При установке новых колесных дисков на автомобиль необходимо правильно выбирать все характеристики, чтобы обеспечить полноценную замену. В этой статье мы рассмотрим ключевые параметры, касающиеся дисков, а также иные аспекты выбора.
- Размер диска: Значения указывают на диаметр и ширину, что влияет на совместимость с шинами.
- Разболтовка: Указывает количество крепежных отверстий и их расстояние друг от друга, важна для установки дисков.
- Вылет (ET): Определяет положение колеса относительно оси автомобиля, влияет на управляемость и устойчивость.
- Центровочное отверстие: Размер отверстия в диске, необходимый для правильной центровки на ступице.
- Материал: Обозначает, из какого материала изготовлен диск (сталь, алюминий), что влияет на вес и прочность.
Типы колесных дисков
Существует три основных типа автомобильных дисков: штампованные, литые и кованые. Далее мы рассмотрим их основные характеристики и различия.
- Штампованные
Чаще всего экономичные автомобили комплектуются именно штампованными дисками из-за их доступной цены. Этот тип дисков значительно дешевле литых алюминиевых и кованых моделей. На отечественных дорогах более 60% легковых автомобилей «обуты» именно в такие диски.
У штампованных дисков есть явное преимущество: они не ломаются, а просто гнутся при механических воздействиях. Если произошло столкновение с бордюром или камнем, или колесо угодило в яму, «штамповка» не разрушится, хотя может получить вмятину. Такая особенность защищает подвеску автомобиля от повреждений. Диск можно легко восстановить в любом автосервисе — его просто «прокатают». После этого он вновь будет служить верой и правдой.
Однако у штампованных дисков есть и недостатки. Они подвержены коррозии, и после длительного простоя на автомобиле могут покрыться ржавчиной. Кроме того, этот тип дисков является самым тяжелым среди всех трех, что негативно сказывается как на ускорении автомобиля, так и на его тормозных характеристиках. Неподрессоренная масса увеличивается, что в свою очередь ухудшает работу подвески, а расход топлива возрастает на 7-10%.
- Литые
Этот тип дисков находится в средней ценовой категории: они стоят дешевле кованых, но дороже штампованных. Литые диски изготавливаются из алюминиевого сплава без применения высокого давления. Они легче, чем стальные варианты, приблизительно на 15-20%, и могут иметь различные дизайнерские решения, что делает их более привлекательными визуально. Небольшая масса улучшает динамику автомобиля и облегчает торможение. Также на машинах с литыми дисками расход топлива ниже по сравнению с штампованными.
Тем не менее, у литых дисков есть свои недостатки: при значительной деформации они могут треснуть. Неправильный удар о препятствие может привести к их разрушению без шанса на восстановление. Но, несмотря на это, плюсы литых дисков часто перевешивают минусы, поэтому производители все чаще устанавливают именно их на новые автомобили.
- Кованые
Создаются кованые диски с помощью технологии полужидкой штамповки. Их дизайн довольно ограничен из-за особенностей производства. Благодаря своей эластичности они не ломаются при ударах о бордюры или ямы. Однако среди всех типов дисков кованые – самые дорогие. Их главное достоинство заключается в том, что они в два раза легче штампованных и на 25% легче литых. За счет этого износ подвески автомобиля существенно снижается, а расход топлива также уменьшается.
Следует также упомянуть о титановых дисках. Этот вариант достаточно редок и дорогостоящ на нашем рынке. Их цена в несколько раз выше кованых, и комплект титановых дисков (размером 15-16 дюймов) может стоить как 2-3 комплекта литых дисков. Тем не менее, титановые диски являются самыми прочными и легкими из всех.
Нельзя однозначно сказать, какой из типов дисков лучше. Каждый автомобилист выбирает для себя подходящий вариант: некоторые отказываются от штампованных дисков, в то время как другие видят в кованых и литых вариантах необоснованные траты.
Параметры диска автомобиля
Идеальные параметры могут различаться даже для одного и того же автомобиля. Некоторые характеристики остаются неизменными вне зависимости от типа диска: штампованного, стального, литого или кованого.
Стандартизированная маркировка дисков выглядит следующим образом:
6.5J×15 H2 5/112 ET39 d57.1
Далее приведена подробная расшифровка параметров автомобильного диска:
1. Ширина
6.5 — первая цифра в маркировке указывает на ширину диска в дюймах. Этот параметр может также записываться с дробью: 6 и ½.
Для точного измерения ширины необходимо ориентироваться не по краям, а по «полке диска» – той части, к которой прижимается боковая сторона шины.
Чтобы шина сохраняла форму, рекомендованную производителем, важно следить за соответствием ширины диска и шины. Существуют специальные шины-калькуляторы для этой цели.
J (либо другие варианты: JJ, JK, K или L) — обозначает форму боковой кромки обода диска. Обычно этот параметр не имеет значения при подборе дисков для автомобиля.
2. Диаметр
15 — вторая цифра обозначает диаметр диска, который также указан в дюймах. Диаметр, как и ширину, измеряют не по краям, а по «полке диска», на которую устанавливается борт покрышки.
При ручном измерении рулеткой значение может быть немного большим по сравнению с указанным в маркировке диаметр. Чтобы перевести сантиметры в дюймы, нужно разделить измеренное значение на 2.54.
Например, если вы значительно замерили 40.6 см, то после деления на 2.54 вы получите 16, что и будет диаметром в дюймах.
H2 — данный параметр указывает на конструкцию и количество хампов. Хампы – это специальные выступы на диске, которые удерживают бескамерные шины на месте. Этот параметр можно не учитывать при подборе дисков, однако мы расшифруем возможные варианты маркировки:
- Н – стандартная конструкция хампа;
- Н2 – двойной хамп;
- FH – плоский (аббревиатура от английского Flat Hump);
- AH – асимметричный (аббревиатура от английского Asymmetric Hump);
- CH – комбинированный (аббревиатура от английского Combi Hump).
3. Параметры крепежных отверстий
5/112 – значение перед дробью указывает на число необходимых болтов и гаек. Цифра после дроби обозначает Pitch Circle Diameter (PCD) — диаметр окружности, по которой равномерно расположены отверстия под болты.
При обсуждении параметра PCD обычно подразумевают оба этих значения, поскольку они взаимосвязаны.
Когда я рассматриваю параметры диска автомобиля, первое, на что обращаю внимание, – это размер диска. Обычно он обозначается в дюймах и указывается как диаметральное значение. Например, диск на 16 дюймов имеет диаметр 16 дюймов. Этот параметр важен, так как он напрямую влияет на внешность автомобиля, а также на его управляемость и комфорт при вождении. Правильный размер диска помогает обеспечить оптимальную работу подвески и коэффициента сцепления с дорогой.
Следующий ключевой параметр – ширина диска, которая обычно указывается в миллиметрах. Ширина определяет, какую шину можно установить на диск, и влияет на поверхность контакта шины с дорогой. Чем шире диск, тем большую площадь контакта может обеспечить шина, что улучшает сцепление, но также влияет на стабильность и управляемость автомобиля. При выборе диска важно учитывать рекомендации производителя автомобиля, чтобы избежать проблем с установкой и эксплуатацией.
Наконец, я не могу не упомянуть о параметрах, таких как вылет (ET) и отверстия крепления. Вылет указывает, насколько диск смещен относительно вертикальной линии, проходящей через центр колеса. Правильный вылет гарантирует правильное положение колеса относительно подвески и кузова автомобиля. Что касается отверстий крепления, то их количество и диаметр определяют, как диск будет крепиться к ступице. Эти параметры необходимо учитывать, чтобы обеспечить безопасность и надежность эксплуатации автомобиля.
PCD можно измерить самостоятельно без необходимости снимать колеса. Для этого требуется измерить расстояние между наиболее удаленными крепежными отверстиями от центра каждого из них. Последующий алгоритм будет зависеть от количества отверстий:
- если их 4, то PCD равно расстоянию между центрами противоположных отверстий;
- если 5, нужно расстояние между двумя неприближенными отверстиями умножить на 1.051.
ВАЖНО! При самостоятельном измерении PCD следует быть предельно точным. Значения могут быть схожи (например, 98 и 100, или 110 и 112), но это не дает возможности для взаимозаменяемости изделий.
4. Вылет диска (ET)
ET39 (также могут быть другие значения: OFFSET и DEPORT) — данный элемент маркировки указывает на параметры вылета или выноса диска.
Вылет представляет собой расстояние между посадочной плоскостью (поверхностью, прилегающей к ступице) и вертикальной плоскостью симметрии диска.
Этот параметр указывается в миллиметрах. Вылет может быть отрицательным или положительным. Если посадочная плоскость совпадает с центром диска, то вылет будет равен нулю. В случае примера с маркировкой (ET39) вылет положительный, равный 39 мм.
На ширину диска влияет оптимальное значение вылета. С увеличением ширины необходимо уменьшать ET. Чем меньше вылет, тем больше диск выступает наружу. Это нужно для избежания контакта с деталями подвески и стойкой амортизатора. Однако слишком малый вылет может негативно сказаться на работе автомобиля, увеличивая нагрузку на подшипники и создавая риск трения покрышки о крыло, особенно при нагруженной подвеске.
Изделия с очень высоким вылетом могут не подойти к автомобилю из-за того, что внутренние части будут упираться в тормозной суппорт или другие элементы подвески.
Как же найти оптимальное значение вылета? Лучше всего ориентироваться на рекомендованные параметры от производителя автомобиля и данные от производителей дисков. В их каталогах указана вся необходимая информация о типах дисков, подходящих для вашего автомобиля, а также наличие сертификатов, подтверждающих их соответствие. Если в каталоге находится подходящий диск для вашего авто с международным сертификатом (например, TUV), его можно смело приобретать. При установке сертифицированных изделий ваш дилер не снимет автомобиль с гарантийного обслуживания.
ВАЖНО! Название параметра «вылет» может ввести в заблуждение. Может показаться, что чем больше значение, тем сильнее колесо будет выдвигаться наружу. Однако на деле все наоборот: чем меньше вылет, тем дальше диск выходит за пределы кузова автомобиля.
5. DIA
d57.1 — это диаметр центрального отверстия, который измеряется в миллиметрах по поверхности, прилегающей к ступице. В примере маркировки DIA составляет 57.1 мм.
При производстве легкосплавных дисков часто производители создают модели с увеличенным диаметром центрального отверстия (DIA). Для корректной установки таких дисков используются переходные кольца, которые могут быть выполнены либо из пластика, либо из металла. Пластиковые кольца, хотя и менее долговечные, имеют важное преимущество в условиях сурового российского зимнего климата: они не подвержены окислению, что предотвращает необходимость демонтажа диска в случае его «слипания» со ступицей автомобиля.
НЕУДЕРЖИМО! Если вы решили установить на автомобиль «штампованные» диски, учитывайте, что для них не предусмотрены переходные кольца. Это значит, что диаметр (DIA) должен быть максимально близким к рекомендованному значению (разрешено отклонение не более 0.1 мм).
Для литых или кованых дисков значение DIA определяется с помощью переходного кольца, которое подбирается отдельно под конкретный автомобиль. Можно вначале выбрать диск, а затем подобрать пластиковое кольцо.
Заводские модели, как правило, уже оснащены дисками с необходимым диаметром центра и не требуют устанавливать дополнительные элементы.
6. МАКСИМАЛЬНАЯ НАГРУЗКА
Параметр MAX LOAD указывает на максимальную нагрузку, которую способен выдержать диск, и не связан с его размерами. Диски, предназначенные для легковых автомобилей, обладают запасом прочности, но использование таких изделий на внедорожниках или грузовиках не рекомендуется. Избыточная нагрузка может привести к деформации диска даже при небольшом риске. Учитывайте максимальную нагрузку при выборе дисков для вашего автомобиля.
Если вам необходимы диски для тяжелого транспортного средства, например, джипа, обязательно проверьте соответствие максимальной нагрузки с рекомендациями для вашего автомобиля.
Значение MAX LOAD может быть представлено в фунтах или килограммах. Чтобы конвертировать фунты в килограммы, необходимо поделить число на 2.2. Например, если максимальная нагрузка составляет 2000 фунтов, то при использовании коэффициента преобразования получаем 908 кг.
- «Следует учитывать некоторые особенности литых дисков:
1. Возможно, что гайка, предназначенная для штампованного диска, подойдет не для литого. Например, гайка 21 может потребовать замены на 17 или 19. В таком случае потребуется дополнительно приобрести набор гаек и ключ. Поэтому перед покупкой важно проверить эти характеристики.
2. Для окончательной герметизации может не подойти имеющийся гаечный ключ (например, из-за недостаточного пространства в интерьере диска). Поэтому при покупке «литья» рекомендуется проверить ключ на автомобиле.
3. Порой внутренняя часть гайки или болта может оказаться несовместимой с родным крепежом. Это может потребовать использования переходника для ключа и гайки. Необходимо заранее проверить, возможно ли установить всё корректно, иначе, возникнет необходимость в поиске дополнительных аксессуаров в самый неподходящий момент.
Важно помнить о различиях в параметрах литых дисков для автомобилей марки ВАЗ и Лада. Штамповка, как правило, имеет меньшую толщину чем литые диски, поэтому для их установки понадобятся более длинные болты (существуют два типа, и к одному из них подойдет ключ на 19). Если использовать болт со штампованного диска на литом, то он не сможет использовать всю резьбу в ступице. В случае использования запасного колеса со штампованным диском, длинный болт может оказаться слишком длинным и задевать трос ручного тормоза. Для использования такого запасного колеса нужно либо иметь короткие болты, либо следить за тем, не задевают ли они за детали задней ступицы.»
- «Параметр плеча обката указывает расстояние между точкой пересечения оси вращения колеса с дорожным покрытием и центром контакта колеса с дорогой (в автомобиле без нагрузки). Современные автомобили зачастую оснащаются диагональными тормозными контурами (например, переднее правое и заднее левое колеса подключены к одному контуру, а остальные – ко второму) и обладают отрицательным плечом обката. При смене дисков возможно изменение этого параметра на положительное, что может привести к снижению устойчивости автомобиля при торможении. Чтобы избежать негативных последствий, обязательно подбирайте параметры дисков, основываясь на изначальных значениях.»
- «Важно понимать, зачем устанавливать литые диски на автомобиль. Если цель – улучшение внешнего вида, это одно. Однако, если вы стремитесь увеличить жесткость и прочность, то литые диски не так уж сильно превосходят штампованные, даже несмотря на более высокую цену. Физико-механические параметры таких дисков обычно не отличаются. Пример из жизни: время езды в Ахтубу, скорость 160 км/ч, на пути оказывается 10-сантиметровый перепад между старым и новым дорожным покрытием (об этом, конечно, не было предупреждающих знаков). Красивый литой диск при ударе о такое препятствие едва дожил до шиномонтажа, его удалось исправить, но это обошлось не дешево. Штамповка в аналогичной ситуации решает проблему намного легче: достаточно пару раз ударить молотком, и можно продолжать движение. Литые диски, безусловно, более привлекательны, но кованые изделия действительно имеют свои преимущества, хотя это уже другие диски.»
- «Лучше всего выбирать диски на месте, а не основываясь на фотографиях в интернете. К примеру, AFZ Luna выглядит гораздо хуже в каталоге, чем в реальности. Всегда проводите проверку качества покраски: каждый неровный участок может привести к серьезным неудобствам, как и ржавчина на кузове, которая со временем увеличивается. Дефекты, даже маленькие, могут стать причиной отслаивания покрытия. Все отечественные диски чаще всего имеют недостатки в покраске. Если вам повезло найти качественно окрашенный диск, то, по моему опыту, можно ожидать и высокого уровня литых изделий. Если вы находитесь в Москве, то Южный порт – отличное место для подбора дисков. Однако, совершать покупку там было бы не самым разумным решением. Понравившиеся варианты лучше поискать в интернете и сравнить цены, принимая во внимание, что к некоторым из изделий могут идти весьма необычные болты. Есть возможность, что один вариант стоит 2500 с болтами, а другой 2300, но при этом болты нужно докупать по 100 рублей штука. И еще, не заказывайте через доставку, ознакомьтесь с товаром лично, чтобы сразу проверить его качество и избежать лишних затрат, если что-то пойдет не так.»
Вопросы по теме
Как изменение параметров диска влияет на управление автомобилем?
Изменение параметров диска, таких как ширина, диаметр и вылет, может существенно повлиять на характеристики управления автомобилем. Например, увеличение ширины диска может обеспечить лучшее сцепление с дорогой и повысить устойчивость при прохождении поворотов. Однако слишком широкий диск может привести к ухудшению ходовых характеристик и повышенному износу элементов подвески. Также важно учитывать, что изменение диаметра диска может изменить общий радиус колеса, что в свою очередь влияет на работу трансмиссии и системе ABS. Важно находить баланс между эстетикой и функциональностью для оптимальной работы автомобиля.
Что означают цифры на боковине шины и как они связаны с дисками?
Цифры на боковине шины, такие как 205/55 R16, имеют важное значение и напрямую связаны с параметрами дисков. Первое число (205) обозначает ширину шины в миллиметрах, второе (55) – это отношение высоты профиля шины к её ширине, выраженное в процентах. Буква R указывает на радиальную конструкцию, а последнее число (16) – на диаметр диска в дюймах. Следовательно, при выборе дисков необходимо учитывать эти параметры, чтобы гарантировать правильную посадку шины на диск и добиться оптимальной производительности. Неправильное сочетание этих значений может привести к повреждению шины или нарушению работы системы безопасности автомобиля.
Можно ли устанавливать диски с нестандартными параметрами на автомобиль?
Установка дисков с нестандартными параметрами на автомобиль возможна, однако это требует тщательного учета многих факторов. Нестандартные диски могут привести к изменению высоты кузова автомобиля, ухудшению управляемости и увеличению нагрузки на подвеску и трансмиссию, что в конечном итоге может негативно сказаться на безопасности. Также необходимо проверить, подходят ли такие диски по конструкции к вашему автомобилю, чтобы избежать проблем с fitting и совместимостью. Всегда рекомендуется консультироваться с профессионалами и производителями перед установкой дисков с отклонениями от заводских параметров, чтобы избежать дорогостоящих повреждений или ремонтов.