Как узнать, когда шины требуют замены

Аквапланирование представляет собой полное или частичное отключение сцепления колёс автомобиля с влажным покрытием дороги. Особенно подвержены этому эффекту изношенные шины. Разберёмся, как своевременно распознать износ покрышек, чтобы предотвратить аварийные ситуации и столкновения. Кроме того, уменьшение высоты протектора значительно увеличивает тормозной путь, что также может привести к неблагоприятным последствиям.

Коротко о главном
  • Проверка глубины протектора: использование мерной линейки или специального индикатора для измерения остаточной глубины.
  • Осмотр визуальных повреждений: выявление трещин, bulges и других видимых дефектов на боковине и протекторе.
  • Убедитесь в равномерности износа: ненормальный износ может указывать на проблемы с подвеской или развалом колёс.
  • Проверка давления в шинах: низкое давление может привести к ускоренному износу.
  • Регулярная ротация шин: помогает обеспечить равномерный износ и продлить срок службы.
  • Обращение к специалистам: в случае сомнений, лучше проконсультироваться с профессионалами для проверки состояния шин.

Причины износа шин

Существует не только естественный износ резины, вызванный длительным использованием транспортного средства, но и ускоренный износ. Причины второго могут быть различными. Независимо от того, связаны ли они с неправильной регулировкой углов колес или неисправностью амортизаторов, все эти проблемы требуют немедленного решения.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Износ покрышки из-за неправильной настройки схода-развала

Ниже перечислены 7 факторов, способствующих быстрому разрушению протектора.

  1. Температура дорожного покрытия. При высокой температуре (вплоть до 60-70°C) протектор изнашивается значительно быстрее. Это происходит из-за трения во время движения, приводящего к нагреву резины. Когда асфальт не перегрет, тепло передаётся от шин к поверхности. Однако в жаркую погоду, наоборот, шины нагреваются сильнее. Поэтому летом необходимо следить за давлением в шинах, чтобы оно не превышало норму более чем на 0,2–0,3 бара.
  2. Качество дорожного покрытия. Дороги различаются по своему состоянию. Например, поездка по крупнозернистому асфальту или гравию вызывает более интенсивный износ протектора. На таких участках следует двигаться медленно и контролировать давление в покрышках, в чем очень помогают автомобили, оборудованные специальными датчиками.
  3. Скорость движения. Постоянное передвижение со скоростью свыше 90-100 км/ч также приводит к интенсивному износу, даже если машина движется по идеально ровному асфальту. На примере гоночных машин можно заметить, что через короткий промежуток времени гонщик останавливается, и механики меняют колёса. А это касается даже спортивной резины, созданной для работы при высоких нагрузках. Поэтому старайтесь не превышать скорость, если износ ваших покрышек превышает 50%.
  4. Давление в шинах. Как слишком накачанные, так и недостаточно накачанные шины ведут к преждевременному износу. Перекачанные шины изнашиваются по центральной части протектора, а недокачанные — по боковым сторонам. Важно проверять давление перед длительными поездками, особенно если багажник набит под завязку.
  5. Амортизаторы. Эти элементы снижают механические колебания. Если амортизаторы неисправны, они не смогут обеспечить равномерное распределение нагрузки на колеса. Это особенно ощутимо на неровностях и «лежачих полицейских», где работает подвеска автомобиля. В таких случаях нагрузка на шины увеличивается, и они начинают быстрее изнашиваться. Поэтому регулярная диагностика подвески крайне важна.
  6. Сход-развал. Все колёса автомобиля должны находиться строго вертикально. Если это не так, колёса будут катиться только по внутренней или наружной стороне протектора. Правильная настройка поможет достичь равномерного износа. Кроме того, если автомобиль попадает в ямы с неправильно выставленным углом, шины могут быть серьезно повреждены. Не стоит ожидать хороших результатов при поворотах или движении по неровным дорогам. Некоторые водители меняют местами ведущие и ведомые колёса для выравнивания их состояния.
  7. Разбалансировка. В большинстве случаев центр массы колеса не совпадает с его геометрическим центром, что приводит к повышенным колебаниям кузова во время движения, снижая комфорт вождения и увеличивая риск преждевременного износа шин. Главная задача балансировки — переместить центр тяжести в геометрический центр колеса.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «> Неравномерный износ шины из-за расбалансировки колеса

При разбалансировке колеса образуются залысины. В одном месте их может быть больше, чем в другом. Это может выглядеть невзначай, однако это крайне опасно. Поездка на высокой скорости с таким протектором, особенно по плохим дорогам, может привести к перевороту из-за прокола. Поняв, как выглядит различные виды износа шин, вы сможете быстрее узнать причину проблемы.

Многие водители, даже те, кто имеет большой опыт, часто лишь мимолетно заглядывают на шины. Обычно они оценивают состояние визуально, а владельцы современных машин с системами контроля давления и вовсе не обращают на это внимания. Этот подход совершенно неверен! Состояние протектора может рассказать много о манере вождения, условиях эксплуатации и других аспектах.

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Определение износа шин – это критически важный аспект для обеспечения безопасности на дороге. Я всегда рекомендую внимательно осматривать шины на наличие видимых повреждений, таких как трещины или bulges. Один из простых способов проверки износа – это оценка протектора. Если глубина канавок протектора меньше 1,6 мм, то шины требуют замены. В этом случае стоит обратиться к профессионалу, чтобы избежать неприятных последствий.

Я также часто использую метод «монеты» для определения износа. Для этого я беру монету с изображением президента и помещаю ее в канавку протектора. Если верхняя часть головы остаётся видимой, это свидетельствует о том, что шина уже изношена и её следует заменить. Этот метод позволяет быстро оценить состояние шин даже в условиях ограниченного времени или плохого освещения.

Кроме визуального осмотра, необходимо обращать внимание на неравномерный износ. Если шины изнашиваются неравномерно, это может указывать на проблемы с подвеской или на неправильную регулировку углов установки колес. В таких случаях я рекомендую провести профессиональную диагностику автомобиля, чтобы избежать дальнейших повреждений и обеспечить правильную эксплуатацию шин.

Крайне важно уметь выявлять причины износа шин — будь то внутренний, наружный, диагональные следы, пятнистое или полосатое истирание, образование ямок и многое другое.

Как было упомянуто ранее, если центральная часть протектора изношена, это указывает на повышенное давление в шинах. Если же износ наблюдается по бокам — это признак недостаточной накачки, так как центр прогибается, и давление оказывается на краях. В обеих ситуациях происходит неравномерный износ, что негативно влияет на управляемость и торможение, ведь шины теряют расчетное контактное пятно с дорогой. Для накачивания рекомендуется пользоваться профессиональными средствами на СТО, а не простыми манометрами, которые могут давать неверные показания.

Как определить износ шин по внешнему виду

Существует множество методов для определения износа шин. Специалист обращает внимание на изменения цвета, высоту и глубину протектора, а также использует эффективные ручные методы диагностики.

Измерение глубины профиля

Знание начальной и минимальной высоты протектора для конкретной модели автомобиля позволяет эффективно оценивать состояние резины. Никогда не следует эксплуатировать шину до полного износа. Для этих целей производители предлагают специальные инструменты с тонкими стержнями, которые вставляются в извивы для измерения глубины.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «> Измеритель глубины протектора

Допустимый износ шин различных категорий согласно техническому регламенту выглядит следующим образом:

  • М1 — легковые автомобили — 1,6 мм;
  • М3 — автобусы и большие фургоны — до 2 мм.

В настоящее время производят специальные зимние шины для обледенелых и заснеженных дорог. Эти шины можно узнать по логотипу снежинки или горного массива. Они имеют маркировку M+S, M&S, MS. При эксплуатации на таких покрытиях остаточная высота протектора должна составлять не менее 4 мм.

Индикаторы износа шин

Индикатор износа шин применяется многими ведущими производителями. На протектор в нескольких местах наносят канавки различной глубины. Изнашивание резины до определённого углубления помогает определить состояние покрышек. Для облегчения поиска меток износа на шинах сбоку наносят треугольный символ или отметку TWI. Именно там и следует искать.

Совсем недавно вышли на рынок шины, поверхность которых меняет цвет по мере износа (например, становится красной или синей). Это значительно упрощает задачу, хотя такие индикаторы пока доступны только на премиальных моделях.

Цифровые индексы

Цифры, выгравированные на протекторе шины, являются обычным способом определения степени износа, который используется уже несколько лет. Их можно увидеть на разных глубинах, например от 2 до 8. Износ до «двойки» указывает на максимальный уровень износа — дальше эксплуатировать шину невозможно и её необходимо заменить. Если «восьмёрка» в целости — это признак, что резина новая.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «> Индикатор износа шин

Ручные способы

Есть и несколько ручных методов для определения степени истирания:

  • использование обычного штангенциркуля — измеряется глубина канавок, показывающая остаточное значение в миллиметрах; измерения следует проводить от самого основания протектора, не упирая инструмент в предусмотренный индикатор;
  • недорогой измеритель — стоимостью всего 50 рублей; его можно заказать через интернет-магазин с доставкой; данный прибор оснащён шкалой и глубиномером.

Не стоит забывать и о медяке. Подходит для этих целей двухрублёвая монета. Чем глубже она войдёт в протектор, тем новее шина. Если же потонет только край венка, значит, шину нужно заменить без промедления.

Замеры рекомендуется проводить в разных точках, желательно по всему рисунку шины. Это необходимо, так как в разных местах высота протектора может различаться.

Как предотвратить износ шин автомобиля

Опытные автомобилисты придерживаются трёх основных правил, которые помогают увеличить срок службы шин.

  1. Регулярная проверка давления в шинах в соответствии с нормами, установленными производителем.
  2. Умелая езда. Это означает плавное и равномерное движение, без резких ускорений и торможений.
  3. Правильное хранение шин. Их следует хранить вертикально и вплотную друг к другу. Чтобы избежать деформации, лучше использовать стойки в форме полукруга. Также рекомендуется их переворачивать 1-2 раза в месяц.

Также следует учитывать климатические условия в месте проживания. Например, в некоторых частях Сибири стандартные шины могут не подойти — для каждого сезона в этих регионах предусмотрены специальные виды резины.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»> Сравнение рисунков протектора для летних и зимних шин

В целом, тема сезонности шин заслуживает отдельного обсуждения.

  1. Летние шины имеют особый рисунок для дорог, и на них часто ставится специальная маркировка HP (HT). Они созданы для использования на асфальтированных покрытиях в теплую погоду и в переходные сезоны, обеспечивая отличное сцепление как на сухом, так и на мокром асфальте. Минимальная глубина протектора для таких покрышек составляет 1,6 мм. Часто они служат дольше зимних, так как подвергаются меньшим нагрузкам.
  2. На зимних моделях обязательно присутствуют небольшие желобки или шипы на поверхности. Эти особенности помогают шинам лучше цепляться за скользкую твердую поверхность. Срок службы подобных покрышек составляет примерно пять лет. Износ зимних шин видно по состоянию шипов — если они полностью стерты, пришло время заменить шины. Также важно следить за наличием грыж, проколов и других повреждений.

В итоге максимальный допустимый возраст покрышек можно оценить по глубине протектора. Это можно выразить в процентах: остаток 1,6 мм соответствует лишь 16% (максимально изношенные), 4 мм — 58% (средний износ), 8 мм — 74% (почти новые). Важно уметь различать внутреннее и внешнее истирание, это поможет понять, что шины изнашиваются неравномерно. Лучший способ решить эту проблему — посетить сервис, где специалисты проведут настройку сход-развала. Обычно потеря правильных углов установки происходит из-за неправильно выполненного ремонта подвески, а также в результате эксплуатации в определенных условиях.

Вопросы по теме

Какие необычные методы удаления загрязнений с шин могут помочь в оценке их состояния?

Одним изобретением могут стать ароматические спреи, которые помогают обнаружить утечки воздуха. Нанесение спрея на поверхность шины может выявить даже мельчайшие трещины или повреждения. Также можно использовать методы визуальной инспекции с помощью ультрафиолетовой лампы, которая подчеркивает влияния внешней среды, такие как окислы или загрязнения, не видимые невооруженным глазом. При чистке шин более тщательно, можно заметить на них изменения и определить степень износа более точно.

Как износ шин влияет на безопасность и управление автомобилем в экстремальных условиях?

Износ шин имеет критическое значение для безопасности, особенно в экстремальных условиях, таких как дождь или снег. Снизившаяся глубина протектора увеличивает риск аквапланирования, что может привести к потерям управления над автомобилем. Технически, когда глубина протектора составляет менее 3 мм, сцепление с дорогой резко ухудшается, что значительно увеличивает тормозной путь. В таких случаях важно не только менять шины в соответствии с их состоянием, но и учитывать сезонные условия — это критично для обеспечения безопасности на дороге.

Как часто следует проверять состояние шин, помимо визуального осмотра?

Рекомендуется проверять состояние шин не реже раза в месяц, особенно если вы активно используете автомобиль. Кроме того, стоит учитывать смену сезонов: перед зимой и летом шины следует проверять более тщательно. Также важно следить за давлением в шинах, так как оно влияет на их износ. Оптимальные условия являются залогом длительного срока службы, поэтому не забудьте также оценить уровень баланса и выравнивания колес. Этим можно заниматься у профессионала, но базовые проверки доступны даже для непрофессионалов.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий