал в течение короткого времени после замены сайлентблоков, preferably в течение нескольких сотен километров. Это связано с тем, что новые сайлентблоки могут приобрести свою «работающую» форму и немного изменять свою геометрию в первые дни эксплуатации. Если же после этого вы заметите любые изменения в поведении автомобиля или неравномерный износ шин, стоит как можно скорее записаться на сход-развал. Ага, также рекомендовано регулярно проверять углы как часть общего технического обслуживания автомобиля.