На данный момент установка газового оборудования на автомобили перестала быть столь привлекательной с финансовой точки зрения из-за резкого роста цен на газ. Тем не менее, потребность в ГБО остается актуальной, особенно если речь идет о машинах с высокими пробегами или транспорте, задействованном в коммерческих целях.
- Выбор оборудования: Рассмотрите типы газового оборудования (пропан/бутан), мощность и совместимость с автомобилем.
- Установка: Обращение к сертифицированным специалистам для профессиональной установки и обеспечения безопасности.
- Регистрация: Обязательная регистрация газового оборудования в государственных органах для законного использования.
- Документы: Подготовка документов, включая сертификаты на оборудование и акты выполненных работ.
- Техническое обслуживание: Регулярное ТО газового оборудования для повышения безопасности и надежности.
Существует множество решений газового оборудования, работающего на различных видах топлива, таких как метан, пропан и водород, которые производятся разными компаниями. При выборе оборудования важно учитывать массу факторов. В нашем материале мы обсудим, насколько целесообразна установка ГБО и как правильно зарегистрировать новое оборудование.
Насколько выгодна установка газового оборудования на автомобиль
Газовое оборудование можно установить практически на любой автомобиль, независимо от его размеров и мощности двигателя. Несмотря на сложности установки на автомобили с небольшими моторами, это вполне выполнимая задача. Если основной вашей целью является уменьшение расходов на топливо и техническое обслуживание, прежде чем принимать решение о модернизации, стоит произвести полноценный расчет удобства таких вложений.
Затраты на установку ГБО могут не оправдать себя, если вы планируете установить его на малые автомобили класса А или В, так как экономия на топливе будет незначительной, а расходы на оснащение довольно высокими. К тому же, установленный газовый баллон может значительно уменьшить объем багажного пространства вашего автомобиля.
Кроме этого, современные бензиновые и дизельные двигатели также имеют хорошие показатели экономии топлива. Например, при установке ГБО на турбодизельный двигатель объемом 2 литра возможно сэкономить всего 15–20% топлива. Вопрос: стоит ли затевать такие сложные изменения ради незначительной экономии?
Важно учитывать, что установка газового оборудования на новый автомобиль может привести к аннулированию гарантии, поэтому лучше подождать с этой модификацией до окончания гарантийного срока.
При принятии решения о переходе на ГБО основным критерием служит пробег. Если ваш пробег составляет до 15–20 тысяч км в год, вероятность того, что установки ГБО сэкономят ваши средства, крайне мала, а срок окупаемости будет очень большим. Примерный расчет показывает, что при расходе 10 л/100 км и пробеге до 30 000 км в год, окупаемость ГБО составит около 5-6 лет.
Для коммерческого транспорта ситуация иная. Установка газового оборудования на грузовики может быть весьма выгодной благодаря другим режимам работы.
Необходимо также учитывать будущие расходы на обслуживание, так как после установки потребуется не только само обслуживание, но и возможные ремонты газового оборудования. Поэтому стоит обратить внимание на наличие сервисных центров с квалифицированными специалистами.
Плюсы и минусы установки газового оборудования на автомобиль
Положительные аспекты:
- Многие автолюбители выбирают ГБО из-за экономической выгоды, так как цена сжиженного газа в России значительно ниже, чем стоимость 92-го или 95-го бензина.
- Срок службы свечей зажигания может увеличиться, а их эффективность возрастает, поскольку на них не образуется нагар.
- Автомобили, работающие на ГБО, менее опасны для окружающей среды по сравнению с бензиновыми или дизельными транспортными средствами. Тем не менее, они не полностью безвредны для экосистемы, так как в выхлопах все еще присутствуют такие вещества, как угарный газ, оксиды азота и углеводороды.
Отрицательные аспекты:
- Высокая стоимость самого оборудования и его установки.
- Не рекомендуется устанавливать ГБО на автомобили, используемые редко, при коротких поездках, так как это может оказаться нецелесообразным.
- Внесение изменений в двигатель может привести к потере гарантии на автомобиль.
- Габариты ГБО являются значительными, поэтому оно забирает часть пространства в багажнике. Для малых автомобилей это может быть весьма неудобно.
- Снижение мощности двигателя. Это неизбежно, так как газовая смесь имеет более высокое октановое число, чем жидкое топливо, и при одинаковых параметрах сжатия газ будет сгорать дольше. Это особенно заметно на маломощных двигателях.
- Потребуется время для получения всех необходимых документов на установку оборудования.
- В дальнейшем могут возникнуть сложности с продажей автомобиля на вторичном рынке.
- Вы можете столкнуться с трудностью парковки в подземных стоянках или помещениях с недостаточной вентиляцией.
Выбор газа для ГБО в автомобиле
Теоретически для запуска автомобиля можно использовать любой газ, который взаимодействует с кислородом (окисляется) с выделением тепла, т.е. хорошо горит. Энергия, полученная при этом, преобразуется в крутящий момент в двигателе внутреннего сгорания, аналогично тому, как это происходит при работе на жидком топливе.
В ДВС можно использовать три типа газа.
Пропан
На автозаправках данный продукт представляет собой смесь пропана и бутана, где пропан обычно преобладает. Эта смесь получается в процессе переработки нефти, и ее стоимость составляет около половины от цены бензина, так как для ее хранения не требуется особого оборудования — газ закачивается в специальные баллоны под давлением в 16 атмосфер.
Баллон, входящий в комплект ГБО, по объему сопоставим с бензобаком и обычно размещается в багажнике, за спинками задних сидений или в нише для запасного колеса. Заправить пропан-бутан можно как на специализированных, так и на мобильных заправках.
Однако этот газ имеет один минус: расход пропана-бутана на 5-10% выше, чем бензина. Тем не менее, благодаря более низкой цене, это не уменьшает его привлекательности.
Метан
Метан — это природный газ, добываемый с использованием специальных технологий или совместно с нефтью. Также существует технология получения метана из воды и углекислого газа, но она дороже. Этот газ поставляется в наши дома и используется в кухонных плитах.
Метан невозможно сжать до жидкого состояния, как пропан. Для его хранения требуется сжатие до очень высокого давления (около 200 атмосфер) и размещение в прочных баллонах. Такие емкости, как правило, имеют большой объем и вес, занимая место в багажнике.
При установке газового оборудования на автомобиль важно тщательно подойти к выбору системы. Я рекомендую рассматривать только проверенные и сертифицированные системы, которые отвечают всем стандартам безопасности. Обратите внимание на репутацию производителя, его опыт на рынке и отзывы пользователей. Не стоит экономить на качестве, так как установка ненадежного оборудования может привести к нежелательным последствиям, как в плане безопасности, так и в плане экономии.
После выбора подходящего оборудования следует обратить внимание на процесс его установки. Я настоятельно рекомендую обращаться только в авторизованные сервисные центры, где работают квалифицированные специалисты. Они не только обеспечат правильную установку, но и помогут с подготовкой необходимых документов для регистрации газового оборудования. Это очень важный этап, так как правильное оформление и регистрация позволяют избежать проблем с инспекциями и контролирующими органами.
Не забывайте, что установка газового оборудования требует также соблюдения ряда регуляторных норм. Я всегда советую иметь на руках все необходимые документы, такие как сертификаты на оборудование, акты приема и другие бумаги, которые подтверждают законность установки. Кроме того, важно пройти техосмотр и внести соответствующие изменения в документы автомобиля, чтобы избежать проблем с законом. Заботясь о соблюдении всех нюансов, вы сможете не только улучшить эксплуатационные характеристики своего автомобиля, но и сэкономить на топливе.
Разница в цене между бензином и метаном составляет примерно 70%, а расход метана меньше. Однако при использовании метана происходит падение мощности двигателя на 10–15% по сравнению с обычным топливом, а также возникают трудности с поиском заправочных станций.
В настоящее время компания Газпром разрабатывает проект по расширению сети метановых заправочных станций для решения этой проблемы. Для увеличения потока клиентов, в основном из числа коммерческого транспорта, предлагается программе государственного субсидирования для желающих адаптировать свой автомобиль под метан.
Водород
Водород считается самым экологически чистым топливом, однако возможность его использования на массовых легковых автомобилях пока отсутствует. Проблема заключается в редкости водородных заправок по всему миру, а также в значительных конструктивных отличиях водородных автомобильных моделей от обычных. Это связано с тем, что водород воспламеняется при взаимодействии с кислородом, что делает переделку ДВС на работу с водородом сложной задачей.
Существующие модели используют технологии, при которых водород не воспламеняется, а превращается в электричество через химические реакции. Однако такие технологии на сегодня являются дорогими и недоступными для широкой публики.
Выбор производителя ГБО
Кроме того, ГБО классифицируют по поколениям и классам, хотя такое разделение является довольно условным. Высший класс включает модификации, собранные из компонентов одного производителя, которые считаются более надежными.
В этой области лидируют итальянские бренды, такие как Landirenzo, Lovato, OMVL, BRC и голландская компания Prins. В системах, собранных из комплектующих одного производителя, маловероятны отказы из-за несовместимости механических или электронных компонентов.
На бюджетных автомобилях можно встретить ГБО, в которых использование компонентов разных производителей может снижать качество, хотя при условии использования оригинальных запчастей качество этих систем может быть высоким. Например, компания Digitronic использует детали от других производителей для сборки своих систем.
В самом низу рейтинга находятся китайские и турецкие ГБО, так как они используют неоригинальные детали, которые являются аналогами продуктов ведущих брендов.
Что касается стоимости установки газового оборудования, она может варьироваться в зависимости от бренда и места установки. Надежное оборудование для 4-цилиндрового двигателя может стоить от 15 тысяч рублей и выше. За газовый баллон придется заплатить дополнительно около 5 тысяч. Монтаж обойдется примерно в 15 тысяч.
Стоимость установки оборудования, работающего на метане, значительно выше. Однако в настоящее время государство предоставляет субсидии в размере 60% для тех, кто хочет модернизировать свой автомобиль для работы на метане.
Кроме того, жители 23 российских регионов имеют возможность получить компенсацию в размере 27 000 рублей от компании Газпром за установку газового оборудования на свой автомобиль в рамках государственной программы. В этот список входят: Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Краснодарский и Пермский края, а также Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области и Санкт-Петербург.
Эта сумма покрывает около 90 % всех затрат, связанных с модернизацией автомобиля. Чтобы воспользоваться данной программой, необходимо обратиться в один из офисов, участвующих в проекте Газпрома.
Список документов для регистрации ГБО
С 2015 года в нашей стране существует технический регламент Таможенного союза, касающийся «Безопасности колесных транспортных средств». Согласно этому регламенту, установка газобаллонного оборудования (ГБО) рассматривается как изменение конструкции автомобиля и требует обязательного сертифицирования и регистрации. Таким образом, вы не сможете просто так установить газовое оборудование на свой автомобиль и без проблем передвигаться по дорогам. Нарушение этих норм может привести к серьезным штрафам.
Чтобы избежать подобных нежелательных последствий, владельцу автомобиля нужно быть готовым к длительной процедуре оформления установки ГБО, собрать все требуемые документы и посетить различные государственные учреждения. Также не стоит доверять большинству утверждений о легкости этой процедуры.
Алгоритм действий:
- Сначала необходимо обратиться в лабораторию с соответствующим сертификатом. Здесь автосервис проведет осмотр вашего автомобиля и выдаст заключение о технической возможности установки ГБО.
- Следующим этапом станет получение разрешения на установку газового оборудования в ГИБДД, для чего потребуется подать заявление.
- После этого можно обратиться в сервисный центр и согласовать процесс установки газового оборудования. По завершении всех работ вам предоставят документы, необходимые для дальнейшей регистрации изменений.
- Вам снова понадобится пройти технический осмотр в ГИБДД, после чего вы получите обновленную диагностическую карту, в которой будет указано, что на автомобиле установлено ГБО.
- Кроме того, необходимо внести изменения в регистрационные документы автомобиля, что также выполняется в ГИБДД. На это дается 10 дней.
Документы, необходимые для установки газового оборудования на автомобиль:
- Паспорт.
- Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).
- Паспорт транспортного средства (ПТС).
- Разрешение на изменения в конструкции автомобиля.
- Заявление-декларация.
- Диагностическая карта.
- Сертификат ремонтной станции.
- Сертификат на ГБО и паспорт на газовый баллон.
- Заключение о предварительной технической экспертизе конструкции автомобиля.
- Протокол технической экспертизы после внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Мнение автовладельцев об установке ГБО
- Обращаем внимание на детали
- Если устанавливать, то только новое
«Сначала стоит проверить, как ваш двигатель среагирует на использование газа. Если клапаны не имеют гидравлического привода, то их регулировка будет становиться регулярной процедурой (хорошо, если вы можете это делать самостоятельно). Не рекомендуется устанавливать б/у газовое оборудование на легковые автомобили. Металлический баллон со временем теряет свою прочность и проходит старение.
В конструкцию внесены более жесткие требования, поэтому выезд на отдых с незарегистрированным ГБО — это риск. На форумах описаны случаи, когда ПТС аннулируются, а современные реалии с техосмотром и его отменой ДПС также требуют внимания. Могу рассказать о ситуации в своем регионе. Установка обойдется в 40–45 тысяч рублей плюс легализация.
Если вас не пугает сложность обслуживания и установки, то такая система окупится за пару лет (поэтому лишний выезд на дачу не ударит по вашему кошельку)».
«Вы можете без опасений заниматься установкой газового оборудования. Будьте уверены, что делаете это в сертифицированном месте и используете новый комплект. При правильной установке с клапанами не возникнет никаких проблем. Прошло пару лет, и вы даже не задумаетесь о бензине.
Когда я устанавливал газовое оборудование на свой автомобиль, в Интернете я наткнулся на множество негативных отзывов. Вскоре понял, что на самом деле ничего страшного в этом нет, и все довольно просто. Подключил кабель для настройки, иногда проверяю, чтобы блок управления не сбивался с настроек.
Дальние поездки проходят, как никогда комфортно.
Что касается клапанов. Из-за более длительного процесса горения газа по сравнению с бензином он может догорать в выпускном коллекторе (что приводит к подгоранию клапанов), но такая ситуация возникает только при высоких оборотах — свыше 4500. При более низких скорость смесь успевает полностью сгореть и не вызывает проблем. Чтобы избежать этой проблемы, в настройках блока управления можно установить переход на бензин при 4500 оборотах. Это работает автоматически и не влияет на управление автомобилем.
Если вы не часто ездите, то подобная модернизация окупится примерно за 1,5 года. Расход газа будет выше на 20 %. Обслуживание стоит 1 200 рублей каждые 10 тысяч километров. Замена всех трубок каждые три года обойдется в 1 500 рублей. 30-литрового баллона вам может не хватить».
Как видно, установка и легализация ГБО требует терпения. Стоит отметить, что из-за возросшего количества аварий с автомобилями, работающими на газу, вряд ли стоит ожидать отмены всех этих процедур. Будьте осторожны, так как попытка скрытно установить ГБО может обернуться неприятностями, аналогично экспериментам с неисправным оборудованием, и в большинстве случаев это ни к чему хорошему не приводит.
Вопросы по теме
Как выбрать газобаллонное оборудование для конкретной модели автомобиля?
Выбор газобаллонного оборудования зависит от нескольких факторов, включая тип двигателя, объём цилиндров и требования производителя. Важно учитывать, что для инжекторных двигателей нужны инжекторные ГБО, а для карбюраторов подойдут более простые системы. Также стоит обратить внимание на мощность автомобиля и его эксплуатации: для городских поездок подойдут более дешёвые комплекты, тогда как для дальних поездок лучше выбирать оборудование с высоким уровнем надёжности и производительности.
Какие документы нужны для регистрации газового оборудования на автомобиле?
Для регистрации газового оборудования на автомобиле вам понадобятся следующие документы: паспорт транспортного средства (ПТС), акт о монтаже газобаллонного оборудования, сертификат соответствия и страховой полис. В некоторых случаях потребуется провести техническое освидетельствование и получить специальную отметку в ПТС. Это важно, так как данные о газовом оборудовании должны быть официально учтены, иначе могут возникнуть проблемы с законодательством при проверках.
Сколько времени занимает установка газового оборудования и нужно ли за это платить отдельно?
Время установки газового оборудования может варьироваться от 4 до 8 часов в зависимости от сложности системы и модели автомобиля. Обычно процесс включает как механическую установку, так и настройку системы. Стоимость установки может значительно различаться в зависимости от региона, выбранной мастерской и бренда оборудования. Некоторые сервисные центры предлагают фиксированные пакеты, в которые входит как установка, так и первичная настройка, в то время как в других случаях цена может включать отдельные услуги.