После того как автомобиль проезжает определённое расстояние, даже самые высококачественные тормозные системы требуют ремонта или замены. Это связано с тем, что ключевые элементы, ответственные за торможение, относятся к расходным материалам. В данной статье описано, как определить степень износа тормозов и когда пора менять тормозные диски.
- Регулярно проверяйте толщину тормозных дисков с помощью специального измерительного инструмента.
- Обращайте внимание на знаки износа: стук, вибрация или шум при торможении могут указывать на проблему.
- Следите за состоянием колодок – их износ может влиять на срок службы дисков.
- Замена тормозных дисков рекомендована при достижении минимальной толщины, указанной производителем.
- При замене тормозных колодок рекомендуется также менять и диски для поддержания эффективности тормозной системы.
Признаки критического износа
Это внутренний край, который изнашивается быстрее. Оценка состояния должна производиться с этой стороны.
Трудно точно установить, сколько проедет дисковая система до следующей замены. На необходимость проверки может указывать изменение поведения автомобиля при торможении. Очень важно следить за состоянием дисковых тормозов при появлении следующих симптомов:
- Движение замедляется с толчками. Обычно это говорит о кривизне или неравномерном износе поверхности. Необходимо также исследовать состояние тормозных колодок.
- При нажатии на тормоза педаль уходит в пол. Это может происходить из-за износа дисковых тормозов или проблем с гидравлической системой тормозов. Если толщина тормозного диска достигла минимально допустимого значения, его следует заменить.
- Появление свиста при торможении. Этот звук свидетельствует о том, что колодки изношены. Чем больше изношены накладки, тем выше риск повреждения дисков. В таком случае нужно заменить колодки и провести проверку дисков на целостность. Не забывайте, что внутренние элементы изнашиваются быстрее.
- Вибрация рулевого колеса. Это может быть вызвано перекосом тормозных дисков или образованием борозд из-за износа. Причиной биения может также быть износ колодок.
Когда менять тормозные диски
Как правило, срок службы тормозных дисков в 2-3 раза превышает срок службы накладок.
Тем не менее, существуют модели автомобилей, где рекомендуется менять тормозные элементы одновременно. Современные передние тормозные диски следует заменять каждые 50 000 — 90 000 километров при обычной эксплуатации. Задние диски изнашиваются реже, так как они подвергаются меньшим нагрузкам.
Опытный автомобилист может визуально или на ощупь оценить степень износа дисков. Разумеется, необходимо дождаться остывания металлических деталей. Поверхность дисков не должна быть волнистой или иметь глубокие порезы. Степень износа можно оценить по ступеньке, образующейся между рабочей частью и краем диска.
Степень износа тормозных дисков можно выяснить, измерив их толщину. Допустимые параметры толщины дисков устанавливаются производителем. Современные диски имеют толщину от 22 до 28 мм. Если диск уменьшился на 3 мм и более, он подлежит замене.
Тормозные колодки часто требуют замены сразу. При их монтаже система остаётся открытой, что позволяет удобно оценить состояние других элементов. Необходимо одновременно менять старые колодки, чтобы избежать повреждения новых дисков.
На некоторые мощные машины устанавливают дорогостоящие диски из композитных или керамических материалов. Они более эффективны и изнашиваются медленнее. Для диагностики износа керамических тормозов может потребоваться специальное оборудование. На таких дисках часто присутствуют метки, указывающие на степень износа.
Иногда диски нужно заменять из-за изменения формы. Даже небольшое искривление может снизить эффективность торможения. Искривление можно выявить по вибрации или увеличению свободного хода педали тормоза.
Толщина тормозного диска, как проверить
Наиболее простым способом измерить износ тормозных дисков является использование микрометра. Также можно воспользоваться штангенциркулем. Измерения следует проводить в разных местах на одном и том же расстоянии от центра. Толщину тормозного диска нужно проверять минимум в 8 точках. Если измерения показывают разные значения, это свидетельствует о неравномерном истирании. Допустимое биение не должно превышать 0,05 мм.
Различия могут быть вызваны искривлением поверхности. Обязательно нужно выяснить причину неравномерного износа.
Если у вас нет микрометра, и бортик мешает точно измерить штангенциркулем, можно использовать обычную монету. Например, толщина рублевой монеты составляет 1,5 миллиметра. Обычно износ с каждой стороны не превосходит 2 мм. Таким образом, после установки монеты с одной стороны штангенциркуль будет упираться в неё, а не в бортик, что позволяет определить степень износа, вычитая толщину монеты из полученного значения.
В сервисах для измерения толщины дисков применяются специальные приборы, похожие на штангенциркули. На измерительных губках таких инструментов находятся специальные выступы, которые касаются поверхности дисков с двух сторон, не упираясь в бортики. Это даёт возможность точно измерить толщину изношенного элемента.
Проверка тормозных дисков должна проводиться после снятия колес. Измерения нужно выполнять на каждом колесе отдельно, так как результаты могут отличаться.
Прежде чем заменять тормозной диск, важно уточнить необходимую толщину для данной модели автомобиля. Если такая информация не указана на старом элементе, её можно найти в технической документации.
Когда речь заходит о тормозных дисках, важно понимать, что их замена не всегда очевидна и требует внимательного подхода. Я всегда рекомендую обращать внимание на внешний вид дисков. Если на поверхности появились трещины, глубокие царапины или значительные задиры, это самый явный сигнал о том, что пора менять тормозные диски. Кроме того, если вы заметили ржавчину на поверхности дисков, это также может указывать на необходимость замены, особенно если ржавчина распространяется.
Не менее важно следить за поведением автомобиля при торможении. Если я замечаю, что тормоза начинают работать неравномерно, создавая звук или вибрации, это может свидетельствовать о деформации тормозных дисков. В таких случаях я всегда провожу проверку, ведь любые изменения в работе тормозной системы могут привести к серьезным последствиям. Регулярное техническое обслуживание и осмотр деталей тормозной системы помогут предотвратить ненужные проблемы.
Еще одним важным аспектом является срок службы тормозных дисков. В среднем, я советую менять их каждые 30-50 тысяч километров, но этот показатель может варьироваться в зависимости от стиля вождения и условий эксплуатации автомобиля. Частая езда по плохим дорогам или агрессивное вождение может значительно сократить срок службы дисков. Поэтому, я считаю, следует учитывать не только пробег, но и состояние дисков и общее состояние тормозной системы, чтобы обеспечить безопасность на дороге.
Минимальная толщина
Допустимый износ для легкового автомобиля составляет 3-4 миллиметра. При этом с обеих сторон износ не должен превышать двух миллиметров. Для определения износа измеряется толщина диска и размер бортика. Полученные данные должны сравниваться с толщиной нового диска. Также следует обратить внимание на равномерность истирания рабочей поверхности и наличие трещин. Размер трещин не должен превышать 0,01 мм.
Следует внимательно осмотреть структуру канавок. При значительной глубине канавок рекомендуется заменить оба тормозных элемента. Замена также потребуется в случае конического износа. Не забудьте провести проверку тормозного суппорта.
Частые колебания температуры могут вызывать изменение цвета тормозных дисков, появление трещин и другие виды коррозии. Повреждённые компоненты издают шум при торможении и становятся менее эффективными. Изношенные тормозные диски необходимо менять вместе с колодками.
Модель | Минимально допустимая толщина в мм | |
Передних | Задних | |
Renault Logan Лада Гранта Приора Калина | 17,8 | — |
Renault Duster Лада Веста | 19,8 | — |
Hyundai Creta | 21,4 для диаметра 280 мм 26,4 для диаметра 300 мм | 8,4 |
Hyundai Solaris Kia Rio | 20 | 8,6 |
Volkswagen Polo | 19 | 7 |
Skoda Rapid | 19 для диаметра 256 мм 22 для диаметра 288 мм | 7 |
Toyota Rav 4 | 22 для диаметра 280 мм 25 для диаметра 300 мм | 10,5 |
Volkswagen Tiguan | 22 для диаметра 312 мм 27 для диаметра 340 мм | 10 для диаметра 300 мм 20 для диаметра 310 мм |
Причины неисправности | Способ устранения |
---|---|
Замасливание фрикционных накладок | Очистить накладки металлической щеткой с применением тёплой воды и моющего средства. Устранить причины, вызывающие попадание жидкости или смазки на тормозные колодки. |
Износ тормозных колодок | Заменить тормозные колодки |
Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) | Заменить диск, если его толщина меньше допустимого значения. |
Что влияет на скорость износа
Скорость износа тормозных дисков зависит от следующих факторов:
- Тип коробки передач. На автомобилях с механической коробкой скорость износа тормозной системы ниже. Механическая трансмиссия позволяет применять двигатель для торможения, в то время как на машинах с автоматической коробкой передач тормоза используются постоянно.
- Стиль вождения. Резкие ускорения и торможения способствуют ускоренному износу тормозной системы.
- Условия эксплуатации. Движение по сложным маршрутам увеличивает нагрузку на тормоза, так как тормоза приходится использовать чаще.
- Тип тормозных дисков. Исследования показали, что сплошные диски изнашиваются быстрее, чем перфорированные или вентилируемые.
- Класс износостойкости. Часто производители вместо этого параметра указывают минимальное расстояние, которое должно быть проехано автомобилем для данного типа тормозных дисков.
- Жесткость тормозных элементов. Применение мягких тормозных колодок обеспечивает более плавное торможение автомобиля и мягкое взаимодействие с тормозным диском, что замедляет его износ. В отличие от жестких колодок, которые вызывают резкое замедление и более быстрое изнашивание диска. Рекомендуется использовать колодки с одинаковым уровнем жесткости для продления их срока службы.
- Масса автомобиля. Чем тяжелее машина, тем больше нагрузка на тормозную систему при снижении скорости, что приводит к ускоренному износу ее компонентов.
- Качество материала. Некачественные металлические компоненты бюджетных тормозных систем склонны к быстрому стиранию. На них часто образуются трещины и деформации, что негативно сказывается на долговечности тормозной системы.
- Состояние тормозов. Износ тормозов усугубляется при отсутствии должной смазки направляющих, а также при применении некачественной тормозной жидкости.
- Наличие антиблокировочной системы (АБС). АБС помогает оптимизировать взаимодействие между тормозными дисками и колодками, что увеличивает срок службы компонентов тормозной системы.
Тормозные элементы, расположенные на передней оси, подвержены большему износу. Сила, действующая на передние тормоза, существенно выше. Допустимые нормы износа для передних и задних дисков также различаются.
При эксплуатации автомобиля в городских условиях необходимо регулярно проверять состояние тормозных компонентов на каждом техническом обслуживании. Современные тормозные диски, использующиеся в стандартных условиях, могут прослужить около 100000 километров.
Неравномерный износ: причины
При осмотре старых тормозных дисков может возникнуть ситуация с неравномерным износом. Это требует внимания, поскольку такой износ снижает тормозную эффективность. В числе возможных причин неравномерного стирания можно выделить следующие:
- Неправильная установка дисковых тормозов. Если монтаж был выполнен с ошибками, диски могут принимать коническую форму. Скорейшее выявление данной проблемы позволит провести проточку, но лучший вариант — заменить диски на новые и установить их корректно.
- Неправильная установка колодок. Неравномерный износ будет наблюдаться при неверной установке тормозных накладок.
- Загрязнение тормозного суппорта. Грязь, попадающая на тормозные элементы, вызывает неравномерное прижатие накладок к дискам, что ведет к неравномерному износу.
- Искажение направляющей. Механические повреждения могут привести к деформации направляющей, что также отражается на равномерности износа.
- Коррозия поверхности. Долгое пребывание автомобиля в условиях высокой влажности может привести к образованию ржавчины на дисках, что также приводит к неравномерному износу.
Результат попадания мусора между диском и колодкой
Из-за неровностей поверхности может возникать стук при торможении. Допустимое отклонение составляет не более 0,05 мм, но при меньших искажениях может возникать биение. При помощи проточки на специальном оборудовании возможно уменьшить неровности до 0,005 мм. Тем не менее, более надежным решением будет приобретение новых тормозных дисков.
Обкатка новых
Когда приходит время заменить компоненты тормозной системы, новые тормоза следует обкатать и притереть. Поскольку новые детали имеют шероховатую поверхность, их контактная площадь вначале составляет только 25% от требуемой. Притирка необходима для устранения неровностей и увеличения площади сцепления. Этот процесс включает 20-30 торможений с уменьшением скорости с 80 до 30 км/ч, между которыми нужно делать паузы для охлаждения тормозных элементов.
Обкатка является более длительной процедурой, направленной на спекание верхнего слоя материала колодок, что происходит при определенной температуре. Избыточный нагрев может привести к разрушению фрикционного слоя. Поэтому после смены тормозных колодок в течение первых нескольких сотен километров рекомендуется избегать резких торможений и не перегружать автомобиль, а также не буксировать прицеп.
При правильном проведении процесса притирки и обкатки тормоза будут функционировать эффективно и выдерживать максимальные нагрузки.
Если информация оказалась полезной, оставьте комментарий. Если у вас возникли замечания или вопросы, не стесняйтесь сообщить об этом.
Вопросы по теме
Как определить, что тормозные диски время менять, если нет специальных инструментов?
Если у вас нет специальных инструментов для проверки состояния тормозных дисков, вы можете воспользоваться несколькими простыми методами. Во-первых, обратите внимание на внешний вид дисков: если вы заметили значительные бороздки, трещины или коррозию, это явные признаки, что диски пора заменить. Также обращайте внимание на звук — скрип или скрежет при торможении может указывать на износ. Наконец, если автомобиль стал хуже тормозить или требуют больше усилий для достижения тормозного эффекта, это может быть сигналом, что диски исчерпали свои ресурсы.
Как часто следует проверять тормозные диски, если я не испытываю проблем с торможением?
Даже если вы не замечаете никаких проблем с торможением, рекомендуется проверять тормозные диски каждые 10 000 — 15 000 километров пробега или по крайней мере раз в год. Со временем на дисках могут образовываться микроды, которые не всегда заметны при обычной эксплуатации. Кроме того, факторы, такие как стиль вождения и условия эксплуатации (например, частые поездки по городу или прицеп с тяжелым грузом), могут влиять на срок службы тормозных дисков. Регулярная проверка поможет предотвратить более серьезные проблемы и повысить безопасность на дороге.
Как изменение погодных условий влияет на необходимость замены тормозных дисков?
Погодные условия могут значительно влиять на износ тормозных дисков. Например, в дождливых и влажных условиях на дисках может образовываться ржавчина, что приводит к их преждевременному повреждению. В зимний период, особенно при использовании противогололедных реагентов, тормоза могут подвергаться дополнительному стрессу из-за мелких частиц, попадающих на диски. Снег и лед также могут ухудшать сцепление и увеличивать нагрузку на тормозную систему. Поэтому важно быть внимательным к состоянию тормозных дисков, особенно в условиях, когда температура воздуха колеблется или влага остаётся на поверхности дисков.