Индикатор Check Engine, появившийся на панели управления, указывает на наличие проблем с автомобилем. Можно ли продолжать движение, как деактивировать Чек, что вызвало эту проблему и как вести себя с включенным индикатором — об этом расскажем в данной статье.
- Неполадки в системе зажигания: износ свечей зажигания или высоковольтных проводов.
- Проблемы с датчиками: выход из строя датчиков кислорода или массового расхода воздуха.
- Неисправности в системе подачи топлива: загрязненные топливные фильтры или насосы.
- Двигатель перегревается: недостаток охлаждающей жидкости или неисправность термостата.
- Электрические проблемы: неполадки в системе зарядки или аккумуляторе.
- Загрязненный воздушный фильтр: ухудшает работу двигателя и может вызвать проблему.
Check Engine — индикатор диагностики
Ранее данный индикатор использовался в карбюраторных двигателях для указания на неисправности в системе подачи топлива. Однако с прогрессом технологий и внедрением электронного впрыска (инжектора) и других современных компонентов, он стал сигнализировать о различных сбоях в работе автомобиля. Датчики осуществляют контроль за функционированием транспортного средства, регистрируя как серьезные, так и незначительные неполадки (например, ухудшение качества топлива или понижение давления тормозной жидкости). Собранные данные обрабатываются электронными блоками управления.
Если индикатор Чек Энджин загорелся, это говорит о том, что электронный блок управления (ЭБУ) зафиксировал аномалии в работе системы автомобиля. Компьютерная диагностика поможет лучше понять, что именно произошло.
Поговорим о причинах включения индикатора Check Engine и последующих действиях.
Периодически мигает
К основным причинам, из-за которых может мигать индикатор Чек Энджин, относятся:
- Троение двигателя — индикатор срабатывает при отсутствии искр, что вызывает выброс несгоревшего топлива в коллектор.
- Излишний износ катализатора — движение с мигущим Чек Энджин категорически запрещено.
- Нестабильная работа топливной системы — лямбда-зонд сообщает ЭБУ о неправильном соотношении смеси.
- Неисправность катализатора — ухудшение его способности пропускать выхлопные газы.
Постоянно горит
Если индикатор Чек Энджин горит постоянно, то часто причиной являются:
- некачественное топливо;
- необходимость смены свечей зажигания;
- обрыв в катушке зажигания;
- короткое замыкание в проводке;
- неисправность катализатора или форсунок;
- повреждение бензонасоса или лямбда-зонда.
Топ 14 причин почему загорается Чек Энджин
Существует множество факторов, способствующих возникновению индикатора Чек двигателя. Он может гореть или мигать. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации:
- незакрученная крышка бензобака;
- плохое качество топлива;
- пониженный уровень моторного масла;
- засорение фильтрующего элемента в баке или неисправность бензонасоса;
- нечистые форсунки;
- повреждение катушек зажигания или высоковольтных проводов;
- проблемы со свечами зажигания;
- разрушение гибких шлангов или жестких труб, прокладок впускного коллектора;
- выход из строя катализатора;
- неисправности лямбда-зондов;
- сбои в программном обеспечении или поломка ЭБУ;
- несоответствие положения коленчатого и распределительного валов;
- короткое замыкание в проводке, повреждение контактов;
- понижение или нестабильность напряжения.
Диагностика автомобиля сможет точно определить причину, из-за которой загорелся индикатор Check Engine.
В большинстве случаев достаточно недорогого OBD II сканера с приложением на смартфон. Перед покупкой стоит изучить информацию о том, какие версии устройства лучше подходят для различных моделей автомобилей.
Как убрать Чек
Чтобы попытаться отключить индикатор Check Engine без услуга компьютерной диагностики, в первую очередь стоит выполнить следующие шаги:
- Проверить, что крышка бензобака закрыта — часто проблема возникает после остановки на АЗС. Основные причины неисправности — нарушение герметичности топливной системы из-за неплотно закрытой крышки или плохое качество топлива.
- Оценить состояние свечей зажигания — проблемы могут возникнуть из-за нагара на электродах, что может привести к утечке тока или неправильному зазору между ними. Нагар чаще всего образуется из-за металлических частиц в топливе. Максимально допустимый зазор между электродами составляет 1,3 мм. Визуальный осмотр свечей после извлечения не всегда дает уверенность в их работе, лучше осуществить проверку на стенде. В случае необходимости проводятся чистка, регулировка зазора или замена свечей.
- Убедиться в достаточном уровне масла в двигателе — индикатор Чек Энджин часто загорается при прогреве двигателя. Обращайте внимание на посторонние звуки со стороны мотора. Уровень масла можно проверить с помощью щупа, при необходимости добавив.);
- Заменить технологические жидкости и их фильтры — это важно для автомобилей с датчиками степени чистоты жидкостей. Индикатор Check Engine может загореться, если характеристики жидкостей (антифриз, топливо) резко ухудшаются.
- Краткосрочно отсоединить (на 15-20 секунд) минусовой провод от аккумулятора — это действие не только сбросит ошибку двигателя, но и обнулит время, настройки бортового компьютера и аудиосистему (в некоторых моделях потребуется ввод кода для возобновления работы мультимедиа). Этот способ эффективен для удаления Чек Энджин, вызванного сбоем в работе ЭБУ или накоплением в памяти множества незакрытых ошибок. Альтернативным вариантом сброса ошибок может служить использование автосканера — это устройство не только удаляет ошибки, но и расшифровывает их.
Существует множество причин, по которым может загораться индикатор «Check Engine». Первой, и одной из самых распространенных, является проблема с системой впуска воздуха. Если датчик массового расхода воздуха (MAF) загрязнен или вышел из строя, это может привести к неправильному изменению смеси топлива и воздуха, что вызывает активацию тревожного сигнала. Я рекомендую проверить и очистить этот датчик, либо заменить его, если он поврежден.
Следующей частой причиной является неисправность системы свечей зажигания или катушек зажигания. Если свечи изношены или катушки перестают работать должным образом, это может привести к неравномерной работе двигателя и увеличению выбросов. Я советую самостоятельно проверить состояние свечей и при необходимости заменить их. Также стоит обратить внимание на провода зажигания, которые могут быть изношены или повреждены.
Еще одной причиной, по которой загорается «Check Engine», может быть проблема с кислородными датчиками. Они отвечают за контроль содержания кислорода в отработанных газах и могут выйти из строя из-за загрязнения или возрастного износа. Если их не заменить вовремя, это может привести к плохой экономии топлива и увеличению выбросов. Я рекомендую визуально осмотреть датчики и, если они выглядят потрепанными, заменить их самостоятельно или в сервисе.
Если после выполнения всех вышеперечисленных действий значок Check Engine остался включенным или гаснет, но затем снова появляется, значит, потребуется более глубокая диагностика транспортного средства.
Горит Check, что делать дальше
Если индикатор неисправности двигателя загорается, его можно попробовать устранить самостоятельно. В первую очередь необходимо зафиксировать количество и частоту миганий индикатора и сопоставить эти данные с техническими характеристиками автомобиля.
Можно также воспользоваться услугами автосервисов или диагностическим сканером. Эти методы помогут выяснить точную причину появления индикатора Чек Энджин.
Светиться индикатору Чек Энджин не всегда означает наличие серьезных поломок. Важно в первую очередь обратить внимание на изменения в работе автомобиля, что поможет определить возможность дальнейшего использования транспорта.
Когда ехать можно, а когда нет
Расшифровка кода ошибки сигнализирующего устройства Check Engine не вызывает трудностей. Для этого можно обратиться в СТО или осуществить операцию самостоятельно с помощью автосканера. Но что делать, если индикатор Check Engine появился во время движения, и под рукой нет сканера? Необходимо правильно оценить ситуацию. Первым делом стоит остановиться и перезапустить мотор, следя за изменениями:
Если значок Check Engine горит, но основные параметры автомобиля не изменяются — движение разрешено.
При мигании Чек Энджин, в то время как ДВС работает стабильно и нет других индикаторов — можно продолжать движение.
Если мотор переключился в аварийный режим: он не набирает высокие обороты, мощность уменьшилась — при мигании индикатора Check Engine лучше остановиться; если светится постоянно, можно продолжать движение.
Если поведение автомобиля изменилось: непрерывные колебания оборотов, троение двигателя, неприятный запах гари и т. д. — таковой движение запрещено.
Если вместе с Чеком загораются: значок охлаждающей жидкости, масленка, индикатор катализатора — движение также запрещено.
Как доехать до сервиса, когда светится Чек
Во время движения с горящим индикатором неисправности двигателя следует придерживаться щадящего режима, а именно:
- двигаться со скоростью не более 60 км/ч;
- обороты двигателя должны оставаться в пределах 2500 оборотов в минуту;
- уменьшить нагрузку на двигатель, отключив кондиционер, обогрев, аудиосистему и другие лишние устройства;
- соблюдать плавный стиль вождения, избегая резких ускорений и торможений.
Возвращаться к привычному стилю вождения разрешается только после устранения проблем.
Как избежать появления
Чтобы минимизировать вероятность появления индикатора Check Engine, следует соблюдать следующие рекомендации:
- своевременно проводить техническое обслуживание автомобиля;
- регулярно проверять и осматривать основные узлы и агрегаты, оперативно выполнять их ремонт при необходимости;
- заменять детали и расходные материалы, отработавшие свой ресурс, без промедлений;
- слушать мотор на предмет появления посторонних звуков;
- наблюдать за работой автомобиля по показаниям приборов, световым индикаторам, появлению запаха несгоревшего топлива и изменению звуков в работе;
- заправляться топливом, рекомендованным производителем автомобиля, выбирая проверенные АЗС.
Рекомендуется всегда иметь при себе автосканер. Это позволит провести тестирование даже в случае появления индикатора Чек Энджин в пути. Если фиксируются серьезные неисправности, необходима консультация специалистов СТО.
Что написано в инструкции авто о Check Engine
Автопроизводители разрабатывают различные программные решения для своих автомобилей, что приводит к разнообразным причинам возникновения индикации Чека у разных моделей. Ниже представлены выдержки из руководств пользователей различных брендов, объясняющие, что может вызвать появление Чека.
- Лада
В данном случае ничего критичного, просто ознакомьтесь с деталями
- Киа/Хендай
- Тойота
- Фольксваген
- Рено
- Ниссан
- Мазда
- БМВ
Вопросы по теме
Как часто стоит проверять систему диагностики автомобиля, чтобы снизить риск появления «Check Engine»?
Проверка системы диагностики автомобиля рекомендуется каждые 10 000 — 15 000 километров или один раз в год. Регулярные проверки помогут выявить потенциальные проблемы до того, как они станут серьезными. Также стоит следить за индикатором «Check Engine» и обращаться к диагностике при его появлении, даже если автомобиль работает нормально.
Что делать, если загорается индикатор «Check Engine», но машина ведет себя нормально?
Если индикатор «Check Engine» загорелся, но автомобиль ведет себя стабильно, первым делом проверьте уровень топлива и масла, так как иногда причиной может быть банальная ошибка, связанная с датчиком уровня. Также стоит подключить диагностический сканер для считывания кодов ошибок; это поможет определить, в чем именно дело. Если код не критичный и автомобиль не проявляет других симптомов, можно аккуратно продолжить движение, но не затягивайте с проверкой.
Какие инструменты могут пригодиться для самостоятельного удаления причин, вызвавших «Check Engine»?
Для самостоятельной диагностики и устранения проблем, связанных с «Check Engine», вам могут понадобиться базовые инструменты: OBD-II сканер для считывания кодов ошибок, набор ключей и отверток, мультиметр для проверки электрических цепей и, возможно, специальные приспособления для работы с топливной системой. Наличие хорошего руководства по ремонту конкретной модели автомобиля также будет полезным для понимания причин и последовательности действий при устранении неисправностей.