Антифриз представляет собой универсальное название для жидкостей, которые сохраняют свои свойства при низких температурах. Охладитель в автомобиле защищает детали двигателя внутреннего сгорания (ДВС) от неблагоприятных условий окружающей среды, которые могут негативно повлиять на металлические части. Ниже представлена информация о необходимости и частоте замены охлаждающей жидкости.
- Частота замены антифриза зависит от рекомендаций производителя и типа использованной жидкости.
- Рекомендуется проверять уровень и состояние антифриза каждые 5-10 тысяч километров пробега.
- Старый антифриз теряет свои свойства и может привести к перегреву или коррозии двигателя.
- Регулярная замена антифриза способствует более эффективному теплообмену и увеличивает ресурс двигателя.
- Не забывайте о необходимости замены антифриза в зависимости от атмосферных условий и стиля вождения.
Зачем менять антифриз
Антифриз — это специальный раствор, который обеспечивает циркуляцию в двигателе для поддержания оптимальной температуры в системе охлаждения. Зачем это нужно? Во время работы автомобиля компоненты мотора постоянно взаимодействуют, и в результате выделяется значительное количество тепла. Перегрев является одной из самых серьезных угроз для ДВС, так как может привести к его поломке. Для предотвращения таких неприятностей инженеры разработали систему охлаждения с принудительной циркуляцией, в которой ключевую роль выполняет хладагент.
Многие неопытные водители задаются вопросом о частоте замены антифриза. К чему ведет запоздалая замена охлаждающей жидкости или использование некачественного продукта? Вот основные проблемы, которые могут возникнуть из-за плохого антифриза:
- Перегрев двигателя внутреннего сгорания до таких температур, которые мешают его нормальной работе. Обычная температура работы ДВС составляет от +85 °С до +90 °С. Если тепло не отводится должным образом, это может вызвать перегрев, что увеличивает расход топлива и снижает мощность.
Если не принять меры быстро, это может сократить срок службы двигателя в 2-3 раза. При перегреве происходит расширение цилиндров и деформация поршневых колец. Это приводит к смешению масла с выхлопными газами и потере масел своих охладительных свойств.
- Коррозия. Антифриз, долго находящийся в системе охлаждения, становится мутным и ржавым, что способствует разрушению металлов, с которыми он контактирует.
Коррозионный слой имеет значительно меньшую теплопроводность, чем материал охлаждающей системы. В результате двигатель плохо отводит тепло, радиатор получает его недостаточно, что ведет к перегреву. Кроме того, коррозия может сужать каналы радиатора, что увеличивает гидравлическое сопротивление — это снижает скорость циркуляции охлаждающего вещества и эффективность отвода тепла.
- Появление мелких твердых частиц в антифризе. Если хладагент не менять вовремя, в нем могут образовываться осадки, которыми являются силикаты, останавливающиеся на металлических поверхностях и не растворяющиеся, что в итоге может привести к перегреву ДВС.
- Кавитационная эрозия. Кавитация — это процесс образования пузырьков пара в жидкости. Когда эти пузырьки пузырьки схлопываются, энергия концентрируется в небольших объемах.
Эти микро взрывы могут серьезно повредить металл, высекая из него частицы. Со временем это приводит к эрозии и образованию дыр в системе охлаждения. Регулярная замена антифриза и использование защитных добавок снижает риск кавитации.
- Замерзание и возможные повреждения. Высокое содержание воды в охлаждающей жидкости при перепадах температур может привести к образованию трещин в расширительном бачке и трубках, а также протечкам там, где соединяются шланги.
Многие из этих проблем возникают и из-за износа систем автомобиля со временем.
Чтобы избежать перечисленных выше проблем, необходимо регулярно проверять состояние хладагента и производить его своевременную замену.
Как часто менять антифриз
Вопрос о частоте замены антифриза волнует многих автомобилистов.
Трудно дать однозначный ответ, даже если в руководстве по эксплуатации приведены сроки замены охлаждающей жидкости. Не рекомендуется полагаться исключительно на указания производителя. Запланированные интервалы в сервисной книжке могут быть обобщенными и не всегда соответствуют вашим условиям эксплуатации.
На практике эти показатели могут быть как меньше, так и больше, в зависимости от режимов работы автомобиля. Например, в 2010 году наблюдались крайне высокие температуры — выше +40 °С. В условиях активной эксплуатации авто охлаждающая жидкость могла резко потерять свои свойства. После жаркого периода опытные водители обновили антифриз.
Таким образом, ответ на вопрос о частоте замены охлаждающей жидкости: это зависит от климатических условий и пробега автомобиля.
Важно отметить, что современные охлаждающие жидкости значительно отличаются от тех, которые производились 20 лет назад. В начале 2000-х, производители рекомендовали менять антифриз каждые 40 000–45 000 км. На сегодняшний день существуют жидкости, которые можно менять через 160 000 км, особенно те, что не требуют разбавления водой.
Что делать, если пробег автомобиля невелик? Для решения этого вопроса нужно посмотреть инструкции по эксплуатации и регламент в сервисной книге. Если информации нет, оптимальным сроком замены станет каждые 2-3 года.
Вопрос замены антифриза часто вызывает много споров среди автолюбителей. Лично я считаю, что менять антифриз следует как минимум раз в два года, даже если производитель автомобиля указывает более длительные сроки. Со временем антифриз теряет свои защитные свойства, что может привести к коррозии внутренностей двигателя, образованию отложений и, в конечном итоге, к более серьезным повреждениям. Регулярная замена помогает сохранить систему охлаждения в оптимальном состоянии и продлить срок службы двигателя.
При этом стоит учитывать, что условия эксплуатации автомобиля также играют важную роль. Если вы часто ездите в тяжелых условиях, таких как высокие температуры, плохие дороги или интенсивные нагрузки, то имеет смысл сократить интервалы замены антифриза. В таких случаях я рекомендую проверять состояние жидкости хотя бы раз в год, чтобы убедиться, что она сохраняет свои свойства и надежно защищает ваш двигатель.
Не стоит забывать о том, что при замене антифриза важно проводить полную промывку системы охлаждения. Накопленные отложения и старый антифриз могут смешиваться с новым, снижая его эффективность. Поэтому, если вы хотите максимизировать ресурс двигателя, уделяйте внимание не только срокам замены, но и качеству выполненной работы. Регулярная диагностика и обслуживание системы охлаждения помогут избежать дорогостоящих ремонтов в будущем.
Также стоит учитывать, что некоторые марки автомобилей устанавливают более короткие интервалы замены охлаждающей жидкости. Например, производители премиум-класса советуют менять хладагент через 30 000 км пробега.
Виды антифриза и правила их смешивания
Основные составляющие антифризов практически идентичны: 80 % составляют этиленгликоль и очищенная вода, остальные 20 % — это пакет добавок, определяющий характеристики жидкости. Цвет, антикоррозийные свойства, срок службы и стоимость охлаждающей жидкости зависят от применения добавок.
Стандарты для антифризов не существуют, но существует классификация по составу, предложенная VW: G11, G12, G12 plus и G13.
Не все виды охлаждающих жидкостей популярны на нашем рынке:
- зеленый (G11);
- красный (G12);
- синий (тосол).
Существуют также фиолетовые и желтые хладагенты, но они не получили широкого распространения в России.
Тосол — антифриз синего цвета.
Его состав включает этиленгликоль и очищенную воду. Также существует красный тосол, который отличается температурой кипения.
Этот вид охлаждающей жидкости содержит стандартный пакет присадок: силикаты, фосфаты, бораты, нитриты и т. д. На данный момент он считается устаревшим.
Недостатки:
- Максимальный срок службы — два года, а при интенсивной эксплуатации замена требует проводить чаще, каждые 6–12 месяцев.
- Основной компонент (этиленгликоль) токсичен и может быть опасен для жизни.
- Каждая добавка выполняет конкретную функцию.
- Образует ядовитые соединения.
- Температура кипения (+110…+115 °С) — в некоторых импортных автомобилях может произойти закипание.
- Сильно агрессивный состав, поэтому иностранные автомобили могут даже не запуститься.
Преимущества:
- Недорогой при средней эффективности.
- При -36 °С замерзает и становится желеобразным.
G11 — антифриз зеленого цвета.
Он обладает более современным составом и может быть желтого и синего оттенка. Основные производители придерживаются одного цветового кода для хладагента — это своего рода стандарт. Он содержит как химические, так и органические добавки. В отличие от тосола является слабо агрессивным (в него входят фосфаты, силикаты, бораты и небольшое количество карбоновой кислоты). Эта жидкость создает защитный слой на стенках системы охлаждения, предотвращая коррозию.
Преимущества:
- Защита от коррозии;
- Создание защитной пленки на стенках охлаждающей системы.
Недостатки:
- Снижение эффективности теплопередачи;
- Пленка недолговечна и при разрушении образует осадок в системе;
- Замена антифриза должна производиться каждые 2-3 года;
- Запрещено смешивать с другими типами хладагентов.
Кроме того, доступен антифриз G11 plus, который отличается увеличенным содержанием карбоновой кислоты (чем выше концентрация, тем ближе к G12).
Зеленый хладагент этой серии схож с российским тосолом, и условно его можно отнести к группе G11, несмотря на отсутствие такого обозначения в России.
G12 — антифриз красного цвета.
Этот тип охлаждающей жидкости изготавливается с высоким содержанием карбоновой кислоты, что делает его практически органическим.
Добавки образуют защитную пленку толщиной всего в один микрон, эффективно борясь с коррозией.
Преимущества:
- Обеспечивает хороший отвод тепла;
- Пленка не осыпается;
- Редкая замена антифриза — действует до 5 лет;
- Защита от коррозии;
- Состав не содержит силикатов.
Недостатки:
- Локализует только коррозийные участки, но не защищает всю систему охлаждения;
- Не обеспечивает защиту алюминиевым радиаторам;
- не рекомендуется смешивать с иными антифризами, содержащими этиленгликоль.
G12 plus – это гибридный тип охлаждающей жидкости. В его формуле отсутствуют опасные химические компоненты (такие как силикатные и нитратные добавки), что позволяет ему сочетаться с другими типами антифризов.
G13 – охлаждающая жидкость фиолетового цвета.
Эта разновидность хладагента была разработана в 2012 году. Производители использовали фиолетовый цвет для её маркировки и заменили ядовитый этиленгликоль на пропиленгликоль, создав безопасную и щадящую смесь. Присадки остались прежними — это карбоновые кислоты и силикаты.
Плюсы: абсолютно безопасен для здоровья.
Минусы: считается более дорогим, чем аналогичные продукты, из-за использования пропиленгликоля вместо этиленгликоля.
Как поменять антифриз
Перед проведением замены антифриза в автомобиле важно ознакомиться с инструкцией по его эксплуатации. В руководстве приведены данные о рекомендуемом периоде смены охлаждающей жидкости и советы по этой процедуре.
Когда пришло время менять антифриз, приобретите жидкость, соответствующую необходимым характеристикам вашего транспортного средства. Купить её можно как в специализированных автомагазинах, так и в отделах гипермаркетов, где торгуют автотоварами. Кроме самого антифриза, вам потребуется поддон для слива использованной жидкости и контейнер для разбавления новой охлаждающей жидкости с водой.
Перед заменой антифриза подготовьте автомобиль к этой процедуре. Если вы делаете это самостоятельно, установите машину на ровной поверхности, подготовьте шланг. Отключите двигатель и дайте ему остыть в течение нескольких часов. Проверьте, остыл ли мотор, вставив ключ зажигания и проверив температуру. После этого включите обогреватель салона и извлеките ключ из замка.
Необходимо слить старый антифриз. Для этого откройте крышку системы охлаждения. На ней могут остаться остатки хладагента и предупреждение о том, что её не следует открывать при горячем двигателе. Найдите пробку радиатора, которая, как правило, расположена в его нижней части, и поставьте поддон для слива. Возможно, вам понадобятся отвертка или специальные инструменты, поэтому подготовьтесь заранее. Слейте антифриз из бака. Если шланга нет, возможно, потребуется перекачка жидкости. Если замены не производились долго, то придётся дополнительно промыть систему охлаждения.
Затем заполните радиатор. Смешайте антифриз с очищенной водой в равных пропорциях (1:1) и залейте получившуюся смесь в радиатор до максимального уровня. Если у вас есть контейнер, его также следует наполовину наполнить жидкостью. Запустите двигатель и обогреватель, дайте системе поработать, пока не начнёт выходить воздух.
Следите за температурным датчиком, чтобы избежать перегрева. Выключите двигатель, когда начнут появляться пузырьки в радиаторе. После этого снова дополните радиатор антифризом до предела и закройте крышку. В течение ближайших нескольких дней наблюдайте за температурным индикатором.
Использованный раствор следует поместить в прочный контейнер и убедиться, что он находится вдали от детей. Лучше всего подписать тару (например, «отработанный антифриз») и отвезти на автозаправочную станцию для правильной утилизации.
Вопросы по теме
Как антифриз влияет на срок службы двигателя?
Антифриз не только предотвращает замерзание охлаждающей жидкости, но и защищает двигатель от коррозии, отложений и перегрева. Регулярная замена антифриза помогает избежать образования вредных отложений, которые могут привести к перегреву и повреждению двигателя. Чистый антифриз эффективно отводит тепло, что поддерживает оптимальную рабочую температуру и увеличивает ресурс двигателя.
Может ли старый антифриз вызвать проблемы с термостатом?
Да, старый или загрязненный антифриз может обернуться проблемами с термостатом. Со временем антифриз теряет свои охлаждающие свойства, а также может накапливать осадки и загрязнения, что приводит к засорению термостата. Это может привести к его неправильной работе, что, в свою очередь, вызывает перегрев двигателя или недостаточный его обогрев в холодное время года. Регулярная замена антифриза поможет избежать этих проблем и поддерживать термостат в исправном состоянии.
Есть ли альтернативы стандартному антифризу, которые нужно менять реже?
Да, на рынке доступны специальные антифризы с удлиненным сроком службы, которые содержат улучшенные присадки и могут сохранять свои свойства до 5-7 лет или 150,000 км пробега. Такие антифризы, как правило, основаны на органических кислотах (OAT) и обеспечивают лучшую защиту от коррозии и отложений. Однако, несмотря на их долговечность, рекомендуется периодически проверять состояние охлаждающей жидкости и следовать рекомендациям производителя автомобиля для обеспечения надежной работы двигателя.