Как правильно выбрать марку и залить тормозную жидкость: советы и рекомендации

Какова роль тормозной жидкости? Ее основное назначение заключается в передаче силы от тормозной педали к тормозным цилиндрам на каждом колесе. Эти цилиндры воздействуют на тормозные колодки, создавая трение между колодками и тормозным диском (или барабаном). Каждый владелец авто должен знать, как правильно добавить тормозную жидкость, так это крайне важно для безопасности и стабильной работы тормозной системы.

Коротко о главном
  • Выбор тормозной жидкости: учитывайте спецификации автомобиля (DOT3, DOT4, DOT5 и т.д.).
  • Подготовка: проверьте уровень жидкости и состояние тормозной системы.
  • Соблюдение правил: следуйте инструкции производителя по замене и заливу жидкости.
  • Безопасность: используйте перчатки и избегайте контакта жидкости с краской автомобиля.
  • После заливки: проверьте тормоза на эффективность и отсутствие утечек.

Почему нужно регулярно заливать тормозную жидкость

Все жидкости, использующиеся в автомобиле, обладают ограниченным сроком службы, по истечении которого требуется их замена. Производители транспортных средств в своих руководствах указывают рекомендуемые периоды обслуживания и смены жидкостей. Существует множество мифов о тормозной жидкости, которые популярны как среди начинающих водителей, так и среди опытных. Рассмотрим некоторые из них.

Абсолютная герметичность тормозной системы — это миф. В действительности в системе есть технологические отверстия, через которые проникает воздух. Вместе с воздухом в тормозную жидкость попадают молекулы воды, что приводит к ухудшению ее характеристик.

Смешивать жидкости от различных производителей не рекомендуется, так как у них могут быть отличия в составе и стандартах. В случае необходимости можно смешивать, но лучше использовать исключительно новую тормозную жидкость.

Использование разных жидкостей стандарта DOT-4 разрешается, но данный вопрос имеет свои нюансы. Без надлежащих знаний не стоит рисковать, лучше следовать рекомендациям от производителя вашего автомобиля, заполнять совместимые жидкости и соблюдать сроки их замены.

Как часто заливать тормозную жидкость

Как уже упоминалось, все рекомендации по уходу за вашим автомобилем и замены рабочих жидкостей разработаны производителем. Обычно, интервал замены составляет от 40 до 60 тысяч километров пробега или 2-3 года эксплуатации автомобиля. Ориентируйтесь на информацию из вашего руководства, а не на данные на упаковке жидкости.

Цифры на этикетке могут оказаться маркетинговым трюком недобросовестных производителей для привлечения покупателей.

Не следует игнорировать рекомендованные сроки замены, а если автомобиль активно используется, лучше чаще добавлять новую жидкость. Эта процедура не столь затратная, а при самостоятельном выполнении становится еще более экономичной.

Каждый автовладелец должен понимать, куда именно добавляется тормозная жидкость в автомобиле, и перед отправлением в путь ему следует обратить внимание на внешний вид тормозной жидкости, цвет и уровень в расширительном бачке; при необходимости — долить. Резкое падение уровня может свидетельствовать о наличии утечки в системе, порыве тормозных шлангов или износе уплотнений в цилиндрах.

В случае обнаружения неисправности, эксплуатация автомобиля строго запрещена. Важно устранить источник утечки и желательно залить новую тормозную жидкость, так как внутрь системы могли попасть загрязнения через место повреждения.

Контроль состояния тормозной жидкости также осуществляется во время технического обслуживания авто, при замене масел и проведении мелкого ремонта, что чаще всего происходит в межсезонье.

На расширительном бачке обозначены минимальные и максимальные уровни для тормозной жидкости, которыми нужно руководствоваться. Важно соблюдать эти отметки, не допускать снижения уровня ниже минимального и избегать перелива. Нарушение этих правил может привести к завоздушиванию системы или протечке через клапан бачка. Если вы собираетесь в дальнюю поездку, полезно иметь в автомобиле небольшой запас жидкости на случай необходимости.

Какую выбрать тормозную жидкость

Для правильного выбора тормозной жидкости, необходимо знать, какие ее типы существуют и на что обращать внимание. Есть три основных типа основы тормозной жидкости, о которых следует поговорить:

  1. Минеральная основа. Главные характеристики: невысокая агрессия к резиновым уплотнениям, хорошие смазывающие свойства, однако ограниченный температурный диапазон (лишается морозостойкости, начинает закипать при относительно невысоких температурах). Низкая цена, но не рекомендуется для современных автомобилей.
  2. Синтетическая основа (содержит полигликоли и эфиры). Самый распространенный тип, так как он хорош в эксплуатации. Однако, он активно поглощает воду, что ведет к внутренней коррозии тормозной системы.
  3. Синтетическая основа (содержит силикон). Наиболее дорогостоящий вариант, который плохо поглощает воду, но очень агрессивен к резиновым деталям. Не стоит смешивать с другими типами тормозной жидкости.

На сегодня на рынке существует множество производителей тормозной жидкости. При выборе крайне важно, чтобы свойства и технические параметры соответствовали требованиям, ведь это напрямую влияет на безопасность водителя и пассажиров. На что следует обратить внимание в первую очередь?

  • Температура

Во время работы тормозная система создает высокое давление, что приводит к нагреву жидкости. Температура кипения является крайне важным параметром, поскольку закипание может иметь серьезные последствия. Изначальный порог кипения составляет около +250 °C, однако со временем этот показатель снижается. Минимально допустимый уровень — +165 °C, что может произойти приблизительно через два года использования.

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

При выборе тормозной жидкости я всегда обращаю внимание на её соответствие требованиям производителя автомобиля. Важно помнить, что существуют разные типы тормозных жидкостей: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, и их нельзя смешивать друг с другом. Я предпочитаю использовать те марки, которые рекомендует автопроизводитель, так как это напрямую влияет на безопасность и эффективность тормозной системы. Например, для большинства современных легковых автомобилей оптимальным выбором будет любая жидкость, соответствующая спецификациям DOT 4, так как она имеет более высокую температуру кипения, чем DOT 3.

При замене тормозной жидкости я всегда уделяю внимание процедуре заливки. Прежде всего, необходимо удалить старую жидкость из системы, что обычно делается с помощью прокачки тормозов. Я всегда начинаю с farthest wheel (дальнего колеса), чтобы обеспечить максимальную эффективность. При этом важно следить за уровнем жидкости в бачке, чтобы он не упал ниже минимальной отметки, так как это может привести к попаданию воздуха в систему. Я использую специальный насос или компрессор, чтобы избежать образования пузырьков воздуха, что может негативно сказаться на работе тормозов.

После заливки новой жидкостью, обязательно нужно прокачать тормоза, чтобы удалить все оставшиеся воздушные пузырьки. Я всегда проверяю уровень жидкости в резервуаре и, при необходимости, подливаю. Кроме того, я не забываю очистить участки, на которые могла попасть тормозная жидкость, так как она может повредить краску автомобиля. Помня о всех этих нюансах и правилах, я смело могу сказать, что процесс замены тормозной жидкости становится простым и безопасным.

  • pH уровень

Эта характеристика показывает активность ионов водорода. Оптимальное значение должно колебаться от 7 до 11,5. При более низком pH среда становится кислой и может вызывать коррозию стальных компонентов тормозной системы. При повышении уровня pH она становится щелочной, что также неблагоприятно влияет на цветные металлы и резиноуплотнители.

  • Кинематическая вязкость

Вязкость должна быть как можно менее зависимой от температуры, так как изменения влияют на эффективность работы тормозов. При низких температурах жидкость становится гуще, что затрудняет ее поток через узкие трубы тормозной системы. Этот параметр измеряется в мм2/с, и обычно указывается вязкость при -40 °C; для DOT 4 — не выше 1800 мм2/с, для DOT 6 — не более 750 мм2/с, а для холодных регионов минимальный порог не должен составлять менее 900.

Все перечисленные характеристики помогают выбрать качественную тормозную жидкость, однако нет никакой гарантии, что заявленные параметры на упаковке соответствуют действительности. Чтобы избежать последствий от заведомо некачественного продукта, полезно ознакомиться с результатами сравнительных тестов различных производителей. В числе лучших представлены следующие продукты:

  • Сastrol – тормозная жидкость от компании «ВР Европа». Обладает высокими вязкостно-температурными свойствами, с запасом по значениям. Единственный минус — отсутствие герметичного клапана на горловине.
  • Hi-Gear HG7044 – производится в США компанией Hi-Gear Products. Характеристики соответствуют нормам, но нет такого запаса температурной прочности.
  • Pentosin Super – производится немецкой компанией Deutsche Pentosin-Werke. Полностью соответствует стандартам и рекомендуется для использования в холодных климатических условиях (можно заливать при температуре ниже -40 °C).
  • Mobil – выпускается в Европе корпорацией ExxonMobil Lubricants & Specialties. По своим характеристикам не уступает уже упомянутым продуктам, однако у нее отсутствует герметичная упаковка, что создает риск попадания влаги.
  • LUXE GreenLine – тормозная жидкость российского производства от компании Delfin Group. Рекомендуется к применению, обладает всеми необходимыми параметрами.
  • SINTEC Euro – еще один продукт российского производства от «Обнинскоргсинтез». Жидкость высокого качества, ее физико-химические свойства превышают заявленные нормы.
  • ROSDOT 4 Life Safety – последний в нашем списке, также производится в России компанией «Тосол-Синтез-Инвест». Заслуженно занял свое место среди рекомендованных тормозных жидкостей.

Как залить тормозную жидкость

Когда наступает время замены тормозной жидкости или возникают заметные отклонения от норм, необходимо залить новую жидкость. Простым и быстрым решением будет обратиться на любую станцию технического обслуживания и доверить эту задачу специалистам. Процедура займет немного времени, а стоимость окажется вполне доступной.

Если вам не хочется тратить деньги на такую простую операцию, вы можете самостоятельно сменить тормозную жидкость. Этот процесс, как правило, не вызывает сложностей. Для этого вам нужно внимательно ознакомиться с пошаговой инструкцией, поскольку многие не знают, как правильно осуществлять заливку тормозной жидкости. Также потребуется собрать необходимый набор инструментов, заранее приобрести новую жидкость, а еще желательно иметь под рукой помощника.

Перед тем как начать работу, обязательно убедитесь, что замена жидкости необходима. Для этого используйте специализированный тестер, который определяет температуру кипения тормозной жидкости и предоставляет соответствующие показания. Например, если температура кипения превышает 175 °C, то состояние жидкости удовлетворительное. Температура в пределах 165-175 °C также допустима, но если температура опускается ниже 165 °C, это сигнализирует о том, что срочно нужно заменить тормозную жидкость.

Кроме измерений с помощью тестера, рекомендуется провести и визуальный осмотр. Тормозная жидкость должна иметь свойственный ей цвет и консистенцию. Если вы заметили наличие мелких осадков или помутнение, это может свидетельствовать о износе элементов тормозной системы или выпадении в осадок химических компонентов. Такие признаки требуют немедленной замены жидкости.

Как упоминалось ранее, процесс замены довольно прост, но всё же требует внимания и осторожности. Позаботьтесь о средствах индивидуальной защиты, так как тормозная жидкость может быть агрессивной и при попадании на кожу или слизистые может вызвать ожог.

Для выполнения процедуры вам понадобится около одного часа. Вот список необходимых инструментов и материалов:

  • накидной ключ на 10;
  • защитные очки;
  • резиновые перчатки;
  • куртка с длинными рукавами;
  • чистая ветошь;
  • емкость для сбора использованной жидкости;
  • небольшое количество чистой воды;
  • резиновый шланг или шланг от капельницы;
  • новая тормозная жидкость (рекомендуется взять с запасом);
  • смотровая яма или эстакада.

Теперь разберемся с этапами замены тормозной жидкости:

  • Заводим автомобиль на смотровую яму так, чтобы обеспечить доступ ко всем колесам.
  • Глушим двигатель, переключаем селектор на нейтраль и подставляем под колеса «башмаки», чтобы предотвратить движение автомобиля.
  • Открываем капот и отворачиваем крышку на расширительном бачке главного тормозного цилиндра.
  • Снимаем любое колесо: для этого сначала ослабляем болты, затем поднимаем машину с помощью домкрата и снимаем колесо полностью.
  • С помощью ветоши и чистой воды очищаем область вокруг спускного клапана на ступице колеса.
  • Надеваем шланг на штуцер клапана, его другой конец помещаем в емкость для слива, и с помощью ключа на 10 отворачиваем винт клапана. Закрываем клапан вручную, как только он освободится.
  • Второй человек начинает прокачивать тормоза, делая примерно четыре нажатия. На пятом нажатии педаль нужно зафиксировать в нажатом состоянии, после чего постепенно открываем клапан, позволяя старой жидкости стекать в подготовленную емкость.
  • Когда старая жидкость перестанет поступать, сразу закройте клапан, чтобы избежать завоздушивания системы.
  • Как только уровень жидкости в расширительном бачке опустится до низкой отметки, залейте новую жидкость, продолжая сливать по тому же принципу, до тех пор, пока не начнет течь чистая тормозная жидкость из шланга.
  • После этого затягиваем винт клапана, возвращаем колесо на место и переходим к следующему колесу, находящемуся по диагонали.
  • Повторяем вышеописанные действия для каждого колеса, после завершения процесса тормоза должны работать плавно, фиксироваться в верхнем положении и не проваливаться вниз. Если этого не происходит, необходимо прокачать каждый контур заново.
  • Под конец работы проверяем крепление каждого клапана и наличие защитных резинок, также не забудьте проверить затяжку всех четырех колес.
  • Если нужно, подливаем жидкость до максимальной отметки, закрываем крышку и капот. Затем проверяем, как работает тормозная система во время движения.

При соблюдении всех пунктов вышеозначенного списка замена тормозной жидкости не станет серьезной трудностью даже для новичка за рулем.

Вопросы по теме

Какие признаки указывают на необходимость замены тормозной жидкости?

Существует несколько признаков, которые могут указывать на необходимость замены тормозной жидкости. Во-первых, если цвет жидкости темный или она приобрела мутный вид, это может свидетельствовать о загрязнении. Во-вторых, если тормоза начали плохо реагировать или педаль тормоза стала «мягкой», это может быть признаком низкого уровня жидкости или ее утечки. Также стоит обратить внимание на интервал времени: большинство производителей рекомендуют замену тормозной жидкости каждые 2 года, независимо от пробега.

Какие марки тормозной жидкости лучше выбрать для личного автомобиля?

Выбор марки тормозной жидкости зависит от рекомендаций производителя вашего автомобиля. Обычно используются две основные категории: DOT 3 и DOT 4 для легковых машин. Например, популярные марки, такие как Castrol, Bosch и Liqui Moly, предлагают высококачественные продукты, которые соответствуют требованиям большинства автомобилей. Однако стоит обратить внимание на спецификации, указанные в руководстве пользователя, чтобы убедиться, что выбираемая жидкость подходит именно для вашей модели.

Какие основные ошибки следует избегать при заливке тормозной жидкости?

При заливке тормозной жидкости важно избегать нескольких распространенных ошибок. Во-первых, не следует смешивать жидкости разных марок или типов, так как это может привести к ухудшению характеристик тормозной системы. Во-вторых, стоит следить за чистотой места работы: любые загрязнения могут попасть в систему и вызвать её повреждение. Также необходимо следить за уровнем жидкости и не допускать перезаполнения резервуара, так как это может вызвать избыточное давление в системе.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий