С какими проблемами можно столкнуться? Удаление гидроусилителя руля может оказаться более трудоемким процессом, чем кажется на первый взгляд. В некоторых машинах для этого требуется разобрать значительную часть двигателя. Разочарование вызывает тот факт, что целый ряд неисправностей в системе гидроусилителя можно решить без полного снятия агрегата, прямо на месте.
- Подготовка: отключите аккумулятор и слейте жидкость из системы гидроусилителя руля.
- Снятие: аккуратно отсоедините шланги и электрические разъемы, связанные с гидроусилителем.
- Крепление: открутите крепления, которые удерживают гидроусилитель на месте.
- Замена: установите новый гидроусилитель на место и закрепите его болтами.
- Подключение: присоедините шланги и электрические разъемы, затем залейте свежую жидкость.
- Тестирование: проверьте работу нового гидроусилителя на наличие утечек и корректную работу системы.
На что нужно обратить внимание? Именно по этой причине любой признак неисправности системы следует тщательно проверить. Признаками проблем могут служить усиленная отдача в руле, его затрудненное вращение, повышенный уровень шума во время движения и так далее. Разобравшись с причиной, можно минимизировать затраты, например, отрегулировав работу насоса в гидроусилителе.
Конструкция гидроусилителя руля и признаки его неисправности
Гидроусилитель руля – это устройство, значительно упрощающее процесс управления автомобилем без увеличения необходимого усилия со стороны водителя. Благодаря ему «крутить баранку» становится намного проще. В различных моделях автомобилей данное устройство может отличаться, но они имеют и несколько общих компонентов.
В первую очередь, это насос, который создает давление в системе. Далее идет распределитель, распределяющий жидкость по соответствующим цилиндрам. (Поршень, находящийся в цилиндре, передает усилие на механизм поворота колеса, что помогает уменьшить нагрузку на руль). И, конечно, есть универсальные соединительные шланги и патрубки.
Особенность неисправностей гидроусилителя руля (ГУР) заключается в том, что откладывать их устранение нельзя (это же касается управления автомобилем!), так как до сервиса можно просто не доехать. Однако некоторые поломки можно устранить самостоятельно, заменив неисправный элемент.
Если речь идет о серьезных неполадках, требующих полной замены усилителя, без помощи квалифицированных специалистов и специального оборудования не обойтись. Современные иномарки имеют довольно сложные механизмы усилителя руля, поэтому не стоит пытаться решать проблемы «на коленке».
К тому же, средняя стоимость замены данного компонента на СТО составляет около 30 долларов США (в сервисах эта цена выше, так как используются оригинальные запчасти).
Внезапная поломка ГУР может привести к опасной ситуации, так как, несмотря на то, что классическая рулевая система может «подстраховать» гидравлический механизм, при такой неисправности на нее внезапно переходит большая нагрузка, с которой водитель может не справиться.
Вот какие симптомы могут сигнализировать о предстоящих проблемах:
- Во время работы ГУР слышится мягкое шуршание – это звука движения масла в узких каналах. Однако если этот звук меняет характер, становится громче и усиливается в зависимости от поворота руля, это серьезный повод обратиться в диагностический центр.
- На корпусе насоса появляются следы утечек масла.
- Имеются повреждения шлангов высокого давления.
- Уровень жидкости в расширительном бачке снижается.
- При вращении руля возникает непривычно сильное сопротивление.
Теперь разберем указанные и другие неисправности более детально.
Причины выхода гидроусилителя руля из строя
Основные причины неполадок, а также рекомендации по их устранению приведены в следующей таблице.
Неполадка/повреждение | Факторы | Рекомендации по исправлению недостатков |
Сила и импульсы, которые ощущаются на руле при движении транспортного средства. | Одним из главных факторов, способствующих возникновению проблемы, может быть неправильная (неэффективная, низкокачественная) натяжка ремня привода насоса-нагнетателя. | Сначала постарайтесь сделать его более тугим. Если результат не изменится, то следует заменить насос. |
Для управления рулем автомобиля, который оборудован гидроусилителем руля, нужно прикладывать значительное количество усилий. | Возможные причины проблемы: • износ ремня привода насоса-нагнетателя (либо его недостаточная натяжка); • уменьшение уровня жидкости в системе; • недостаточная мощность, поступающая к нагнетательному насосу; • загрязнённый фильтр жидкости в системе гидроусилителя руля; • наличие пониженного давления в системе по различным причинам; • наличие воздушных пробок. | Чтобы решить возникшую проблему: • ослабьте или подправьте приводной ремень; • долейте необходимое количество жидкости в систему; • откорректируйте настройки оборотов на холостом ходу, чтобы обеспечить достаточное поступление энергии к нагнетательному насосу (проверьте состояние дроссельной заслонки и при необходимости замените датчики); • замените фильтрующий элемент; • проведите замену или ремонт нагнетательного насоса; • выполните диагностику уплотнительных деталей и устраните все воздушные пробки. |
Когда руль пересекает центральную точку, для его дальнейшего поворота необходимо приложить значительное усилие. | В 99 % случаев основным источником проблемы выступает насос-нагнетатель. | Важно провести тщательную диагностику насоса. Его возможно отремонтировать или заменить, но в любом случае необходимо проверить всю рулевую систему (ГУР). |
В одном направлении поворачивать руль гораздо проще, чем в противоположное. | Основная причина заключается в состоянии насоса-нагнетателя. | Вероятнее всего, причина заключается в сальниках насоса – они имеют течь, поэтому их стоит заменить. |
Для того чтобы быстро повернуть рулевое колесо, необходимо приложить больше усилий, чем это требуется при медленном вращении. | Возможные факторы: • приводной ремень насоса недостаточно натянут; • слишком низкая мощность на пустом ходу; • наличие воздушной пробки в гидравлической системе усилителя руля; • нерегулярная работа насоса, отвечающего за нагнетание; • механические повреждения в системе усилителя руля. | Процесс ремонта включает в себя следующие этапы: • Регулировка натяжения приводного ремня. • Повышение уровня холостого хода. • Проведение проверки гидравлической системы для выявления утечек. Устранение воздушных пробок. • Насос подвергается ремонту или замене. Исследуется вся система управления рулевым механизмом. |
ГУР не предназначен для увеличения крутящего момента. | Возможные источники неполадок: • потеря жидкости; • наличие воздушной пробки в системе гидроусилителя руля; • изнашивание элементов рулевого механизма; • проблемы с колесами (износ шин). | Советы: • Определите источник утечки и долейте нужное количество жидкости в систему. • Найдите место, где происходит подсос воздуха, и устраните эту проблему. • Проведите полное обследование рулевого механизма и замените поврежденные компоненты. • Выполните балансировку колес. |
Повышенный уровень звука при использовании гидроусилителя руля | Недостаток воды в гидравлической системе может приводить к тому, что жидкость будет сбрасываться через предохранительный клапан в расширительный бачок. В этой ситуации, когда рулевое колесо находится в крайних позициях, можно услышать свистящий звук. | Необходимо провести диагностику клапана на наличие утечек; в расширительный бачок требуется внести масло, а из системы удалить все возможные воздушные пробки. Кроме того, стоит проверить уровень давления, который создаёт насос. |
Присутствие колебаний | Возможные причины проблемы могут включать как износ шин на передних колесах, так и образование воздушной пробки в системе гидроусилителя руля. | Проведение проверки рекомендуется начинать с колес. Убедитесь, что с шинами нет никаких проблем, затем продвигайтесь к диагностике гидравлической системы для выявления возможного засоса воздуха. Не забудьте снять пробку. |
Для начала, перед тем как приступить к снятию гидроусилителя руля, необходимо подготовить рабочее место и инструменты. Я рекомендую воспользоваться специальными ключами для работы с гидравлическими системами и иметь под рукой набор трещоток с битами. Также важно отключить аккумулятор и слить жидкость из системы, чтобы избежать излишнего давления и утечек. После этого можно будет приступать к разборке.
Начинаю с того, что отсоединяю шланги, ведущие к гидроусилителю. Для этого нужно слегка ослабить хомуты и аккуратно снять шланги, избегая повреждения уплотнителей. Далее, откручиванию подлежат крепежные болты гидроусилителя, которые я рекомендую откручивать в определённой последовательности, чтобы равномерно распределить нагрузку на детали. После этого осторожно снимаю усилитель с его креплений, учитывая наличие дополнительных деталей, таких как кронштейны или подушки, которые также могут потребовать демонтажа.
После снятия старого гидроусилителя я произвожу установку нового устройства. Важно убедиться, что новый усилитель подходит по всем параметрам и совместим с автомобилем. Я устанавливаю его в обратном порядке, не забывая предварительно смазать все соединения и уплотнители. Закрепляю его на месте, подсоединяю шланги и заливаю свежую жидкость для гидроусилителя. Завершающим этапом является проверка системы на наличие утечек и тестирование работы нового усилителя, что позволит убедиться в правильности выполненной работы.
Пошаговое руководство по снятию гидроусилителя руля
Чтобы лучше понять данный процесс, его следует разделить на несколько шагов.
Подготовка к демонтажу
Прежде всего, необходимо тщательно очистить все элементы ГУР от загрязнений. Это лучше делать с использованием мойки высокого давления, так как обычная тряпка не даст желаемого результата, и грязь, оставшаяся внутри гидравлической системы, может создать проблемы в будущем. Дополнительно рекомендуется полностью откачать жидкость из расширительного бачка, чтобы избежать разливов при разборке.
Снятие шланга высокого давления (ШВД)
Ослабьте и снимите стопорную гайку. После этого следует ослабить ремень, зафиксировав при этом его натяжение для удобства последующей сборки. Осторожно опустите усилитель, прокручивая регулировочный винт, после чего снимите ремень. Шланг высокого давления можно освободить, открутив болт с помощью торцевого ключа на 17. Аккуратно снимите шланг.
Шланг низкого давления (ШНД)
Подготовьте широкую и низкую емкость, например, крышку от металлического мусорного ведра. Дело в том, что, даже если вы хорошо откачали жидкость из гидравлической системы, полностью избежать утечек не удастся. Поэтому, разобранная система может протечь в салон. Используйте плоскогубцы для откручивания трубки крепления ШНД.
Не забывайте проверять уплотнительное кольцо на трубке. Оно сильно изнашивается в процессе эксплуатации, поэтому, если вы увидите на нем износ, обязательно замените его, чтобы избежать дорогостоящего ремонта гидравлической системы в будущем.
Демонтаж датчика
В передней части гидроусилителя руля установлен датчик с разъемом. Чтобы избежать случайных повреждений, постарайтесь снять его сразу же, как только будет возможность. Далее отвинтите болт, который крепит ГУР, предварительно сняв стопорную гайку. После этого демонтируйте боковые планки. Теперь можно переходить к тщательной диагностике узлов и деталей усилителя.
Альтернативный способ снятия гидроусилителя руля
Выше описан самый простой метод снятия ГУР для неподготовленного пользователя. Однако можно воспользоваться и другим порядком действий (при тех же подготовительных шагах):
- С помощью шестигранника открутите муфту рулевого вала (снизу) и при помощи рычага аккуратно сдвиньте со шлицов.
- Отсоедините тяги рулевого управления.
- Поднимите автомобиль на домкрате и снимите левое колесо.
- Открутите два болта, у придерживающих ГУР к лонжерону, и ослабьте третий болт.
- Поставьте емкости под места соединения шлангов гидравлической системы и снимайте их поочередно.
- Не забывайте оборачивать оконцовки шлангов чистой ветошью, чтобы не допустить попадания загрязнений внутрь.
- Далее, под поддерживайте гидроусилитель рукой снизу, открутите последний болт и аккуратно опустите его на пол, предварительно застелив место пленкой или газетой.
После этого приступайте к диагностике всех узлов и компонентов.
Безусловно, комфорт и качество вождения с гидроусилителем значительно возросли. Однако эта система требует должного внимания и регулярных проверок, чтобы не оказаться в неприятной ситуации с отсутствием управления и посторонним шумом из-под капота (например, при разрыве шланга гидравлической системы).
Если вы найдете причину данной проблемы, конечно, сможете доехать до сервиса, используя обычное управление, но ремонт может обойтись недешево. Этого можно избежать, если вовремя проводить техническое обследование ГУР.
Как заменить гидроусилитель руля
Если какие-то элементы и узлы невозможно восстановить, то потребуется полная замена усилителя.
- Монтаж насоса ГУР выполняется слева от двигателя. Вращение на него передается с помощью клинового ремня от шкива коленчатого вала.
- Фиксация шкива осуществляется вторым передним крепежным винтом через отверстие на валу.
- Подсоедините магистральные шланги, убедившись, что отверстия трубок не загрязнены и в них нет посторонних предметов. При соединении важно проследить за качеством уплотнения – старые резиновое резинки лучше не использовать.
- Заверните гайки на напорной магистрали. Убедитесь, что на штуцере насоса имеется патрубок для отвода пара. Как следует затяните крепеж, фиксирующий этот шланг.
- Производите натяжку приводного ремня.
- После того, как все магистральные шланги подсоединены и уплотнены, начинайте прокачку системы, заливая новое масло в расширительный бачок (старое можно не использовать). Делайте это аккуратно: сначала наполняйте до половины, затем, уменьшив поток, добавляйте масло до трети объема. Прокручивайте руль до упора влево, а потом вправо, пока не перестанут выходить пузырьки воздуха – это указывает на то, что ГУР «пролит» и воздух отсутствует.
- Если воздух попал в систему из-за резкого падения уровня жидкости, после устранения причин этого явления и добавления жидкости подождите полчаса и повторите вращение руля. Уровень жидкости в системе следует контролировать.
- Запустите двигатель с левым передним колесом, оставшимся на домкрате. Начните вращение руля из одного крайнего положения в другое. Насос будет работать. Выпуск пузырьков воздуха должен прекратиться после трех циклов. (На самом деле, продолжайте вращать до тех пор, пока воздух не прекратит выделяться).
- Остановите двигатель, снимите автомобиль с домкрата. Перезапустите двигатель и снова прокачайте рулевую систему. Прокачка должна производиться каждый раз, когда уровень жидкости падает более чем на 3 мм по метке в бачке.
- Поверните в крайнее положение и проверьте состояние соединений и уплотнений. В этом положении в магистрали наибольшее давление, что позволяет выявить дефекты системы заблаговременно.
Мнение автовладельцев о работе гидроусилителя руля
Считаю, что демонтировать ГУР самостоятельно не стоит
«Снятие гидроусилителя руля в домашних условиях – задача не из легких. Здесь важно учитывать множество факторов: от состояния насоса до правильной натяжки ремней и целостности трубопроводов. Все это лучше выполнять с профессиональным инструментом и опытом».
Без ГУР рулить тяжело
«Без ГУР управлять автомобилем становится непросто: каждая кочка ощущается на руле. А отключение гидроусилителя в полной мере означает необходимость частой замены рейки. Это не лучший вариант».
Я сам снял на «Хонде» «гидрач» и поменял рейку
«Я заменил рулевую рейку на более короткую с меньшим передаточным числом (примерно на 25% ниже стандартного). Крутить руль стало еще труднее, чем на старых моделях. Однако чувствительность управления повысилась, и руль теперь не «закусывает»».
Ремонт гидроусилителя руля требует значительных усилий и внимательности. Людям, не разбирающимся в технике, лучше доверить эту задачу специалистам в соответствующих сервисах.
Вопросы по теме
Как проверить, что гидроусилитель руля действительно нуждается в замене?
Перед тем как принимать решение о замене гидроусилителя руля, стоит тщательно проверить несколько факторов. Во-первых, обратите внимание на наличие утечек жидкости – если вы видите накапливающуюся жидкость под автомобилем, это может быть признаком неисправности. Во-вторых, анализируйте ощущения при управлении – если рулевое колесо стало тугим или появились посторонние звуки, такие как скрип или визг, это может указывать на износ гидроусилителя. Также не забудьте проверить уровень жидкости в системе и состояние ремня – натянутый и целый ремень является важным элементом корректной работы системы.
Сколько времени займет замена гидроусилителя руля в домашних условиях?
Скорость замены гидроусилителя руля зависит от вашего уровня опыта и сложности конструкции конкретного автомобиля. В среднем, замена может занять от 2 до 4 часов. Если вы хороший механик и уже имеете опыт в работе с аналогичными задачами, можно уложиться в 2 часа. Однако если вы делаете это в первый раз, учитывайте дополнительное время на изучение инструкций и возможные трудности, которые могут возникнуть. Убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и запчасти, чтобы не тратить время на дополнительные поездки за материалами.
Есть ли альтернативные методы устранения проблем с гидроусилителем руля без замены?
Да, в некоторых случаях можно устранить проблему с гидроусилителем руля без полной замены. Например, если у вас есть утечка жидкости, возможно, вам просто нужно заменить поврежденные шланги или соединения. Также стоит проверить уровень жидкости в системе и, если необходимо, долить ее до требуемого уровня. В некоторых ситуациях замена масла в системе может улучшить работу гидроусилителя, так как старое масло может потерять свои свойства и привести к ухудшению работы системы. Также полезно периодически смазывать движущиеся части системы, что может продлить срок службы гидроусилителя.