Как выполнить самостоятельную проверку главного тормозного цилиндра

Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) является ключевым элементом тормозной системы любого автомобиля. Его диагностика становится актуальной в случае возникновения проблем с торможением или работой тормозной педали. В этом материале мы рассмотрим, как проверить главный тормозной цилиндр и выяснить, требуется ли его замена.

Коротко о главном
  • Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке, убедившись, что он находится на рекомендуемом уровне.
  • Осмотрите главный тормозной цилиндр на наличие утечек и коррозии, обратите внимание на соединения и уплотнения.
  • Проверьте работу тормозов: нажав на педаль, она должна быть жесткой и не проваливаться.
  • Закрепите тормозную систему и послушайте, нет ли подозрительных звуков или вибраций при нажатии на педаль.
  • Если сомневаетесь в исправности, лучше обратиться к профессионалу для диагностики и ремонта.

ГТЦ что это в машине

ГТЦ играет первостепенную роль в тормозном механизме автомобиля. Он трансформирует усилие, прикладываемое водителем при нажатии на тормоза, в гидравлическое давление, которое передается на управляющие элементы тормозной системы. Таким образом, главный цилиндр обеспечивает эффективное торможение транспорта.

Этот цилиндр изготовлен из металла и имеет цилиндрическую форму, в его конструкции присутствуют проходы для тормозной жидкости. Он отвечает за передачу гидравлического давления к тормозным цилиндрам на всех колесах. При этом важно не путать ГТЦ с тормозными цилиндрами.

Где находится главный тормозной цилиндр

Главный тормозной цилиндр располагается в верхней части моторного отсека, рядом со стенкой, разделяющей двигатель и салон. Легче всего его обнаружить по бачку для тормозной жидкости, который, как правило, расположен на видном месте.

Устройство ГТЦ

ГТЦ можно найти над вакуумным усилителем тормозов (ВУТ). Конструкция главного тормозного цилиндра состоит из корпуса, бачка для тормозной жидкости, двух поршней, пружин и резинок-уплотнителей.

Бачок для тормозной жидкости установлен сверху и подключен к различным секциям цилиндра. Этот резервуар необходим для поддержания объема жидкости в системе на случай её утечки. Уровень жидкости в баке можно контролировать благодаря прозрачным стенкам и специальным меткам.

Иногда главный тормозной цилиндр может включать дополнительный датчик, который автоматически контролирует уровень жидкости. Если уровень упадет ниже допустимого, на панели приборов загорится индикатор (это встречается не на всех моделях автомобилей).

Внутри ГТЦ находятся два поршня, сопровождаемые пружинами и манжетами. Манжеты играют важную роль в поддержании герметичности поршней, а пружины возвращают поршни в исходное положение.

Для предотвращения проблем некоторые цилиндры оборудуются датчиком давления. Этот датчик помогает выявлять утечки жидкости и быстро обнаруживать неисправности, связанные с герметичностью, позволяя своевременно реагировать на них.

Как работает главный тормозной цилиндр

Корпус ГТЦ изготавливается из металла, внутри него расположены два поршня, которые работают последовательно. Когда водитель нажимает на тормоза, усилие передается через толкатель на ВУТ, что заставляет шток главного цилиндра двигаться. Этот шток толкает поршень, сжимая жидкость и создавая давление в первом контуре. Движение штока продолжается, и благодаря второму поршню создается давление и в следующем контуре. Когда поршни перемещаются, в образовавшиеся места поступает тормозная жидкость из резервуара. Энергия, создаваемая ГТЦ, передается к колесным цилиндрам, что приводит к сжиманию колодок на тормозном диске.

Как только нога водителя уходит с педали, шток возвращается в стандартное положение. Поршни возвращаются на место благодаря действиям пружин. При этом давление в системе уменьшается, и отодвинутая ранее жидкость возвращается в бачок.

Чтобы избежать утечек жидкости между поршнями или полного её вытекания, в конструкции используются резиновые манжеты.

Схема функционирования

Для безопасности во время утечек в тормозной системе автомобиля предусмотрен двухконтурный механизм. Он состоит из двух независимых контуров. Для реализации этой функции современные тормозные цилиндры оснащены парой поршней и имеют двухсекционную конструкцию. Если первый контур не обеспечивает нужного давления, второй позволяет добиться эффективного торможения благодаря своим поршням.

На легковых автомобилях двухконтурные системы ─ редкость

Существуют различные схемы работы контуров, различающиеся в зависимости от производителя и типа автомобиля. Наиболее распространенными являются следующие:

  • Параллельная схема 4+2, где первый контур управляет всеми колесами, а второй — только передними. Это обеспечивает дополнительную безопасность, так как второй контур может заменить первый.
  • Параллельная схема 2+2, где у каждой оси есть свой контур. Такой метод часто встречается в автомобилях с задним приводом.
  • Диагональная схема 2+2, при которой каждый контур действует на противоположные колеса. Это увеличивает безопасность при отказе одного из контуров, поскольку второй сможет обеспечить торможение обеих сторон автомобиля.

Признаки неисправности ГТЦ

Теперь обсудим признаки, указывающие на возможные неисправности главного тормозного цилиндра:

  • Автомобиль немного уводит в сторону при торможении.
  • Наблюдается перегрев колодки на одном из колес.
  • Слышны посторонние звуки при активном торможении.
  • Педаль тормоза теряет свою тяжесть. Это может происходить из-за разгерметизации системы, когда отсутствует сжатие жидкости.
  • Ход педали уменьшается.
  • Педаль проваливается.
  • Педаль заедает. Это происходит из-за загрязнения компенсационного прохода в ГТЦ.
  • Педаль «залипает». Это может случаться из-за застревания поршней в цилиндре, что чаще всего вызвано загрязнением жидкости. Поэтому необходимо периодически менять эту жидкость.
  • Педаль остается в нажатом состоянии. Это может происходить из-за неисправных возвратных пружин или повреждения самой педали.
  • Колодки остаются прижатыми к дискам после отпускания педали.
  • Обнаруживаются течи тормозной жидкости, особенно на вакуумном усилителе. Эта проблема обычно связана с износом манжет.

Главные недостатки чаще всего проявляются при нажатии на тормоза и могут перекрываться другими проблемами. В связи с этим перед проверкой функциональности данного устройства рекомендуется убедиться в достаточном уровне тормозной жидкости и оценить состояние дисков, колодок и других компонентов.

Диагностика ГТЦ по признакам неисправности

Диагностика главного тормозного цилиндра (ГТЦ) по признакам неисправности
Признак Причина, связанная с ГТЦ Причина, в других элементах тормозной системы
Слабое торможение Утрата свойств манжетами ГТЦ, трещины, износ резины. 1. Износ исполнительных механизмов: колодок, дисков, барабанов.
2. Завоздушивание и/или утечка в контуре.
3. Подклинивание цилиндров в суппортах.
Жесткость педали тормоза Манжеты ГТЦ разбухли и препятствуют движениям поршней.
Подклинивание поршней ГТЦ из-за дефектов на их поверхности или стенках цилиндра.
Каналы ГТЦ забиты.
Мусор в тормозных трубках.
Проблемы с цилиндрами в суппортах.
Неисправности ВУТ.
Короткий ход педали
Педаль двигается неравномерно
Педаль проваливается к концу хода Износ манжет или пружины второго поршня. Утечка в трубопроводах.
Износ цилиндров в суппортах.
Колодки продолжают держать диски после отпускания тормоза Забитые компенсационные или тормозные отверстия.
Подклинивание поршня ГТЦ из-за проблем с уплотнением.
Заклинивание направляющих суппорта.
Забивание трубок тормозной системы.
Проблемы с цилиндрами в суппортах.
Нагрев исполнительных механизмов на одном колесе В одном из контуров не создается давления.
Машина уводит в сторону при торможении
Посторонние звуки при торможении (скрип, писк) Давление от ГТЦ недостаточно для плотного прижатия колодок к диску. Износ колодок.
Износ дисков или барабанов.
Педаль не возвращается или возвращается медленно Неисправны пружины ГТЦ.
Неисправны клапаны перепуска.
Неисправности механизма педали.
Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Для проверки главного тормозного цилиндра я рекомендую начать с визуального осмотра. Необходимо убедиться, что на поверхности цилиндра нет трещин, коррозии или утечек тормозной жидкости. Также стоит проверить уровень жидкости в резервуаре; если он значительно ниже нормы, это может свидетельствовать о проблемах с цилиндром или другими частями тормозной системы.

После визуального осмотра я осуществляю проверку функционирования цилиндра. Для этого я прокачиваю тормоза, нажимая на педаль тормоза несколько раз с непрерывной силой. Если педаль начинает «проседать» или становится мягкой, это указывает на возможные утечки или неисправности в главном тормозном цилиндре. В этом случае важно обратить внимание на наличие воздуха в системе или повреждения уплотнений.

В случае сомнений я также рекомендую проверить, есть ли утечка тормозной жидкости под автомобилем. Если я обнаруживаю следы жидкости, это может указывать на проблемы с главным тормозным цилиндром. Для более точной диагностики можно использовать манометр для проверки давления в системе; отклонение от нормы указывает на возможные неисправности, требующие более детального изучения или замены цилиндра.

Как проверить главный тормозной цилиндр на перепуск тормозной жидкости

Когда уплотнения поршней изнашиваются в цилиндре, тормозная жидкость может начинать просачиваться через щели в корпусе поршней, возвращаясь обратно в бачок. В результате контуры теряют необходимое давление.

Чтобы оценить неисправность ГТЦ по факту перепускания жидкости, можно воспользоваться следующими методами.

Быстрый с помощником

Первый способ требует наличия помощника:

  1. Снимите крышку расширительного бака, находящегося под капотом.
  2. Ассистент должен нажать на тормоза, а вы следите за уровнем жидкости.
  3. Если объем жидкости не меняется при нажатии и не проседает после того, как ассистент отпустит педаль, главный цилиндр функционирует нормально.
  4. Если уровень жидкости увеличивается при нажатии на тормоза или появляются пузырьки в жидкости, это означает перепуск.

Без помощника

Второй метод можно реализовать самостоятельно, для этого выполните следующие шаги:

  1. Снимите тормозные трубки с цилиндра.
  2. Закройте штуцеры болтами с подходящей резьбой.
  3. Нажмите на тормозной рычаг.
  4. Если в процессе нажатия педаль немного уходит, но затем останавливается и испытывает сопротивление, это свидетельствует о нормальном давлении.
  5. Если же педаль медленно уходит в пол, это указывает на недостаточное перепускание, а если она уходит быстро, это значит, что главный тормозной цилиндр (ГТЦ) необходимо немедленно заменить.

Коды неисправности

Автомобили, оснащенные датчиками давления, могут сообщать о неисправностях главного цилиндра через индикаторы на приборной панели и ошибки, сохраняемые в электронном блоке управления. Например, код ошибки P0557 указывает на слабый сигнал от датчика давления тормозной жидкости, а ошибка C1301 говорит о несоответствии давления и положению выключателя на педали тормоза.

Производители обычно применяют собственные цифры для обозначения таких ошибок. В частности, в системе VAG коды ошибок, касающиеся ГТЦ, могут быть следующими:

  • 01435 – неисправность с ДД 1;
  • 00813 – неисправность с ДД 2;
  • 02847 – неисправности с ДД переднего левого колеса;
  • 02848 – неисправности с ДД переднего правого колеса;
  • 18108 – некорректный сигнал от ДД тормозов.

Однако единственным достоверным методом, позволяющим понять, что ГТЦ перепускает, является замер давления на всех его выводах.

Полноценная проверка ГТЦ

Для уверенности в работоспособности ГТЦ необходимо использовать манометр, рассчитанный на давление от 0 до 250 атмосфер. Для подключения манометра нужно установить соединительные штуцеры на место тормозных трубок ГТЦ.

Если главный тормозной цилиндр функционирует правильно, при нажатии на педаль должно создаваться давление от 180 до 200 атмосфер (бар). Если же стрелка показывает более низкие значения, это свидетельствует о проблемах с цилиндром.

Поисковую диагностику ГТЦ можно провести и без манометра, полагаясь на сопутствующие признаки. Для этого понадобятся:

  • ключи на 10, 11, 12 или 13;
  • тормозная жидкость;
  • болты с соответствующей резьбой для подключения трубок.

В процессе проверки необходимо нажимать на педаль, поэтому заранее стоит пригласить помощника.

  1. Перед началом проверки следует осмотреть все остальные тормозные механизмы, чтобы убедиться, что есть проблемы именно с цилиндром. После этого стоит внимательно изучить ГТЦ. Если уровень тормозной жидкости в бачке низкий или наблюдаются утечки, это может свидетельствовать о разгерметизации.
  2. Если жидкости мало, но подтеков нет, следует долить ТЖ и проверить работу тормозов, так как иногда утечка может происходить на участке магистрали.
  3. Если подтекания наблюдаются у ГТЦ, следует определить их источник. Для этого нужно удалить остатки жидкости с корпуса цилиндра с помощью бензина. Затем асистент должен надавить на тормоз, пока вы будете наблюдать за местом появления течи.
  4. Запустите двигатель и прижмите шланг вакуумного усилителя тормозов (ВУТ). Если обороты изменяются во время сжатия шланга, это сигнализирует, что проблема не в ГТЦ. В этом случае необходимо проверить вакуумник.
  5. Крепко нажмите на педаль тормоза при работающем двигателе. Если она не уходит, а остается на месте, это говорит о том, что ГТЦ в порядке и держит давление. Если же она медленно опускается, вполне вероятно, что цилиндр пропускает жидкость в бачок.
  6. Наблюдайте за уровнем жидкости в бачке во время работы двигателя. Если при нажатии на педаль не слышно никаких неполадок и объем жидкости чуть снижается, тормоза функционируют исправно. В противном случае, если уровень остается стабильным, слышны посторонние шумы или пузырьки, это указывает на наличие проблем.
  7. Закройте выходные каналы ГТЦ и проверьте давление. Для этого потребуется отсоединить тормозные трубки от цилиндра и установить болты на их место. Затем залейте необходимое количество тормозной жидкости и начинайте нажимать на педаль. Если она испытывает сопротивление и не уходит, это нормально. Если же постепенно уходит или падает, это свидетельствует о том, что поршень пропускает жидкость.

Если после выполнения всех вышеперечисленных шагов стало очевидно, что главный тормозной цилиндр не справляется с задачами, его нужно снять и произвести дефектовку для выяснения причин неработоспособности.

Разборка и диффектовка главного тормозного цилиндра

Для разборки и проверки главного цилиндра следует подготовить такие инструменты:

  • ключ для снятия трубок;
  • большой шприц (объемом от 10 куб. см) для откачки тормозной жидкости;
  • размерные ключи от 13 до 17 для демонтажа главного ТЦ и другие инструменты.

Далее выполните следующие действия:

  1. Слить тормозную жидкость из бачка.
  2. Отсоединить тормозные трубки от главного цилиндра.
  3. Освободить ГТЦ от вакуумного усилителя.
  4. Извлечь главный цилиндр из автомобиля.
  5. Если в главном цилиндре имеется пробка или стопор, их надо удалить.
  6. Проверьте ГТЦ на наличие подтеков. Если они присутствуют, значит, цилиндр, скорее всего, неисправен.
  7. Удалите поршни из ГТЦ, предварительно сняв фиксаторы.
  8. Очистите поршни и проверьте их состояние.
  9. Тщательно очистите цилиндр и проверьте внутренние стенки на наличие повреждений.
  10. Проведите измерения зазоров между поршнями и стенками. Сравните полученные результаты с заводскими стандартами.
  11. Не забудьте проверить, не забились ли перепускные окна и выходные каналы.

Вопросы по теме

В этом разделе обсудим несколько важных вопросов, касающихся главного тормозного цилиндра.

Что произойдет, если не заменить негерметичный ГТЦ? Некорректная работа главного цилиндра может представлять опасность во время движения. Проблема будет лишь усугубляться, а эффективность торможения будет снижаться, что в конечном итоге приведет к полной остановке тормозной системы. Поэтому при любом выявлении неисправностей тормозов стоит немедленно принять меры по их искоренению.

Что лучше: установить ремкомплект или заменить ГТЦ? В случае, когда изношены только резиновые прокладки, возможно использование ремкомплекта. Но, если поршень серьезно изношен или корпус имеет деформации, целесообразнее выполнить замену всего ГТЦ для обеспечения надежной работы системы.

Изменяется уровень тормозной жидкости, связано ли это с ГТЦ? Колебания объема жидкости в бачке не всегда свидетельствуют о проблемах с главным тормозным цилиндром. Причинами данной ситуации могут быть заедание цилиндров, перегрев колодок и попадание воздуха, результаты чего также ведут к изменению уровня жидкости.

Что делать, если под давлением педаль медленно опускается в пол при работающем моторе? Плавное опускание педали является общим признаком того, что сальники ГТЦ пропускают. В этой ситуации цилиндр можно восстановить, заменив манжеты с помощью нового ремкомплекта.

Если информация оказалась полезной, оставьте комментарий. В противном случае, если материал был бесполезен или неточен, сообщите об этом.

Вопросы по теме

Какие инструменты понадобятся для самостоятельной проверки главного тормозного цилиндра?

Для проверки главного тормозного цилиндра вам понадобятся следующие инструменты: прозраченная трубка для проверки уровня жидкости, гайковерт для снятия тормозных шлангов, обычный набор ключей, а также шприц для демонтажа жидкости из системы. Также будет полезно иметь ремонтный комплект для цилиндра, на случай, если потребуется заменить уплотнители.

Как часто следует проверять главный тормозной цилиндр, и какие признаки указывают на его неисправность?

Главный тормозной цилиндр желательно проверять как минимум раз в год или при каждой смене тормозной жидкости. Признаки неисправности могут включать: утечка тормозной жидкости, снижение тормозного усилия, неравномерное срабатывание тормозов или наличие воздушных пузырьков в системе. Также, если вы заметили, что педаль тормоза стала «мягкой» или проваливается, это также может указывать на проблемы с цилиндром.

Можно ли проверить главный тормозной цилиндр без помощи профессионала, и какие шаги нужно предпринять?

Да, проверить главный тормозной цилиндр самостоятельно вполне возможно, если у вас есть базовые навыки работы с автомобилем. Начните с осмотра цилиндра на наличие утечек и коррозии. Затем проверьте уровень тормозной жидкости и состояние шлангов. После этого можно аккуратно нажать на тормоза и наблюдать за поведением педали: если она не возвращается в исходное положение или проваливается, это может указывать на проблему с цилиндром. Важно помнить о безопасности и, при необходимости, не стесняться обратиться за помощью к профессионалу.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий