Почему это важно? Правильно выбрать антифриз для вашего автомобиля крайне необходимо. Автомобиль состоит из множества различных систем и агрегатов, требующих должного ухода. Специальные жидкости помогают защитить эти компоненты и продлевают их срок службы.
- Тип антифриза: Выбирайте между OAT, IAT и HOAT в зависимости от марки и модели автомобиля.
- Цвет антифриза: Цвет может указывать на состав; не смешивайте разные цвета без консультации с производителем.
- Зимняя и летняя спецификации: Убедитесь, что антифриз подходит для вашего климатического региона.
- Совместимость: Проверьте, подходит ли антифриз для используемого двигателя и системы охлаждения.
- Рекомендации производителя: Следуйте рекомендациям автомобиля, указанных в руководстве пользователя.
Как сделать правильный выбор? Охлаждающая жидкость должна подбираться в зависимости от характеристик автомобиля, включая марку, модель и другие нюансы. Очень важно следовать рекомендациям изготовителя и избегать смешивания антифризов разных цветов.
Принцип работы антифриза в системе охлаждения
Двигатель внутреннего сгорания при работе сильно нагревается. Поэтому без системы охлаждения детали начинают разрушаться. В связи с этим была разработана система охлаждения для ДВС.
Аналогично кровообращению в организме человека, антифриз выполняет функцию охлаждения. Он движется по замкнутой системе, отводя тепло от двигателя в радиатор. В этом устройстве охлаждающая жидкость остужается и вновь поступает в двигатель. Водяной насос (помпа) отвечает за этот процесс, обеспечивая движение жидкости.
Пока двигатель не достиг нужной температуры, антифриз циркулирует по малому кругу (через двигатель и отопитель), чтобы быстрее нагреть двигатель. Как только температура достигает требуемого уровня, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает двигаться по большому кругу, включая радиатор. В радиаторе жидкость охлаждается благодаря встречному воздушному потоку. Если воздух не успевает охладить антифриз, включается вентилятор. Нагреваясь, жидкость увеличивается в объеме на 5 %, и излишек попадает в расширительный бачок.
Виды антифриза
Чтобы разобраться в вопросе выбора подходящего антифриза, стоит ознакомиться с его основными типами. В настоящее время можно выделить три основных класса:
G11/CODEG11
Это наиболее популярные охлаждающие жидкости, производимые на основе этиленгликоля. Их производство относительно просто, что делает их стоимость невысокой. Тем не менее, конечная цена определяется составом, объемом и другими характеристиками продукта.
Антифризы класса G11/CODEG11 не содержат фосфатов, аминов или бораты, что является их отличительной чертой. Обычно они имеют синий цвет, однако также можно встретить зеленые и желтые варианты.
G12/CODEG12
Второй по популярности класс — это антифризы на основе пропиленгликоля. Их стоимость выше, чем у предыдущих, поскольку для их производства используется более современное сырье. Поэтому жидкость класса G12 обладает лучшими характеристиками, в том числе более эффективными антикоррозийными добавками. Специалисты рекомендуют использовать такие антифризы в автомобилях, выпущенных в период с 1996 по 2001 год.
Как правило, жидкости этого типа имеют красный цвет, однако бывают также оранжевые и фиолетовые. Их срок службы не превышает 5 лет. Чтобы избежать образования осадка, не следует смешивать жидкости G11/CODEG11 и G12/CODEG12.
G12+
Эти составы предназначены для автомобилей, выпущенных в 2001 году и позже. Они не содержат вредных веществ, таких как амины, нитриты и борные соединения. Антифризы данного типа могут совмещаться с другими видами охлаждающих жидкостей. Они производятся в различных оттенках синего (лиловый, фиолетовый, сиреневый), а также могут быть других цветов. Состав G12 Plus аналогичен предыдущему, но его производят по более современным технологиям, чаще всего за границей.
Такие жидкости предназначены для мотоциклов и спортивных автомобилей. Они обладают высокой теплопроводностью и лучшей теплоемкостью.
Типы антифриза
Технологии производства охлаждающих жидкостей всегда развивались вместе с усовершенствованием двигателей, поэтому требования к антифризам постоянно определялись конструкторами ДВС. Производители автомобилей имели свои представления о свойствах охлаждающих составов, что привело к широкому разнообразию продукции на современном рынке, и важно знать, как выбрать подходящий антифриз.
Традиционные
Первыми на рынке появились неорганические антифризы с высоким содержанием добавок в виде солей минеральных кислот (нитраты, силикаты, нитриты и бораты). К таким антифризам относятся отечественные «Тосол А-40», который был популярен в Советском Союзе, и его версия – низкотемпературный «Тосол А-65». Несмотря на множество мифов, это действительно был антифриз, предназначенный для советских автомобилей.
Основное предназначение солей-ингибиторов – замедление коррозийных процессов. Их количество в жидкостях значительное. Попадая в систему охлаждения, они образуют защитную пленку на металлических частях, что предотвращает действие моноэтиленгликоля (МЭГ).
Преимущество неорганического антифриза заключается в его универсальности. Он подходит как для чугунных блоков цилиндров, так и для медных радиаторов, прекрасно сохраняя и алюминий.
Тем не менее, у него есть значительные минусы. Во-первых, защитная пленка затрудняет теплообмен. Для старых двигателей, работающих при температуре до 80 °C, это не имело особого значения. Но для современных машин с высокой тепловой нагрузкой использование таких жидкостей не рекомендуется.
Во-вторых, традиционный антифриз недолговечен. Постепенно его защитная пленка разрушится и процесс коррозии начнется. Присадки, изначально осевшие на стенках, не смогут восстановить защитное покрытие, так как в циркулирующей жидкости их становится недостаточно.
В-третьих, по мере старения антифриза образуется абразивная взвесь твердых частиц, наносящая вред уплотнителям водяного насоса.
Карбоксилатные
С увеличением мощности и тепловой нагрузки двигателей недостатки традиционных ОЖ становились все более очевидными. В результате ученые разработали новый метод защиты механизмов от коррозии — органические антифризы.
При выборе антифриза для автомобиля прежде всего нужно обращать внимание на его совместимость с системой охлаждения конкретной модели. Информацию об этом можно найти в руководстве пользователя автомобиля. Многие производители рекомендуют использовать определенные марки антифризов, которые обеспечивают оптимальную защиту двигателя и предотвращают коррозию. Я всегда проверяю указанные требования, чтобы избежать нежелательных последствий.
Важно учитывать и тип антифриза. Существует этиленгликолевый и пропиленгликолевый антифриз. Этиленгликолевый является более распространенным и обладает хорошими охлаждающими свойствами, однако он токсичен. Пропиленгликолевый является более безопасным, но может быть менее эффективным в некоторых условиях. Я предпочитаю использовать пропиленгликолевый, если это возможно, так как забота о безопасности важна для меня и окружающих.
Не менее важным является и цвет антифриза. Разные производители используют различные красители, чтобы обозначить состав и свойства жидкости. Однако цвет не всегда указывает на состав, и здесь важно читать этикетку. Я рекомендую выбирать антифриз проверенных брендов и обязательно обращать внимание на дату выпуска, так как со временем жидкости теряют свои свойства. Это позволяет мне быть уверенным в надежности и долговечности работы системы охлаждения моего автомобиля.
Как видно из названия, основывать их состав начали на карбоксилатах – карбоновых минеральных кислотах и их солях. К примеру, к первым относится обычный уксус. Эти добавки работают по-другому, чем традиционные; они не осаждаются на поверхности системы охлаждения, а остаются в антифризе и действуют локально, в областях, где начинается коррозия. Проблемные участки покрываются тонкой защитной пленкой.
Перед тем как выбрать антифриз, стоит учесть, что карбоксилатные составы обладают высокой теплопроводностью и эффективно охлаждают перегретые двигатели. Кроме того, они служат дольше. Однако они не совместимы с чугунными и медными деталями, так как со временем могут окисляться на воздухе. Поэтому необходимо постоянно проверять уровень жидкости в расширительном бачке, чтобы избежать попадания воздуха в систему охлаждения.
Гибридные
Дальнейшим шагом в эволюции ОЖ стали гибридные антифризы, содержащие минимальное количество добавок. Они состоят из 60-70% неорганических солей и остальной части карбоксилатов. Эта жидкость обеспечивает комбинированную защиту. Как это работает? Часть добавок быстро покрывает внутренние стенки системы, предотвращая коррозию, а другие срабатывают в местах, где защитное покрытие нарушено.
Преимущества и недостатки здесь также перекрываются. Защитное покрытие по-прежнему остается толстым, что снижает эффективность охлаждения. Однако карбоксилатные компоненты позволяют использовать такие жидкости дольше, чем традиционные.
Лобридные
Следующий вид смешанных антифризов предполагает доминирование карбоксилатной составляющей (всего 10% неорганических солей). Защита обеспечивается органической технологией с локальным действием добавок в областях коррозионных повреждений. Неорганические соли образуют очень тонкий слой.
Эти жидкости с высокой теплопередачей и длительным сроком службы предназначены для двигателей современных автомобилей. Однако из-за сложности производства (высокие затраты) антифризы Low Hybrid имеют высокую цену.
Вопрос о том, как выбрать качественный антифриз, волнует многих. Также следует отметить, что «гибриды» и «лобриды» различаются по типу силикатных или фосфатных солей, используемых в неорганической группе добавок. Первые обычно используют европейские производители автомобилей, такие как Mercedes-Benz и BMW, автоконцерн VAG и другие автомобильные компании. Фосфатные применяются на заводах в Корее и Японии. Однако в плане предотвращения коррозии принцип работы антифризов в обоих случаях остается схожим.
Поддельные
К сожалению, российский рынок не свободен от некачественной продукции. Часто производители таких контрафактов пытаются выдать его за известный тосол или его современные аналоги. В некоторых случаях производитель может представляться малоизвестным, но в целом надежным производителем новых охлаждающих жидкостей.
Наиболее грубые подделки изготавливаются из метилового спирта, который можно считать ближайшим аналогом «незамерзайки», часто предлагающейся на обочинах дорог зимой. Хотя такие составы способны снизить температуру замерзания, они не обладают никакими другими полезными свойствами. Метил, который начинает кипеть при температурах 80-85 °C и выше, может быть причиной паровых пробок и прочих проблем в системе охлаждения ДВС. Кроме того, он выделяет токсичные и взрывоопасные пары, что может привести к возгоранию «антифриза» при нагревании.
В последние годы в нашей стране значительно усилился контроль за продажей метанола. В результате этого, большая часть контрафактной охлаждающей жидкости теперь производится из вторичных продуктов, таких как использованная охлаждающая жидкость или теплоноситель, применяемый в системах отопления. Эти смеси сложнее распознать, поэтому при покупке следует внимательно проверять, что именно вам предлагают.
Выбор между антифризом и тосолом
Теперь давайте разберемся, как правильно выбрать антифриз для нового автомобиля или при замене жидкости. Как уже упоминалось, тосол – это один из первых антифризов, который был разработан в начале 70-х годов. Его создали специалисты московского института органической химии и технологии. Первоначально этот продукт назывался «ТОСол», что является сокращением от слова «технология органического синтеза», а окончание «ол» обозначает спирты.
Хотя такая жидкость продолжает выпускаться и сегодня, формула была немного доработана. В основном тосол применяется в старых автомобилях, произведенных советским автопромом, оснащенных двигателями внутреннего сгорания из чугуна. Современные охлаждающие жидкости, напротив, адаптированы для моторов из латуни, меди и алюминия.
В тосоле присутствует немного добавок, поэтому его цена ниже. Это позволяет владельцам старых автомобилей экономить на их обслуживании. Однако срок службы данной жидкости короче, чем у антифриза, и она хуже справляется с низкими температурами. Так что экономия здесь может быть весьма сомнительной.
Также стоит отметить, что тосол не является официальной торговой маркой, а используется как общее название для различных охлаждающих жидкостей на рынке.
Советы по выбору антифриза
Чтобы правильно выбрать антифриз для доливки, стоит следовать следующим рекомендациям:
- Приобретайте продукт, соответствующий необходимому классу.
- Руководствуйтесь рекомендациями производителя вашего автомобиля.
- Обязательно проверяйте диапазон рабочих температур охлаждающей жидкости.
- Покупайте продукцию только у надежных поставщиков.
- Не смешивайте разные марки антифризов без крайних обстоятельств!
Если есть такая возможность, лучше полностью сменить оставшуюся охлаждающую жидкость на высококачественный аналог.
Мнения автовладельцев об антифризах
- Проверка качества антифриза
«Я, например, использую лакмусовую бумагу для тестирования. Она меняет цвет с розового (низкий уровень pH) на синий (высокий уровень pH). В идеале она должна быть зеленой, что свидетельствует о нормальном кислотно-щелочном балансе жидкости, а именно о pH в диапазоне 7-9. Если же выводит розовый или синий оттенок, стоит воздержаться от покупки этого продукта.»
«Существует и другой простой способ проверки с помощью обычной пищевой соды. В некоторых недорогих антифризах могут содержаться кислоты, в том числе серная. Если добавить соду в пробник жидкости, произойдет бурная реакция с выделением пузырьков газа и образованием осадка. Если это случилось, значит, в смеси есть кислота, и такой продукт не стоит приобретать. Это может быть опасно!»
- Заблуждения о цвете антифриза
«Я считаю, что нельзя выбирать жидкость только по цвету. Это может привести к серьезным проблемам с автомобилем. Если до этого вы использовали зеленый или красный антифриз, это вовсе не значит, что при следующей замене нужно снова приобретать жидкость того же цвета. Цвет указывает лишь на наличие красителя, а не на свойства продукта. Кроме того, разные производители используют свои оттенки охлаждающих жидкостей, что не всегда свидетельствует о качестве товара.»
«Автовладельцы, полагающие, что цвет отражает характеристики продукта, заблуждаются. Исключение составляют только жидкости, созданные по стандартам компании Volkswagen, где каждый цвет соответствует определенному классу. В ассортименте этой компании, за нашу страну, довольно часто применяются красные и зеленые антифризы.»
- Можно ли разбавлять антифриз водой?
«Иногда происходит так, что охлаждающая жидкость испаряется или даже вытекает. В такой ситуации водители часто доливают в бачок водопроводную воду до нужного уровня. В экстренной ситуации это может помочь, и с разбавленной смесью можно некоторое время эксплуатировать двигатель. Однако длительное использование такой смеси нежелательно, так как это может привести к серьезным повреждениям.»
«Если добавлена небольшая порция фильтрованной или лучше дистиллированной воды, это допустимо. Но использование водопроводной воды может повредить двигатель. Поэтому, как только предоставится шанс, обязательно меняйте охлаждающую жидкость.»
Подводя итог, теперь вы понимаете, как выбрать правильный антифриз. При покупке важно следовать рекомендациям, указанным в техническом паспорте вашего автомобиля, где обязательно будет указан нужный класс охлаждающей жидкости и оптимальный вариант (марка смеси). Не забывайте изучать состав продукта и сопоставлять его с информацией, приведенной в инструкции к вашему автомобилю. Главное – не экономьте на покупке, так как охлаждающая жидкость напрямую влияет на работу двигателя и, следовательно, на надежность автомобиля в целом.
Вопросы по теме
Как антифриз влияет на работу двигателя в зимний период?
Антифриз играет ключевую роль в работе двигателя автомобиля в зимний период, так как предотвращает замерзание охлаждающей жидкости. При низких температурах обычная вода может загустевать и образовывать лед, что может привести к серьезным повреждениям двигателя и системы охлаждения. Антифриз, содержащий гликоли, снижает точку замерзания жидкости, обеспечивая надежную циркуляцию даже в сильные морозы. Кроме того, антифриз помогает защитить от коррозии, что особенно важно в холодное время года, когда используются различные химические реагенты для обработки дорог.
Что значит цвет антифриза и влияет ли он на его свойства?
Цвет антифриза может многое сказать о его составе и предназначении, хотя сам по себе цвет не является показателем его качества. Например, зеленый антифриз часто содержит этиленгликоль и обычно предназначен для старых автомобилей, в то время как красный, оранжевый или желтый антифриз на основе органических кислот (OAT) используется в современных автомобилях с более продолжительным сроком службы. Однако выбор антифриза по цвету не всегда является определяющим; важно учитывать рекомендации производителя вашего автомобиля, поскольку неправильный выбор может привести к снижению эффективности системы охлаждения.
Можно ли смешивать разные антифризы, и какие последствия это может иметь?
Смешивание различных типов антифризов может привести к серьезным проблемам. Разные антифризы могут иметь разные химические составы и добавки, что может вызвать реакцию, приводящую к образованию осадка или даже к разрушению охлаждающей системы. Например, если вы смешаете традиционный антифриз на основе этиленгликоля с антифризом нового поколения на основе органических кислот, это может снизить его защитные свойства и даже увеличить вероятность коррозии. Поэтому всегда рекомендуется использовать антифриз, подходящий для вашего автомобиля, а при замене жидкости — полностью сливать старый антифриз перед добавлением нового.