Как правильно проводить чистку дроссельной заслонки: важные нюансы

Дроссельная заслонка является критически важным компонентом автомобиля. Несмотря на свои компактные размеры, она играет ключевую роль в контроле потока воздуха во впускном коллекторе. При длительной эксплуатации автомобилей в условиях российского климата существует высокий риск повреждения этого элемента. Регулярная очистка дроссельной заслонки от нагара и загрязнений поможет избежать серьезных проблем, таких как потеря мощности двигателя или сбои в зажигании.

Коротко о главном
  • Значение дроссельной заслонки: отвечает за подачу воздуха в двигатель, влияет на работу авто и расход топлива.
  • Причины загрязнения: накопление грязи и нагара, что может ухудшать производительность двигателя.
  • Методы чистки: механическая (щетки, скребки) и химическая (специальные жидкости) чистка.
  • Инструменты: необходимы отвертки, чистящие средства, тряпки и иногда – специальный инструмент для демонтажа.
  • Алгоритм чистки: отключение аккумулятора, снятие дроссельной заслонки, очистка, установка на место и проверка работы.
  • Советы: не пренебрегать профилактикой, проверять состояние дроссельной заслонки и системы питания регулярно.

Что такое дроссельная заслонка и как она устроена

Дроссельная заслонка, размещенная между впускным коллектором и воздушным фильтром, считается одним из главных компонентов системы впуска двигателя. Хотя для дизельных автомобилей она не является обязательной, ее устанавливают в этих автомобилях на случай возможных сбоев. Бензиновые двигатели с системой управления подъемом клапанов также могут обойтись без дроссельной заслонки, но она используется в большинстве случаев.

Функция этой детали заключается в контроле воздушного потока, который необходим для создания топливовоздушной смеси. Эффективность работы дроссельной заслонки напрямую влияет на стабильность работы двигателя, расход топлива и общую производительность автомобиля.

По своей сути дроссельная заслонка представляет собой клапан, который открывается и закрывается. Когда она открыта, давление в системе впуска соответствует атмосферному, а при закрытии оно снижается, образуя вакуум — двигатель в данном случае работает как насос. Это и объясняет связь вакуумного усилителя тормозов с впускным коллектором. Конструкция заслонки выглядит как круглая пластина, которая может вращаться на 90 градусов, осуществляя полный цикл между открытым и закрытым состоянием.

Модуль дроссельной заслонки включает в себя следующие составляющие:

  • Корпус с патрубками, соединенными с системами вентиляции, улавливания газов и охлаждающей жидкости, используемой для подогрева.
  • Привод, который активирует заслонку при нажатии на педаль акселератора.
  • Датчики положения, которые измеряют угол открытия заслонки и отправляют информацию в блок управления двигателем. Обычно современные системы комплектуются двумя датчиками, одни из которых могут быть контактными (потенциометры), а другие — бесконтактными (магниторезистивными).
  • Регулятор холостого хода, который поддерживает необходимую скорость вращения коленвала, когда заслонка закрыта, обеспечивая минимальное открытие заслонки при отпущенной педали газа.

Разновидности дроссельных заслонок

Существует три типа дроссельных заслонок: механические, электромеханические и электронные. Эти разновидности были разработаны по порядку, начиная с механических, и каждая из них обладает собственными особенностями конструкции. В процессе эволюции узел стал проще, хотя возникли определенные нюансы.

  • Механическая дроссельная заслонка.

    С появлением инжекторных систем на автомобилях начали устанавливать дроссельные заслонки с механическим приводом, которые требуют ручного управления водителем. Для этого используется трос, соединяющий педаль акселератора с механизмом управления заслонкой.

    Структурно этот узел аналогичен карбюраторной системе, за исключением того, что дроссельная заслонка здесь является отдельным компонентом. Она дополнена датчиком положения для определения угла открытия заслонки, регулятором холостого хода и системой подогрева. Датчик положения заслонки входит в состав всех типов механизмов и позволяет блоку управления инжектором корректировать подачу топлива в зависимости от потребностей.

    Изначально использовался потенциометрический датчик, измеряющий угол открытия путем изменения сопротивления, но сейчас больше применяется магниторезистивный датчик, который отличается большей надежностью благодаря отсутствию изнашивающихся контактных пар.

    Механические дроссели также имеют отдельные каналы для регулировки холостого хода, работая параллельно с основным, и зависят от состояния двигателя. Регулирование поступления воздуха осуществляется электроклапаном, который открывается и закрывается в зависимости от оборотов коленвала. Эта же система подразумевает наличие байпасных каналов для поддержания оборотов при нагрузках, таких как включение климатической системы, когда двигатель требует более интенсивного вдува воздуха. Однако байпасные каналы имеют склонность к засорению, что решается подключением их к системе охлаждения для обогрева.

    Основной недостаток механического узла заключается в погрешности, возникающей при приготовлении топливовоздушной смеси, что может негативно сказаться на экономичности и мощности двигателя. Это связано с тем, что блок управления лишь получает данные об открытии заслонки, но сам не управляет ею, что может привести к повышенному расходу топлива при резком изменении положения дросселя.

  • Электромеханическая дроссельная заслонка.

    Поскольку технологии развивались, механическая заслонка была заменена на электромеханическую, которая все еще управлялась тросом, хотя без дополнительных каналов. При этом конструкция получила электронное частичное управление заслонкой, которое контролируется блоком управления.

    Эта система состоит из электромотора с редуктором, соединенного с осью заслонки. После запуска двигателя блок управления рассчитывает необходимое количество воздуха и управляет углом открытия заслонки. Блок управления способен контролировать работу двигателя на холостом ходу, но для остальных режимов требуется управление водителем.

    Вовлечение механизма частичного управления упростило конструкцию, но недостаток погрешности в смеси остался, хотя и минимизирован в состоянии холостого хода.

  • Электронная заслонка.

    Современные автомобили все чаще оснащаются электронными дроссельными заслонками, в которых педаль газа не связана напрямую с осью заслонки. Здесь заслонка управляется автоматически. Конструкция включает электродвигатель с редуктором, который контролируется блоком управления. В этой системе блок полностью контролирует дроссель на всех режимах работы автомобиля, что гарантирует стабильное количество воздуха вне зависимости от режима работы.

    При работе электронного блока используются данные от датчиков положения заслонки, педали газа, системы трансмиссии и других систем. Угол открытия заслонки определяется на основе полученной информации, что устраняет погрешности в приготовлении смеси и гарантирует подачу необходимого объема воздуха.

    Тем не менее, у этой системы есть свои недостатки, и их даже больше, чем у предыдущих типов. Прежде всего, открытие заслонки происходит посредством электромотора, что может вызвать проблемы при неисправностях привода, негативно сказавшихся на работе двигателя.

    Во-вторых, недостаточно отработанное программное обеспечение может приводить к задержкам в работе дроссельной заслонки, что особенно критично для бюджетных автомобилей. Задержки могут помешать быстрой реакции двигателя, что важно в условиях быстрого переключения режимов, например, на скользкой дороге, когда требуется мгновенное соответствие действий водителя и ответа автомобиля.

    Некоторые владельцы автомобилей выявили еще один минус электронной дроссельной заслонки, связанный с определенными заводскими настройками ее работы. Блок управления двигателем (ЭБУ) предотвращает пробуксовку колес при старте, что в некоторых ситуациях может быть невыгодно.

    На машинах класса «люкс» используется высококачественное программное обеспечение, которое обеспечивает мгновенный отклик. Кроме этого, есть возможность настройки режима работы мотора в зависимости от желаний водителя. К примеру, режим «спорт» оптимизирует работу впускной системы, и в этом случае ЭБУ не вмешивается в работу двигателя при старте, что позволяет быстро разгоняться с места.

    Причины и симптомы загрязнения дроссельной заслонки

    Со временем дроссельная заслонка начинает загрязняться, и остановить этот процесс невозможно. Основные причины образования нагара на ее стенках и самом узле это:

    • Отложение масла с частицами продуктов сгорания, которые попадают в дроссель через систему вентиляции картерных газов, предназначенную для снижения токсичности выхлопов.
    • Проблемы с воздушным фильтром. Если он не справляется с пылью, последние оседают на масляном слое, смешиваясь с продуктами горения.

    Изобилие отложений затрудняет нормальную работу дроссельной заслонки. Грязь вызывает завихрения в потоке воздуха, что снижает его объем, расчет которого делает ЭБУ. Более того, накопления мешают заслонке полностью закрываться, из-за чего происходит приток лишнего воздуха.

    Симптомы неисправностей дроссельной заслонки имеют общие черты, но не всегда причиной являются отложения на узле. Проблемы могут быть связаны с датчиком дроссельной заслонки или с проблемами в приводе и т. д. К основным признакам загрязнений дроссельной заслонки относятся:

    • Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах (часто глохнет, обороты колеблются).
    • При движении на низкой скорости (до 20 км/ч) при нажатии на газ автомобиль начинает «дёргаться».
    • Сложности с запуском двигателя.
    Мнение эксперта
    Алексей Абзалов
    Автоэксперт с 20 летним стажем

    Чистка дроссельной заслонки — это важный процесс, который напрямую влияет на работу двигателя. В процессе эксплуатации автомобиля в дроссельной заслонке накапливаются грязь и сажа, что может привести к неправильной работе системы впуска и ухудшению динамики автомобиля. Я рекомендую использовать специальные очистители, которые способны эффективно удалять загрязнения, не повреждая при этом чувствительные компоненты. Важно также соблюдать осторожность и не применять абразивные материалы, которые могут оставить царапины на поверхности заслонки.

    Перед началом работы необходимо обеспечить доступ к дроссельной заслонке, что может потребовать снятия некоторых компонентов, таких как воздухозаборник или патрубки. Я всегда использую специальный ключ, чтобы не повредить крепежные элементы. После демонтажа, перед чисткой, стоит сделать фотографию расположения всех частей, чтобы облегчить процесс сборки. Во время чистки следует уделить особое внимание тяжелым загрязнениям, которые могут требует более тщательного подхода и повторного нанесения очистителя.

    После завершения чистки обязательно проверьте работу дроссельной заслонки и сбросьте ошибки в электронике, если автомобиль оснащён системой ОBD-II. Я рекомендую также проконтролировать холостой ход и провести тест-драйв, чтобы убедиться в том, что все вернулось в норму. Не стоит забывать, что регулярная чистка дроссельной заслонки продлевает срок службы двигателя и способствует его экономичному расходу топлива.

    Перед проверкой дроссельной заслонки следует оценить ее состояние, даже если она не является источником проблемы. Предварительная очистка дроссельной заслонки позволит избежать дальнейших отложений, которые могут негативно повлиять на работу двигателя.

    Чистка дроссельной заслонки своими руками

    Чистить дроссельную заслонку можно самостоятельно, используя автомобильные инструменты, специальное очистительное средство (например, для карбюраторов) и мягкую тряпку. Рассмотрим процесс на примере автомобиля Nissan. Порядок действий выглядит следующим образом:

    1. Открыть капот и отсоединить клеммы аккумулятора.
    2. Ослабить хомуты на патрубке воздушного фильтра.
    3. Отсоединить разъемы с дроссельного узла и снять шланг системы вентиляции.
    4. Снять ресивер воздушного фильтра вместе с патрубком.
    5. Используя шестигранный ключ на 5 мм, открутить четыре болта, удерживающие дроссельную заслонку.
    6. Аккуратно убрать дроссель, стараясь не повредить прокладку.
    7. Очистить дроссельную заслонку, удаляя накопившуюся грязь и нагар.
    8. Взять очиститель для карбюраторов «Карбклинер», надеть на него трубочку и распылить состав на заслонку. При небольшом слое загрязнений они быстро растворятся.
    9. Применять очиститель необходимо поочередно с обеих сторон дросселя.
    10. Подождать, пока жидкость высохнет и впитается в отложения.
    11. Повторить процесс нанесения очистителя, а затем протереть заслонку с помощью тряпки.
    12. Необходимо также протереть внутреннюю часть впускного коллектора в месте соединения с дроссельной заслонкой. Если отложений не слишком много, можно смочить тряпку в очистителе и протереть поверхность.
    13. После завершения чистки необходимо вернуть узел на место и соединить его с воздушным патрубком.

    Теперь необходимо завести автомобиль. Однако, если после чистки дроссельной заслонки наблюдаются высокие обороты, потребуется адаптация узла.

    Регулировка дроссельной заслонки после чистки

    В некоторых моделях автомобилей после чистки дроссельного узла может понадобиться его регулировка. Это зависит от типа управления заслонкой, установленной в автомобиле.

    Для механической системы управления дроссельной заслонкой.

    После чистки механического блока необходимо отрегулировать холостой ход.

    Регулировка выполняется следующим образом:

    • Снять клеммы с аккумулятора.
    • Через 15 минут вернуть их на место и запустить двигатель. Автомобиль должен работать на холостых оборотах в течение 10 минут. Важно, чтобы в этот момент не работали дополнительные приборы.
    • Спустя 10 минут двигатель следует заглушить, подождать 10 секунд и снова его запустить.
    • Далее надо дождаться прогрева двигателя до рабочей температуры, и автомобиль будет готов к эксплуатации.

    После чистки дроссельной заслонки и настройки механической системы может потребоваться проехать около 150-200 км до нормализации холостого хода.

    Для электрической системы управления дроссельной заслонкой.

    Осуществив очистку электрического узла, также потребуется регулировка. Этапы настройки следующие:

    • Запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры.
    • Заглушить мотор на 10 секунд.
    • Запустить двигатель на 3 секунды.
    • В течение 5 секунд необходимо надавить на педаль акселератора 5 раз (по одному движению в секунду).
    • Через 7 секунд нужно полностью освободить педаль газа, дождавшись включения индикатора «Проверьте двигатель» (должен гореть постоянно).
    • Спустя 3 секунды педаль акселератора можно отпустить и повторно запустить двигатель.

    Регулировка дроссельной заслонки с электрическим управлением после очистки должна выполняться с точным соблюдением времени – даже небольшая разница может привести к неправильной работе устройства. Весь процесс настройки занимает около полутора-двух минут, при условии, что двигатель не заглохнет во время последнего запуска.

    Регулировка не требуется после каждой чистки дроссельной заслонки. Если загрязнений было немного, то необходимость в настройке отпадает. Владельцам автомобилей стоит помнить, что адаптация после чистки должна проходить при полностью заряженном аккумуляторе.

    Популярные средства для чистки дроссельной заслонки

    Независимые эксперты составили перечень лучших средств для чистки дроссельной заслонки в 2019 году:

    • «Hi-Gear». Это средство содержит смазочные и антикоррозийные компоненты, которые не наносят вреда кислородному датчику и другим чувствительным элементам систем впуска, применяемым в современных автомобилях. Производитель рекомендует использовать очиститель каждые 5 000–7 000 км. Быстрое действие и возможность применения для всех типов автомобилей – главные преимущества, а недостатком можно считать иногда встречающиеся низкокачественные баллончики.
    • Очиститель дроссельной заслонки «4720» от Johnsen. Основное преимущество — современная формула и удобный клапан, однако средство отличается высокой токсичностью.
    • Популярный очиститель «3M 08867». У него универсальное применение, удобная упаковка и возможность использовать его для карбюраторов, а также наличие каталитических нейтрализаторов в составе.
    • Очиститель «Mag 1414» эффективен в удалении копоти и органических отложений, и подходит не только для системы впрыска, но и для обработки других поверхностей, включая системы внедорожников.
    • «Berryman 0117C B-12», бренд Chemtool — это современный очиститель, который могут применять также владельцы мотоциклов. Он эффективен благодаря специальной технологии, растворяющей загрязнения, и включает антикоррозийные добавки.
    • «JetSpray 800002231» от Gumout. Это средство показало наивысшую эффективность в тестах, что позволяет увеличивать интервалы между обслуживанием. Оно подходит для чистки клапанов двигателей с любыми техническими характеристиками.

    Современные производители также разрабатывают универсальные чистящие средства, такие как «ProLine» от LiquiMoly, «5861113500» от Wurth и «Masters» от Abro, которые отличаются высокой эффективностью и низкой ценой.

    При использовании любого из указанных средств для чистки дроссельной заслонки нужно быть внимательным и осторожным, избегая попадания тонкого пластикового распылителя в отверстие заслонки. Поверхность следует периодически протирать чистыми бумажными полотенцами, чтобы избавиться от остатков аэрозоля.

    После завершения процесса чистки и сборки дроссельной заслонки могут возникнуть трудности с запуском мотора. Это связано с тем, что остатков очистительного средства могло остаться во впускном коллекторе, где они начинают гореть. В наиболее серьезных случаях это может проявляться в виде белого дыма, выходящего из выхлопной трубы. Не стоит паниковать, всё это исчезнет после повторного запуска двигателя.

    Какие ошибки чаще всего допускают при чистке дроссельной заслонки двигателя

    Некоторые новички в автотеме могут осуществить чистку дроссельной заслонки неправильно, что может привести к различным неприятным последствиям — от отсутствия желаемого результата до поломки самой заслонки. Чего делать не следует:

    • Не следует чистить заслонку в случае возникновения любых подозрительных ситуаций (по этому поводу существует множество шуток).
    • Чистка заслонки без её снятия будет малоспособной, так как будут устранены лишь загрязнения с поверхности заслонки, в то время как нагар и сажа на внутренних стенках и в воздуховодах останутся нетронутыми.
    • При использовании ткани для чистки не стоит прилагать слишком много усилий, чтобы не повредить как дроссельную заслонку, так и соседний датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
    • Использование щетки вместо мягкой ткани также не рекомендуется, так как это может повредить дроссельную заслонку. В некоторых механизмах внутри заслонки используется молибденовый слой для лучшего прохождения воздуха, который может быть ошибочно принят за нагар и удалён. Это приведёт к неверной работе заслонки, что может вызвать как повышенные, так и пониженные обороты.
    • После завершения чистки не забывайте о необходимости калибровки дросселя, особенно в случаях с электронной педалью газа, чтобы холостой ход поддерживался на нужном уровне.

    Узнав о типичных ошибках, которые совершают неопытные автолюбители, вы сможете избежать многих проблем, связанных с чисткой дроссельной заслонки.

    Отчего зависит цена очистки дроссельной заслонки

    Чистка дроссельных механизмов выполняется во многих автосервисах, при этом некоторые из них специализируются на обслуживании автомобилей конкретных марок, таких как Ford, Mercedes, Audi, Volkswagen и других.

    Стоимость чистки дроссельной заслонки на СТО зависит от следующих факторов:

    • Сложность проведения работ (для автомобилей некоторых марок для доступа к дроссельному узлу требуется снять множество деталей);
    • Класс автосервиса (услуги по чистке дроссельной заслонки в крупных СТО, как правило, дороже);
    • Местоположение (в больших городах цена на услугу выше, чем в районных центрах).

    Например, в Москве цена чистки дроссельной заслонки в среднем составит от 1 500 рублей и выше, аналогичные расценки действуют и в Санкт-Петербурге. Диагностика состояния заслонки может обойтись в 600-800 рублей. Также потребуется оплата за регулировку дросселя, которая необходима для того, чтобы электронная система запомнила положения заслонки.

    Адаптацию дросселя нужно проводить, если:

    • была произведена замена или чистка узла;
    • аккумулятор полностью разрядился;
    • заменена электронная педаль газа.

    Для качественной чистки механизма требуется демонтаж его деталей. В некоторых случаях можно обойтись и без снятия дросселя, частично разобрав его. Однако такие попытки часто не решают основную проблему, так как ось заслонки требует внимания, что довольно сложно выполнить в таких условиях.

    Чем чистить дроссельную заслонку: мнения автовладельцев

    1. Применяйте жидкость для карбюраторов.

      – Многократно слышал, что можно использовать жидкости для карбюраторов следующим образом: заглушить двигатель, когда он горячий, распылить очиститель, подождать (правильнее всего действовать в момент снятия патрубка), затем запустить мотор, на разной частоте оборотов заново распылить средство и понаблюдать за дымом. Как-то видел, как специалист очищал дроссель с использованием жидкости для инжекторов, на вопрос о возможности использования её для карбюраторов он ответил, что это возможно, но наоборот — нет.

    2. Хорошее соотношение цены и качества.

      – Мое мнение о новинке от ABRO «Masters» — это очиститель для карбюраторов и дроссельных заслонок. Он эффективно убирает налет и загрязнения со стенок дроссельных заслонок, не причиняя вреда двигателю.

      В баллоне высокое давление, имеется достаточно средства для многократного использования. Очиститель быстро справляется с грязью и сажей.

      В комплекте с распылителем есть насадка в виде трубочки, которая позволяет использовать очищающее средство в труднодоступных местах. Благодаря ацетону в составе оно также может использоваться как обезжириватель при обработке различных деталей. 

      Применять можно не только для дроссельных заслонок и каналов, но и для разъемов датчиков в двигателе. Это отличный продукт за свою цену, так как хватает на долгое время. В общем, рекомендую.

    3. Продукты превращаются…

      – Замечательное средство от K&W, результаты приятно удивили. Использовать его нужно только на горячем двигателе. Потребуется снять воздуховод с впускного коллектора, сам мотор должен быть прогрет. Затем нужно резко ускориться, чтобы не заглохнуть, обильно распылить средство на заслонку. Грязь очищается прямо на глазах, появляется блестящая заслонка и чистые детали поблизости. В процессе чистки дроссельной заслонки произойдет очистка также впускных и выпускных клапанов, а также датчика лямбда. Немного навыка позволит экономить баллончик на длительное время.

    4. Классический подход.

      – Я использовал для чистки традиционный WD-40, разбирал и чистил все детали отдельно. Конечно, не так быстро растворяет загрязнения, но после высыхания не оставляет оксидов, которые могут вызвать проблемы. 

      Также для чистки дроссельной заслонки использовал средство «АГАТ», оно хорошо помогает. Еще одно эффективное решение – российский очиститель «Керри».

    5. Никаких сложностей!

      – Нужно ли очищать дроссельную заслонку? Безусловно! Для этого я использую средство Pro-Line Drosselklappen-Reiniger. Не снимаю заслонку, чтобы не нужно было потом её настраивать.

      • Сначала снимаю корпус воздушного фильтра для доступа к заслонке.
      • Распылить на заслонку 100-150 мм средства, подождать пять минут, а затем удалить остатки с помощью ткани.
      • Запускаю двигатель, обороты должны быть от 2 до 2,5 тыс./мин, распылить дополнительно 250-300 мм на заслонку.
      • Возвратить на место корпус воздушного фильтра.

      Готово!

    Вопросы по теме

    Как часто необходимо чистить дроссельную заслонку?

    Частота чистки дроссельной заслонки зависит от модели автомобиля и стиля вождения. В большинстве случаев рекомендуется проводить эту процедуру каждые 30-50 тысяч километров. Однако если вы часто ездите по городским пробкам или на короткие расстояния, стоит обратить внимание на дроссельную заслонку раз в 15-20 тысяч километров. Регулярная проверка поможет предотвратить накопление загрязнений и обеспечит стабильную работу двигателя.

    Можно ли очистить дроссельную заслонку самостоятельно без специализированных инструментов?

    Да, можно, но с оговорками. Основные инструменты, которые вам понадобятся, — это отвертка, очиститель для карбюраторов или специальный спрей для дроссельных заслонок и тряпка. Однако следует помнить о некоторых нюансах: не следует слишком сильно давить на заслонку, чтобы не повредить ее, а также важно отключить аккумулятор, прежде чем приступать к чистке, чтобы избежать случайного запуска двигателя. Если вы не уверены в своих силах, лучше доверить эту работу специалистам.

    Влияет ли загрязненная дроссельная заслонка на расход топлива?

    Да, загрязненная дроссельная заслонка может существенно увеличить расход топлива. Когда заслонка забита сажей и другими отложениями, это может привести к неправильной подаче воздуха в двигатель, что, в свою очередь, нарушает соотношение топлива и воздуха. Результатом будет неэффективное сгорание топлива, что приводит к повышенному расходу. Поэтому регулярная чистка дроссельной заслонки не только улучшит работу двигателя, но и поможет сэкономить на топливе.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий