Как самостоятельно провести диагностику бензонасоса

Бензиновый насос – это одна из важнейших составляющих системы подачи топлива в автомобиле, и его корректная работа крайне важна для стабильного функционирования двигателя. Но как же проверить бензонасос на работоспособность? Рассмотрим несколько простых способов, помогающих выяснить, нуждается ли ваш насос в ремонте или замене.

Коротко о главном
  • Подготовьте необходимые инструменты: мультиметр, насос для подъема топлива и омметр.
  • Обеспечьте безопасность: отключите аккумулятор и снимите предохранитель бензонасоса.
  • Проверьте проводку и разъемы насоса на повреждения и коррозию.
  • Измерьте сопротивление бензонасоса с помощью омметра, чтобы убедиться в его исправности.
  • Проверьте давление топлива при помощи манометра; оно должно соответствовать заводским параметрам.
  • При необходимости замените бензонасос или устраните выявленные неполадки.

Бензонасос — это: назначение

Бензиновый насос – это один из основных элементов системы питания автомобиля, главный в обеспечении перекачки топлива из бака к инжекторной системе. Но это не единственная его задача. В современных инжекторных системах насос также отвечает за поддержание необходимого давления в топливной рампе. Если такого давления нет, это может привести к сбоям в работе мотора.

На некоторых автомобилях используются два насоса: один находится в баке и подает топливо в систему, а второй предназначен для поддержания давления в рампе, что необходимо для нормальной работы форсунок. Бензонасос должен обеспечивать необходимое количество топлива и поддерживать нужное давление в разных режимах работы двигателя.

Разновидности

До 80-х годов в автомобилях использовались механические топливные насосы, размещенные на двигателе. Их работа основана на движении толкателя, который приводился в действие кулачком распредвала. Такие насосы обеспечивали подачу топлива в карбюратор через рычажок, но не требовали значительного давления, так как работали в карбюраторных системах. Владельцы автомобилей с такими насосами часто сталкивались с проблемой, когда бензонасос переставал качать топливо.

С введением инжекторных систем механические насосы уступили место более мощным электрическим, которые могут создавать значительно большее давление в топливной системе.

Если механический насос обеспечивал давление 0,3-0,5 атмосферы, то электрический насос способен на 3-4 атмосферы.

Конструкция электрического бензонасоса

Множество легковых автомобилей оснащены электрическими насосами, которые находятся непосредственно в топливном баке вместе с модулем. Этот модуль представляет собой цилиндрическую конструкцию с крышкой, проводами и трубками. Насос погружен в бензин, что обеспечивает его охлаждение. Доступ к модулю можно получить, сняв задний диван или через багажник в некоторых моделях. Для замены насоса потребуется отключить электрические соединения, отсоединить несколько шлангов и, возможно, использовать специальный ключ для откручивания крепежной гайки насоса.

Сегодня электрические бензонасосы делятся на три категории:

  • роторно-роликовые
  • шестеренчатые
  • центробежные.

Наибольшей популярностью пользуются центробежные насосы, которые осуществляют перекачку топлива за счет вращения крыльчатки с многочисленными лопастями в специальной камере. В процессе вращения возникают вихревые потоки, которые создают всасывание и сжатие бензина, что, в свою очередь, формирует давление в системе подачи топлива.

Как работает

Для поддержания необходимого давления топлива в системе, насос должен постоянно работать, когда зажигание активировано. Как только ключ поворачивается в положение зажигания, электрический насос немедленно начинает свою работу, даже до активации стартера. После выключения двигателя насос прекращает свою деятельность, а лишнее топливо сбрасывается в бак через дренажный клапан.

Правильная подача топлива в цилиндры возможна благодаря постоянному давлению в системе. Когда возникает необходимость, бортовой компьютер посылает сигнал на электромагнитный клапан форсунки, который открывается на короткий промежуток времени, позволяя газу проходить через микроскопические отверстия в камеру сгорания. Для определения продолжительности открытия клапана ЭБУ вычисляет необходимый импульс. Однако падение давления в топливной рампе может препятствовать этому процессу, что приведет к различным неисправностям.

Причины неисправности

Основные причины некорректной работы бензонасоса включают:

  • поражение проводки, что приводит к снижению напряжения;
  • попадание грязи и пыли в бак;
  • использование низкокачественного топлива с примесями;
  • износ фильтра;
  • привычка ездить на почти пустом баке, что может вызвать перегрев и повреждение самого насоса.

В системе имеется регулятор, который представляет собой элемент с мембранным клапаном и контролирует уровень давления.

Для автомобилей с инжекторной системой критически важна точность подачи топлива, так как это влияет на общий процесс работы двигателя. Если регулятор выйдет из строя, это приведет к основным симптомам, характерным для неисправного бензонасоса: снижению мощности и увеличению времени разгона. Поэтому в таких случаях рекомендуется выполнить диагностику.

Признаки неисправности бензонасоса

Имеется вероятность, что любое оборудование может выйти из строя, и бензонасос не исключение. В этой ситуации водителю следует уметь распознавать симптомы неисправности, чтобы своевременно заменить или отремонтировать его, минимизируя риск серьезных последствий.

Трудности со стартом. Один из наиболее тревожных сигналов – это трудности при запуске двигателя, настоятельно указывающие на серьезные проблемы, которые требуют немедленного вмешательства специалистов. В процессе запуска часто требуется долго крутить стартер, чтобы обеспечить необходимый объем топлива для старта мотора. Неполадки бензонасоса могут проявляться как при холодном, так и при горячем двигателе.

Потеря мощности. Один из главных индикаторов неисправности насоса – это потеря мощности автомобиля. Водитель может заметить, что его машина не реагирует на нажатие педали акселератора, начинает дергаться и теряет скорость. Это вызвано недостаточным давлением топлива, что указывает на дефект насоса. Хотя насос продолжает работать, он не может обеспечить необходимое давление, особенно при движении в гору или на высоких оборотах.

Непостоянные обороты, троение и вибрации. При такой неисправности может отмечаться несоответствие витков и сильные вибрации двигателя, вызванные колебаниями оборотов из-за нехватки топлива. Это может быть связано с плохими электрическими контактами или износом компонентов насоса. В таких случаях неисправность может проявляться с переменной интенсивностью.

Изменение звука работы мотора. Этот косвенный признак часто проявляется во время прогрева автомобиля: двигатель периодически меняет тон, возвращаясь к нормальному звучанию. Однако при этом отсутствуют заметные сбои в работе. Это может сигнализировать о начальной стадии возможных проблем с топливным насосом.

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Для того чтобы самостоятельно проверить бензонасос, в первую очередь, необходимо подготовить рабочее место и инструменты. Я рекомендую использовать мультиметр, чтобы проверить электрические параметры насоса. Для начала отключите отрицательную клемму аккумулятора, чтобы избежать случайного короткого замыкания. Затем необходимо снять электрическую разъем, подключенный к бензонасосу, и измерить сопротивление обмотки насоса. Обычно это значение должно находиться в пределах указанных производителем параметров — отклонения могут свидетельствовать о неисправности.

Далее, чтобы проверить, работает ли бензонасос, его необходимо подключить напрямую к источнику питания. Я обычно использую автомобильный аккумулятор для этого. Подключив насос к положительной и отрицательной клеммам аккумулятора, я наблюдаю за его работой — насос должен начать качать топливо. Если он не издает звуков, а топливо не поступает, это может свидетельствовать о том, что насос вышел из строя или забит фильтр.

Наконец, важно проверить производительность насоса. Для этого я подключаю его к шлангу и направляю выходное отверстие в ёмкость. Запускаю насос и измеряю количество топлива, которое он может прокачать за определённое время. Если производительность снижается ниже норм, я могу предположить, что насос требует замены или его необходимо очистить. Таким образом, следуя данным шагам, я могу самостоятельно оценить состояние бензонасоса и принять решения по его ремонту или замене.

Неприятные звуки в баке. Если возникают серьезные неполадки с насосом, могут появляться шумы, такие как писк, скрипы и гул. Эти звуки сигнализируют о серьезных проблемах и значительном износе компонентов насоса или о сильном загрязнении фильтра. Часто подобные проблемы наблюдаются в автомобилях, работающих на газе: бензонасос продолжает выполнять свои функции, независимо от используемого топлива, перекачивая его и возвращая обратно.

Как проверить бензонасос (электрический)

Когда ключ находится в положении зажигания, вы можете услышать тихий жужжащий звук, который сигнализирует о работе топливного насоса. Если при запуске двигателя таких звуков не слышно, это может указывать на проблемы в электрической цепи, насосе или его составляющих.

Для проверки работоспособности топливного насоса необходимо последовательно проверить каждый этап логической цепочки: наличие питания у насоса, его способность перекачивать топливо и создаваемое давление.

Предохранитель

Чтобы удостовериться в исправности предохранителя топливного насоса, необходимо проверить целостность токопроводящей пластины. Если она повреждена, её следует заменить.

Для нахождения предохранителя и/или реле бензонасоса откройте блок плавких вставок под капотом автомобиля. На внутренней части крышки можно найти схему с указанием расположения и назначения каждой плавкой вставки. Предохранитель и реле бензонасоса отмечены обозначениями F/PUMP, FUEL PUMP.

Реле

Ответ на вопрос о том, как проверить реле бензонасоса, довольно прост. Для этого нужно извлечь насос из его места и подключить к нему 12-вольтовую лампочку. Если лампочка загорается, значит, реле работает исправно.

Для контроля подачи электричества на насос можно воспользоваться мультиметром. Необходимо получить доступ к разъему модуля и, при включенном зажигании, проверить, поступает ли ток на его контакты.

Важно убедиться, что контакты реле и разъема не имеют окисления, так как это может негативно сказаться на электропитании насоса.

Питание

Чтобы измерить напряжение на топливном насосе, также следует использовать мультиметр. Установите устройство в режим измерения вольт (в диапазоне от 0 до 20 вольт) и соедините щупы с клеммами насоса. Показания на мультиметре станут видимыми при работающем зажигании. Нормальное рабочее напряжение составляет 12-12,5 вольт. Если напряжение есть, но насос не запускается, стоит проверить состояние электродвигателя.

Двигатель насоса

Для исключения неисправности электродвигателя можно подать 12 вольт от аккумулятора на его клеммы. Если он работает, необходимо проверить его эффективность, результативность обратного клапана и измерить давление. В случае неисправности насоса, можно протестировать катушку на предмет обрыва.

Для проверки обмотки катушки реле можно использовать мультиметр в режиме омметра. Щупы мультиметра подключаются к клеммам бензонасоса. Если мультиметр зафиксирует обрыв, это укажет на проблему. Если же прибор показывает сопротивление, возможно, существует короткое замыкание. Для проверки этого, один щуп следует подключить к положительному контакту, а другой — к корпусу насоса. Если на обмотках есть короткое замыкание, прибор не покажет обрыва.

Фильтр

Сначала необходимо снять фильтр грубой очистки (сеточку) с бензонасоса и проверить его на наличие загрязнений. Если фильтр сильно загрязнен, рекомендуется его заменить. Если проблема в топливопроводе, его можно очистить щеткой и бензином.

Признаком засорения фильтра служат частицы грязи внутри стакана топливного модуля. Если они присутствуют, это может означать повышенный износ насоса.

Важно помнить, что регулярное техническое обслуживание бензонасоса, включая очистку топливного бака, фильтров и форсунок, позволит избежать значительных затрат на ремонт этого важного компонента! Кроме того, стоит использовать только качественное топливо для автомобиля.

Клапана

Обратный клапан служит для предотвращения обратного потока жидкости. Однако со временем его работа может ухудшиться, что негативно сказывается на общей производительности системы.

Существует несколько методов для проверки нормального функционирования обратного клапана.

  • Первый способ — это измерение давления с помощью манометра. Он подключается к системе подачи топлива. Нормальные показатели давления для легковых автомобилей редко превышают 4 кг/кв. см. Если давление ниже 3, это означает неисправность в системе. При значении выше 3,8 необходимо проверять перепускной клапан. После остановки двигателя, давление не должно моментально падает.
  • Второй метод. Для проверки работы обратного клапана можно временно перекрыть обратку и посмотреть, как будет вести себя двигатель. Если с клапаном проблемы, обороты двигателя могут повыситься (при отсутствии других неисправностей).
  • Третий метод. Этот способ предполагает одновременную диагностику и очистку обратного клапана. Сначала нужно снять и внимательно осмотреть деталь. Очистить клапан можно под сильным потоком воздуха или промыть его сильно поток воды. Если после этого клапан не заработал, его нужно заменить.

Давления

Для получения точных результатов, прежде чем измерять давление, важно отключить предохранитель насоса, чтобы сбросить первоначальное давление топлива.

Для проверки функционирования бензонасоса с помощью манометра, прибор нужно подключить к системе подачи топлива и надежно зафиксировать его на капоте автомобиля, направив вывод на лобовое стекло.

Затем следует провести измерения в статическом и динамическом режимах:

  • Статическое. После того как ключ зажигания переведен в положение «On», сразу проверьте показания манометра. Оно должно находиться в пределах 3,1-3,8 атм. Если значение выше, следует проверить перепускной клапан.
  • Динамическое. Включив третью передачу и разгоняя автомобиль до 50 км/ч, следует наблюдать за показаниями манометра. Если нет проблем с давлением, показания должны быть больше 3 и меньше 3,7 атм.

Недостаток давления в системе может быть вызван утечкой. Однако чаще всего проблемы возникают из-за неисправности насоса или фильтра.

Самый точный способ проверки насоса

В топливной системе достаточно много компонентов, которые могут вызвать неисправности. Это значит, что они смогут оказать влияние на давление в системе подачи топлива. Следовательно, самым надежным способом диагностики насоса станет проверка его состояния отдельно.

Если нужно проверить установленный в автомобиле насос, его следует демонтировать. Для диагностики вам понадобятся:

  • источник напряжения на 12 В
  • манометр, который способен измерять давление свыше 8 атм
  • емкость
  • узкий прочный шланг, обеспечивающий плотное соединение с выходом насоса
  • металлические хомуты.

Подключите провода к насосу, тщательно все заизолируйте. Присоедините манометр через шланг к выходу насоса, зафиксировав соединения металлическими хомутами.

Теперь кратковременно подайте напряжение на насос и наблюдайте за показаниями манометра. Максимально допустимое давление должно быть в пределах 6-8 атм; конкретное значение зависит от производителя и степени износа насоса.

Если насос выдает давление ниже 6 атм, это однозначно указывает на его неисправность.

Как проверить механический бензонасос

Для проверки работоспособности бензонасоса необходимо выполнить следующие действия:

  1. Удалить шланг, соединяющий карбюратор и насос.
  2. Вставить шланг в заранее подготовленную пустую бутылку.
  3. Постоянно нажимать на рычаг для ручной подкачки топлива, чтобы оценить, как и с какой силой топливо поступает в бутылку.
  4. Важно следить за тем, чтобы в потоке не было воздуха.
  5. Задержка в подаче топлива — это не обязательно признак неисправности, особенно если машина долго не использовалась.

Тем не менее, важно проверить сетчатый фильтр и клапан впуска/выпуска. Проблемы с насосом часто вызваны износом диафрагм восьмого и девятого типов.

Даже после замены уплотнений может возникнуть утечка топлива. Это может свидетельствовать о том, что корпус насоса не герметичен, что обычно происходит после ремонта из-за незначительной деформации детали.

Как правило, механические бензонасосы иностранных автомобилей имеют цельную конструкцию, что исключает возможность их ремонта.

Какое давление должен выдавать топливный насос

После проверки топливного насоса необходимо сравнить полученные результаты с базовыми характеристиками, представленными производителем в документации.

Вот перечень автомобилей и диапазоны давления бензина в топливной системе, указанные производителями:

  • Рено Логан — 3,5 атм
  • ВАЗ 2110-2115, Калина, Дэу Нексия — 3-3,8 атм
  • Шевроле (Лачетти, Ланос, Нива), КИА Спектра, Лифан Солано, Газель — 3,8 атм
  • Хендай (Солярис, Акцент), Форд Фокус 1-2, Шевроле Круз, УАЗ Патриот, Инфинити QX56 — 4 атм.

Если информация оказалась полезной, оставьте комментарий. Если вы нашли её бесполезной или неточной, пожалуйста, напишите об этом также.

Вопросы по теме

Какие подручные средства можно использовать для диагностики бензонасоса?

Для диагностики бензонасоса можно использовать несколько подручных средств. Во-первых, вам понадобятся провода и мультиметр для проверки электрических цепей. Во-вторых, если у вас есть доступ к шлангам, можно создать временную систему для подачи топлива из баков, чтобы исключить другие возможные проблемы с системой питания. Наконец, простые инструменты, такие как отвертка, помогут в доступе к бензонасосу и его разборке при необходимости.

Как определить, действительно ли бензонасос не работает? Есть ли конкретные признаки?

Да, существуют несколько явных признаков, которые могут указывать на неисправность бензонасоса. Во-первых, если ваш автомобиль не заводится или стартер крутит, но двигатель не запускается, это может быть признаком проблем с насосом. Также обратите внимание на необычные звуки при запуске, такие как гул или визг, а также на задержки при нажатии на педаль акселератора. Если вы почувствовали потерю мощности или заметили перебои в работе двигателя, это также может указывать на сбои в системе подачи топлива.

Можно ли провести проверку бензонасоса без подъемника и профессионального оборудования?

Да, проверить бензонасос можно и без подъемника. Для этого достаточно открыть капот и найти предохранитель бензонасоса, отключить его, а затем попробовать запустить двигатель. Если двигатель не запускается, это может указывать на нормальную работу электроники, а вот если он всё же запустится, возможно, проблема в самом насосе. Также можно попробовать послушать звук работающего насоса через люк в баке, если он есть. Однако важно помнить о безопасности: всегда работайте в хорошо проветриваемом помещении и избегайте открытого огня.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий