Гидроусилитель руля начинает подавать признаки аварийного состояния, когда насос ГУР практически выходит из строя или полностью останавливается. Изначально можно услышать жужжание, переходящее в громкие звуки, и вскоре уровень жидкости в бачке начинает падать. Логично, что жидкость следует менять вовремя и грамотно прокачать систему после смены масла, чтобы избавиться от воздушных пробок в магистрали. Однако при необходимости долить жидкость в систему возникает вопрос — какую именно жидкость можно использовать? Давайте разберемся подробнее.
- Определите цели: установите свои тренировочные цели, например, увеличение выносливости или силы.
- Разработайте план: создайте сбалансированную программу тренировок, включающую силовые и аэробные нагрузки.
- Используйте разнообразие: варьируйте упражнения для разных групп мышц и изменение режима, чтобы избежать застоя.
- Обратите внимание на технику: соблюдайте правильную технику выполнения упражнений для предотвращения травм.
- Следите за восстановлением: обеспечьте достаточный отдых и правильное питание для оптимизации результатов.
- Регулярно оценивайте прогресс: фиксируйте достижения и пересматривайте план тренировки при необходимости.
Перед прокачкой ГУР: какую жидкость заливать
Гидравлические масла, используемые в гидроусилителях рулевого управления, бывают различных типов и отличаются по цветам, как светофор: зеленые, желтые и красные. Эти жидкости совершенно не имеют общих характеристик. Ошибка заключается в том, что различия следует определять не по цвету, а на основании других критериев: по назначению и составу.
По назначению
Смазочные жидкости для гидравлических усилителей классифицируются на специальные масла ATF и PSF.
Группа ATF включает в себя трансмиссионные масла, предназначенные для автоматических трансмиссий (Automatic Transmission Fluid), которые прекрасно выполняют свои функции в системе ГУР. Вторая группа, PSF, включает в себя жидкости, созданные специально для усилителей рулевого управления — это масла Power Steering Fluid.
Обе категории имеют схожий набор задач: они обеспечивают давление масла, смазывают, охлаждают и защищают от коррозии. Нельзя забывать, что некоторые автовладельцы заливают в гидроусилитель моторное масло, что является нежелательным по рекомендациям производителей. Тем не менее, если подходить с практической точки зрения, любой смазочный материал в ГУР может выполнять свои функции, но вопрос в том, насколько долго и качественно.
Жидкости PSF, поскольку они созданы специально для ГУР, имеют отличия от стандартных масел ATF по своим характеристикам. Например, в состав ATF входят присадки, улучшающие фрикционные свойства для АКПП, что позволяет продлить срок их службы, в то время как PSF не содержит дополнительных добавок. На первый взгляд, особой разницы между ними не наблюдается.
Некоторые производители рекомендуют использовать для гидравлики такое же масло, какое залито в АКПП, тогда как другие настаивают на применении исключительно PSF. Следует ориентироваться на рекомендации производителя.
Масло PSF для ГУРа | |
---|---|
Название | Цена* за 1 л. руб. РФ |
Pentosin 11s Central hydraulic fluid | 2300 |
Motul Multi HF | 2650 |
Comma PSF MVCHF | 1450 |
Liqui Moly Zentralhydraulik-Oil | 2000 |
ZIC PSF 3 | 700 |
Примерная цена указана для марта 2023 (Москва) |
Масла ATF для ГУРа | |
---|---|
Название | Цена* за 1 л. руб. РФ |
Mobil ATF 320 premium | 700 |
Shell Spirax S6 ATF X | 1000 |
Motul Multi ATF | 1700 |
Liqui Moly Top Tec ATF 1100 | 1400 |
Zic ATF dex 3 | 950 |
Примерная цена указана для марта 2023 (Москва) |
По составу
Автовладельцы неправильно различают масла для ГУР только по цветам, что является ошибочной практикой. Цвета не предоставляют никакой информации о технических параметрах, которые включают в себя:
- вязкостные особенности
- антифрикционные качества
- гидравлические характеристики
- адгезивные и химические свойства
- термическая устойчивость.
Выбор должен осуществляться не на основе цвета жидкости, а преимущественно по физическим, механическим и химическим параметрам. Необходимо также учитывать, что смазочные жидкости для рулевого управления можно классифицировать по типу основы:
- Минеральные. Эти масла широко применяются в системах ГУР благодаря наличию в них резинотехнических элементов: сальников, уплотнителей и различных манжет. При температурных колебаниях в зимний и летний период резина теряет свои качества, требуя защиты. Минеральные жидкости обладают свойствами, которые могут обеспечить такую защиту.
- Синтетические. Синтетические масла могут содержать каучуковые присадки, которые плохо влияют на резинотехнические изделия системы. Кроме того, в некоторых резинотехнических элементах может иметься силикон, который взаимодействует с синтетикой, подавляя ее действие и снижая характеристики. Поэтому крайне важно знать, какое масло используется в гидравлическом усилителе, и уточнить все допуски по применению синтетических жидкостей для конкретного устройства.
PSF
Каждый из типов смазочных материалов обладает как достоинствами, так и недостатками. Например, минеральные масла имеют следующие преимущества:
- нейтральное воздействие на резинотехнические элементы системы
- относительная доступность по цене.
Минусы минеральных смазок:
- высокая вязкость
- склонность к образованию пены
- короткий срок службы.
Для того чтобы самостоятельно и правильно прокачать гидроусилитель руля (ГУР), необходимо в первую очередь уделить внимание регулярному обслуживанию автомобиля. Это включает в себя проверку уровня жидкости в системе, а также ее состояние. Если жидкость потемнела или содержит примеси, следует произвести ее замену. Также важно следить за герметичностью системы и устранять возможные утечки, так как даже небольшое количество утечек может существенно снизить эффективность работы ГУР.
Кроме того, я рекомендую уделить внимание настройкам рулевого механизма и проверке его состояния. Важно убедиться, что все компоненты, такие как насос, шланги и рейка, находятся в хорошем состоянии и работают корректно. При наличии посторонних звуков или затруднений при вращении руля нужно провести диагностику системы, возможно, потребуется замена вышедших из строя элементов. Регулярная профилактика поможет избежать серьезных проблем в будущем и существенно упростит эксплуатацию автомобиля.
Не забывайте про правильный стиль вождения, который также влияет на работу ГУР. Избегайте резких маневров и чрезмерной нагрузки на рулевую систему, особенно при движении на малых скоростях. Важно учесть, что при трогании с места и движении на низких оборотах двигатель не всегда успевает обеспечивать необходимое давление в системе. Это может привести к перегреву насоса и другим проблемам. Поддержание оптимального стиля вождения поможет значительно продлить срок службы гидроусилителя руля и сделать управление автомобилем более комфортным.
ATF
Преимущества синтетических масел заключаются в следующем:
- долговечная и надежная эксплуатация
- термическая устойчивость в сложных условиях работы
- низкие вязкостные показатели
- высокая эффективность в смазывании и защите от коррозии и окисления
- низкий уровень пенообразования.
Однако у них есть и некоторые недостатки:
- ограниченные допуски для разных моделей автомобилей
- более высокая цена.
«По цвету»
Слева на право PSF, масло моторное, ATF
- Желтая жидкость обычно является PSF, специализированным маслом, разработанным для гидравлики рулевого управления. Обычно выпускается на минеральной основе, реже — на синтетической.
- Красный цвет четко указывает на присутствие ATF. Чаще всего на синтетической основе.
- Зеленые жидкости встречаются в обоих вариантах. Цвет не дает точной информации о составе и типе жидкости.
Объединять разные жидкости не рекомендуется. Основное правило — в синтетические масла заливается только синтетика, а в минеральные — только минералка. Оптимально ориентироваться не на цвет, а на маркировку на упаковке.
Если вы не знаете, какое масло использовалось в ГУР, лучше провести полную замену жидкости.
Как правильно прокачать гидроусилитель руля
Прокачка ГУР после заливки новой трансмиссионной жидкости осуществляется по общепринятой процедуре. Последовательно выполняем такие стандартные шаги:
К замене с промывкой готов
Масло уже поездило
Подручными средствами откачиваем жидкость из бачка
Чуть осталось, не хватило длины шланга
Снимаем широкий патрубок, предварительно подставив разрезанную бутылку. Сливаем остатки.
Нижний патрубок возвращаем на место. Верхний снимаем, вывод затыкаем болтом или обструганной палкой.
Ставим машину на упоры, чтоб легче было крутить колеса. Заполняем бачок до краев новым маслом.
Крутим руль от упора до упора. В щель следим, как из бачка уходит новая жидкость, а бутылку наполняет старая.
После прогона в бачке много грязи.
Снимаем
Хорошо моем
Заполняем новой жидкостью, крутим руль из стороны в сторону, пока не перестанут в бачке появляться пузырьки.
- Поднимаем автомобиль на подъемнике или домкрате, чтобы вывесить только передние колеса.
- Снимаем крышку бачка ГУР. Извлекаем и очищаем фильтрующую сеточку горловины.
- Шприцем удаляем остатки старой жидкости из бачка.
- Если хотите, можно также промыть бачок от осадка, отвинтив оба шланга. Расширительная ёмкость моется и сушится.
- Сначала подключаем нижний (широкий) шланг и опускаем верхний (узкий) в емкость, чтобы при прокачке жидкости из системы ГУР слилась остаточная старая жидкость. Не забудьте закрыть нижний шланг чем-то подходящим.
От бачка отходят две трубки: одна тонкая для возврата, другая толстая для подачи.
- После этого заливаем в бачок новую жидкость полностью.
- Теперь поворачиваем рулевое колесо от одного упора до другого (двигатель заглушен), тем самым вытесняем старую жидкость в подготовленную тару. Важно следить за уровнем в бачке и добавлять масло, если уровень поднимается близко к минимальной отметке, чтобы избежать завоздушивания системы.
- Через шланг обратки жидкость из бачка постепенно уходит в систему.
Следим за уровнем жидкости.
- Запускаем двигатель на пару секунд, затем глушим его. Это помогает прокачать масло по трубопроводам системы.
- Далее доводим уровень жидкости в бачке до отметки MAX и делаем 3-5 запусков двигателя по 2-3 секунды.
- Когда из бутылки для слива перестанет выходить воздух по возвратной линии, а цвет жидкости станет соответствовать свежей, прекращаем процесс прокачки.
- Теперь подключаем магистральный шланг обратно к бачку.
- Снова заполняем бачок маслом до уровня MAX и заводим мотор.
- Финальную прокачку выполняем медленным вращением руля от левой до правой стороны и обратно примерно 5-6 раз, задерживая его на несколько секунд в крайних положениях. Это нужно, чтобы удалить остатки воздуха в бачке, если таковой есть. При этом важно прислушиваться к звукам работы насоса ГУР — он не должен издавать громких шумов.
- Когда в расширительном бачке больше не будут появляться пузырьки, закрываем крышку, тем самым герметизируя гидравлическую систему.
Есть возможность прокачать систему и без работы двигателя. Аналогичным образом вращая рулем, можно удалить остатки старого масла и воздух. Тем не менее, рекомендуется проводить прокачку с запущенным двигателем.
Обратите внимание, выставляя уровень жидкости, оставляйте пространство для расширения при нагреве. Не переполняйте, заливайте аккуратно до середины между MIN и MAX.
Как часто прокачивать ГУР
Обычно трансмиссионное масло для гидравлического усилителя руля меняют раз в три года. Пробег между заменами может составлять от 60 до 90 тысяч километров.
Новое и старое масло ГУР: зеленое и красное
Частота замены масла может увеличиваться из-за некоторых «вредных» привычек. Например, вращение руля, когда машина стоит, или выкручивание руля до упора, а также оставление колес в повёрнутом состоянии на морозе. Утром, при прогреве, ГУР может работать с холодным маслом в трубопроводах, что значительно сокращает срок службы насоса — чаще, чем указано в регламенте.
Таким образом, замена жидкости в ГУР каждые два года и прокачка системы — оптимальный вариант для любого автомобиля.
Симптомы неисправности ГУР
Появление воздушных пробок в гидроусилителе руля, требующее неплановой прокачки, можно определить по нескольким характерным признакам:
- Появление пены в бачке — признак завоздушивания.
- Шумы или жужжание в области насоса ГУР.
- Сложности с поворотами, увеличенные усилия на руле в процессе вращения, затруднения при повороте в обе стороны.
- Выдавливание трансмиссионной жидкости через прокладки рулевой системы.
Есть один серьезный признак, который требует внимания. Наличие постороннего воздуха приводит к образованию пены в жидкости бачка ГУР. Также может наблюдаться непроизвольное вращение руля в любую сторону. Каждое из этих проявлений подразумевает необходимость вмешательства и прокачки гидроусилителя для вытеснения воздуха из системы.
Если информация была полезной, оставьте комментарий. Если она показалась бесполезной или неточной, особенно напишите об этом.
Вопросы по теме
Как можно определить, что ГУР нуждается в обслуживании или замене?
Первым признаком необходимости обслуживания ГУР является снижение эффективности его работы, что может проявляться в трудностях управления автомобилем, особенно на низких скоростях. Также стоит обратить внимание на посторонние звуки, такие как скрипы или стуки при поворотах. Наличие утечек жидкости гидроусилителя или ее пониженый уровень также сигнализируют о проблемах. При несвоевременном обслуживании может возникнуть риск поломки насоса или повреждения рулевых механизмов.
Какие инструменты и материалы нужны для самостоятельной прокачки ГУР?
Для качественной прокачки ГУР вам понадобятся несколько инструментов и материалов. Основные инструменты: ключи для снятия и установки шлангов, плоские отвертки, может потребоваться также специальный насос для удаления воздуха из системы. Из материалов необходима жидкость для гидроусилителя, соответствующая спецификациям вашего автомобиля. Рекомендуется иметь емкость для сбора старой жидкости и тряпку для очистки в случае сплесков.
Могут ли неправильные действия при прокачке ГУР повредить систему?
Да, неправильные действия при прокачке ГУР могут привести к серьезным повреждениям. Например, если не проверять уровень жидкости во время прокачки, это может привести к перегреву насоса, что в свою очередь вызовет его выход из строя. Также сильно затягивая соединения или неправильно устанавливая воздухозаборники, вы рискуете повредить шланги, что приведет к утечкам и необходимости дорогостоящего ремонта.