Притирка клапанов является ключевой процедурой для нормального функционирования двигателя. Эти детали регулируют вход и выход газов из цилиндров, и их неэффективная работа может негативно сказаться на работе мотора и привести к серьезным поломкам. В данном тексте мы подробно рассмотрим процесс притирки и его правильное исполнение.
- Обзор методов притирки клапанов: традиционные и современные.
- Необходимые инструменты и материалы для выполнения работы.
- Пошаговая инструкция по притирке клапанов с использованием пасты.
- Советы по обеспечению качественного притирания и проверки герметичности.
- Ошибки, которых следует избегать при притирке клапанов.
- Заключение о важности правильной притирки для долговечности двигателя.
Важно отметить, что в профессиональных мастерских клапаны не шлифуются с использованием абразивных паст. Эта методика не рекомендуется производителями, так как она может навредить двигателю. После ремонта головки блока на специализированном оборудовании притирка клапанов может вызвать проблемы с идеально обработанными плоскостями. Если же восстановление ГБЦ проводилось в неофициальных условиях с использованием ручного инструмента, притирка станет необходимостью.
Притирка клапанов – это
Процесс шлифовки клапанов помогает достичь безупречной посадки впускных и выпускных деталей в их гнезда, обеспечивая полное отсутствие утечек.
Эта процедура обычно осуществляется во время замены клапанов или после капитального ремонта двигателя. В результате достигается максимальная герметичность, что приводит к улучшению компрессии, повышению КПД мотора и его стабильной работе.
Если клапаны не притереть, энергия, выделяемая в процессе сгорания топливной смеси, будет частично теряться, что приведет к снижению мощности и увеличению расхода топлива.
Когда стоит задуматься о притирке клапанов
Если ремонт головки блока цилиндров осуществляется в несанкционированных условиях без заводского оборудования, притирка клапанов обязательна. В случае качественного выполнения работ на профессиональных станках, необходимость в притирке отсутствует, и она может даже навредить.
Существуют различные методы диагностики, которые помогут выявить необходимость притирки клапанов, позволяя оценить степень герметичности системы.
Для проверки необходимо снять ГБЦ. Если она была отремонтирована, то она уже отсоединена. Далее следует тщательно очистить головку от загрязнений. После этого нужно проверить ГБЦ и посадочные места на наличие деформаций и других проблем. Также необходимо внимательно осмотреть опоры распредвалов на наличие заусенцев и повреждений.
Для проверки герметичности ГБЦ необходимо перевернуть ее и установить на ровную поверхность, затем налить немного горючего в камеры сгорания. Если жидкость будет уходить, это указывает на утечку и нарушение герметичности.
При наличии утечки в системе клапанов мотор начинает работать нестабильно. Для исправления ситуации требуется притереть клапана.
Инструменты для притирки
Для притирки клапанов понадобятся следующие инструменты:
- Ручной держатель клапана. Этот инструмент продается в автомагазинах, но, при необходимости, его можно изготовить самостоятельно, что будет описано позже.
- Притирочная паста. В продаже есть множество средств разных ценовых категорий, однако ее также возможно сделать самостоятельно из абразивной стружки.
- Дрель или шуруповерт с реверсом, чтобы обеспечить вращение в обоих направлениях.
- Шланг и пружина для удержания ножки клапана в необходимом положении.
- Керосин для очистки и оценки качества работы.
- Шарошка, которая используется для снятия деформированного металла в месте усадки клапана, доступна в автомагазинах для большинства двигателей.
- Тряпка для протирания рук и поверхностей.
- Растворитель для очистки деталей.
- Скотч, который может понадобиться при механической очистке.
Приспособление для притирки клапанов своими руками
Если автовладелец не приобретает готовый инструмент для притирки, ниже будет описан процесс изготовления устройства самостоятельно в домашних условиях. Для этого понадобятся:
- Металлическая труба длиной от 10 до 20 см с внутренним диаметром на 2-3 мм больше диаметра ножки клапана.
- Электродрель (можно использовать и шуруповерт) и сверло диаметром 8,5 мм.
- Сварка или другие средства для соединения.
- 8-ми миллиметровый болт и гайка.
Чтобы изготовить притирочный инструмент, нужно следовать следующему алгоритму:
- С помощью сверла просверлите отверстие на 2-3 мм больше, чем привод клапана, на расстоянии 7-10 мм от края трубы.
- Приварите гайку прямо над проделанным отверстием, стараясь не повредить резьбу.
- Вверните болт в гайку так, чтобы его конец касался внутренней стороны трубы, напротив отверстия.
- Чтобы создать ручку, выгните оставшуюся часть трубы или соедините другую металлическую деталь вручную с помощью сварки.
- Выкрутите болт, поместите ножку клапана в трубу и зафиксируйте его обратно с помощью болта.
Как притереть клапана
Процесс притирки клапанов можно выполнить несколькими способами. Рассмотрим каждый из них.
Следует помнить, что каждый клапан притирается конкретно к своему клапанному отверстию.
Вручную
Для выполнения притирки следуйте следующему плану:
В процессе притирки клапанов своими руками я в первую очередь обращаю внимание на выбор инструмента. Для этого идеально подходят притирочные пасты, которые обеспечивают нужную степень абразивности. Я рекомендую использовать пасту с пониженной зернистостью для первоначальной обработки, а затем переходить на более мелкие. Это позволяет добиться качественного прилегания клапана к седлу и исключить утечки газа. Важно также не забывать о наличии специального инструмента, такого как притирочный круг или шлифовальная насадка, что значительно упростит процесс.
Методика притирки у меня довольно проста. Сначала я очищаю поверхность клапанов и седел от загрязнений и старого масла. После этого наношу тонкий слой притирочной пасты на края клапанов. Далее, используя ручной или механический притирочный инструмент, аккуратно прокручиваю клапан в седле, придавая ему вращательное движение. Это позволяет равномерно распределить пасту и создать определенное давление. Я всегда рекомендую делать это аккуратно и не допускать перекоса, чтобы избежать повреждения поверхности клапана или седла.
Завершив процесс притирки, я обязательно проверяю полученный результат. Для этого можно использовать световой источник и внимательно осмотреть место соприкосновения клапана с седлом. Если я вижу равномерный след по всему периметру, это свидетельствует о качественной притирке. В случае если есть просветы, я повторяю процесс до достижения необходимого результата. Такой подход не только позволяет обеспечить надежное уплотнение, но и продлить срок службы двигателя в целом.
- После удаления клапана проведите его тщательную очистку, используя специальные чистящие средства и абразивные материалы.
- Нанесите небольшой слой притирочной пасты на фаску клапана. Начните с крупнозернистой пасты, после чего переходите к более мелкой.
- Если вы используете самодельный держатель, вставьте клапан в предназначенное для него место, переверните ГБЦ и наденьте держатель на клапан в посадочном месте. Хорошо закрутите болт для фиксации.
- Перемещайте устройство с клапаном по кругу попеременно в обе стороны на пол оборота.
- Спустя некоторое время поверните клапан на четверть оборота и повторите циклические движения.
- Продолжайте до тех пор, пока на фаске не появится равномерная сероватая полоска шириной около 1,75-2,3 мм для впускных и 1,44-1,54 мм для выпускных клапанов. Аналогичная полоска должна образоваться и на седле клапана.
Другим индикатором завершения процесса может служить изменение звука притирки. В начале звук будет четким и громким, а в процессе он станет более глухим, что говорит о том, что метали начинают взаимодействовать друг с другом. Обычно процедура занимает от 5 до 10 минут, в зависимости от состояния детали и условий.
В большинстве случаев применяются пасты с различной зернистостью, начиная с крупнозернистой. Процесс всегда остается неизменным, но пасту с мелкой зернистостью лучше использовать только после того, как предыдущий слой будет полностью отшлифован.
Кроме того, необходимо проверить качество выполнения процесса. Для этого нанесите тонкую линию графита на фаску головки клапана, затем вставьте клапан в направляющую втулку, придавите и повертите. Это поможет проверить правильность расположения детали по следам графита. Если все сделано верно, все нанесенные линии должны стереться после первого поворота клапана. Притирку следует продолжать до тех пор, пока не будет достигнут этот результат.
После завершения притирки все детали следует промыть керосином, чтобы удалить остатки пасты. Также рекомендуется нанести моторное масло на ножку клапана и втулку.
Дрелью
Притирка клапанов с использованием дрели является более эффективным методом, который позволяет сократить время и усилия. Принцип работы схож с предыдущим методом. Следуйте этой инструкции:
- Возьмите металлический стержень и наденьте на него резиновый шланг. При необходимости используйте хомут для фиксации.
- Закрепите стержень со шлангом в патроне дрели.
- Возьмите клапан, наденьте на его ножку пружину, затем верните его на место.
- Чуть выдвиньте клапан из ГБЦ и нанесите немного пасты на фаску вокруг тарелки клапана.
- Вставьте ножку клапана в шланг. Опять же, используйте хомут для надежной фиксации.
- При низких оборотах дрели начните процесс притирки клапана в его посадочном месте.
- Также стоит перемещать деталь в разные стороны, для чего можно использовать пружину.
- После небольшого времени работы дрели, переключите её направление и продолжите процесс.
- Работу стоит вести до тех пор, пока на корпусе детали не появится матовая линия.
- Сначала разместите головку блока цилиндров на боку, чтобы отверстия одного из коллекторов были направлены вверх. Клапаны окажутся в горизонтальном положении, а их крышки в вертикальном. Перед началом проверки выходы клапанов нужно тщательно высушить, чтобы было видно возможные протечки топлива.
- Затем залейте бензин (или предпочтительно керосин, поскольку он лучше течет) в места колодцев. Если клапаны будут герметичными, то залитая жидкость не будет просачиваться.
- Если всё же жидкость проникает даже в незначительных количествах, следует заново произвести притирку клапанов или рассмотреть другие варианты ремонта.
- Для проверки необходимо перевернуть головку блока цилиндров «вверх дном», то есть так, чтобы выходные отверстия клапанов оказались сверху, а колодцы находились рядом.
- Затем необходимо немного налить топлива в полость выхода клапанов, формируя своего рода «тарелку».
- Следующим шагом является использование воздушного компрессора для подачи воздуха в колодцы обоих коллектора.
- Если детали герметичны и притирка выполнена качественно, воздух не будет просачиваться. В противном случае появление пузырьков укажет на недостаток герметичности и плохую притирку.
После завершения притирки обязательно очистите клапан от пасты, для чего лучше всего подойдет растворитель.
Пневмоинструментом
Используя пневматический инструмент, также можно произвести притирку:
Способ вращения, с помощью пневмоинструмента
Этот инструмент обеспечивает быструю и легкую реализацию процесса с минимальными затратами усилий. Устройство состоит из мотора, подключенного к штифту, который оснащен присоской для крепления клапана. Чтобы пневмоинструмент заработал, необходим сжатый воздух.
Одним из главных достоинств данного метода является снижение вероятности ошибок в ходе работы. Инструмент сам контролирует все параметры, включая угол наклона, скорость и количество оборотов. Кроме того, сам процесс проходит быстрее, чем при традиционных методах.
Метод пристукивания, применяя пневмомашинку
Пневматическая машинка имеет уникальную технологию притирки, имитирующую настоящую работу клапанов с применением вращательного движения. Использование данного инструмента для притирки клапанов – это простой способ, позволяющий достичь высокой точности и отличного качества обработки.
Однако не следует забывать, что после завершения процесса важна тщательная очистка детали, чтобы избежать возможного повреждения цилиндров и остальных моторов, в случае попадания абразивного материала внутрь.
Проверка притирки клапанов
Важнейшим этапом после завершения притирки является проверка её качества. Существует несколько методов для её осуществления. Эти способы можно также использовать для определения необходимости притирки.
Керосином
Хотя предлагаемый ниже метод пользуется популярностью, он не окажется совершенно надежным и не подходит для проверки качества притирки моторов с EGR.
Этот метод прост в исполнении, но имеет недостатки. Он, к примеру, не позволяет оценить качество притирки во время работы двигателя под нагрузкой.
Компрессором
Следующий метод диагностики более точный и универсальный, так как с его помощью можно проверить, как проходят газы через клапан при нагруженном двигателе.
Этот метод подходит для всех типов двигателей.
Если информация оказалась полезной, оставьте комментарий. Если же она не принесла пользы или была неточной, обязательно сообщите об этом.
Цены на инструмент
Наименование и изображение | Цена руб. РФ |
Ручной инструмент с присосками![]() | 400 |
Ручное устройство![]() | 400 |
Насадка на дрель с присосками![]() | 2,000 |
Пневматическая машинка![]() | 11,000 |
Цены актуальны на август 2023 для Москвы |
Вопросы по теме
Какую роль играют различные виды притирки клапанов в работе двигателя?
Притирка клапанов — это процесс, который обеспечивает надежное и герметичное соединение между клапанами и седлами в головке блока цилиндров. Неправильная притирка может привести к утечкам гремучей смеси, снижению компрессии и увеличению износа компонентов двигателя. Существуют разные способы притирки: от ручной до механизированной, и каждый из них имеет свои преимущества. Например, механизированная притирка позволяет добиться более однородного контакта поверхности, тогда как ручной метод может быть полезным для более точного контроля качества. Правильный выбор метода притирки, а также тщательное выполнение работы могут существенно повлиять на долговечность и эффективность работы двигателя.
Как выбрать абразивный материал для притирки клапанов?
Выбор абразивного материала для притирки клапанов зависит от состояния клапанов и седел, а также от метода, который вы собираетесь использовать. Чаще всего применяются пасты на основе карбида кремния или алмаза. Для первоначальной обработки могут заменить более агрессивные абразивные пасты, но для финальной доводки рекомендуется использовать более мягкие материалы. Однако, если клапаны сильно изношены, то стоит рассмотреть возможность замены, так как притирка в этом случае может не обеспечить должного качества уплотнения.
Какие ошибки чаще всего совершают при притирке клапанов своими руками?
При притирке клапанов своими руками многие освоители сталкиваются с несколькими распространенными ошибками. Во-первых, неправильный выбор угла притирки может привести к неэффективному уплотнению. Во-вторых, недостаточная очистка поверхностей перед началом работы увеличивает шанс завоздушивания и ухудшает притирку. В-третьих, использование слишком грубых абразивных материалов может повредить как седла клапанов, так и сами клапаны, создавая дополнительные проблемы. Важно помнить, что эта работа требует внимательности и аккуратности для достижения лучших результатов.