Как самостоятельно проверить и заменить рулевые наконечники автомобиля

Рулевые наконечники представляют собой ключевой элемент автомобиля, который отвечает за управляемость и безопасность при движении. В результате постоянной эксплуатации они подвергаются нагрузкам, что вызывает их износ и потенциальные поломки. В данном материале мы рассмотрим методы проверки состояния рулевых наконечников, чтобы обеспечить безопасную и длительную эксплуатацию вашего автомобиля.

Коротко о главном
  • Определите необходимость замены рулевых наконечников по признакам: износ, стуки в руле, неравномерный износ шин.
  • Подготовьте инструменты: домкрат, ключи, съемник, смазка.
  • Поднимите автомобиль и снимите колесо для доступа к рулевым наконечникам.
  • Проверьте состояние наконечников на наличие люфта, износа и повреждений.
  • При необходимости замените старые наконечники новыми, следя за правильной установкой.
  • Проведите схождение колес после замены для предотвращения неравномерного износа шин.

Симптомы неисправности рулевых наконечников

Симптомы неисправностей рулевых наконечников очень схожи с проблемами, связанными с шаровыми опорами.

Ключевые признаки, указывающие на сбои в работе рулевых наконечников, включают: люфт рулевого колеса, ощущение отдачи при поворотах, а также удары в передней части автомобиля при движении по неровностям.

Однако стоит учитывать, что схожие шумы и люфты могут возникать также из-за износа амортизаторов, подшипников ступиц, сайлентблоков и шаровых. Если удары ощущаются напрямую в руле, это обычно сигнализирует о необходимости проверки рулевой рейки.

Симптомы неисправности рулевых наконечников:

  • Вибрация, биение или затрудненное вращение руля. Это может быть связано с недостатком смазки из-за поврежденного пыльника или дефектоносного наконечника. Рекомендуется смазать узел подходящим средством, однако также возможно, что проблема заключается в неправильной геометрии детали после механического воздействия или неаккуратной установки. В такой ситуации необходимо удостовериться в правильности установки и, при необходимости, заменить деталь.
  • Если у руля наблюдается увеличенный свободный ход, это может указывать на значительные продольные и поперечные люфты в шарнире. Это может быть следствием износа втулок или деформации пальца. В таком случае требуется заменить узел.
  • Если во время проезда препятствий и вращения колес вы обнаружили постоянный глухой стук, вероятнее всего, есть проблемы с продольным люфтом пальца. Это происходит, когда втулки изношены, и для решения проблемы необходимо либо восстановить, либо заменить этот компонент.

Причины поломки

Наиболее распространённые причины неисправностей наконечников: повреждённый пыльник, дефекты пластиковых втулок и проблемы с шарнирной частью пальца.

Повышенные нагрузки на наконечники, вызванные активным управлением, такими как резкие повороты и частые манёвры на некачественных дорогах, способствуют их преждевременному износу. Кроме того, постоянные поездки по плохим дорогам, наезд на препятствия, например, бордюры, вращение руля на месте, химическое воздействие и резкие перепады температур также ускоряют процесс износа.

Неправильная установка детали на автосервисе может привести к повреждению втулки. Часто проблемы, связанные с пыльниками, такие как их разрыв или смещение из-за деформации стопорного кольца, могут вызывать попадание грязи в шарнир, что ведёт к ускоренному его износу.

Во время энергичных манёвров на неровном покрытии на наконечники могут действовать значительные нагрузки. При повороте колес автомобиля, стоящего на месте, на рулевой механизм может оказываться давление до одной тонны.

Если вы аккуратно ведёте автомобиль по хорошим дорогам, рулевые наконечники могут прослужить до 100 000 км. Однако если наблюдаются сочетания трёх и более источников проблем, симптомы неполадок могут появляться уже через 20-25 тысяч километров, а в случае повреждения пыльника — ещё быстрее.

Как проверить рулевые наконечники

На начальном этапе проверки рулевых наконечников необходимо осмотреть их пыльники. Для этого зачастую достаточно просто вывернуть колесо. Если чехол имеет трещины или разрывы, внутрь может проникать вода и грязь, что может привести к ускоренному износу смазки в шарнире. При обнаружении такой порчи необходимо заменить пыльник. Чтобы выявить визуально неочевидные дефекты рулевых наконечников, стоит использовать подъемник или домкрат. Процесс диагностики лучше проводить вдвоём с помощником.

Для проверки наконечников следует:

  1. Приподнять автомобиль с помощью подъемника или домкрата и обеспечить его надежное положение на опорах для безопасности.
  2. Возьмите колесо, которое необходимо проверить, за обе стороны и слегка покачайте его вперёд и назад, чтобы определить наличие люфта.
  3. Затем, удерживая руку на наконечнике и поворотном кулаке, снова покачайте колесо. Если вы заметите свободный ход в шарнире во время качания, это указывает на неисправность детали.

Также можно воспользоваться другим методом диагностики: установить автомобиль над ямой или поднять его, а затем, схватив рулевую тягу у колеса, проверить её люфт, наблюдая за шарниром. Наличие люфта — это признак поломки.

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Первым шагом в проверке рулевых наконечников является визуальный осмотр. Я всегда начинаю с проверки на наличие видимых повреждений или износа. Если я замечаю трещины, сгибы или коррозию на наконечниках, это уже основание для их замены. Также важно осмотреть любые шланги или крепления, которые могут быть повреждены или ослаблены. Наконечники не должны иметь люфта; для этого я ставлю автомобиль на ровную поверхность и аккуратно подвигиваю колесо влево и вправо. Если я обнаруживаю стук или ненормальные движения, это также сигнал к замене.

Для более детальной проверки я использую метод с подъемом автомобиля на подъемнике. Мне нужно проверить подшипники и шарниры рулевых наконечников на наличие признаков износа. Я аккуратно двигаю колесо, чтобы выявить любые посторонние звуки или люфт между рулевым механизмом и колесом. Если люфт превышает допустимую норму, я понимаю, что нужно заменить рулевые наконечники. Часто при этом нужно также заменить и другие компоненты, такие как шары или подшипники, чтобы обеспечить надежность и безопасность управления автомобилем.

Когда я принимаю решение о замене рулевых наконечников, я всегда использую качественные запчасти, которые соответствуют характеристикам моего автомобиля. Процесс замены начинается с демонтажа колеса и отсоединения рулевого наконечника от рычага. С помощью съемника я аккуратно извлекаю старый наконечник и устанавливаю новый. После установки я обязательно проверяю геометрию и углы настройки колес, чтобы гарантировать правильную работу системе рулевого управления. Завершающим этапом является тщательная проверка автомобиля на дороге, чтобы убедиться, что после замены все работает корректно и безопасно.

Для более тщательной проверки можно снять нужный узел. Вам понадобятся: стальная щетка, торцевой ключ, плоскогубцы, а также съемник или молоток. Сначала очищаем наконечник от загрязнений с помощью щетки, затем извлекаем фиксирующий штифт. Открутите гайку и аккуратно извлеките палец рулевой тяги из гнезда.

Проанализируйте состояние втулки, производя давление на шарнир пальца. Если шарнир двигается даже при небольшом нажатии, это может свидетельствовать о том, что втулка с пружиной нуждается в замене.

Как понять, что пора менять 

Уже после 20 тысяч километров пробега рулевые наконечники могут начать изнашиваться. После проведения описанных выше процедур вы сможете определить, нужно ли восстановить или заменить деталь.

Если вы заметили значительный люфт в шарнире, который выдавлен или сильно изношен, если есть дефекты в корпусе детали или повреждения пальца и его резьбы, то стоит полностью заменить деталь.

Ремонт рулевых наконечников имеет смысл только в случае повреждения пыльников или стопорных колец, а также при малых потерях или загрязнении смазки. Ремкомплекты для рулевых наконечников содержат все необходимые компоненты для восстановления.

Можно ли ездить со стучащими

Игнорирование повреждённого наконечника в течение длительного времени может привести не только к дополнительному износу других элементов автомобиля, но и к снижению безопасности на дороге.

В частности, водителю могут предстать такие проблемы, как:

  • нарушение углов установки колес;
  • ускоренное и неравномерное изнашивание шин;
  • повышенные нагрузки на рулевую рейку и гидроусилитель руля.

Нарушения в работе рулевых тяг могут негативно сказаться на безопасности и комфорте во время вождения. Вот несколько потенциальных последствий неисправных деталей:

  • изменение устойчивости при движении;
  • усложнение маневрирования автомобилем;
  • полная потеря контроля над автомобилем.

Последний пункт представляет собой серьёзную угрозу и может произойти из-за поломки корпуса шарнира, выхода пальца наконечника или закручивания гайки, а также из-за повреждений резьбы.

Продление ресурса рулевых наконечников

Ниже представлены рекомендации, которые помогут владельцу автомобиля продлить срок службы наконечников и снизить риск их поломки:

  • Избегайте резкого поворота руля, когда автомобиль стоит на месте.
  • Старайтесь объезжать ямы и неровности, избегая наезда на бордюры с повернутыми колесами.
  • Снижайте скорость на неровных участках дороги.
  • Рекомендуется проверять состояние пыльников шарниров не реже одного раза в год или каждые 14 000 – 16 000 км пробега.
  • При мойке автомобиля обращайте внимание на пыльники, чтобы не повредить их.
  • Замена пыльника должна производиться незамедлительно даже при небольших повреждениях.

Рейтинги рулевых наконечников 

В марте 2022 года издание «За рулем» провело серию испытаний различных рулевых наконечников. В рамках тестирования оценивались такие параметры, как усилие вырыва и выдавливания шаровых пальцев, сила вращения пальца, а также стабильность пыльника при температуре -50 °C и твердость шара. Результаты испытаний были весьма любопытными, и более подробную информацию можно найти на сайте журнала «За рулем». В нашем материале представлена лишь таблица с итогами тестирования.

Результаты испытаний рулевых наконечников журнала За рулем
Марка Сила вырыва шарового пальца
кгс
Сила выдавливания шарового пальца
кгс
Сила вращения
Н-м
Стойкость пыльника при -50 °C Твердость по Роквеллу
HRc
Asam-SA 3200 3920 3,8 остался целым 29
Belmag 1800 3160 5,4 раскололся 30
Dayan 3760 2460 4,8 откололся край 13,5
Fenox 2160 3200 9,1 скололись края 29
Finwhale 3560 3440 7 треснул пополам 30
Renault 4100 2400 3,4 остался целым 31
Тольятти 3800 3520 7,1 раскололся 29,5

Замена 


























После установки новых рулевых наконечников необходимо провести регулировку схождения и развала колес. 

Если информация оказалась полезной, не стесняйтесь оставить комментарий. В случае, если она была бесполезной или неточной, пожалуйста, также дайте знать.

Вопросы по теме

Как можно определить, что рулевые наконечники требуют замены, кроме визуальной проверки?

Кроме визуального осмотра, существует несколько признаков, которые могут указывать на необходимость замены рулевых наконечников. Первый из них — это неустойчивость руля при движении. Если вы замечаете, что руль начинает «блуждать» или требует большего усилия для управления, это может говорить о износе наконечников. Также стоит обратить внимание на посторонние шумы при повороте, такие как скрипы или стуки, которые исходят из области передней подвески. Еще одним индикатором может быть неравномерный износ шин, который часто оказывается следствием проблем с рулевым управлением.

Что делать, если при замене рулевых наконечников возникли трудности с их демонтажем?

При замене рулевых наконечников иногда возникают трудности с их демонтажем из-за коррозии или заедания. В таких случаях рекомендуется использовать проникающее масло, например, WD-40, которое поможет ослабить ржавчину. Нанесите его на соединение и дайте постоять некоторое время. Если наконечник все равно не поддается, можно использовать специальные инструменты, такие как выбивалки, которые позволяют аккуратно отделить его от рулевой тяги. В крайнем случае, если все методы не помогают, стоит обратиться к профессионалу, чтобы избежать повреждений.

Сколько времени занимает замена рулевых наконечников, и какие инструменты понадобятся для этого процесса?

Замена рулевых наконечников занимает в среднем от 1 до 2 часов, в зависимости от состояния автомобиля и опыта механика. Для выполнения этой работы потребуются следующие инструменты: гаечные ключи, головки, домкрат для подъема автомобиля, а также может понадобиться специальный инструмент — захват для шаровых соединений, который поможет быстро и безопасно отсоединить наконечники от рулевой тяги. Также не забудьте подготовить новые рулевые наконечники и при необходимости — регулировочные шайбы и смазочные материалы.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий