Как поступить при разрыве ремня ГРМ и предотвратить проблему в будущем

Некоторые автолюбители не слишком тщательно следят за состоянием ремня ГРМ, что является большой ошибкой. В лучшем случае его повреждение приведет к невозможности запуска автомобиля. В следующем разделе мы рассмотрим, что делать в случае обрыва ремня ГРМ и как избежать этой ситуации.

Коротко о главном
  • Остановите двигатель сразу, чтобы избежать серьезных повреждений.
  • Обратитесь в сервис для диагностики и оценки ущерба.
  • Замените поврежденный ремень ГРМ и проверьте соответствующие детали.
  • Следите за сроком замены ремня в соответствии с рекомендациями производителя.
  • Регулярно проверяйте состояние ремня и натяжителя.
  • Избегайте перегрева двигателя, что может ускорить износ ремня.

Первые признаки обрыва ремня ГРМ

Множество владельцев автомобилей задумываются о том, как поступить, если ремень ГРМ окажется порванным. Для новичков подобная неисправность зачастую воспринимается как страх, порождающий множество слухов, многие из которых далеки от реальности.

Газораспределительный механизм (ГРМ) работает благодаря взаимодействию с шестерней коленчатого вала. Ранее широко использовавшиеся зубчатые ремни и цепи вызывали недоверие у многих автовладельцев.

По сравнению с цепным приводом, ременный механизм отличается более простой конструкцией, менее тяжел, и работает тише. Тем не менее, у него есть свои недостатки — главным из которых является ограниченный срок службы.

Вопрос «что делать, если порвался ремень ГРМ?» возникает, когда появляются признаки неисправности. Это может проявляться в том, что автомобиль начинает глохнуть, а затем вовсе не подается к запуску. При попытке завести двигатель можно услышать металлические удары из-за соприкосновения поршней с клапанами. Заметим, что такая поломка может привести к серьезным проблемам: при высокой скорости это обернется заменой клапанов и, в худшем случае, повреждением поршней, прокладок и прочих деталей.

Симптомы, сигнализирующие о порывании ремня ГРМ, включают:

  • внезапное отключение двигателя;
  • невозможность завести машину;
  • появление металлического звука в области двигателя при запуске (поршни взаимодействуют с клапанами).

Тем не менее, прежде чем искать решение о том, что делать в случае обрыва ремня ГРМ, стоит посмотреть под капот, чтобы удостовериться в самом факте его порыва. Вы сможете увидеть разорванный ремень и поврежденный защитный кожух.

Что касается цепного механизма, то он обычно имеет более длительный срок службы. Если за мотором хорошо ухаживать, цепь может работать более 200 тысяч километров. Но со временем она начинает растягиваться и стучать, что служит сигналом к ее замене. Хороший ремень, как правило, прослужит около 60 тысяч километров, и его нужно заменять даже без явных повреждений на глаз. Пренебрежение этой заменой может привести к обрыву.

Причины обрыва ремня ГРМ

Ремень ГРМ соединяет коленчатый и распределительный вал. Именно он отвечает за синхронное открытие клапанов в двигателе, что позволяет нужному количеству топливной смеси поступать в цилиндры.

Так как обрыв ремня ГРМ, как правило, происходит во время движения автомобиля, его описание достаточно просто. Мотор начинает глохнуть, что может потребовать серьезного ремонта.

Причины обрыва ремня ГРМ могут быть следующими:

  • Износ. Этот элемент играет важнейшую роль, и для его изготовления используются только высококачественные материалы. Ожидаемый срок эксплуатации составляет около 150 тысяч километров. Вовремя не заменяя ремень, можно столкнуться с его обрывом. При этом стоит учитывать, что у отечественных авто срок жизни ремня меньше, поэтому проверку рекомендуется проводить каждые 15 тысяч километров. В среднем, замена должна производиться каждые 80-140 тысяч километров, но важно выполнять рекомендации производителя. Например, для «Лада Веста» замена осуществляется каждые 10 тысяч километров, а для Тойоты — каждые 20 тысяч после осмотра состояния.
  • Рассинхронизация натяжных роликов. Эти узлы ответственны за натяжение ремня, за счет чего он не соскакивает с зубьев. Если вовремя их не заменить, это приведет к скорейшему износу. Также причиной может быть заклинивание помпы.
  • Неоригинальные или некачественные запчасти. Производители, особенно известные европейские, японские и американские компании, устанавливают только надежные детали. При замене изношенных деталей на их более дешевые аналоги они часто не выдерживают и становятся причиной повреждения ремня. Ситуации, когда ремень ГРМ рвется после 5 тысяч километров пробега, отнюдь не редкость. На самом деле экономия на расходниках может привести к непоправимым последствиям, и разница в цене между качественным и некачественным продуктом просто не сопоставима с возможными последствиями.
  • Неисправности шкивов, валов, натяжителей. Поломка любого из этих компонентов может привести к обрыву ремня ГРМ. Поэтому производители обычно рекомендуют замену роликов натяжителя одновременно с ремнем.
  • Некорректное натяжение ремня. Неправильная настройка натяжения может привести к тем же последствиям, что и неисправности агрегатов. Например, при недостаточном натяжении ремень может проскальзывать из-за недостаточного контакта с шкивом, что приводит к его перегреву, потере эластичности и разрушению. С другой стороны, слишком сильное натяжение приводит к повреждению волокон. Заметить проблемы с натяжением ремня ГРМ можно по характерному свисту, что часто проявляется в дождливую погоду.
Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Если порвался ремень ГРМ, первое, что необходимо сделать, это остановить двигатель, чтобы избежать серьезных повреждений. Часто такие ситуации приводят к разрушению клапанов и даже поршней, поэтому важно не запускать автомобиль в таком состоянии. Я рекомендую быстро обратиться в сервисный центр для диагностики. Специалисты смогут оценить степень нанесенного вреда и предложить варианты ремонта, которые могут включать замену поврежденных деталей и установки нового ремня ГРМ.

Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, необходимо соблюдать регламент обслуживания автомобиля, включая своевременную замену ремня ГРМ. Я обычно советую менять ремень согласно рекомендациям производителя, которые указаны в руководстве пользователя. Кроме того, стоит обращать внимание на симптомы, такие как шумы при работе двигателя, которые могут указывать на износ или повреждение ремня. Регулярная проверка состояния компонента также играет важную роль в предотвращении неприятностей.

Важно подходить к выбору качественного ремня ГРМ и комплектующих. Я рекомендую использовать запчасти только от проверенных производителей, так как качество напрямую влияет на срок службы. Следует также проверять натяжение ремня и состояние всех элементов, связанных с ним, например, натяжителей и роликов. Если у вас возникли сомнения относительно состояния ремня, лучше проконсультироваться с профессионалом, чем потом столкнуться с серьезными последствиями.

Иногда ремень не разрывается полностью, а в нем начинают стираться зубья, что также ухудшает его функциональность.

Что происходит при обрыве ремня ГРМ

Степень ущерба от обрыва ремня ГРМ напрямую зависит от конструкции двигателя.

Чтобы понять, что произойдет в таких случаях, нужно разобраться, как функционирует двигатель внутреннего сгорания.

Когда двигатель работает, поршни непрерывно перемещаются между крайними положениями. В момент впуска поршень опускается, а впускной клапан открывается, во время выпуска – клапан закрывается, и поршень поднимается. Все клапаны должны быть закрыты, когда он находится в верхней мертвой точке.

При обрыве ремня распредвал останавливается, и клапаны фиксируются в одном положении. Тем временем коленвал продолжает вращаться, а поршни движутся к открытым клапанам.

Некоторые двигатели, например, 8-клапанный ВАЗ-2111, имеют специальные выточки, чтобы избежать контакта клапанов в случае обрыва, что позволяет минимизировать последствия, за исключением того, что авто не сможет доехать до сервиса или гаража.

Конструкция современных многоклапанных двигателей стремится к получению максимальной мощности от минимального объёма, поэтому у поршней таких моторов выточек нет или они слишком малы. В результате, если ремень ГРМ порвется, поршни будут столкнуться с клапанами, что неминуемо приведет к их деформации.

Если обрыв произошел на малых оборотах, чаще всего гнются только несколько клапанов, в то время как при обрыве на высоких оборотах потребуется поменять весь комплект.

С увеличением оборотов коленвала в момент обрыва, последствия становятся все тяжелее. Помимо загибания клапанов, могут лопнуть направляющие втулки, что приведет к необходимости замены головки блока и цилиндров. Кроме того, удары могут разрушить поршни.

Были случаи, когда обрыв на высоких оборотах приводил к загибанию всех клапанов, повреждению головки блока, лопанию направляющих втулок, что также наносило немалый урон поршням. В таких случаях ремонт двигателя обходится весьма накладно. Согласно статистике, подобные повреждения чаще всего наблюдаются у японских двигателей с двумя распредвалами (DOHC).

В сравнении бензиновые двигатели менее подвержены серьезным повреждениям при обрыве ремня, чем дизельные. Их конструкция позволяет избежать значительного свободного хода клапанов, когда поршень находится в верхней мертвой точке.

Когда происходит обрыв ремня в таком двигателе, возможны следующие повреждения:

  • гибнут клапана;
  • разрушается распредвал с подшипниками;
  • выходят из строя головка блока;
  • погибают толкатели и шатуны.

Если обрыв произошел на высоких оборотах, поршни также могут быть разрушены, а блок цилиндров — поврежден.

Поскольку проблема с обрывом ремня ГРМ достаточно ощутима, производители начали добавлять углубления в поршнях для предотвращения «замятия» подвижных компонентов. Если ремень ГРМ оборвался во время движения, достаточно будет лишь его замены.

Что делать, если порвался ремень ГРМ

Если возник вопрос, что делать в случае обрыва ремня ГРМ, рекомендуется:

  • открыть моторный отсек, приподняв или сняв защитную крышку механизма.
    • Начните с проверки состояния ремня. Если он поврежден, это будет очевидно. Чтобы выявить обрыв, особенно если он произошел в нижней части, достаточно прокрутить коленчатый вал на пол оборота. 
    • Затем вам необходимо доставить автомобиль в гараж или на станцию технического обслуживания с помощью буксировки. При наличии автоматической коробки передач следует использовать эвакуатор, так как буксировка в таких случаях строго запрещена.

    В дополнение к мелочам вам потребуется приобрести следующие компоненты:

    • Новый ремень либо ремонтный комплект ГРМ с натяжным и обводным роликами.
    • Прокладки для впускного и выпускного коллекторов.
    • Крышки клапанов и прокладки для головки блока цилиндров.
    • Набор крепежных болтов.
    • Помпу, если заподозрите ее износ.

    Замена порванного ремня ГРМ осуществляется гораздо проще на подъемнике. Для этого следует подготовить следующие инструменты:

    • Отвертка;
    • Комплект ключей;
    • Специальные штифты для установки меток ГРМ;
    • При необходимости дополнительные инструменты.

    Процесс демонтажа следует осуществлять по следующему алгоритму:

    • Снимите кожух, который крепится болтами.
    • Открутите болты защиты картера.
    • Извлеките компрессор, а после установки нового ремня верните его на место.
    • Уберите ремень генератора.
    • Отключите клемму от аккумулятора, чтобы обесточить контакты.
    • Открутите крепежные элементы двигателя, снимите генератор, клемму и шкив насоса, предварительно открутив болты, их удерживающие.
    • При необходимости снимите опору двигателя.
    • Удалите кожух, защищающий ремень ГРМ.

    После этого можно приступать к замене. Вытяните изношенный ремень, не забудьте снять крышки зубчатого шкива. Установите новый ремень и затяните натяжитель. Также замените ролики, если они пришли в негодность. Далее соберите все в обратной последовательности. Учтите, что порядок демонтажа и установки может немного различаться в зависимости от марки автомобиля, но общая схема остается схожей.

    Что делать, чтобы ремень ГРМ не оборвался в самый неподходящий момент

    Чтобы избежать неприятностей и не задумываться о том, что делать при обрыве ремня ГРМ, важно производить его замену вовремя (примерно каждые 60 000 км пробега). Заказывайте только оригинальные детали.

    Чтобы избежать ситуации, когда возникает вопрос о том, что делать, если порвался ремень ГРМ, не забывайте периодически проверять натяжение — оно должно быть равномерным, без провисаний на протяжении всей длины. Также обращайте внимание на состояние помпы и всех роликов.

    Во избежание обрыва ремня ГРМ и неопределенности в действиях при его повреждении, уделяйте внимание следующим аспектам:

    • Контролируйте аварийную лампу, сигнализирующую о давлении масла.
    • Следите за состоянием сальников. Протечка масла на ремень ГРМ значительно сократит его срок службы. Об этом могут свидетельствовать характерные пятна на асфальте или моторе.
    • Не запускайте двигатель «с толкача», так как резкие рывки могут спровоцировать обрыв ремня намного раньше, уже после 20 000 км пробега.

    Вопросы по теме

    Как часто нужно проверять состояние ремня ГРМ и что именно искать?

    Рекомендуется проверять состояние ремня ГРМ каждые 30 000 — 50 000 километров пробега или в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. При визуальной проверке стоит обратить внимание на наличие трещин, износ, истирание и деформации. Если ремень выглядит изношенным или есть сомнения в его надежности, лучше всего заменить его заблаговременно, чтобы избежать неожиданных поломок на дороге.

    Что делать, если вы не уверены, когда последний раз меняли ремень ГРМ?

    Если вы не знаете, когда был заменен ремень ГРМ, рекомендуется провести его проверку. Запланируйте визит к механику для диагностики, особенно если ваш автомобиль старше 5-7 лет или пробег превышает 100 000 километров. В некоторых случаях замена ремня ГРМ может быть важнее, чем замена масла – и в этом случае не стоит откладывать.

    Какой риск несет в себе продолжение эксплуатации авто с рваным ремнем ГРМ?

    Эксплуатация автомобиля с рваным ремнем ГРМ может привести к серьезным проблемам. При обрыве ремня происходит нарушение синхронизации работы двигателя, что может привести к столкновению поршней с клапанами. Это, в свою очередь, может вызвать значительные повреждения двигателя, требующие дорогостоящего ремонта. Поэтому, если вы подозреваете, что ремень ГРМ мог порваться, лучше не управлять автомобилем и сразу же обратиться в сервис.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий