Для многих современных владельцев автомобилей названия отдельных компонентов могут звучать как что-то абсолютно непонятное. Это в полной мере относится и к ШРУСам. Однако есть и другая категория автомобилистов, которые, изучив устройство этих элементов, инвестировали значительные средства на их ремонт или замену. В этой статье мы рассмотрим, что подразумевает замена переднего внутреннего ШРУСа.
- Определение неисправности переднего внутреннего ШРУСа: диагностика стуков и вибраций при движении.
- Проверка состояния пыльников на наличие повреждений, их замена при необходимости.
- Подбор новой детали: соответственно модели автомобиля и требованиям производителя.
- Этапы замены ШРУСа: демонтаж старого узла, установка нового и соблюдение правил крепления.
- Тестирование автомобиля после замены: проверка работы ШРУСа на различных скоростях.
Что представляет собой ШРУС и как он устроен
Опытные автомобилисты часто именуют эти детали «гранатами», и такое название неслучайно – наличие такой «гранаты» в автомобиле может в какой-то момент стать источником серьезных проблем, или, как шутят, привести к «взрыву».
Конечно, это шутка с долей правды. ШРУС расшифровывается как шарнир равных угловых скоростей. Основная задача этих узлов, которые находятся на большинстве переднеприводных и некоторых полноприводных автомобилей с независимой подвеской, заключается в передаче крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Несмотря на свои небольшие размеры и массу, передние ШРУСы заставляют колеса вращаться и обеспечивают их управление.
Крутящий момент передается между полуосью и колесами под постоянно изменяющимся углом. Владельцы автомобилей часто называют передние ШРУСы «гранатами» не только из-за визуального сходства, но и потому, что в случае их неисправности (часто это происходит внезапно) автомобиль не сможет двигаться (если нет блокировки дифференциала).
Принцип работы этих шарниров схож с карданным, но сам узел является более современным и сложным. При вращении карданного вала момент передается несинхронно (один вал вращается плавно, второй – нет), что усложняет их взаимодействие под большим углом. В отличие от этого, шарниры обеспечивают легкость и точность при поворотах до 70°.
Популярность передних ШРУСов на рынке связана с высоким спросом на переднеприводные автомобили и широким распространением независимой подвески, хотя первые проекты шарнирных элементов были разработаны инженерами более ста лет назад.
Разные производители создают различные модели ШРУСов, но все они функционируют по одному принципу. Приводной вал соединен со ступичным подшипником и дифференциалом, что обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к колесам.
Структура внешнего переднего узла включает корпус и обойму с канавками для движущихся шариков, которые соединяют компоненты жестко. Основная задача наружных узлов – передача крутящего момента независимо от углов поворота.
Внутренний передний ШРУС менее подвижен и максимальный угол поворота не превышает 20°. Его структура состоит из роликов на подшипниках, которые двигаются внутри канавок ставки. Основная цель этого шарнира – компенсировать движение подвески и обеспечивать непрерывность вала.
При эксплуатации автомобиля передние ШРУСы подвергаются значительным нагрузкам, поэтому, чтобы продлить их срок службы, детали необходимо регулярно смазывать и защищать от воздействия внешней среды. Шарниры защищены герметичными пыльниками (пластиковыми или резиновыми), заполненными смазкой и фиксирующимися на валах с помощью хомутов. Качество и целостность этой защитной оболочки критически важны для нормального функционирования узлов, которые подвергаются воздействию осадков и дорожной грязи.
Разновидности ШРУСов
На протяжении всего времени использования конструкции как передних внутренних, так и наружных ШРУСов претерпели несколько изменений. В настоящее время можно выделить четыре основные разновидности этих узлов:
- Кулачковые (сухариковые), в которых имеются два профильных диска и две вилки. Большая площадь сцепления позволяет им успешно справляться с высокими нагрузками. Тем не менее, существуют и недостатки, например, кулачковые ШРУСы ограничивают скорость автомобиля из-за риска перегрева и выхода из строя. Эти элементы чаще всего устанавливаются на грузовые автомобили.
- Триподы, состоящие из трех роликов в специальном стакане; передача углового момента происходит при смещении роликов. Такие ШРУСы применяются на малых легковых автомобилях, не предназначенных для перевозки тяжелых грузов.
- Карданные спаренные, в которых два карданных шарнира работают в синхронизации, обеспечивая равномерную скорость. Эти конструкции использовались в автомобилестроении Америки в 20-х годах ХХ века и встречаются в строительной технике и тракторах.
- Шариковые, которые включают корпус, сепаратор, обойму и шесть шариков, передающих крутящий момент за счет перемещения в косых канавках наружной обоймы. На сегодняшний день являются наиболее распространенными.
Когда я начинаю подозревать, что передний внутренний ШРУС требует замены, я сначала обращаю внимание на характерные симптомы. Часто это может быть стук или постукивание при поворотах, особенно на малых скоростях. Также иногда я замечаю, что вибрации становятся более ощутимыми на руле, особенно при ускорении. Если же я замечаю утечку смазки из пыльника, это может служить явным знаком, что ШРУС подвергся повреждению и нуждается в внимании.
После подтверждения неисправности я приступаю к замене детали. В первую очередь, я фиксирую автомобиль на ровной поверхности и поднимаю переднюю часть с помощью домкрата. Затем я снимаю колесо и откручиваю тормозные суппорты, чтобы получить доступ к ШРУСу. Работая осторожно, я демонтирую старый ШРУС, отфильтровывая запчасти, которые могут понадобиться, и следя за тем, чтобы не повредить другие элементы подвески.
Установка нового ШРУСа начинается с очистки всех соединений и смазки нового изделия. Я тщательно устанавливаю новый ШРУС на место, затем собираю все детали в обратном порядке, не забывая при этом про уплотнители и шайбы. После завершения монтажа я провожу проверку на наличие шумов и вибраций, чтобы убедиться, что новая деталь функционирует исправно. Успешно завершив установку, я закручиваю колесо и опускаю автомобиль, готовый к дальнейшему движению.
Кроме указанных, встречаются также четырехшариковые жесткие триподы, однако из-за их недостаточной надежности они не получили широкого распространения в современном производстве автомобилей.
Причины и признаки неисправности внутренних ШРУСов
Несмотря на распространенную точку зрения о высокой долговечности ШРУСов, которая вызвана использованием прочных материалов, необходимость замены переднего внутреннего ШРУСа может возникнуть даже при небольших пробегах.
К основным причинам преждевременного износа и необходимости замены переднего внутреннего ШРУСа относятся:
- повреждение пыльника, через который внутрь попадают вода и грязь;
- установка некачественных или контрафактных передних ШРУСов;
- недостаток смазки в переднем шарнире;
- движение на высокой скорости по плохо подготовленным дорогам.
Необходимость замены переднего внутреннего ШРУСа можно определить по характерному хрусту, который возникает при движении шариков по канавкам. Хруст усиливается при повороте рулевого колеса, наборе скорости и движении по ухабам. Также существуют и другие признаки износа переднего шарнира.
Во-первых, о необходимости замены говорит наличие рывков при ускорении и старте, а также люфт. В таких случаях стоит не затягивать с заменой внутреннего переднего шарнира.
Внешний передний шарнир чаще выходит из строя, так как испытывает большие нагрузки и имеет более компактные размеры. Проверить его состояние легко: достаточно повернуть рулевое колесо до упора и немного проехать. При неисправности узла вы услышите характерный звук.
Также можно определить необходимость замены переднего внутреннего ШРУСа по звукам, возникающим при движении по прямой (особенно на неровной дороге).
Подняв автомобиль на подъемник, легко оценить состояние узла. Или, поставив машину на первую передачу и нажав на газ, можно заставить колеса вращаться. Если в подъемнике происходит деформация переднего шарнира, то при его износе вы услышите отчетливый хруст, что указывает на необходимость замены узла.
Чем грозит выход из строя ШРУСа
Не всегда возможно восстановить ШРУС, даже если поврежден только один из пыльников. В большинстве случаев производители не предполагают возможность ремонта, и при износе или повреждении переднего внутреннего ШРУСа происходит замена на новый.
Однако в некоторых автомобилях сильный износ или поломка переднего шарнира могут привести к более серьезным последствиям. Это связано с тем, что иголки, выпадющие из роликовых подшипников, могут попасть в картер коробки передач, где они перемалываются шестернями вместе со смазкой. Такие последствия могут быть катастрофическими.
Если не произвести своевременную замену переднего внутреннего ШРУСа, он может заклинить, что приведет к поломке полуоси и невозможности продолжения движения. Опасность данной ситуации очевидна.
Чтобы избежать неприятностей, рекомендуется проверять состояние пыльников передних внутренних и наружных шарниров каждые 5 тысяч километров пробега. При обнаружении признаков утечки лучше заменить пыльники и обновить смазку. Если во время движения появляется хруст, стоит как можно скорее обратиться в сервис или выполнить замену самостоятельно.
Замена переднего внутреннего ШРУСа
Если вы решили заменить передний внутренний ШРУС, вам понадобятся следующие инструменты и запчасти:
- новый передний ШРУС, включая хомут и смазку;
- комплект стандартных инструментов (домкрат, монтировка, плоскогубцы, отвертки, ключи и т. д.).
Чтобы произвести замену переднего внутреннего ШРУСа, нужно установить автомобиль на смотровую яму или подъемник, поскольку шарнир находится в нижней части автомобиля. Работы по замене данного элемента проводятся в следующем порядке:
- Автомобиль фиксируется с помощью ручного тормоза и переключения трансмиссии на четвертую передачу;
- Под задними колесами располагаются клинышки против отката;
- Далее необходимо снять защитный колпак агрегата и отвинтить гайку ступицы;
- Затем нужно выкрутить болты, которые крепят колесо автомобиля;
- Колесо, на котором планируется заменить передний внутренний ШРУС, поднимается при помощи домкрата;
- После того как шесть болтов будут сняты, шарнир останется в вертикальном положении благодаря фланцу;
- При этом откручиваются два болта, которые удерживают нижнюю опору кулака;
- Руль выкручивается до конца, что позволяет извлечь шарнир;
- Производится установка нового переднего узла и его крепление.
Снятие и замена переднего внутреннего ШРУСа может проводиться отдельно или же одновременно с заменой внешнего. Следуя приведенному алгоритму, вы сможете легко выполнить замену внутреннего шарнира. Однако, когда устанавливаете трипоидный ШРУС, могут возникнуть некоторые трудности с размещением трехлучевой вилки. В ряде случаев ролики не попадают в направляющие канавки корпуса. Чтобы решить эту проблему, потребуется несколько раз прокрутить приводной вал.
Не забудьте про пластиковую заглушку, снятую со старого ШРУСа, которую нужно перенести на новый, заполненный смазкой, передний внутренний узел. Также может потребоваться замена пыльника внутреннего шарнира. Для удобства рекомендуется работать с тем концом вала, который ближе к трансмиссии. Сначала снимите внутренний пыльник, затем стопорное кольцо и саму деталь. Замена пыльника переднего шарнира не займет много времени и усилий.
Замена переднего внутреннего ШРУСа занимает около 40 минут. Тем не менее, неопытным мастерам, не обладающим слесарными навыками, лучше обратиться в сервисный центр, где квалифицированные специалисты смогут выполнить эту работу за разумные деньги.
И ещё один важный момент: при замене шарнира желательно установить и новый пыльник, так как это не потребует значительных временных или финансовых затрат.
Вопросы по теме
Как определить, что передний внутренний ШРУС требует замены, кроме характерного стука и вибрации?
Одним из менее очевидных признаков неисправности переднего внутреннего ШРУСа является повышенный расход топлива. Если вы заметили, что автомобиль стал потреблять больше топлива, это может указывать на неэффективную работу трансмиссии, вызванную износом ШРУСа. Кроме того, стоит обратить внимание на утечки смазки из пыльника, а также на нехарактерные звуки при поворотах. Визуальный осмотр и проверка на наличие трещин или повреждений пыльников также помогут вовремя выявить проблему и предотвратить дальнейший износ детали.
Что необходимо иметь под рукой перед заменой переднего внутреннего ШРУСа?
Перед заменой переднего внутреннего ШРУСа вам потребуется набор инструментов, включая домкрат, подставки, набор ключей и гайковертов, а также специальный инструмент для снятия ШРУСа. Не забудьте про новые пыльники, смазку для ШРУСов, а также, возможно, новые болты для крепления, так как старые могут быть повреждены или затянуты до предела. Также полезно иметь под рукой инструкцию по замене детали для вашего конкретного автомобиля, чтобы следовать рекомендуемым шагам и избежать ошибок.
Можно ли заменить передний внутренний ШРУС самостоятельно, или лучше обратиться в сервис?
Замена переднего внутреннего ШРУСа — это задача, которую вполне можно выполнить самостоятельно, если у вас есть необходимые инструменты и базовые навыки механики. Однако, если вы никогда не занимались такими ремонтами или не уверены в своих силах, лучше обратиться в автосервис. Профессионалы смогут не только выполнить замену быстрее, но и гарантировать, что все будет сделано правильно, что важно для безопасности на дороге. Если же решите делать это сами, внимательно следуйте инструкции и не спешите: ошибки могут дорого обойтись.