Как же удалить воздушные пробки из системы охлаждения и предотвратить их возникновение? Существует несколько простых и доступных методов, справиться с которыми может любой водитель без специальной подготовки.
- Метод 1: Использование вентиляционного клапана — открытие клапана для выхода воздуха.
- Метод 2: Прокачка системы — последовательное прогонение жидкости с помощью насоса.
- Метод 3: Подъем радиаторов — приподнимание радиатора для создания уклона и выхода воздуха.
- Метод 4: Заполнение системы снизу вверх — заполнение жидкости с нижней точки для вытеснения воздуха.
Воздушные пробки в системе охлаждения могут серьёзно повредить двигатель и негативно сказаться на работе всей системы. В числе возможных проблем — перегрев двигателя и неэффективный обогрев печки.
Воздушная пробка в системе охлаждения: симптомы
Как можно понять, что в магистралях охлаждения образовалась воздушная пробка? Существуют несколько характерных признаков:
Признак | Пояснение |
Звуки журчания антифриза в системе охлаждения![]() | При работе помпы на неполной системе охлаждения слышны характерные звуки. |
Необычное поведение индикатора температуры![]() | Воздушная пробка вызывает сбои в работе системы, что приводит к рывкам стрелки на индикаторе температуры. |
Печка не радует теплом, когда двигатель горячий![]() | Пробка может блокировать подачу нагретого антифриза в радиатор печки. |
Течи антифриза![]() | Воздушные пробки могут приводить к повышению температуры и давления, что, в свою очередь, вызывает утечки. |
Долгое нагревание мотора![]() | Из-за нарушенной циркуляции антифриз нагревается медленнее, а стрелка температуры начинает вести себя нестабильно. |
Густой белый дым из выхлопной трубы![]() | Если прокладка ГБЦ не в порядке, газы могут попадать в систему охлаждения и создавать воздушные пробки, а антифриз может сгорать, в результате чего появляется дым. |
Загорелся индикатор Check Engine![]() | Этот признак встречается редко при воздушной пробке. Обычно водители замечают более явные симптомы. |
Завоздушивание системы охлаждения: причины
Что же приводит к образованию воздушных пробок в системе охлаждения двигателя? Существует несколько главных причин появления этой проблемы:
- Проблемы с герметичностью. Шланги, магистрали и радиаторы могут пропускать воздух из-за повреждений или износа. Если после удаления пробки воздух снова появляется, требуется диагностика для поиска повреждения.
- Попадание воздуха через водяную помпу. В данном случае также происходит впуск воздуха извне, что негативно сказывается на системе охлаждения. Необходимо проверить насос.
Если насос течет, его нужно заменить.
- Неосторожная замена охлаждающей жидкости. Если заливать антифриз слишком быстро через узкое отверстие, это может привести к образованию пробок. Заливать жидкость следует аккуратно, тонкой струйкой.
- Неисправный выпускной клапан. Проблемы с выпусками лишнего воздуха могут привести к образованию воздушной пробки. В этом случае необходимо заменить крышку с клапаном для выпуска воздуха.
- Утечка антифриза. Потеря жидкость происходит из-за потери герметичности. Убыль антифриза заполняется воздухом. Утечки можно обнаружить визуально по цветным следам на кузове, моторе или трансмиссии. Для решения проблемы необходимо провести осмотр и выяснить источник утечек, а затем выполнить ремонт или замену дефектных компонентов.
- Не герметичная прокладка ГБЦ. Это очень серьезная проблема — если прокладка между ГБЦ и двигателем повреждена, охлаждающая жидкость может попадать в камеры цилиндров. Из глушителя начнется выход белого дыма. Более того, отработанные газы могут попадать в расширительный бачок, вызывая образование пузырей.
Каждая из перечисленных неисправностей может привести к серьезным повреждениям двигателя и системы охлаждения. Особенно это касается случаев перегрева. Двигатель не переносит высокие температуры, что может вызвать его выход из строя.
Первый метод, который я часто использую, это метод с помощью воздухозапорных вентилей. Для этого я открываю все вентиля на радиаторах и, начиная с самого удаленного от котла, постепенно открываю их, позволяя воздуху выходить, пока не начнет появляться антифриз или вода. Этот метод эффективен для систем с обычными радиаторами и позволяет удалить воздух без лишних усилий и расходов на оборудование.
Второй способ заключается в использовании насосов для прокачки системы. Я подключаю насос к системе охлаждения и запускаю его на максимальную мощность. Это создает достаточное давление для вытеснения воздуха из всех участков системы. Важно следить за уровнями охлаждающей жидкости и добавлять ее при необходимости, чтобы избежать повреждения насоса и других компонентов системы.
Третий метод, который я рассматриваю, это использование теплового пушки или конвекторов, расположенных на возвратной линии системы. Этот метод позволяет создать разницу температур, что способствует образованию конвекции и вытеснению воздуха. Я устанавливаю обогреватель на несколько часов, чтобы прогреть систему и помочь воздуху подниматься к вверх. Такой подход часто подойдет в старых системах, где воздух может застревать в труднодоступных местах.
Кроме того, проблемы с работой печки могут сигнализировать о завоздушивании системы охлаждения. Антифриз может не нагреваться до нужной температуры для подачи тепла в салон.
Чем опасна воздушная пробка
Нагрев двигателя до критических температур представляет собой серьёзную угрозу. Именно для предотвращения этого и создана система охлаждения. Завоздушивание опасно тем, что может привести к перегреву и его последствиям.
Поэтому проблему с воздушными пробками необходимо решать незамедлительно, чтобы избежать серьезных симптомов. Ведь с повышением температуры в двигателе также возрастает давление, что может стать причиной выхода из строя сальников и уплотнений. Поэтому необходимо как можно быстрее удалить воздух из системы.
Как выгнать воздух из системы охлаждения
Перед тем как приступить к удалению воздушной пробки из системы охлаждения автомобиля, подготовьте рабочее пространство в закрытом боксе или гараже. Наличие гидравлического подъемника или смотровой ямы будет полезно.
Самый быстрый способ
Для большинства автомобилей дроссельные заслонки имеют подогрев, к которым подсоединён шланг с антифризом. Чтобы эффективно удалить воздух из системы, необходимо на остановленном двигателе отсоединить патрубок от дроссельной заслонки. Подождите 5-10 минут, уровень антифриза в бачке должен понизиться. Затем верните патрубок и долейте антифриз в бачок.
Простой способ выгнать воздушную пробку
Существует простой, но не всегда результативный метод для удаления воздушной пробки:
- Проверьте уровень антифриза, он должен быть между отметками MIN и MAX на расширительном бачке.
- Приподнимите переднюю часть автомобиля с помощью домкрата или заедьте на эстакаду.
- Снимите крышку с расширительного бачка.
- Запустите двигатель, если он не был прогрет, дайте ему поработать 3-5 минут.
- Увеличьте обороты двигателя до 2500-3000 и удерживайте их в этом диапазоне около 5 минут.
- Сильно сжмите нижний патрубок, идущий из радиатора, чтобы удалить воздух, при этом защищая руки от жары с помощью перчаток.
- Повторяйте шаги 5 и 6 2-3 раза.
Таким образом, необходимо удалить воздух из системы. Патрубки должны быть тёплыми, но не обжигать, а из печки должен идти теплый воздух. После завершения работы снимите автомобиль с домкрата и добавьте нужное количество антифриза в бачок. Удаление воздуха займет не более 10 минут.
Если система завоздушена во время замены охлаждающей жидкости, установите автомобиль ровно, запустите двигатель и прогревайте его 5-7 минут, следите за уровнем жидкости и аккуратно добавляйте её в бачок при необходимости, избегая перегрева антифриза в двигателе.
Продувка
Также имеется ещё один метод устранения завоздушивания, который, как правило, более эффективен, чем прокачка. Будьте осторожны при работе с горячим двигателем:
- Убедитесь, что уровень охлаждающей жидкости в бачке соответствует норме.
- Нагрейте двигатель до температуры около 60°C.
- Снимите патрубок, расположенный выше всех других, и направьте его в контейнер для слива (патрубок на дроссель).
- Создайте давление в системе охлаждения через крышку расширительного бачка. Из патрубка начнёт вытекать жидкость.
- Когда жидкость пойдет без пузырьков воздуха, прекратите продувку и верните патрубок на место, фиксируя хомутом.
Для безопасного снятия крышки бачка обязательно наденьте перчатки, чтобы избежать ожогов от горячего антифриза и пара.
Также возможно провести продувку через горловину радиатора. В этом случае крышка расширительного бачка должна быть снята.
В профессиональных сервисах данная процедура осуществляется с использованием компрессора. Антифриз выводится из системы с пузырьками воздуха. Как только он начнет выходить без пузырьков, процесс продувки можно завершать.
Полностью сливать всю жидкость не рекомендуется — в системе всегда должно оставаться некоторое количество охлаждающей жидкости.
Крайняя мера
Следует полностью удалить всю охлаждающую жидкость и заменить ее новой. После этой замены в системе не останется воздушных пробок. Вот перечень необходимых работ и их последовательность:
- Удаляем всю жидкость из системы, что может быть непростой задачей. На некоторых автомобилях кран в нижней части радиатора является единственным сливным отверстием. Поскольку он располагается в низкой точке системы, его обычно хватает для слива всей жидкости.
- Затем выполняем промывку всех магистралей системы с помощью специализированных химикатов, устраняя накопившуюся накипь и загрязнения. Промывочный раствор поступает через расширительный бачок. Прогреваем двигатель, обеспечивая циркуляцию раствора по системе. После 15 минут работы двигателя сливаем всю жидкость и проводим дополнительную промывку водой, используя дистиллированную воду.
- Закрываем все краны и возвращаем пробки на их места, закручивая их как можно плотнее.
- Наливаем новый антифриз через горловину бачка, делая это очень тонкой струйкой, чтобы предотвратить попадание воздуха в систему.
- Совершим небольшой слив антифриза через шланг на дроссель, чтобы удалить все излишки воздушных пузырей.
После того как уровень жидкости в бачке понизится, аккуратно доводим его до нужного уровня, добавляя необходимое количество антифриза. Если все сделать правильно, в системе больше не будет воздуха.
Как избежать появления воздушных пробок в системе охлаждения
Чтобы предотвратить попадание воздуха в систему, стоит постоянно контролировать уровень жидкости в расширительном бачке. Если она уходит постоянно, необходимо выявить и устранить неисправность. Хороший антифриз из исправной системы охлаждения практически не испаряется.
Как проверить состояние антифриза с помощью мультиметра и не только, читайте в отдельной статье
Конечно, если есть необходимость часто доливать антифриз, это сигнализирует о возможных утечках. Утечки — это всегда проблема, ее нужно искать и устранять, а также знать, как избавиться от воздуха. Поскольку антифриз имеет определенный цвет, обнаружить утечку будет несложно. Обращайте внимание на цвет лужиц.
Важно использовать тот антифриз, который рекомендован производителем. Также стоит избегать контрафактной жидкости. Некачественный антифриз может быстро испаряться, оставляя в системе воздушные пробки. Это может привести к проблемам с удалением воздуха.
Если данный материал оказался полезным, оставьте комментарий. Если же он не помог или неактуален, пожалуйста, напишите тоже.
Вопросы по теме
Как часто нужно проветривать систему охлаждения, чтобы предотвратить накопление воздуха?
Частота проветривания системы охлаждения зависит от нескольких факторов, таких как частота эксплуатации устройства и качество используемой охлаждающей жидкости. В общем, рекомендуется проводить проверку и проветривание системы хотя бы один раз в год, особенно перед началом отопительного сезона, чтобы избежать накопления воздуха, что может привести к перегреву и снижению эффективности работы системы.
Что произойдет, если игнорировать воздух в системе охлаждения?
Игнорирование воздуха в системе охлаждения может привести к нескольким проблемам. Во-первых, это может вызвать «воздушные пробки», которые блокируют поток охлаждающей жидкости, что снижает эффективность теплоотведения. Во-вторых, накопление воздуха может привести к перегреву компонентов системы, что, в свою очередь, может вызвать поломку или даже серьезное повреждение оборудования. Поэтому регулярная проверка состояния системы и удаление воздуха имеют первостепенное значение для её надежности.
Какие дополнительные меры предосторожности стоит принять при удалении воздуха из системы охлаждения?
При удалении воздуха из системы охлаждения важно соблюдать несколько дополнительных мер предосторожности. Во-первых, убедитесь, что система полностью остыла перед началом работ, чтобы избежать травм от горячих жидкостей. Во-вторых, используйте только качественные инструменты и прокладки, чтобы избежать утечек. Наконец, после завершения процесса проветривания рекомендуется провести тестирование системы на наличие утечек и её общей эффективности, чтобы убедиться, что всё работает нормально.