О чем речь? Учитывая повышенные цены на новые шины, многие автовладельцы стараются использовать старую резину до полного износа, пока не обнажится корд. Хотя это и позволяет сократить расходы, такая практика чревата серьезными рисками.
- Определение остаточной глубины протектора шин и его влияние на безопасность и управляемость автомобиля.
- Допустимые значения остаточной глубины: минимальные стандарты для различных типов шин (летние, зимние, всесезонные).
- Методы измерения глубины протектора: использование штангенциркуля, специальных измерителей и индикаторов износа.
- Рекомендации по регулярному контролю состояния шин для предотвращения аварийных ситуаций.
- Влияние износа протектора на топливную экономичность и долговечность шин.
Как это исправить? Правила дорожного движения и здравый смысл подсказывают, что важно следить за состоянием протектора. Если индикатор или ваши замеры подтвердят, что глубина протектора минимально допустима, рекомендуется заменить резину, даже если это будет б/у, но в хорошем состоянии.
Суть остаточной глубины протектора шины
Понять, насколько изношены шины, довольно просто: достаточно измерить оставшуюся глубину протектора. Этот метод применим ко всем типам шин, независимо от их размеров, сезона или бренда.
Игнорирование необходимости замены сильно изношенных покрышек может привести к серьезным проблемам: ухудшается управляемость автомобилей, особенно в зимних условиях увеличивается вероятность заноса, а покрышка с истёртым слоем резины становятся более подвержены проколам. Поэтому, для обеспечения безопасности, крайне важно своевременно менять шины.
Вот несколько факторов, влияющих на скорость износа шин:
- Стиль вождения — резкая езда с частыми торможениями приводит к быстрому стиранию протектора;
- Качество дорожного покрытия — на плохих дорогах шины повреждаются чаще;
- Условия эксплуатации и общее состояние транспортного средства;
- Давление в шинах — чем оно ниже, тем быстрее идет износ;
- Качество покрышек;
- Правила хранения — шины используются в разные сезоны, и неправильное хранение ведет к повреждениям;
- Технические проблемы — например, некорректная регулировка развала-схождения может вызвать неравномерный износ.
В большинстве случаев новые шины можно использовать без опасения на протяжении 5–7 сезонов, однако это число может варьироваться в зависимости от пробега, эксплуатационных условий и манеры вождения. В некоторых ситуациях шины могут прийти в негодность уже через один год.
Глубина протектора новых летних шин для легковых автомобилей составляет обычно 7–8 мм, в то время как у зимних она варьируется от 8 до 15 мм. Для более тяжёлых машин, например внедорожников, эти значения могут быть выше на 5–10 мм.
Остаточная глубина протектора летних шин
На шины делятся на зимние и летние по времени эксплуатации, наряду с всесезонными. В России нет строгих наказаний за использование несоответствующих сезону шин — существуют лишь рекомендации из технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных технических средств».
Шины можно отличить по дизайну протектора: у летних покрышек имеются широкие канавки, которые служат для отвода воды от колёс, они выполняются как в продольном, так и в поперечном направлениях.
Летние шины сталкиваются с проблемами, связанными с лужами, поэтому требования к остаточной глубине протектора выдвинуты менее строгие. Этот заметный параметр зависит от категории транспортного средства и регулируется Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (с изменениями на 31.12.2020). Минимальная остаточная глубина протектора у легковых автомобилей должна составлять не менее 1,6 мм, а у грузовиков — не менее 1 мм.
Современные производители шин убрали необходимость ручных измерений глубины протектора — теперь специальными индикаторами обозначается степень износа. Они могут различных форм, наиболее простой — перемычки в канавках, а также цифры, выдавленные на различной глубине или цветные полосы, которые проявляются при износе верхнего слоя и т.д.
Остаточная глубина протектора зимних шин
Зимние шины используются в более сложных условиях и должны обеспечивать надёжное управление автомобилем на снегу или льду. Кроме обычных заносов, зимой водителям может угрожать такое явление, как слэшпленнинг. Это аквапланирование на мокром снегу: между шиной и дорогой возникает водяной клин, что существенно ухудшает сцепление, вплоть до потери контакта.
Мокрый снег на дороге также представляет немалую опасность, и важно, чтобы вода и снежно-водяная масса эффективно отводились от колеса — для этого применяются канавки с более высоким уровнем проходимости по сравнению с летними шинами. Поперечные канавки играют ключевую роль в удалении слякоти, а продольные могут фактически отсутствовать, как это бывает у протекторов, называемых «елочкой».
Остаточная глубина протектора шин играет ключевую роль в обеспечении безопасности и управляемости автомобиля. По моему мнению, минимально допустимая глубина протектора для легковых автомобилей составляет 1,6 мм, однако рекомендую замену шин при достижении 3 мм. На этом этапе шины начинают терять сцепление с дорогой, особенно в дождливую погоду, что может негативно сказаться на безопасности движения.
Измерение глубины протектора вполне возможно в домашних условиях с помощью специального измерительного инструмента, например, штангенциркуля или глубиномера. Я предпочитаю использовать глубиномер, так как он позволяет получать более точные значения. Некоторые модели шин также имеют специальные индикаторы, показывающие уровень износа, что упрощает процесс оценки их состояния и дает возможность быстро принять решение о необходимости замены.
Кроме того, важно помнить, что на износ шин влияет не только глубина протектора, но и условия эксплуатации. Например, при частом движении по плохим дорогам или в агрессивных условиях износ может происходить значительно быстрее. Это подчеркивает необходимость регулярного контроля состояния шин, что в свою очередь позволяет предотвратить аварийные ситуации и продлить срок службы автомобильной резины.
Согласно Правилам дорожного движения, остаточная глубина протектора зимних и всесезонных шин — как легковых, так и грузовых — должна составлять не менее 4 мм. Управление автомобилем на сильно изношенных шинах считается нарушением: это рассматривается как неисправность, при которой эксплуатация автомобиля недопустима. Если инспектор ГИБДД обнаружит значительный износ покрышек, водителю может быть вынесено предупреждение или назначен штраф в размере 500 рублей.
Зимние шины отличаются от летних также по мягкости резины: первые имеют более эластичное покрытие, что позволяет сохранять свойства при низких температурах. Летняя резина же на морозе становится твёрдой и теряет свои качества. Однако, мягкость зимних покрышек приводит к более быстрому износу, поэтому их срок службы обычно меньше, чем у летних. Кроме того, рисунок протектора, как правило, меньшей направленности, и блоки зимней резины часто имеют зигзагообразные линии — ламели.
Также зимние шины могут быть укомплектованы шипами для улучшения сцепления с ледяной или снежной поверхностью. При измерении глубины протектора высота шипов не учитывается, хотя на шинах с малой глубиной протектора шипы обычно отсутствуют.
Из-за различий в требованиях к сезонным шинам, некоторые водители продолжают использовать зимнюю резину летом. Хотя закон не запрещает подобное использование ненагруженных шипов, это не рекомендуется.
С одной стороны, в правилах сказано, что остаточная глубина важна при «отсутствии индикаторов износа», а значит, если они присутствуют, покрышка считается непригодной. С другой стороны, летняя эксплуатация зимних шин с износом негативно скажется на динамике и управляемости автомобиля. Поэтому не стоит экономить на безопасности — лучше установить качественные шины, соответствующие сезону.
Индикатор остаточной глубины протектора шины
Каждый производитель разрабатывает свои системы индикаторов износа покрышек, и может быть несколько видов, включая промежуточные. Общий термин для обозначения таких индикаторов звучит как Tread wear indicator, и их наличие обычно указывается специальной маркировкой TWI на боковине шины, а также треугольником, показывающим месторасположение индикаторов. Наиболее популярными являются выступы в канавке, которые выданы на уровне максимально допустимого износа.
Внимание! Не стоит путать индикаторы износа TWI с коэффициентами износостойкости TREADWEAR — это разные показатели, не имеющие между собой взаимосвязи.
Способы измерения остаточной глубины протектора шины
Чтобы оценить уровень износа протектора, потребуется всего лишь несколько минут, и никаких специальных навыков для этого не нужно.
Измерить остаточную глубину протектора можно различными инструментами:
- Штангенциркуль — его необходимо вставить в основу канавки до упора;
- Обычная линейка — проделывается аналогичным образом;
- Специальный пластиковый измеритель — выдвижная линейка, на которой, кроме обычных делений, указаны критические значения именно для глубины протектора;
- Электронный измеритель — похож на штангенциркуль, но с выводом результатов на экран.
Для получения точных данных следует проводить измерения в нескольких местах на разных частях покрышки. В идеале все данные должны быть идентичными — разница в показателях указывает на неравномерный износ, что может быть связано с неправильной балансировкой колеса.
Мнения автовладельцев об остаточной глубине протектора шин
- Норма в 1,6 мм устарела, ИМХО
«Считаю, что нормы, установленные еще в советские времена касательно разрешенной остаточной глубины протектора, давно требуют пересмотра — современные технологии значительно продвинулись вперёд, и автомобили уже не те, что были полвека назад».
Если резина износилась — меняйте её парой
«Если по какой-либо причине одна шина вышла из строя, придется заменить и вторую на оси, иначе автомобиль будет тянуть. Это грустно, конечно, если вторая шина в хорошем состоянии, но попробуйте её продать — в качестве запаски её могут купить».
Резать протектор или нет?
«Ожидать чудесного преображения сильно изношенной резины в новую не стоит, хотя в некоторых случаях это возможно. Главное — шина должна быть предназначена для такого процесса. На таких шинах имеется пометка Regroovable. Но имейте в виду два НО. Во-первых, возможность наращивания остаточной глубины протектора доступна только для грузовых шин. Во-вторых, нарезать протектор с помощью обычного ножа в гараже не получится — для этого необходим специальный инструмент — регрувер, и лучше доверить эту работу профессионалам, которые сделают всё по технологии.
Не рекомендую проводить эксперименты с остальными покрышками. Результат может быть весьма неожиданным, так как поведение такой резины на дороге может оказаться совершенно непредсказуемым.
На что смотреть, помимо глубины протектора, при покупке б/у шин
Когда вы выбираете б/у шины, глубина протектора становится одним из ключевых параметров, хотя и другие факторы также имеют значение (наличие повреждений, трещин, грыж и так далее). Поэтому, если вы решили сэкономить и приобрести б/у резину, учитывайте следующие моменты:
- Дата производства – даже если шина использовалась незначительно, со временем она теряет свои эксплуатационные качества.
- Трещины – даже незначительные, они могут негативно сказаться на сцеплении с дорогой.
- Окисление металлического корда внутри – это тоже настораживающий сигнал.
- Глубина протектора – в среднем она уменьшается на 1 мм за сезон, что дает возможность оценить, на сколько лет еще хватит этих шин.
Сейчас на рынке подержанных шин представлено множество вариантов, и есть крупные источники поступления б/у резины:
- страховые компании – если повреждена хотя бы одна шина в течение срока действия страховки, это может стать причиной замены всего комплекта;
- лизинг – транспортные средства в лизинге обязаны проходить техническое обслуживание по графику, включая замену шин, даже если остаточная глубина протектора еще приемлема;
- производители шин – например, в случаях, когда обнаружены косметические дефекты, не влияющие на технические характеристики.
Таким образом, следя за остаточной глубиной протектора, владельцы легковых и грузовых автомобилей смогут вовремя обнаружить необходимость замены шин.
Вопросы по теме
Как остаточная глубина протектора шин влияет на безопасность вождения в различных погодных условиях?
Остаточная глубина протектора шин значительно влияет на сцепление с дорогой и возможность эффективного отведения воды, что особенно критично при дождливой или зимней погоде. Шины с глубиной протектора менее 3 мм могут значительно ухудшать сцепление на мокрой поверхности, увеличивая риск аквапланирования. В условиях снега и льда минимальная глубина протектора должна составлять не менее 4-5 мм, чтобы обеспечить адекватное сцепление. Поэтому важно следить за состоянием шин и своевременно их менять для повышения безопасности.
Есть ли альтернативные методы измерения остаточной глубины протектора шин, кроме линейки и специального измерительного инструмента?
Да, существуют несколько альтернативных методов, которые не требуют специализированных инструментов. Один из самых простых способов – использовать монету. Например, во многих странах используется метод с 2-рублёвой монетой: если край монеты затерт, это значит, что глубина протектора ниже 4 мм, и шины требуют замены. Также некоторые автолюбители применяют маркеры или специальные наклейки на протекторе, которые изменяют цвет или форму при изменении глубины. Тем не менее, для точной оценки состояния шин лучше всего использовать специальные инструменты, так как они обеспечивают более точные измерения.
Как часто следует проверять остаточную глубину протектора шин, и какие факторы могут влиять на частоту этой проверки?
Рекомендуется проверять остаточную глубину протектора шин как минимум раз в месяц, а также перед длительными поездками или сменой сезона. Факторы, влияющие на частоту проверки, включают стиль вождения (агрессивное вождение приводит к более быстрому износу шин), условия эксплуатации (гладкая или рифлёная дорога, частое движение по асфальту или грунту) и климатические условия (влияние холодов, жара или влажности). Более строгий контроль необходим для шин, которые используются в сложных условиях, таких как горные или снежные маршруты.