Важным элементом тормозной системы любой машины является вакуумный усилитель, который существенно облегчает усилия водителя при нажатии на тормоза, сохраняя при этом эффективность торможения. Подобно другим деталям автомобиля, вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) может изнашиваться и выйти из строя при длительной эксплуатации. Важно регулярно проверять его работу. В этой статье мы подробно расскажем, как правильно обследовать вакуумный усилитель тормозов.
- Проверка звука — послушайте, не издает ли усилитель странные шумы при нажатии на тормоза.
- Тест на давление — сожмите тормоза, затем запустите двигатель и проверьте, насколько легкими стали тормоза.
- Проверка на утечки — осмотрите шланги и соединения на наличие утечек вакуума.
- Тест на сцепление — проверяйте, насколько эффективно работает тормоз при смене скорости.
- Замер времени — обратите внимание на время, необходимое для срабатывания тормозов после нажатия.
Принцип работы вакуумного усилителя тормозов
Ранее легковые автомобили не оснащались вакуумными усилителями, что требовало от водителей значительных усилий (примерно 80 кг) для замедления машины в экстренных ситуациях. Современные автомобили полностью оборудованы вакуумными усилителями тормозов, благодаря чему для остановки транспортного средства требуется лишь легкое нажатие на тормоза.
Для эффективной проверки ВУТ необходимо понимать его конструкцию и принципы функционирования. Вакуумный усилитель имеет металлический цилиндрический корпус и включает следующие компоненты:
- диафрагма, которую заставляет двигаться возвратная пружина;
- воздушный клапан с двумя каналами — вакуумным и атмосферным;
- центрированный в корпусе шток, один конец которого соединяется с тормозной педалью, а другой — с главным тормозным цилиндром (ГТЦ);
- патрубок, соединенный с обратным клапаном, по которому поступает разрежение из впускного коллектора мотора.
Корпус разделен на две камеры: вакуумную и атмосферную, между которыми находится мембрана. Эти камеры соединены через каналы воздушного клапана, открывающиеся поочередно при нажатии и отпускании педали тормоза.
Теперь рассмотрим, как работает стандартный вакуумный усилитель тормозов:
- Когда система тормозов не активирована, давление в обеих камерах остается одинаковым и шток с толкателем находятся в неподвижном состоянии.
- При нажатии на тормоза шток перемещается вперед, разрывая связь между камерами через вакуумный канал. Атмосферная камера открывается для наружного воздуха с помощью клапана.
- Разница давления приводит к притяжению диафрагмы в сторону разрежения, что способствует давлению на толкатель и поршень главного гидроцилиндра.
- Когда водитель отпускает тормоза, клапан закрывает атмосферный канал и открывает вакуумный, выравнивая давление внутри камер, и пружина возвращает мембрану в исходное положение.
Справка. В определенных моделях автомобилей для создания разрежения используется отдельный вакуумный насос для тормозной системы, что особенно эффективно в условиях низкого атмосферного давления, как, например, в горах.
Причины проверки работоспособности вакуумного усилителя тормозов
Хотя в случае поломки усилителя тормозная система полностью не потеряет функциональность, на водителя ляжет дополнительная нагрузка, так как придется прикладывать гораздо больше усилий для замедления автомобиля. Явный признак неисправности ВУТ — это «жесткость» педали, а также заметное снижение эффективности торможения, что создаёт потенциальную опасность на дороге.
Существуют и другие характерные признаки неисправности:
- увеличение свободного хода до половины;
- нестабильная работа мотора, особенно на холостом ходу;
- тормоза может «заклинивать», и автомобиль будет продолжать замедляться, даже когда педаль уже отпущена.
Важно: проверку ВУТ следует проводить только при работающем двигателе, так как усилитель может функционировать корректно лишь при наличии разрежения, создаваемого мотором.
Теперь обсудим возможные причины возникновения вышеописанных неисправностей вакуумного усилителя:
- неплотное соединение шланга, либо воздушный подсос через его повреждения;
- поэтому износ диафрагмы может привести к утрате герметичности;
- поломка воздушного клапана;
- разгерметизация корпуса;
- утрата упругости пружины.
Неплотное соединение или повреждённый патрубок можно исправить самостоятельно, но не забудьте проверить работоспособность «вакуумника». Если проверки подтвердят, что усилитель повреждён, возможно, придётся заменять весь механизм.
4 простых теста для проверки вакуумного усилителя тормозов
Проверка вакуумного усилителя тормозов — достаточно простая процедура, с которой легко справится даже начинающий автолюбитель. Нет необходимости снимать деталь с автомобиля; всего лишь нужно провести четыре простых теста, чтобы определить наличие неисправностей.
Первый тест, который я рекомендую провести, это проверка работы вакуумного усилителя тормозов с помощью простого «проверочного нажатия». Для этого, остановив автомобиль, я нажимаю на тормоза несколько раз подряд. Если при последующем нажатии педали тормоза я ощущаю, что она становится жёсткой и требует значительных усилий, это может свидетельствовать о проблемах с вакуумным усилителем. В нормальном состоянии педаль должна оставаться мягкой и отзывчивой.
Второй тест состоит в визуальной проверке наличия утечек. Я осматриваю шланги и соединения вакуумного усилителя на предмет повреждений или трещин. Особое внимание стоит уделить местам соединения шлангов с клапаном и усилителем. Утечки воздуха могут значительно снизить эффективность тормозов, и если я замечаю какие-либо признаки повреждений, то рекомендую выполнить замену компонентов.
Третий тест заключается в оценке работы двигателя при торможении. Я запускаю двигатель и даю ему поработать в течение нескольких минут. Затем я выключаю двигатель и нажимаю на педаль тормоза. Если после нескольких нажатий педаль становится жёсткой, это может указывать на недостаточную работу вакуумного усилителя, так как он не получает необходимого вакуума для корректной работы. Эти простые проверки помогут мне своевременно выявить возможные неисправности и обеспечить безопасность на дороге.
Тест № 1
Выполнить проверку не составит труда:
- Запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут для прогрева.
- Двигатель должен работать на холостом ходу. Уложите инструмент (например, пассатижи) для зажатия патрубка, ведущего от коллектора, или отключите его от штуцера и закройте последний деревянным клином.
- Если работа мотора не нарушается, значит, система герметична.
- Увеличение или стабилизация оборотов силового агрегата свидетельствует о подсосе воздуха через вакуумный усилитель или подающий шланг.
После завершения первой проверки, если была выявлена неисправность усилителя, необходимо осмотреть шланг вакуума. Отсоедините патрубок и тщательно проверьте его на наличие повреждений, а также обратите внимание на состояние хомутов. При необходимости поменяйте их на новые.
Тест № 2
Запустите автомобиль и дайте ему поработать несколько минут на холостом ходу (около семи минут). Затем выключите двигатель и полностью выжмите тормоза, чтобы создать вакуум в усилителе. После этого отпустите педаль и сразу снова нажмите на неё.
Если при втором нажатии ход педали уменьшился, значит, вакуум не создается, и выявлены проблемы с работой усилителя. Если же оба нажатия не отличаются друг от друга, система функционирует исправно. Если результаты теста остаются неясными, перейдите к следующему шагу.
Тест № 3
Нажмите на тормоза примерно восемь раз при выключенном двигателе. После этого ещё раз выжмите педаль максимально и запустите двигатель. Если вакуумный усилитель работает правильно, в системе будет создан вакуум. Мембрана вызовет движение штока, который потянет за собой толкатель, связанный с тормозной педалью. В этот момент вы почувствуете, что педаль опустится ещё ниже.
Если же педаль не снизилась, это указывает на отсутствие вакуума в системе, что свидетельствует о наличии неисправности. В таком случае необходимо перейти к четвертой проверке.
Тест № 4
Этот тест поможет установить, есть ли утечки воздуха. Для этого включите двигатель, выжмите тормоза до конца и выключите двигатель.
Если в течение тридцати секунд педаль не вернулась от выжатого положения, значит, всё в порядке с вакуумным усилителем. Но если она отклоняется, когда возвращается в исходное положение, это говорит об увеличении давления внутри рабочей камеры, что указывает на неисправность механизма.
Проверка клапана вакуумного усилителя тормозов
Работа вакуумного усилителя может ухудшаться из-за неисправного обратного клапана. Чтобы проверить его функциональность, откройте шланг, извлеките клапан из корпуса вакуумного усилителя и подсоедините к нему резиновую грушу. Необходимо присоединить грушу к наружной стороне (где шланг соединяется с вакуумником). Затем сожмите и отпустите грушу. Если она сжимается, значит, обратный клапан исправен.
Если клапан повреждён, его потребуется заменить. Также этот метод можно использовать для проверки герметичности впускного шланга, если нет под рукой компрессора.
Регулировка и ремонт узла после проверки вакуумного усилителя тормозов
В общем, регулировка ВУТ заключается в настройке свободного хода тормозной педали. Для корректного её выставления необходимо отрегулировать длину штока. С помощью регулировочного болта контролируется зазор или выступ. Точное положение этого болта позволяет добиться оптимального момента срабатывания клапанов.
После завершения проверки на герметичность важно не забыть отрегулировать свободный ход тормозной педали. Настройка длины штока влияет на зазор, который, в свою очередь, определяет силу давления на тормозной цилиндр. Именно поэтому крайне важно правильно установить длину штока и подобрать нужный зазор.
При отсутствии работы мотора свободный ход тормозной педали должен находиться в диапазоне от пяти до четырнадцати миллиметров. Этот зазор регулируется с помощью болта, расположенного выше уровня вакуумного усилителя тормозов. Если зазор слишком мал, это может привести к заклиниванию рабочего цилиндра, что в свою очередь вызывает ускоренный износ тормозных колодок и увеличивает расход топлива. Также в таком случае автомобиль может непроизвольно замедляться, создавая ощущение, что вы едете с включенным ручным тормозом. В то же время, слишком большой зазор увеличивает длину хода педали, что может указывать на проблемы с герметичностью в этом узле.
Мы уже обсудили процедуру проверки работы тормозного вакуумного устройства и методы его регулировки в случае необходимости. Теперь же рассмотрим вопрос ремонта этого устройства.
При возникновении неисправностей усилителя важно незамедлительно принять меры для его ремонта или замены, чтобы избежать угрозы безопасности. Если вакуумные шланги на бензиновых автомобилях или насосы на дизельных моделях вы в состоянии заменить самостоятельно, то более сложные работы лучше доверить специалистам.
Несомненно, такие услуги могут потребовать финансовых затрат, но в вопросах безопасности не стоит жалеть средств. Обратитесь к профессионалам, которые не только качественно проведут диагностику, но и с гарантией осуществят необходимые работы. Также стоит позаботиться о синхронизации колес при торможении и проверить систему ABS/ESP после ремонта, для чего потребуется диагностический стенд и специализированное оборудование.
Иногда затраты на ремонт вакуумного усилителя могут превысить стоимость аналогичного устройства с рук, но находящегося в исправном состоянии. Поэтому имеет смысл поискать такой усилитель на разборках при необходимости.
Если вы уверены в своих способностях и решили самостоятельно отремонтировать неисправный вакуумный усилитель, следуйте этим рекомендациям.
Сначала удалите обивку из моторного отсека и снимите накладку ветрового стекла. Не отсоединяйте трубки, ведущие к главному тормозному цилиндру, чтобы избежать попадания воздуха в систему. Затем открутите цилиндр от вакуумного усилителя и осторожно наклоните его вперед, чтобы не повредить тормозные трубки. Не забудьте перед этим отсоединить шланг передачи вакуума от штуцера усилителя.
Внимательно ознакомьтесь с инструкциями производителя и переходите к демонтажу усилителя. Сначала открутите все крепежные болты и отсоедините провод, идущий к стоп-сигналу.
После этого можно приступать к снятию педали с использованием специального инструмента. Если у вас есть хорошие знания конструкции вашего автомобиля, вы сможете осуществить проверку и ремонт вакуумного усилителя. Тем не менее, стоит заранее изучить информацию в Интернете и найти схему усилителя, что значительно упростит процесс и повысит шансы на успешное завершение работы.
Вопросы по теме
Как узнать, что вакуумный усилитель тормозов нуждается в замене, если тесты не выявили проблем?
Если проведенные тесты не показали признаков неисправности, но вы все же чувствуете, что тормоза работают некорректно, стоит обратить внимание на другие элементы тормозной системы и провести их проверку. Возможные причины могут включать износ тормозных колодок, утечки в системе, или проблемы с гидравлическим приводом. Рекомендуется также послушать характерные звуки при нажатии на тормоза и проверить состояние тормозной жидкости. Если жор тормозов универсальны, лучше обратиться к специалисту для глубокой диагностики.
Какие симптомы могут говорить о том, что вакуумный усилитель тормозов работает неэффективно?
Существует несколько симптомов, которые могут указывать на наличие проблем с вакуумным усилителем тормозов. Во-первых, это увеличение усилия, необходимого для нажатия на тормоза, что заставляет водителя давить на педаль сильнее, чем обычно. Во-вторых, вы можете заметить, что машина требует больше времени на остановку или изменяет свое направление при торможении. Также обращайте внимание на необычные звуки, такие как свист или шипение при нажатии на тормоза, и наличие утечки вакуума, если система оборудована дополнительными контроллерами. Если вы заметили один или несколько из этих признаков, стоит провести дополнительную диагностику системы.
Какова роль вакуумного усилителя тормозов в системе безопасности автомобиля?
Вакуумный усилитель тормозов играет ключевую роль в обеспечении безопасности автомобиля. Он значительно облегчает процесс торможения, позволяя водителю осуществлять эффективное торможение даже при нежном нажатии на педаль. Это особенно важно в экстренных ситуациях, когда требуется быстрая реакция. Недостаточная работа вакуумного усилителя может привести к увеличению тормозного пути и затруднениям в управлении, что потенциально опасно на дороге. Правильная работа данного компонента системы помогает избежать аварий и повышает общую безопасность пассажиров и водителя.