Как самостоятельно проверить тормозные диски: полезные советы и рекомендации

Важно не только проверять колодки, но и тормозные диски, так как они тоже подвержены износу, деформациям и повреждениям. В данной статье мы обсудим, как правильно оценить состояние тормозных дисков.

Коротко о главном
  • Осмотрите поверхность дисков на наличие трещин и повреждений.
  • Проверьте толщину тормозных дисков с помощью специального микрометра.
  • Убедитесь в отсутствии ржавчины и коррозии на дисках.
  • Обратите внимание на уровень вибраций при торможении, что может указывать на проблемы с дисками.
  • Слушайте посторонние звуки, такие как скрип или стук, в процессе торможения.

Что собой представляют тормозные диски автомобиля

Безопасность водителя и пассажиров, а также других участников движения во многом зависит от состояния тормозной системы, особенно дисков. Эффективное торможение в экстренных ситуациях, например, при остановке на склоне, крайне необходимо. По правилам дорожного движения водитель не имеет права управлять автомобилем с неисправными тормозами. Таким образом, регулярная проверка автомобиля и диагностика возможных проблем с тормозными дисками являются жизненно важными.

Тормозной диск является частью гидравлического тормозного механизма. Он изготовлен из металла и вращается вместе с колесом. При нажатии на тормоза диск прижимается к тормозным колодкам.

Что такое система дисковых тормозов? Прежде всего, это сам тормозной диск (ротор), который установлен на оси колеса автомобиля. Во-вторых, это суппорт, включающий в себя две тормозные колодки, которые приводятся в движение под действием гидравлического давления. При торможении колодки притираются к диску, вызывая его замедление. По сравнению с барабанными тормозами, дисковые тормоза более надежные и эффективные, особенно при высоких температурах и влажности.

Тем не менее, у таких тормозов есть одна проблема: они могут перегреваться, что негативно сказывается на их эффективности. Чтобы решить эту проблему, производители создают вентилируемые и перфорированные диски, которые отводят тепло через внутренние каналы или сквозные отверстия. Перфорированные диски более эффективны в охлаждении и уменьшают накопление износа от фрикционных накладок.

Как самому проверить состояние тормозных дисков

1. Как выявить биение тормозных дисков

Биение может проявляться во время торможения автомобиля из-за:

  • износа диска или небольшой деформации его поверхности;
  • неправильной работы ходовой части;
  • недостаточной затяжки гайок на колесе;
  • искривления диска;
  • наличия грыжи на покрышке.

Чтобы проверить диски на биение самостоятельно, используйте специальный измерительный прибор:

  • сначала снимите тормозной суппорт, не разбирая его, и зафиксируйте его проволокой;
  • закрепите тормозной диск с помощью гаек ступицы;
  • прикрепите измерительный прибор на расстоянии 5 мм от тормозного диска и проведите замеры: для переднего колеса значение не должно превышать 0,06 мм, а для заднего – 0,08 мм.

Пример прибора для измерения:

Если значения превышают нормы, необходимо выполнить следующие действия:

  • отметьте место, где биение особенно заметно, мелом (на ступице);
  • снимите тормозной диск;
  • с помощью часового индикатора определите величину люфта, перемещая ступицу;
  • в случае обнаружения люфта снимите ступицу и поворотный кулак;
  • измените положение диска и снова проверьте биение.

Если биение не устранено, даже после изменений положения диска, возможно, потребуется приобрести новый.

2. Как оценить состояние тормозных дисков на деформацию

Деформация тормозного диска обычно очевидна, так как на нем могут появляться мелкие волны или выступы. Однако обнаружить кривизну может быть сложнее.

Причиной деформации дисков обычно становятся неверные условия эксплуатации автомобиля, например, резкое нагревание и охлаждение. Это может происходить в условиях городского трафика или при интенсивном торможении с последующим попаданием воды на горячие диски. Внезапное охлаждение приводит к искривлению металла, что может негативно сказаться на работе автомобиля.

Для оценки деформации дисков поднимите автомобиль с помощью домкрата. Проворачивайте колесо и наблюдайте, как оно вращается: если оно вращается плавно, диск исправен, а если чуть притормаживает в одном и том же месте — это свидетельствует о кривизне.

Чтобы проверить воздействие передних и задних колес на биение руля, воспользуйтесь стояночным тормозом. Если вибрации ощущаются при его использовании, это указывает на проблемы с задними колесами.

Выявить деформацию переднего диска относительно просто, тогда как задние могут маскировать проблему дольше, и водитель замечает это лишь при высоких скоростях торможения.

Альтернативный метод проверки — это выявление постоянного биения, крутят диск прямо на ступице. Если он ведущий, выполните поворот колеса с запущенным двигателем. Затем приложите отвертку к суппорту и перемещайте её до появления заметного трения к верхней боковой части диска. По звучанию можно определить степень кривизны: ровный звук указывает на исправность, а прерывистый — на кривизну. Для точной оценки лучше использовать специальный измерительный прибор.

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Первым шагом проверки тормозных дисков я всегда рекомендую визуальный осмотр. Необходимо обратить внимание на поверхность дисков: они не должны иметь видимых трещин, вмятин или значительного износа. Я также смотрю на толщину диска — если она ниже допустимого значения, указанного в руководстве пользователя, это явный сигнал к замене. Если на дисках есть ржавчина, ее стоит удалить, но подходить с осторожностью, чтобы не повредить поверхность.

Вторым этапом я проверяю наличие посторонних звуков во время торможения. Если я слышу скрежет или металлический звук, это может указывать на износ колодок или повреждение дисков. Также важно обращать внимание на вибрации в руле — это может свидетельствовать о неравномерном износе дисков. В таких случаях я рекомендую провести более детальную диагностику на СТО.

Наконец, я проверяю диски на наличие биения. Для этого стоит покататься на автомобиле и оценить поведение тормозов: если при нажатии на педаль тормоза появляется чувство, что машина чуть-чуть дергает, это может означать, что диски деформированы. Я всегда помню, что регулярная проверка тормозной системы — это залог безопасности на дороге, и игнорировать эти простые советы не стоит.

В некоторых случаях деформацию можно исправить у токаря. Если диск новый и достаточно толстый, то токарь может выровнять его на станке. Однако такая процедура приводит к уменьшению толщины диска, что неправильно. Иногда токари работают и с тонкими дисками, но это рискованно и нежелательно.

Наилучший вариант – это просто приобрести новые тормозные диски для надежной эксплуатации автомобиля. Покупка б/у запчастей также может быть разумной, но только если они в безупречном состоянии. В противном случае вы снова столкнетесь с теми же проблемами.

Кстати, искривление диска ведет к биению тормозной педали. Это происходит из-за различий в толщине на различных участках диска. При касании колодок к области искривления, возникает зона истончения, что заставляет колодки сдвигаться, и педаль тормоза опускается. Когда колодки доходят до зоны с нормальной толщиной, педаль поднимается. Так происходит биение.

3. Как определить износ тормозных дисков

Качественные новые тормозные диски, производимые известными фирмами, вероятнее всего, будут служить длительный срок и хорошо выполнять свои функции. Согласно международным стандартам все диски должны иметь маркировку, которая сообщает о толщине диска и максимальном предельном износе, обычно расположенной на его торце. Если толщина диска достигает критических значений, его нельзя использовать, и необходимо заменить на новый.

Однако бывает, что маркировка отсутствует, что свидетельствует о том, что тормозной диск не сертифицирован или подделан. В таких случаях крайне нежелательно приобретать и использовать подобные изделия. Лучше заплатить немного больше за проверенные тормозные диски от известных брендов с необходимыми документами и маркировкой, гарантируя надежность тормозной системы.

Как же проверить тормозные диски на износ и какое оборудование для этого потребуется? Для начала можно визуально осмотреть диски, не снимая колес, чтобы получить общее представление о их состоянии. Однако такой метод не всегда точен. Для более детальной проверки лучше все же снять колесо, чтобы осмотреть диск на наличие деформаций и износа.

Как измерить толщину тормозного диска? Для этого понадобится штангенциркуль. Измерения проводятся в 5-8 точках. Если величина отличается, это указывает на кривизну и неравномерный износ.

Как уже упоминалось, маркировка на диске показывает максимально допустимую толщину. Кроме того, следует проверить диск на наличие повреждений, таких как сколы, трещины или вмятины, так как это также является основанием для замены.

Как оценить тормозные диски, не снимая колеса? Если нет возможности снять колеса, обратите внимание на поведение автомобиля в процессе движения.

Если диски сильно изношены, на это могут указывать следующие признаки:

  • рывковое торможение;
  • скрежет;
  • скрип;
  • другие необычные звуки;
  • биение в руле;
  • постукивание при нажатии на педаль акселератора;
  • неисправность тормозной системы при использовании тормоза.

Появление таких признаков является тревожным знаком. Лучше избежать подобного состояния автомобиля. Рекомендуется периодически, каждые 10-15 тысяч километров, проверять тормозные диски и оценивать их толщину. Конечно, если водителя что-то настораживает в поведении машины, не стоит дожидаться намеченного пробега — лучше сразу же обратить внимание на тормозные диски.

Эксперты советуют заменять оба тормозных диска с одной стороны, независимо от степени их износа.

Чтобы увидеть, как проверить тормозные диски на искривление, посмотрите видео:

Как осуществить замену тормозного диска

Замена тормозных дисков может быть осуществлена самостоятельно. Для этого потребуются определенные навыки, знания и инструменты. Как уже было упомянуто, наилучший вариант — приобрести новые диски и колодки от надежного производителя, убедившись в наличии сертификатов и соответствующей маркировки. Запчасти должны соответствовать конкретной модели автомобиля.

Процесс установки дисков выглядит следующим образом:

  1. Сначала необходимо ослабить гайки на колесе, затем снять его. Снимать колесо обязательно, так как для замены дисков нужен свободный доступ к ним.
  2. После этого демонтируется суппорт. Для этого нужно открутить болты, которые расположены на внутренней стороне диска, используя отвертку.
  3. Суппорт нужно снять осторожно, он может быть «прикипевшим», поэтому можно воспользоваться молотком, осторожно постучав по нему. Не стоит трогать соединение между суппортом и тормозной трубкой — его лучше привязать к кузову автомобиля, так как в этом элементе есть давление, а утечка тормозной жидкости приведет к необходимости «прокачки».
  4. Затем следует убрать старые колодки и пластины. В некоторых случаях потребуется также снять крепление суппорта, отвинтив винты с помощью отвертки.
  5. Далее необходимо снять тормозной диск. Иногда диск крепится к ступице корончатой гайкой, которую нужно открутить, чтобы снять диск. Однако часто ступица и диск могут застревать друг в друге из-за высокой температуры на колесах. В такой ситуации следует аккуратно постучать по диску через кусок древесины.
  6. В завершение демонтажа стоит проверить целостность крепления ступицы.

Теперь можно приступать к установке нового тормозного диска:

  • в случае необходимости очистите диск от ржавчины или налета только с применением специальных средств;
  • затем аккуратно протрите диск чистой тряпкой;
  • после этого осторожно установите диск на ступицу;
  • затем закрепите крепление суппорта;
  • освободите суппорт и установите колодки, при этом их необходимо максимально сжать и поместить на тормозной диск;
  • закрепите суппорт болтами с внутренней стороны диска;
  • последним шагом установите колесо и снимите машину с домкрата;
  • в завершение затяните гайки колеса.

Таким образом, процесс замены дисков завершен. Конечно, прежде чем приступать к эксплуатации автомобиля, важно проверить, все ли функционирует исправно. Это следует делать в безопасном месте, где нет препятствий для движения, начиная с медленного разгона.

Чтобы убедиться в работоспособности тормозной системы, аккуратно нажмите на тормоза. Машина должна спокойно остановиться: резкие рывки, провалы педали, вибрации, перегрев дисков и другие аномалии — это плохие признаки, указывающие на неисправность.

Новичкам стоит рекомендовать обращаться в автосервер для получения профессиональной помощи. Проверка и замена тормозных дисков — это довольно сложный процесс, требующий опыта и навыков. Правильная работа тормозной системы — это основа безопасности во время движения.

Вопросы по теме

Как узнать, есть ли у тормозных дисков трещины или повреждения без специальных инструментов?

Вы можете провести визуальный осмотр тормозных дисков, не имея под рукой специальных инструментов. Первое, что нужно сделать, это снять колесо и осмотреть диск на предмет видимых повреждений. Обратите внимание на любые трещины, сколы или глубокие царапины. Если вы заметите неравномерное износение, это может указывать на проблемы с тормозами. Также проверьте, нет ли ржавчины, которая может повредить диск. Если вы сомневаетесь в состоянии дисков, лучше обратиться к специалисту.

Как определить, когда время на замену тормозных дисков, используя звук торможения?

Звук, издаваемый тормозами, может быть хорошим индикатором состояния тормозных дисков. Если вы слышите скрип или свист во время торможения, это может указывать на то, что колодки износились и начинают касаться диска напрямую, вызывая повреждения. Также обратите внимание на громкий металлический звук – это может говорить о том, что тормозные диски сильно изношены и нуждаются в срочной замене. В любом случае, при возникновении необычных звуков лучше сразу провести детальную проверку системы торможения.

Могут ли тормозные диски влиять на зимнюю безопасность автомобиля?

Безусловно, тормозные диски играют важную роль в зимней безопасности автомобиля. В условиях скользких дорог и низких температур, эффективность тормозов критически важна. Изношенные или неровные тормозные диски могут снизить сцепление колес с дорогой, особенно если они налиты водой или покрыты льдом. Поэтому перед наступлением зимы важно проверить состояние тормозных дисков, чтобы убедиться, что они готовы к работе в сложных условиях, а также обеспечить максимальную безопасность на дороге.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий