Как определить износ тормозных дисков: советы и рекомендации

Что это такое? Состояние тормозной системы играет ключевую роль в обеспечении безопасности водителей и пассажиров. Износ тормозных дисков может происходить быстрее в условиях жесткой эксплуатации или при агрессивном стиле управления автомобилем.

Коротко о главном
  • Износ тормозных дисков — важный аспект безопасности автомобиля.
  • Причины износа включают перегрев, агрессивное вождение и использование низкокачественных комплектующих.
  • Симптомы износа: скрежет, вибрации и увеличение тормозного пути.
  • Регулярная проверка и замена дисков обеспечивают надежность тормозной системы.
  • Рекомендовано соблюдать стандарты обслуживания и использования оригинальных запчастей.

На что следует обращать внимание? Важно регулярно проводить оценку состояния дисков и поддерживать их в чистоте. Заблаговременная диагностика и замена компонентов помогут снизить риск возникновения аварий на дороге.

Признаки износа тормозных дисков

При контакте тормозных колодок с дисками последние неизбежно подлежат износу. Степень этого износа зависит от множества факторов: условий эксплуатации, стиля вождения, исправности тормозной системы, пробега и других моментов.

Эффективность тормозов может снижаться под воздействием грязи на дорогах, химикатов, используемых для обработки дорожного покрытия, а также температуры окружающей среды.

Проектировщики тормозных систем закладывают в конструкции дисков определенный предельный процент износа, после которого они должны быть отремонтированы или заменены. Обычно эта информация представлена на поверхности дисков.

Определить уровень износа тормозных дисков визуально достаточно сложно, и для этого часто требуется специальное оборудование. Также бывает трудно заметить недостатки дисков по тому, как ведет себя автомобиль во время торможения. Однако есть несколько признаков, которые указывают на необходимость срочного измерения толщины дисков.

К таковым относятся следующие признаки:

  • Изменение реакции на нажатие тормоза. Например, для того чтобы добиться зажатия диска колодками, теперь необходимо почти полностью нажимать на педаль. При этом стоит отметить, что аналогичный эффект может наблюдаться при сильном износе колодок, поломке тормозного цилиндра или недостаточном уровне тормозной жидкости. Первым шагом в проверке стоит произвести замер толщины дисков.
  • Наличие рывков и вибраций при торможении. Это явление, как правило, возникает из-за неравномерного износа диска. Но необходимо также проверить состояние колодок.
  • Биение на руле во время тормозного процесса. Чаще всего причиной этого являются деформация диска или его перекос, но также причина может быть связана с повреждением колодок.
  • Свист во время торможения. Обычно это происходит, когда колодки сильно изношены. Если игнорировать этот признак, стальная основа колодок может начать повреждать диск, так как она гораздо тверже фрикционного материала. Таким образом, при возникновении свиста важно проверить как диски, так и колодки.

Тормозная система критически важна для безопасности участников дорожного движения. Поэтому проверять диски, колодки и связанные детали следует незамедлительно, как только вы заметите один или несколько из вышеописанных признаков.

Допустимый износ тормозных дисков

Важно помнить, какой уровень износа тормозных дисков считается безопасным для конкретной модели автомобиля. Не следует затягивать с заменой, если уровень износа превышает допустимый.

Если игнорировать допустимые нормы износа дисков, вероятность попадания в аварию возрастает значительно. Например, в некоторых конструкциях тормозных систем при превышении предельного износа могут заклинить поршень или возникнуть другие серьезные проблемы, особенно во время движения на высокой скорости.

Каждый автопроизводитель указывает допустимый уровень износа тормозных дисков и колодок, причем эти показатели зависят от мощности двигателя, массы автомобиля и типа тормозных дисков. Допустимый износ также варьируется для различных типов дисков.

Например, у автомобиля «Шевроле-Авео» новый диск имеет толщину 26 мм, а минимальная допустимая толщина для безопасной эксплуатации составляет 23 мм. Эта информация обычно указана на рабочей поверхности тормозного диска.

Таблица может содержать отметки, также например, на ободке (MIN. TH. 4 мм). Другой вариант – выемка с внутренней стороны края диска, чтобы тормозные колодки не задевали ее, так как при увеличении износа плавность торможения будет снижаться, что заметно для водителя.

Как правило, допустимый уровень износа не превышает 1-1.5 мм. Если же толщина износа достигает 2-3 мм, это уже считается критическим, а эксплуатация автомобиля в таком состоянии недопустима.

Барабанные тормозные диски тоже изнашиваются

Только у барабанных тормозов увеличивается внутренний диаметр. Допустимые нормы указываются именно по величине этого увеличения. Максимально допустимый износ тормозного барабана обозначается на его внутренней стороне и обычно составляет от 1 до 1.8 мм.

В сети можно легко встретить информацию о том, что допустимый износ тормозного диска составляет 25%. Это не так! Износ измеряется в абсолютных значениях – то есть в миллиметрах и их долях. Вот таблица примерных номинальных значений.

Наименование параметра

Размер, в мм

Обычно принятая толщина тормозного диска

24.0

Наименьшая допустимая толщина тормозного диска в условиях предельного износа

21,0

Предельная величина износа одной из поверхностей тормозного диска

1,5

Наивысший уровень колебаний диска

0,04

Наименьшая разрешённая толщина фрикционного слоя тормозной колодки

2,0

Определение степени износа тормозных дисков

Для проверки степени износа тормозных дисков потребуется микрометр или штангенциркуль; в некоторых случаях может быть достаточно обычной линейки и монеты. Однако замеры необходимо производить не в одной, а в 5-8 разных точках на поверхности диска, чтобы получить более точные результаты.

После проведения измерений следует сопоставить полученные данные. Если результаты различаются, это может указывать на деформацию диска, обусловленную неравномерным износом. В таком случае необходимо провести диагностику, чтобы выяснить причины искривления.

На специализированных сервисах для измерения толщины тормозных дисков используют специальные штангенциркули, которые имеют меньшие габариты и снабжены бортиками, позволяющими достичь поверхности диска без помех от его краев.

Лучше всего измерять толщину диска переднего колеса после его демонтажа, так как в большинстве случаев без снятия колеса этого сделать нельзя. Что касается задних тормозных барабанов, то для замера понадобится снять всю тормозную систему. Стоит помнить, что износ диска происходит с обеих сторон, поэтому важно проверить обе поверхности, поскольку они могут изнашиваться с разной скоростью.

Замеры стоит начинать с данных о толщине нового тормозного диска, которые можно найти на самом диске или в технической документации автомобиля.

Предельный износ тормозных дисков

Максимально допустимый износ тормозного диска зависит от его начальных характеристик (в первую очередь, размеров) и мощности двигателя автомобиля. Общий износ диска редко превышает 3-4 мм, что составляет около 1,5-2 мм на каждую сторону.

Мнение эксперта
Алексей Абзалов
Автоэксперт с 20 летним стажем

Износ тормозных дисков является ключевым аспектом, который необходимо учитывать для обеспечения безопасности и надежности автомобиля. Являясь основным элементом тормозной системы, они непосредственно влияют на эффективность торможения. С каждым нажатием на тормоза, на диски оказывает воздействие сила трения, которая со временем приводит к их истиранию. Регулярные проверки толщины дисков и их состояния помогут предотвратить возможные проблемы и продлить срок службы тормозной системы в целом.

Следует отметить, что скорость износа тормозных дисков может зависеть от множества факторов. Важную роль играют условия эксплуатации автомобиля, стиль вождения и качество используемых тормозных колодок. Например, агрессивное вождение, частые остановки и резкие торможения значительно ускоряют процесс износа. Кроме того, использование низкокачественных или неподходящих тормозных колодок может привести к более быстрому истиранию дисков, поэтому рекомендуется уделять внимание выбору комплектующих для тормозной системы.

Не менее важным аспектом является правильное обслуживание тормозной системы, которое включает в себя не только регулярный осмотр тормозных дисков, но и своевременную замену тормозных колодок. При обнаружении трещин, значительных сколов или деформаций тормозных дисков, их необходимо заменить. Невыполнение этих рекомендаций может привести к ухудшению управляемости автомобиля и увеличению тормозного пути, что представляет потенциальную угрозу для безопасности водителя и пассажиров.

Те же расчеты применимы к задним тормозным барабанам. Поскольку считается только одна поверхность, необходимо удвоить результат по сравнению с толщиной колодок, которые растягиваются в разных направлениях. Если полученное значение приближается к 3-4 мм, значит диски нуждаются в замене.

Следует проверять обе стороны тормозного диска и измерять высоту бортика, сравнивая её с новым диском. При осмотре необходимо оценить не только количественные данные износа, но и качественные аспекты: наличие задиров, борозд, трещин и равномерность износа материала диска. Например, трещины не должны превышать 0,01 мм.

Осмотр также включает в себя изучение канавок, образуемых колодками на диске. Эти канавки должны быть равномерно распределены и одинаковой глубины, что указывает на нормальный износ. Если же появляются аномальные рисунки или «сатурнианские кольца», рекомендуется заменить диск и тормозные колодки одновременно.

Если диск приобретает заметную коническую форму, это свидетельствует о неравномерном давлении колодок, что может быть связано с неисправностью суппорта; его необходимо проверить.

На диске могут проявляться цветовые изменения или коррозия, что обычно происходит из-за резких температурных колебаний, в результате которых металл теряет свою структуру. Такой диск еще можно использовать, но часто именно такие эффекты приводят к шуму при торможении и снижению эффективности захвата колодок. Рекомендуется заменить диск на тот, который обеспечивает лучшее отвлечение тепла.

Плоскости дисков истираются неравномерно

К примеру, на краю может появиться буртик, который не соприкасается с колодками. При проверке толщины диска следует измерять именно на рабочей плоскости, но не на краях. Наиболее удобным инструментом для этого является микрометр, хотя подойдет и специализированный штангенциркуль, который geschikt для измерений в протертых бороздах.

Важно запомнить: если хотя бы одно измерение износа тормозного диска показывает значение ниже максимально допустимого, диск необходимо заменить, даже если все другие точки в норме.

Также не рекомендуется использовать старые колодки совместно с новым диском, это строго запрещено!

При исследовании износа тормозного диска может быть полезна обычная монета номиналом в 50 копеек или 1 рубль, так как её толщина составляет 1,5 мм.

Накладываем две монеты на поверхности изношенного диска так, чтобы нижние стороны монет немного выступали над краями. Затем производим замер толщины с помощью обычного штангенциркуля, чтобы его щупы касались только монет. Из полученного значения нужно вычесть 3 мм (1,5 мм * 2) — и это будет корректное значение текущей толщины тормозного диска.

Факторы, влияющие на износ

На скорость износа тормозных дисков влияет множество факторов.

Перечислим некоторые из них

  • Стиль вождения. Чем интенсивнее водитель использует ускорение, тем больше будут изнашиваться тормозные колодки и диски. При этом требуется более сильное и частое торможение.
  • Условия эксплуатации. На сложных и извилистых дорогах тормозная система подвержена большему стрессу. Придется удерживать автомобиль на склоне или обеспечивать мгновенное и эффективное торможение перед поворотом, что значительно ускоряет износ дисков и колодок.
  • Трансмиссия. Интересно, но тормоза автомобиля с механической коробкой переключения передач изнашиваются медленнее, чем в машинах с автоматами или вариаторами. Это связано с тем, что водители «механики» могут тормозить двигателем, снижая передачу, что позволяет экономить ресурс тормозной системы.
  • Тип тормозного диска. В современных автомобилях устанавливают вентилируемые, перфорированные, сплошные и диски с насечками. Сплошные диски изнашиваются быстрее всего, тогда как перфорированные и вентилируемые модели служат дольше.
  • Износостойкость материалов. Классификация зависит от модели диска, и производители часто указывают минимальный пробег, на который рассчитан данный тип тормозного диска.
  • Жесткость. Чем мягче фрикционный материал колодок, тем осторожнее он взаимодействует с диском, равномернее расходуя его ресурс. Однако тормозной путь при этом увеличивается. Жесткие колодки быстрее изнашивают диски, но сокращают тормозной путь. Идеальным вариантом будет совпадение жесткости диска и материала колодок, что увеличить срок службы тормозной системы.
  • Масса автомобиля. Внедорожники и кроссоверы оснащены более мощными тормозными системами с дисками большего диаметра и большим давлением на тормоза в сравнении с легковыми машинами. Это приводит к интенсивному износу тормозов у перегруженных автомобилей.
  • Материал диска. Низкая цена на тормозные диски может быть связана с использование недостаточно качественного металла, который быстрее изнашивается и подвергается разрушениям. Дорогостоящие диски, как правило, более долговечны.
  • Техническое состояние тормозов. Неисправности в рабочих цилиндрах, суппортах и низкое качество тормозной жидкости также способствуют более быстрому износу дисков.
  • Наличие системы АБС. Антиблокировочная система регулирует давление колодок на диск, что увеличивает эффективность торможения и продлевает срок службы тормозной системы.

Совершенно естественно, что передние тормозные диски изнашиваются быстрее, чем задние барабаны. Это происходит из-за повышенной нагрузки на переднюю ось во время торможения, что и приводит к различиям в допустимом износе для разных осей.

Для стандартного легкового автомобиля, используемого в городских условиях, рекомендуется проверять тормозные диски примерно каждые 50-60 тыс. км пробега. Однако с развитием технологий срок службы тормозных компонентов растёт, и сейчас уже имеются модели автомобилей, которые могут обойтись без замены тормозных дисков даже после 100-120 тыс. км.

Причины неравномерного износа тормозных дисков

Если при визуальной проверке диска выявляется неравномерный износ, прежде чем устанавливать новый диск и менять колодки, следует определить причину этой проблемы и устранить её. В противном случае новый диск придётся заменять снова довольно быстро.

Причинами неравномерного износа могут быть следующие факторы:

  • Неудовлетворительное качество материала диска. Иногда это связано с дефектами самого материала или нарушением технологии производства, что чаще всего наблюдается у бюджетных моделей.
    • Ошибки при монтаже тормозных дисков. Вероятнее всего, во время установки диска произошло его перекос, что приводит к нарушению перпендикулярности оси. Это, в свою очередь, приводит к коническому износу диска и неравномерному истиранию тормозных колодок. Если такая проблема выявляется на ранних стадиях использования, диск можно обработать на токарном станке, что позволит избежать его замены. Однако старые диски уже требуют обязательного обновления.
    • Ошибки при установке тормозных колодок. Все достаточно очевидно: неправильная установка колодок приводит к неравномерному износу и образованию борозд и конического профиля на тормозном диске. В результате колодки и диск будут стираться гораздо быстрее.
    • Загрязнение тормозного суппорта. Эта проблема возникает, если пыльник суппорта повреждён. Внутрь попадают абразивные частицы и вода, что вызывает коррозию, а следовательно, затрудняет движение колодок и нарушает равномерность их прижатия.
    • Искривление направляющей. Этот брак может быть вызван либо нарушением технологии установки новых колодок, либо в результате аварийной ситуации.
    • Коррозия. При длительной стоянке автомобиля, особенно под открытым небом, тормозные диски могут быстро покрываться ржавчиной. При последующей интенсивной эксплуатации машины не стоит удивляться неравномерному износу дисков.

    Процесс проточки тормозных дисков довольно широко распространен для увеличения их срока службы, однако производители настоятельно рекомендуют избегать этой процедуры. Оценить степень износа диска и рентабельность этой операции не так-то просто.

    Необходимость в измерении износа и биения диска перед его стачиванием требует наличия специализированного и довольно дорогого оборудования, которое есть далеко не в каждом автосервисе.

    Допустимые пределы искривления составляют 0,05 мм, однако биение может начаться уже с 0,025 мм. В то же время, если в автосервисе имеются соответствующие станки, то проточку можно сделать с точностью до 0,005 мм.

    Мнение автовладельцев об износе тормозных дисков

    • Увеличение срока службы дисков с помощью смазки.

    «При замене колодок необходимо осуществлять смазку направляющих суппортов, используя только качественные смазочные материалы, такие как ATE, Toyota или TRW. Это существенно увеличит срок службы как колодок, так и дисков».

    • Чистим и продолжаем движение.

    «Фаска на тормозном диске возникает не только из-за износа его основной поверхности, но и в результате образования ржавчины. Удалить её не составит труда с помощью обычной болгарки. Что касается износа, то необходимо ориентироваться на заводские параметры. Если новый диск имеет толщину 24 мм, то минимально допустимая толщина обычно составляет 22 мм. Однако производители, как правило, устанавливают значения с запасом, поэтому езда возможна даже до 20 мм (при условии, что вы не участвуете в спортивных гонках)».

    Также следует внимательно осмотреть на наличие коррозионных повреждений перегородок на вентилируемых дисках. Вместе с биениями и трещинами такие повреждения являются основательной причиной для замены диска.

    • Не дожидайтесь беды.

    «Тормозные диски обычно используются «на протяжении» двух пар колодок. Это достаточно мало, но главное, чтобы срок службы диска не истек раньше, чем у колодок. Хотя теоретически этого быть не должно, поскольку фрикционный материал колодок мягче металлической поверхности диска, на практике такие случаи имеют место. Не стоит дожидаться полного износа колодок. Рекомендуется менять их после 70-80% износа, что избавит вас от проблем с суппортами».

    Нормальное функционирование тормозной системы критически важно для обеспечения безопасности на дороге. Поэтому регулярная замена колодок, осмотр и установка новых тормозных дисков должны происходить в соответствии с установленными сроками. Движение – это не только разгон и ускорение, но и торможение, зачастую весьма резкое.

    Уровень износа колодок и тормозного диска зависит от стиля вождения, то есть от того, с какой силой водитель нажимает на тормоза. Чтобы избежать неисправностей в эксплуатации авто, водитель должен быть уверен в надежности тормозной системы.

    Вопросы по теме

    Какие факторы могут ускорить износ тормозных дисков?

    Износ тормозных дисков может ускоряться многими факторами. Например, агрессивный стиль вождения, частые торможения на высоких скоростях и экстремальное использование тормозов в условиях горной местности. Также важна температура, так как перегрев тормозной системы может привести к деформации дисков. Некачественные или неправильно установленные тормозные колодки также могут значительно увеличить скорость износа. Кроме того, использование дисков не по назначению, например, на гоночных трассах для обычного вождения, также может негативно сказаться на их долговечности.

    Как можно продлить срок службы тормозных дисков?

    Чтобы продлить срок службы тормозных дисков, рекомендуется поддерживать правильный стиль вождения, избегая резких торможений и перегревов. Регулярная проверка и замена тормозных колодок также очень важна, так как изношенные колодки могут повредить диски. Кроме того, качественные тормозные компоненты и их правильная установка сильно влияют на долговечность. Не забывайте также о регулярном техническом обслуживании и проверке состояния тормозной системы.

    Что произойдет, если игнорировать износ тормозных дисков?

    Игнорирование износа тормозных дисков может привести к серьезным последствиям. В первую очередь, это ухудшение тормозной эффективности, что увеличивает риск аварийной ситуации. Изношенные тормозные диски могут начать вибрировать или стучать, что также указывает на необходимость замены. В самом худшем случае, продолжение эксплуатации с сильно изношенными дисками может привести к их поломке, что может вызвать полную потерю тормозов и крайне опасные ситуации на дороге.

Оцените статью
ae86-club.ru
Добавить комментарий