Как устранить задира на цилиндрах: эффективные методы и советы

Что делать с задирами на цилиндрах

Цилиндропошневая группа (ЦПГ) является наиболее проблемной частью двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Недостаточное количество масла и перегрев могут привести к возникновению задиров на цилиндрах. Это вызывает падение компрессии, а выхлопные газы попадают в картер, в результате чего топливовоздушная смесь (ТВС) сгорает не полностью. Следствием этого становится увеличенный расход топлива. Водители зачастую замечают заметное снижение мощности двигателя. Далее расскажем о причинах появления задиров, о методах их устранения и о том, как избежать повторных повреждений.

Коротко о главном
  • Определить степень повреждения задира: визуальный осмотр и замеры.
  • Оценить возможность шлифовки цилиндров для удаления дефектов.
  • При необходимости провести восстановление цилиндров с использованием специальных материалов.
  • Заменить поврежденные компоненты, если ремонту они не подлежат.
  • Провести профилактические меры для предотвращения появления новых задира, включая правильную эксплуатацию и регулярное обслуживание.

Что это такое

Задиры в двигателе автомобиля представляют собой дефекты на поверхности цилиндра или юбке поршня. Они могут возникать по причине механических повреждений, вызванных увеличением трения и неправильным взаимодействием деталей. Простыми словами, на металле возникают царапины: как вертикальные, так и горизонтальные. Ниже представлена иллюстрация этого процесса:

В идеальных условиях юбка поршня не должна соприкасаться с внутренней стороной цилиндра. Однако в случае нарушения газораспределительных фаз или закоксовки поршневого пальца и колец может происходить их столкновение. Полностью гладкого зеркала быть не может, и микроскопические царапины не являются серьёзной проблемой. Сигналом для тревоги служат только глубокие борозды.

Почему мы часто сталкиваемся с задирами

В последние годы в автосервисах увеличилось число клиентов с проблемами, связанными с поршневой группой. Основной категорией таких автомобилистов являются владельцы машин с короткоходными силовыми агрегатами. Автомобильная инженерия продолжает развиваться. Производители стремятся уменьшить вес моторов и снизить расход топлива, однако следствием этого является повышение температуры в камере сгорания. Компоненты ЦПГ перегреваются, что и приводит к задрам на цилиндрах.

Другая подверженная риску категория — это маломощные автомобили и автомобили с турбированными двигателями. Опять же, причиной служит высокие температуры. Моторное масло, особенно минеральное, не успевает справляться с большими нагрузками, и масляная пленка на деталях поршневой становится недостаточно прочной. Что, в свою очередь, значительно увеличивает трение и приводит к разрушению металла. Это изображение демонстрирует последствия:

Если ваш автомобиль оснащен короткоходовым или турбированным двигателем, рекомендуется избегать агрессивного стиля вождения. Нельзя резко нажимать на педаль акселератора, так как это может привести к повреждениям между поршнем и зеркалом цилиндра.

Типичные признаки

Важно регулярно проводить диагностику и устранять любые дефекты. Если это не делать, может произойти заклинивание поршня. Если вы замечаете хотя бы один из следующих симптомов задиров в цилиндрах, вам стоит обратить на это внимание:

  • Цокание поршня, вызванное неправильной ориентацией;
  • Уменьшение компрессии;
  • Увеличенный расход топлива;
  • Значительный расход масла.

К звукам цоканья может добавляться стук, который отличен от звуков, производимых клапанами с большими зазорами или неисправными гидрокомпенсаторами. Подобные звуки могут услышаться как на холодном, так и на горячем двигателе. Не стоит игнорировать признаки появления задиров в цилиндрах вашего автомобиля.

Причины неисправности

Иногда автомобилисты сами создают себе проблемы. Поделимся типичной историей. Один из клиентов обратился в наш сервис спустя месяц после самостоятельной замены поршневой группы. Он неудачно выбрал новые поршни, в результате пальцы оказались слишком тугими. При каждом нагревании поршень заклинивало, и он терся о зеркало, образуя задиры на новом поршне. Пришлось разбирать двигатель и снова менять поршневую, а также растачивать цилиндры.

Двигатель наиболее подвержен повреждениям в период обкатки. Поэтому после замены поршневой группы или при покупке новой машины следует быть особенно осторожным. Для полноценной обкатки нужно проехать 3-5 тысяч километров. За это время детали притираются, остаётся лишь отрегулировать зазоры в газораспределительном механизме (ГРМ). Вот перечень факторов, способствующих образованию задиров в cilindres автомобиля и их причины:

  1. Проблемы с системой охлаждения. Это может быть утечка антифриза через насос или повреждённые шланги, грязный радиатор или неисправный термостат;
  2. Недостаток моторного масла или утечка. При низком давлении масла не образуется на поверхности деталей стойкая пленка. Вследствие этого увеличивается трение и металл начинает деформироваться;
  3. Попадание абразивных частиц в камеру сгорания. Пыль и мелкие камни часто попадают в некачественное топливо на малознакомых заправках. Абразив забивается в промежуток между цилиндром и поршнем;
  4. Агрессивный стиль вождения. Автомобиль, эксплуатируемый в условиях городских гонок, быстро выходит из строя. Особенно вредно резко нажимать на газ после холодного запуска.

Стремление самостоятельно отремонтировать автомобиль не всегда приводит к успешным результатам. Например, один клиент отдал блок цилиндров на расточку частному мастеру в местном гараже. В результате после работ зеркальная поверхность вместо гладкой приобрела заметные поперечные борозды. При сборке двигателя с такими дефектами вероятно образование серьёзных задиров на расточенных цилиндрах.

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Задиры на цилиндрах двигателя — это серьезная проблема, которая может привести к значительному ухудшению его работы и снижению срока службы. Прежде всего, я рекомендую провести тщательную диагностику состояния двигателя, чтобы определить степень повреждения. Часто задиры могут быть последствиями недостаточной смазки или использования некачественного масла. Важно проанализировать, что именно привело к их появлению, прежде чем принимать дальнейшие меры.

Если задиры незначительные и не критически влияют на работу двигателя, возможно, будет достаточно провести шлифовку поверхности цилиндров. В этом случае я рекомендую обратиться к профессиональным механикам, которые имеют опыт в ремонте подобных повреждений. Профессиональная обработка позволит восстановить геометрию цилиндров и увеличить их срок службы, но важно помнить, что такой подход возможен при небольших повреждениях.

Однако, если задиры значительные и уже привели к ухудшению компрессии или повышенному расходу масла, то, скорее всего, потребуется капитальный ремонт двигателя. Это может включать в себя замену цилиндров или поршней, а также полный разбор и вымывание системы. Не стоит экономить на качестве запасных частей, так как это может привести к повторным проблемам. Также важно регламентировать техническое обслуживание двигателя, чтобы предотвратить появление задира в будущем.

На автомобильных форумах ходят слухи о том, что поршневая группа может повредиться из-за кусков катализатора, попадающих в ЦПГ. В большинстве случаев обломки катализатора попросту не способны попасть в систему питания, поскольку поток выхлопных газов направлен в другую сторону. Однако бывают исключения — это двигатели с системой рециркуляции отработанных газов (EGR), где абразив может попасть в цилиндры вместе с газами.

Кто попадает в группу риска

Некоторые автомобили более подвержены риску появления задиров на цилиндрах. Первоначально это касается машин, предназначенных для гонок, а не для комфортного перемещения по городским улицам. К таким автомобилям относятся спортивные модели, например Porsche или Jaguar.

Водители стараются выжать максимум из своих автомобилей. Однако даже спортивные двигатели не выдерживают чрезмерных нагрузок. Другие подверженные риску модели:

  • автомобили с небольшими объемами двигателя;
  • транспортные средства с турбонаддувом;
  • модели BMW, проехавшие более миллиона километров.

Неблагоприятные условия эксплуатации и холодный климат значительно сокращают срок службы силовых агрегатов.

Любители ездить по бездорожью

В последние годы качество дорожного покрытия в России стало лучше. Но в удаленных регионах все ещё встречаются ямы глубиной до 20 см. При движении по неровным дорогам страдает подвеска. Это не всё. из-за постоянной вибрации соединения в системе охлаждения и питания могут ослабевать. Антифриз уходит через щели, из-за чего в систему попадает воздух с пылью, обошедший фильтр. Недостаток антифриза и избыток абразивов негативно влияют на работу двигателя.

Перегрев и высокая сила трения приводят к проявлению всех симптомов задиров на поршнях и цилиндрах. Водителям, эксплуатирующим автомобили в условиях «пересеченной местности», следует внимательно следить за состоянием зажимных хомутов и других соединений.

Водители из северных регионов

Мороз создаёт массу проблем водителям. Если температуры опускаются ниже -50 °C, резина на колесах становится квадратной. В Якутии, в селе Оймякон, зимняя температура может опуститься до -64 °C. При таких условиях все сальники в двигателе становятся «дубовыми» и не выполняют свою функцию. Начинает происходить утечка масла и антифриза. Масло после холодного старта не успевает циркулировать, и ЦПГ работает на пределе.

Со временем от недостатка смазки поршень начинает соприкасаться с цилиндром, что приводит к образованию задиров как в бензиновых, так и в дизельных моторах. Рекомендуем устанавливать прокладки из морозостойкой резины, которые могут выдерживать низкие температуры до -150 °C. Также холод негативно сказывается на аккумуляторе, который необходимо регулярно подзаряжать и менять электролит.

Можно ли ездить с задирами

Если дефекты незначительные и не влияют на общую работоспособность двигателя, эксплуатацию можно продолжать. Однако при увеличении глубины борозд, что вызывает снижение компрессии, необходимо обратить внимание на диагностику и ремонт. Настораживающими признаками являются громкое цоканье, стук и значительная потеря динамики. Если двигатель не соответствует своим показателям при подъёме, значит, дело в серьёзных дефектах.

Рекомендуем не затягивать с ремонтом. Лучше заранее заехать в сервис. В этом случае может потребоваться лишь замена поршней и незначительная шлифовка цилиндров. Если же двигатель заклинит, вам придётся менять всю поршневую и некоторые детали ГРМ.

Диагностика неполадок

Невозможно определить неисправность только на слух. Звуки цокания могут напоминать обычный стук клапанов, что характерно на стадии прогрева двигателя. Если у водителя недостаточно опыта, потребуется специальное оборудование для диагностики.

Анализатор герметичности цилиндров

Прибор типа АГЦ позволяет на ранних стадиях выявить недостатки деталей ЦПГ без необходимости разборки мотора. Достаточно установить оборудование в свечной колодец или в место установки топливных форсунок на дизельном двигатель.

В отличие от типичных компрессометров, этот прибор предоставляет данные, которые позволяют устанавливать «диагноз». Наилучшим вариантом будет выполнение измерений «на горячую». Для этого необходимо перекрыть подачу топлива и прокрутить коленчатый вал с помощью стартера. Достаточно сделать 5 полных оборотов. АГЦ оценивает два основных показателя:

  1. Р1 — абсолютный вакуум. Этот параметр информирует об уровне износа цилиндра и состоянии герметичности между седлом и клапаном.
  2. Р2 — остаточный вакуум. Он показывает степень износа компрессионных и маслосъемных колец поршня.

Для определения Р1 устанавливаем редукционный комбинированный клапан, активируем стартер и фиксируем результат. Затем, чтобы измерить Р2, меняем клапанный узел на вакуумный и повторяем процесс. Интерпретация результатов для бензиновых двигателей, работающих на топливе с октановым числом 92–95, выглядит следующим образом:

Пользоваться таблицей достаточно просто. Нужно только найти точку пересечения на графике. Для примера, если Р1 равен 0,5, а Р2 — 0,6, то есть проблема с компрессией в двигателе. Это может быть связано не только с появлением трещин, но и с задиров на цилиндрах автомобиля. Данный метод является приближенным и не может гарантировать точное указание на причину проблемы. Второй метод более точен.

Эндоскоп

Лучше увидеть один раз, чем сто раз пытаться выяснить неисправность с помощью АГЦ-2. Мини-камера с подсветкой на гибком кронштейне может достичь самых труднодоступных мест. Не требуется разбирать двигатель — достаточно открутить свечу зажигания или свечу накаливания, а для дизельного мотора снять топливную форсунку. Затем устанавливаем поршень в нижнюю мертвую точку (НМТ) и вводим эндоскоп. Сразу станет понятно, в чем дело. Видео можно выводить прямо на экран смартфона:

Приборы, снабженные дисплеем, стоят дороже, поэтому нет смысла переплачивать. Однако проверить состояние юбки поршня вряд ли удастся. Но если есть повреждения на поверхности гильзы, то и на поршне они обнаружатся.

Как ликвидировать задиры

Проблему с дефектами можно решить несколькими способами. Вот как можно устранить следы задиров в цилиндре:

  1. Расточка. Если повреждения зеркала незначительны, можно провести расточку, но потребуется установка поршней большего диаметра.
  2. Гильзовка. Полная замена гильзы на новую. Этот метод актуален, когда расточка дает недостаточные результаты.

Других способов нет. Если удастся диагностировать проблему, без полной разборки мотора и замены поршневой не обойтись. Чтобы избежать серьезных повреждений, рекомендуется регулярно контролировать состояние системы охлаждения, своевременно доливать и заменять моторное масло. Владельцы автомобилей с EGR должны помнить, что части разрушенного катализатора могут попасть в камеру сгорания.

Выводы

Выявить появление задиров можно и своими силами, используя эндоскоп. Работать с анализатором герметичности сложно и результаты часто недостоверны. Но ремонт с заменой гильз и ЦПГ — это серьезная задача, поэтому рекомендуется обратиться в автосервис. Мы уже приводили пример с «кривой» расточкой от самостоятельных мастеров. Самостоятельные работы могут привести к повреждению новых деталей и, следовательно, к дополнительным расходам. Профессионалы на СТО делают все быстро и без ошибок, гарантируя качественный результат.

Вопросы по теме

Какие существуют способы предотвращения задиров на цилиндрах двигателя?

Для предотвращения задиров на цилиндрах двигателя рекомендуется следовать нескольким советам. Во-первых, регулярно проверяйте уровень и качество масла, а также проводите его замену в соответствии с рекомендациями производителя. Во-вторых, избегайте перегрузок двигателя и резких изменений в его работе, таких как резкое ускорение или торможение. В-третьих, важно следить за температурой двигателя, так как перегрев может способствовать образованию задиров. Наконец, периодическая диагностика двигателя с использованием сканеров и других инструментов поможет выявить потенциальные проблемы на ранней стадии.

Каковы симптомы, указывающие на наличие задиров на цилиндрах?

Симптомы задиров на цилиндрах могут быть разнообразными и включают в себя снижение мощности двигателя, повышенный расход масла, неравномерную работу двигателя на холостом ходу, стуки или звуки трения при работе. Также стоит обратить внимание на выбросы сизого дыма из выхлопной трубы, что может быть признаком того, что масло попадает в камеру сгорания. Если вы заметили один или несколько этих признаков, желательно обратиться в сервис для диагностики и устранения проблемы.

Может ли использование некачественного топлива привести к образованию задиров?

Да, использование некачественного топлива может стать одной из причин образования задиров на цилиндрах. Некачественное топливо может содержать примеси, которые, сгорая, создают высокие температуры и приводят к детонации. Также оно может способствовать образованию отложений на поршнях и в камере сгорания, что повышает трение между деталями и может привести к задиркам. Чтобы снизить риски, рекомендуется использовать топливо, соответствующее спецификациям производителя вашего автомобиля, и избегать его подделок.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий